Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие новых информационно-коммуникационных технологий как база становления информационного общества




 

На протяжении человеческой истории возникали и существовали различные типы общественного устройства людей: родоплеменные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические, индустриальные, постиндустриальные. Но во все времена люди нуждались в питании, одежде, жилище и … в информации, без которой оказывалось невозможным человеческое существование, передача практического опыта и знаний последующим поколениям, в конечном итоге – эволюционное развитие общества.

Таким образом, развитие цивилизации сопровождалось участием человека в информационных процессах. При этом постепенно увеличивающийся объем информации требовал умений обобщения знаний и опыта для их хранения и последующей передачи. Появляются различные средства и методы обработки информации, которые определили некие этапы кардинальных изменений в обществе – информационные революции.

Первая революция связана с изобретением письменности. Это обусловило качественный гигантский и количественный скачок в развитии общества. Знания стало можно накапливать и передавать последующим поколениям. Вторая революция (середина XVI века) определяется изобретением книгопечатания. Возник качественно новый способ хранения, систематизации и размножения информации. Третья революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать информацию в любом объеме. Возникли средства информационной коммуникации. Четвертая (70-е годы XX века) революция связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. Электронные устройства обработки и хранения информации обеспечили постепенный переход от индустриального к постиндустриальному, а затем к информационному обществу.

Следует, учесть, что феноменальный рост производства компьютеров сам по себе не стал основным условием перехода к информационному обществу. Еще не так давно компьютеры работали в основном изолированно друг от друга. Локальные сети, системы управления базами данных использовались в основном как инструмент внутренней автоматизации отдельных компаний и фирм. Следующий этап информационной революции неразрывно связан с появлением глобальных компьютерных сетей (1986 г.), которые потребовали значительного увеличения мощности и информационных возможностей отдельных компьютеров.

Важнейшим катализатором процесса информатизации стало мировое признание международной компьютерной сети интернет. Именно она смогла объединить миллионы людей и сотни стран, сократить географические расстояния и ликвидировать преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования.

Появление интернета и начавшаяся по всему миру либерализация рынка, следствием которой стало соответствующее снижение стоимости коммуникационных услуг, - два важных фактора, которые ускорили развитие информационной сферы, усилили ее социальный аспект. Снижение цен на компьютеры и связь сделали их доступными для широких масс, а не только для бизнеса и государственных учреждений, что, в свою очередь, оказало решающее воздействие на информационную индустрию, у которой появились миллионы новых потребителей и обширные рынки сбыта. Результаты исследования министерства торговли США показали, что радио понадобилось 30 лет, чтобы достичь аудитории в 50 млн. человек, телевидению - 13 лет, а интернету - всего 4 года.

Для людей, имеющих доступ к новым информационно-коммуникационным технологиям, открываются огромные возможности. Используя Сеть можно задать интересующий вас вопрос всему миру, быстро получить многочисленные ответы и высказать свою точку зрения, поучаствовать в виртуальных конференциях, найти друзей и коллег, узнать о чьих-то достижениях и поведать миру о своих собственных. Главное, пожалуй, заключается в том, что человек становится более свободным в выборе информации, что обусловлено обилием ее источников и мгновенной доступностью. Появляется реальная возможность самостоятельно формировать набор деловой и развлекательной информации, самому определять, что и когда слушать и смотреть.

Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий повышается индивидуализм в работе. Сотрудник может полноценно работать дома или в другом месте, не только в офисе. Соответственно, возникают новые виды рабочих отношений, растет независимость сотрудников в формировании своего рабочего графика. Все большее число людей использует возможности дистанционного обучения, начинает активно реализовываться принцип постоянного повышения квалификации. Улучшение подготовки специалистов открывает компаниям и учреждениям новые горизонты в управлении персоналом, а, значит, и возможности роста производства. В свою очередь, для каждого сотрудника это означает более успешную и динамичную карьеру, что порождает большую мотивацию к труду.

С другой стороны, использование интернет-технологий несет в себе расширение возможностей предпринимательской деятельности, позволяя при минимальных финансовых затратах максимально увеличить сеть сбыта продукции. Сегодня компании обладают возможностью проводить видеоконференции и виртуальные презентации, обеспечивающие наибольший охват аудитории; создавать на WWW свои “витрины”, где потенциальные покупатели могут не только получить полную информацию о компании, предоставляемых ею услугах и продукции, но и высказать по этому поводу свое мнение. Это, в свою очередь, позволяет компаниям налаживать обратную связь с клиентами, выявить наиболее популярные услуги и товары и, в соответствии с этим, координировать свою деятельность.

Помимо возможностей получить хорошее образование и “заработать”, современные интернет-технологии предоставляют и обширные возможности для того, чтобы “потратить”. Потенциальный покупатель, имеющий дома персональный компьютер, подключенный к сети интернет, может сегодня, не выходя из дома осуществлять покупки с доставкой продукции на дом, бронировать гостиницы, заказывать авиа-авто-ж/д билеты, совершать разнообразные операции с недвижимостью, осуществлять банковские операции и многое другое.

Развитие информационно-коммуникационных технологий несет в себе значительные перемены в политической жизни общества. Во-первых, появляется возможность оперативного доступа максимального числа людей к текстам законопроектов еще на стадии их предварительной разработки, а также к большому объему аналитической информации по этому поводу. Во-вторых, принципиальное нововведение заключается в возможности каждого гражданина с относительно минимальными затратами обратиться к неограниченной по своему составу аудитории и высказать по тому или иному вопросу свое мнение. Наглядными примерами со стороны правительства служат: общение президента РФ Д.Медведева, главы правительства В.В. Путина с гражданами России в прямом эфире основных российских телеканалов, ведение собственных блогов, телеконференции и прямые телемосты с удаленными территориями России и другими государствами. Что касается рядовых граждан, то основными приметами качественных изменений образа жизни населения стал колоссальный рост популярности социальных сетей, блоггерство, профессиональные и научные сетевые сообщества, бурное развитие и повсеместное распространение мобильной (сотовой) связи.

В большинстве развитых стран активно развивается «электронное правительство». В России сегодня практически все государственные и региональные ведомства имеют свои собственные сайты в Интернете, с помощью которых осуществляют информирование граждан о регламенте работы, публикуют документы, выполняют отдельные административные функции, отвечают на вопросы граждан. Все это, в конечном итоге, способствует совершенствованию демократических процедур, улучшению качества государственных услуг и повышению их доступности, экономии времени граждан, повышению политической активности населения, установлению более эффективного диалога государства с общественностью.

Процесс перехода человечества к новой социально-экономической формации, которую ученые называют и информационным обществом, и информационной цивилизацией и информационной эпохой, а также обществом знания носит глобальный характер, поскольку затрагивает все страны и все сферы человеческой деятельности, является магистральным направлением развития цивилизации. Мир вступает в новую стадию своего развития, при этом, как и всегда, крайне неравномерно и противоречиво.

 

1.2 Информационное общество: отличительные черты и проблемы переходного периода

Слово «информация» известно в русском языке со времен Петра I, а его синонимы «сведения», «вести» употреблялись и того раньше. Но никому не приходило в голову называть существующее общество информационным. Основные концепции информационного общества были сформулированы в конце 1960-х – начале 1970-х гг., т. е. еще до гигантского скачка в информатизации общества, как идея «постиндустриального» общества. Они нашли отражение в работах социологов, футурологов, философов разных стран: Д. Белла, А. Тоффлера, М. Маклюэна, Е. Масуды и др.

Первый и классический вариант концепции постиндустриального (более позднее название - информационное общество) дал американский социолог Д. Белл в книге Bell D. The Сoming of Post-Industrial Society. A Venture in Social Forecasting / D. Bell. - N.Y., Basic Books, Inc., 1973 (русский перевод: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования: пер. с англ. / Д. Белл. – М.: Academia, 1999). В работах другого известного футуролога Э. Тоффлера «Шок будущего», «Третья волна», «Метаморфозы власти», «Революционное богатство» наступившие и грядущие проблемы информационного общества были ярко и убедительно описаны и, в значительной мере, объяснены.

В конце 20 в. понятие «информационное общество», фактически заменило термин «постиндустриальное общество». Существуют разногласия в определении первенства употребления словосочетания «информационное общество». Некоторые ученые приписывают приоритет его использования американскому экономисту Ф. Машлупу, другие – профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Независимо от авторства, термины «информационное общество» и «информатизация» прочно заняли свое место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых, обычных граждан.

В настоящее время изучением социальных процессов, происходящих в мире в переходный период, занимаются все большее число ученых в разных странах. Среди них философы, футурологи, социологи, психологи, экономисты, специалисты в области образования. Наиболее известные среди них: Д. Белл, Э. Тоффлер и Х. Тоффлер, Мануэль Кастельс, М. Маклюэн, Е. Масуда. Среди российских ученых, активно исследующих данную проблему и смежную с ней проблему трансформации образования, необходимо назвать А.И. Ракитова, К.К. Колина, В. Иноземцева, А.Д. Урсула, Г.Е. Зборовского, Я. Шрайберга, Н.Н. Гендину, Е.А. Шуклину. Следует отметить, что пока что научным сообществом не выработано единых подходов к терминологии, обозначающей происходящие в мире цивилизационные изменения.

Как отмечалось выше, существуют разные подходы к определению понятия «информационное общество». Например, И.Г. Моргенштерн (известный в научных кругах книговед и библиографовед) предложил достаточно краткое и емкое определение информационного общества: « информационнымявляется общество, уровень развития которого в большей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, её свободой и доступностью».

По мнению многих ученых, информационное общество - это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации

Характерные черты информационного общества:

Ø большая часть трудоспособного населения занята исключительно умственным трудом, то есть производством, переработкой и распространением информации;

Ø процессами создания, распространения, обмена и особенно потребления информации пронизаны все области жизнедеятельности людей;

Ø развитие информации и информационных технологий определяет уровень развития страны в целом, а информационные ресурсы рассматриваются в качестве стратегических ресурсов государства и общества. Слова «кто владеет информацией, тот владеет миром», произнесенные почти четыре столетия назад известным английским философом Френсисом Бэконом, приобретают качественно новый смысл;

Ø общество обладает техническими средствами и экономическими ресурсами, позволяющими в любое время и в любом месте обеспечивать наиболее точной и полной информацией всех сограждан;

Ø информационное общество формируется на основе гражданского общества. В нем законодательно закреплена и реализуется свобода слова и печати, производства и распространения информации. Власти не только не скрывают правду от населения, а, напротив, стремятся довести объективную информацию до всех граждан;

Ø информация, знания, технологии становятся самыми востребованными товарами, основой процветания, как государства, так и отдельных личностей;

Ø повышается уровень образования, развитие человеческого потенциала становиться главной областью вложения финансовых средств;

Ø на основе сетевых телекоммуникационных технологий развиваются сетевые социальные структуры (например, дистанционное образование; онлайновые сообщества в сфере науки, образования, культуры; онлайновые административные структуры, так называемое «электронное правительство» и др.).

В то же время, международная организация ЮНЕСКО в последнее время выразила обеспокоенность по поводу ограниченности концепции информационного общества. Позиция ЮНЕСКО предусматривает продвижение концепции общества знания, а не мирового информационного общества. Отличие концепции общества знания от информационного общества заключается в том, что «…концепция информационного общества связана с идеей «технологических инноваций», тогда как понятие общество знаний охватывает социальные, культурные, экономические, политические и экономико-правовые аспекты преобразований». Данная концепция основана на учете все возрастающей изменчивости, динамичности окружающего мира, ее можно условно назвать «стратегией опережающего развития».

Если не вдаваться глубоко в философские аспекты содержания понятий «информационное общество » и «общество знаний», то можно считать на сегодняшний день данные дефиниции синонимами. По крайней мере, в средствах массовой информации и популярной литературе они используются в качестве таковых.

Очевидно, что столь глубокие и динамичные изменения, обусловленные лавинообраз­ным процессом гло­бальной информа­тизации общества, коренным образом меняют привыч­ный уклад жизни и профессиональную деятельность миллионов людей практически во всех странах мира. Их влияние на все сферы жизни людей имеют всеобъемлющий характер, что позволяет ква­лифицировать современный период развития циви­лизации как глобальную информаци­онную революцию.

Такой точки зрения придерживается ряд ученых. Прежде всего, это Мануэль Кастельс, выдающийся социолог, испанец по происхождению, автор более 20 монографий, который работал во многих странах мира, в том числе и в России. Его трехтомная монография «Информационная эпоха: экономика, общество, культура», изданная в Оксфордском университете в 1996-98 гг., переведена на многие языки, в том числе на русский (издана в 2000 г.).

Характеризуя новую, информационную эпоху, М. Кастельс отмечает, что «в новом, информационном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Разумеется, знания и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и на обработке информации. Однако, специфическим для информационного способа развития является воздействия знания на само знание как главный источник производительности».

Итак, ключевым показателем развития информационного общества является стремительный рост информации, информационных ресурсов, на основе опережающего развития информационных технологий. Однако, процесс глобальной информатизации общества создает для нашей цивилизации не только новые возможности, но и новые проблемы. Одна из них – информационное неравенство (или «цифровой разрыв, цифровая щель" ). Возникшая новая информационная среда оказывается в разной степени доступной как разным людям и организациям, так и разным странам мирового сообщества в целом. Информационное неравенство создает угрозу стабильности общества, поскольку усиливает его социальное расслоение, поэтому усилия мирового сообщества и государств должны быть направлены на ликвидацию информационного неравенства.

По оценке ряда исследователей, в частности К.К. Колина, у проблемы информационного неравенства имеются следующие аспекты:

Ø геополитический – связан с неравномерностью развития самого процесса информатизации в разных странах и регионах, что обусловлено не только различными научно-техническими и экономическими потенциалами этих стран, но и различиями в образовательных уровнях;

Ø социально-экономический – обусловлен национальной политикой государства в области развития информационной среды, создании информационной инфраструктуры;

Ø личностно-социальный – связан с социальной адаптацией человека к новой, быстроменяющейся среде;

Ø лингвистический аспект – подавляющая часть информации в области новейших достижений науки, техники и технологии распространяется на ограниченном количестве языков: английском, русском, немецком, французском (в последнее время расширение идет за счет японского, китайского, корейского языков).

Очевидно, что различные страны находятся на разных этапах продвижения к информационному обществу, что определяется степенью развития в них демократических принципов и основ гражданского общества, уровнем развития экономики, информационных и телекоммуникационных технологий, другими значимыми технологическими, политическими и социальными факторами. В соответствии со степенью развития процессов вхождения в информационное общество у разных стран в разной степени проявляются проблемы переходного периода.

Так, например, для развитых стран существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится феномен "кризиса человека". Дело в том, что человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации вообще не поддается осознанному восприятию. В связи с этим учащаются случаи " эскапизма", то есть ухода людей от проблем реальности социальной и политической жизни в религию, трансцендентальную философию, виртуальный мир. Множится число психических заболеваний и суицидов.

В ряде документов Европейского союза отмечается, что переход к информационному обществу создает новые возможности в сфере занятости. В то же время одной из наиболее сложных и трудноразрешимых социальных проблем для развитых стран эпохи глобализации становится маргинализация части населения. В современных условиях она не обязательно подразумевает прозябание в беспросветной нищете. Речь идет о людях, которые не могут найти себе места в "информатизированной" экономике, по разным причинам конфликтуют с принятой большинством системой ценностей и общественных отношений.

Таким образом, по мере развития общества, основанного на высоких технологиях, возрастает риск исключения из социальной жизни многих слоев населения. Прежде всего, это малообеспеченные граждане, которые просто не могут позволить себе приобрести новую цифровую технику и работать в компьютерных сетях. Вместе с тем существует и такая проблема, как нежелание или неумение пользоваться новыми информационными и коммуникационными технологиями, требующими от потребителя новых качеств – высокого уровня абстрактного мышления, быстроты реакции, готовности к постоянному изучения новых технологий и технических средств, постоянному самообразованию.

Все большую остроту приобретают новые, пока ещё малоизученные социальные проблемы. Такие как проблема информационной безопасности, защиты личной жизни человека от несанкционированного вторжения и контроля с использованием ИКТ, манипулирование сознанием, информационная преступность, информационные болезни и информационные войны. По оценкам специалистов информационные войны по уровню своей эффективности сопоставимы с применением оружия массового поражения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных