Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современное состояние и уровень развития информационного общества в мире и в России




Конец 20 века ознаменовался новым этапом развития информационного общества – признанием мировым сообществом глобальности происходящих перемен. 22 июля 2000 г. на японском острове Окинава главы 8 ведущих стран мира подписали Хартию глобального информационного общества. Окинавская Хартия глобального ин­формационного общества явилась первым концептуальным международным докумен­том, в котором руководители ведущих раз­витых стран мира заявили о своих намере­ниях к сотрудничеству в области становле­ния глобального информационного общест­ва.

«Восьмерка» провозгласила основные положения, которые страны будут применять при осуществлении политики по формированию и развитию информационного общества. И, хотя «Хартия» не имеет статуса международно-правового документа, она несет мощный идеологический заряд для государств мира, нацеленный на создание «общества 21 века», общества, в котором от качества, полноты и точности информации будет в решающей степени зависеть благополучие и несчастья – и каждого человека в отдельности, и различных сообществ – вплоть до всего человечества.

Одним из наиболее крупных событий в области международного сотрудничества стран мирового сообщества в области по­строения информационного общества следу­ет признать Всемирный саммит 2003 года в Женеве, на котором были приняты следую­щие важные международные документы:

· Декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии».

· «План действий по формированию информационного общества».

Следующий Всемирный саммит 2005 года в Тунисе проходил под эги­дой ООН, а его участниками стали более 150 стран мира. При этом выставку новой ин­формационной техники и информационных технологий посетили около 15 тыс. человек, правительст­венные делегации 50 стран возглавляли первые лица (президент или премьер-министр). Основными вопросами для обсуждения на саммите в Тунисе являлись следующие:

· проблема сокращения «информаци­онного разрыва» между развитыми странами и странами «третьего мира».

· проблема международного контроля и управления сетью Интернет.

Важное значение для координации и кооперации деятельности государств с целью преодоления проблем переходного периода, а также создания равных возможностей для граждан всех стран в доступе к информации имеет деятельность международной организации ЮНЕСКО.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» родилась в 2000 г. в результате слияния двух важнейших программ ЮНЕСКО прошлого десятилетия: «Общей программы по информации» и «Межправительственной программы по информатике». Она создана в качестве основы для международных дискуссий о политических, правовых, этических и социальных проблемах, связанных с построением глобального информационного общества, а также для подготовки проектов, ориентированных на обеспечение всеобщего доступа к информации.

Одна из главных целей программы – разработка инструментария и последующая эффективная реализация базовых элементов для построения глобального информационного общества и общества знаний. Основной предмет программы – информационная политика, ориентированная на человека, развитие его потенциала, ресурсов, навыков и знаний. Ведь именно от людей зависит, каким путем будет развиваться человечество и каждая страна, каждый народ в отдельности. Новейшие информационные и коммуникационные технологии помогают развитию, в значительной степени являются его залогом, но сами по себе не обеспечивают равноправного доступа к информации для всех. Люди, особенно в развивающихся странах (а Россия – одновременно и развитая, и развивающаяся страна), должны быть максимально вовлечены в участие в мировых процессах. Каждый человек должен получить максимум преимуществ от свободного и эффективного доступа к информации.

Формирование информационного общества в России сегодня является необходимым условием устойчивого развития страны, ее полноценной интеграции в мировую экономику. К сожалению, несмотря на высокие темпы развития в информационной сфере в последнее время, Россия не смогла на текущий момент сократить отставание от высокоразвитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Такое положение вызвано как общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения), так и целым рядом факторов, создающих препятствия для полноценного использования преимуществ новых информационных и телекоммуникационных технологий в различных сферах экономики, производства.

Нельзя сказать, что в Российской Федерации полностью игнорировались новые реальности. Еще в начале 90-х годов по инициативе ученых и юристов в стране был принят ряд законов, в какой-то мере регулирующих вопросы собственности на информационные технологии. Это, прежде всего, федеральные законы РФ от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" и "О правовой охране топологий интегральных микросхем", закон "Об информации, информатизации и защите информации" 1995 г., закон 1996 г. "Об участии в международном информационном обмене". Данные законодательные акты представляли попытку ввести в правовые рамки расширяющееся участие России в мировом информационном пространстве. В январе 2008 г. вступила в действие Ч. 4 Гражданского кодекса РФ, в которой комплексно регламентирована с правовой точки зрения деятельность по созданию, защите и использованию объектов авторского права, в том числе в электронной среде.

В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом этапе (1991- 1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне - этап формирования политики в сфере построения информационного общества. Характеристики наиболее значимых документов, принятых на федеральном уровне, приведены ниже.

В сентябре 2000 г. президентом была утверждена Доктрина информационной безопасности РФ. Наряду с классификацией угроз безопасности телекоммуникационным и информационным системам, определением задач по защите прав и свобод человека в области информации, информационного обеспечения государственной политики, документ констатировал отставание России в информационных технологиях. В отличие от ранее принимавшихся документов, носивших декларативный характер, Доктрина информационной безопасности получила дальнейшее практическое развитие. В 2002 г. была принята программа "Электронная Россия", рассчитанная на срок до 2010 г., разработанная Министерством связи и Министерством экономического развития.

Осенью 2000 г. в соответствии с рекомендациями Межправительственного совета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и поручением Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО в Российской Федерации сформирован Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Россия первой из государств – членов ЮНЕСКО создала в рамках рассматриваемой программы национальный орган, куда вошли представители органов государственной власти Российской Федерации, учреждений образования, науки, культуры и коммуникаций, общественных объединений и коммерческих структур, участвующих в разработке и реализации российской политики в сфере информатизации, знающие зарубежный и российский опыт по созданию и поддержке сетей учреждений и виртуальных сообществ.

Указом президента РФ от 01.11.2008 был создан Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации. Совещательный орган, созданный для обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием информационного общества в Российской Федерации.

В 2008 году была принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212, которая закрепила цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития ИКТ, науки, образования и культуры для продвижения страны к информационному обществу. Согласно Стратегии, к 2015 году должны быть достигнуты следующие контрольные значения показателей:

Ø место Российской Федерации в международных рейтингах в области развития информационного общества - в числе двадцати ведущих стран мира;

Ø место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы - не ниже десятого;

Ø уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100%;

Ø сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития - до 2 раз;

Ø наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, - не менее чем в 75% домашних хозяйств;

Ø доля исследований и разработок в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в общем объеме научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемых за счет всех источников финансирования: к 2010 году - не менее 15% и к 2015 году - 30%;

Ø рост доли патентов, выданных в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, в общем числе патентов: к 2010 году - не менее чем в 1,5 раза и к 2015 году - в 2 раза;

Ø доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации - 100%;

Ø доля архивных фондов, включая фонды аудио- и видеоархивов, переведенных в электронную форму, - не менее 20%;

Ø доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов - 100%;

Ø доля электронных каталогов в общем объеме каталогов Музейного фонда Российской Федерации - 100%.

В 2010 г. принята Федеральная целевая программа «Информационное общество 2011-2020 гг.», которая содержит следующие подпрограммы:

Ø качество жизни граждан и условия развития бизнеса в информационном обществе;

Ø электронное государство и эффективность государственного управления;

Ø российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий;

Ø базовая инфраструктура информационного общества;
безопасность в информационном обществе;

Ø цифровой контент и культурное наследие.

Таким образом, организационно-правовая и технологическая основа построения информационного общества в России в основном создана. В настоящее время в процессе инфор­матизации российского общества наблюда­ются следующие приоритеты:

Ø органы государственной власти;

Ø финансовая сфера;

Ø сфера образования;

Ø наука и культура;

Ø промышленность.

Один из основных принципов информационного развития общества является свобода доступа к информации как гарантия поддержки демократических процессов и база для формирования гражданского общества. Главным способом его реализации является уровень доступности информации посредством интернет, что служит важным показателем социального и технологического прогресса. Эксперты в США считают хорошим показателем информационности общества в стране, если более половины жителей являются пользователями Сети. В настоящее время в мировом рейтинге лидерами продолжают оставаться Дания, Швеция, Нидерланды, Норвегия, Исландия, где Сетью пользуются около 80% жителей; чуть меньше в США, Канаде, Южной Корее, Австралии.

В 2011 г. Россия стала лидером среди европейских стран по интернет-аудитории свидетельствуют данные Сомsсоrе Media Metrix. В сентябре в интернет с территории России выходили 50,81 млн. уникальных посетителей, каждый из них провел в сети в среднем 22,4 часа, просмотрев в среднем 2,4 страницы сайтов. Число пользователей интернета в России в возрасте старше 15-ти лет увеличилось на 810 тысяч (по сравнению с 2010 г.). Германия, долгое время лидировавшая по данному показателю, теперь на втором месте с 50,13 млн. пользователей. Далее в рейтинге идут Франция - 42,34 млн. интернет-пользователей, Британия – 37,19 млн. Италия – 23,74 млн. и Турция – 23,16 млн. Всего в Европе насчитывается 373,43 млн. интернет-пользователей, говорится в отчете comScore. Мировая аудитория Сети в сентябре составила 1,42 млрд. человек.

Следует отметить, что динамика развития процесса «интернетизации» населения в России очень высокая. По сведениям экспертов исследовательской группы TNS, в 2010 году число пользователей Интернета выросло на 14% и составило 59% россиян. Телевидение по-прежнему является лидирующим источником информации для россиян, но аналитики ожидают перелома в информационной среде - переход от локальных и однонаправленных СМИ к комплексной медиасреде.

Особой популярностью у россиян пользуются социальные сети; по исследованиям TNS, их аудитория за год увеличилась на 22%. Более 27 млн. россиян пользуются сайтами социальных сетей хотя бы раз в месяц. Самой посещаемой сетью Рунета пока была и остается «ВКонтакте» - 12 млн. человек в день, вторую позицию занимают «Одноклассники» с 7,2 млн. пользователей в день, далее следует «Мой мир», который ежедневно посещают 5,3 млн. человек. Самый большой рост пользователей в 2010 году показал Facebook, но аудитория этой социальной сети - пока только 1,2 млн. человек.

С целью ликвидации социального неравенства в доступе к социально значимой информации во многих странах мира существуют специальные государственные программы поддержки населения и обеспечения подключения их к мировой глобальной сети (США, скандинавские страны). В период 2010-2015 годов в России планируется осуществить новый социальный проект «Социальная розетка». Суть его состоит в том, что в каждой квартире 39 городов России появится устройство, которое обеспечит следующие информационные возможности: бесплатное подключение к сети интернет; 8 основных каналов телевидения, 9 каналов радиовещания, прямая связь с экстренными службами («тревожная кнопка»). Предполагаемая стоимость использования всего пакета очень низкая и сопоставима с платой за обычную радиоточку.

 

Резюме

Процесс перехода человечества к новой социально-экономической формации, которую ученые называют и информационным обществом, и информационной цивилизацией и информационной эпохой, а также обществом знания носит глобальный характер, поскольку затрагивает все страны и все сферы человеческой деятельности, является магистральным направлением развития цивилизации. Мир вступает в новую стадию своего развития, при этом, как и всегда, крайне неравномерно и противоречиво.

Проведенный выше краткий анализ со­временного состояния и актуальных про­блем в области становления глобального информационного общества, а также осо­бенностей этого процесса в России позволя­ет сделать следующие выводы:

1. Формирование информационного об­щества, основанного на знаниях, - это глав­ное направление развития цивилизации в XXI веке, по которому идут практически все развитые страны мира. Причем это дает им важные экономические и социальные пре­имущества по отношению к другим странам, где это направление еще не стало приори­тетным в области национальной стратегии развития.

2. Для человека в информационном об­ществе возникают принципиально новые возможности и новые проблемы. Они тре­буют и философского осмысления, и ком­плексного научного исследования. Харак­терными примерами таких проблем могут служить следующие:

Ø отставание общественного сознания от современных темпов развития цивилиза­ции, в особенности, в информационной сфе­ре общества;

Ø глобализация сознания, обусловленная развитием процессов глобализации инфор­мационной сферы общества и все более ши­роким распространением новых видов ин­формационных коммуникаций;

Ø информационное неравенство людей в новой информационной среде общества, которое с неизбежностью ведет и к обостре­нию социального неравенства и поэтому представляет собой новую глобальную гу­манитарную проблему XXI века;

Ø новая научная парадигма, связанная с переосмыслением роли информации в раз­витии природы и общества;

Ø новая философия образования в усло­виях становления глобального информаци­онного общества, основанного на знаниях.

3. Динамика ряда процессов, характеризующих вхождение России в информационное общество, достаточно высока. За последнее десятилетие Россия сделала резкий рывок в формировании организационно-правовой, экономической и технологической базы, обеспечивающей дальнейшее развитие информационного общества.

Контрольные вопросы:

1. Приведите примеры эволюционного развития общества в сфере информации и коммуникации, характеризующиеся как «информационные революции»?

2. Какие возможности предоставляют интернет-технологии для бизнеса, образования, политики?

3. Где и когда впервые появился термин «информационное общество»?

4. Какие основные характеристики присущи информационному обществу?

5. Что такое «информационное неравенство»?

6. Основные направление развития сотрудничества мирового сообщества в сфере информатизации. В каких документах международного уровня они зафиксированы?

7. Какие основные государственные программы информационного развития России были приняты в 2000-2011 годах?

8. Назовите главные достижения России в области развития сетевых технологий.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных