Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Информационный кризис и его проявления




Таким образом, можно утверждать, что современный этап развития цивилизации с точки зрения информации, сопровождается информационным кризисом. Информационный кризис существует в противоречивом единстве «информационного голода» и «информационного взрыва», то есть в дефиците информации в условиях ее перепроизводства.

Этот кризис проявляется как минимум в трех аспектах:

Ø противоре­чии между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации;

Ø производстве значительного количества избыточной ин­формации, которая существенно затрудняет поступление полезной, ценной для потребителя информации. Можно говорить о том, что боль­шая часть научной продукции повторяет то, что уже опубликовано, а около 70% заявок на изобретения отклоняются из-за отсутствия но­визны;

Ø существовании определенных экономических, политических и других социальных барьерах, которые не позволяют информации полностью реализовать свою интегрирующую роль в развитии обще­ства.

Как бы ни называли это явление – «информационный взры­в» или «информационный кризис», история развития информационных коммуникаций свидетельствует о том, что уже с появлением письменности возникло про­тиворечие между объемами накапливаемой информации и ограниченными возмож­ностями ее освоения отдельно взятой личностью. В настоящее время, с появлением электронной информации, распространение которой происходит намного быстрее, данное противоречие усугубляется.Существенная особенность современного кризиса информации, от­личающая его от всех предшествующих, заключается в том, что он явля­ется следствием серьезных внутренних изменений, происшедших в науке и технике XX в. Это, прежде всего, дифференциация и интегра­ция наук.

Дифференциация состоит в выделении отдельных разде­лов той или иной науки в самостоятельные научные дисциплины со своими специфическими задачами и методами. Парадокс дифферен­циации, а, следовательно, и специализации научной деятельности за­ключается в том, что отдельный ученый знает всё больше о всё мень­шем числе объектов реального мира.

Эта отрицательная тенденция к дифференциации в какой-то мере компенсируется интеграцией знаний, которая проявляется в использо­вании идей и методов, выработанных в одной области знания, другой областью. Вследствие чего, все наиболее зна­чительные результаты в области науки и техники достигнуты сегодня в пограничных зонах знания, при использовании «чужой» информации.

Внутренние изменения в характере развития науки и техники определяют не только количественный рост информационных потоков, но и расширение всего спектра ин­формационной потребности специалистов, которое обусловлено ростом творче­ских начал в труде, профессиональной мобильностью, растущими требованиями к самообразованию и повышению профессиональной компетентности и общей культуры специалиста.

Таким образом, качественные изменения информационных потоков и информационных потребностей взаимосвязаны и взаимообусловлены. Проявляют­ся эти изменения, прежде всего, в функциональном расслоении и межотраслевом рас­сеивании документальной информации: одна и та же информация на различном уровне свертывания публикуется сегодня в большом числе источников (в отчетах, статьях, рефератах, описаниях к авторским свидетельствам, монографиях, различных пособиях и руководствах и т. д.). В то же время сведения, полученные в одной области знания, не­редко публикуются в журналах и сборниках весьма отдаленной отрас­левой принадлежности.

Еще более серьезное значение имеют качественные изменения в ха­рактере информационных потребностей. Для решения задач в русле своей профессиональной деятельности специалисту сегодня нужна не только профильная информация, «избыток» которой в какой-то степени компенсируется постепенным сужением тематики просматриваемой информации (в связи со специализацией знаний), но и значительный объем смежной информации. По оценкам ученых, рост объема информации, необходимой специалисту, ученому, существенно превышает возможности личности в её переработке (просмотре, оценке, анализе, генерации на её основе новых знаний).

Помимо рассмотренных выше количественных и качественных из­менений в потоках информации и характере информационных потреб­ностей как факторов, затрудняющих современное научное общение и генерацию нового знания, не меньшее «тормозящее» значение имеют так называемые языковые фак­торы. Среди них, прежде всего, межъязыковые барьеры, проявляющие себя в том, что в потоке мировой научно-технической литературы все более увеличивается доля публикаций на таких языках, которыми не владеет подавляющее большинство ученых и специалистов, а это за­трудняет обмен информацией между ними. Так, по данным ЮНЕСКО, сейчас не менее половины всей научной литературы выходит на языках, которыми не владеет более половины всех ученых (испанском, итальянском, хинди, голландском, шведском, китайском, чешском, датском и др.).

Следующая группа факторов, создающих «препятствия» на пути движения информации от создателя к ее потребителю, - факторы со­циально-экономические. К ним следует отнести:

Ø политические факторы - создание искусственных затруднений в обмене инфор­мацией между различными странами (например, политика эм­барго, проводимая некоторыми странами);

Ø экономические факторы - препятствия в обмене по соображени­ям конкурентной борьбы между фирмами, что в свою очередь породило такое явление как промышленный шпионаж;

Ø бюрократические факторы - возникновение трудностей получения информации из-за продолжительности сроков прохождения информаци­онных материалов в процессе подготовки их к опубликованию.

Немаловажное значение имеют и факторы психологического ха­рактера:

Ø недооценка длительное время роли информации в процессе тех­нической, производственной и особенно управленческой дея­тельности;

Ø отсутствие необходимых навыков в работе с информационными источниками, как традиционными, так и современными элект­ронными.

Рассмотрим некоторые (основные) проблемы более подробно.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных