ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Информационный кризис и его проявленияТаким образом, можно утверждать, что современный этап развития цивилизации с точки зрения информации, сопровождается информационным кризисом. Информационный кризис существует в противоречивом единстве «информационного голода» и «информационного взрыва», то есть в дефиците информации в условиях ее перепроизводства. Этот кризис проявляется как минимум в трех аспектах: Ø противоречии между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации; Ø производстве значительного количества избыточной информации, которая существенно затрудняет поступление полезной, ценной для потребителя информации. Можно говорить о том, что большая часть научной продукции повторяет то, что уже опубликовано, а около 70% заявок на изобретения отклоняются из-за отсутствия новизны; Ø существовании определенных экономических, политических и других социальных барьерах, которые не позволяют информации полностью реализовать свою интегрирующую роль в развитии общества. Как бы ни называли это явление – «информационный взрыв» или «информационный кризис», история развития информационных коммуникаций свидетельствует о том, что уже с появлением письменности возникло противоречие между объемами накапливаемой информации и ограниченными возможностями ее освоения отдельно взятой личностью. В настоящее время, с появлением электронной информации, распространение которой происходит намного быстрее, данное противоречие усугубляется.Существенная особенность современного кризиса информации, отличающая его от всех предшествующих, заключается в том, что он является следствием серьезных внутренних изменений, происшедших в науке и технике XX в. Это, прежде всего, дифференциация и интеграция наук. Дифференциация состоит в выделении отдельных разделов той или иной науки в самостоятельные научные дисциплины со своими специфическими задачами и методами. Парадокс дифференциации, а, следовательно, и специализации научной деятельности заключается в том, что отдельный ученый знает всё больше о всё меньшем числе объектов реального мира. Эта отрицательная тенденция к дифференциации в какой-то мере компенсируется интеграцией знаний, которая проявляется в использовании идей и методов, выработанных в одной области знания, другой областью. Вследствие чего, все наиболее значительные результаты в области науки и техники достигнуты сегодня в пограничных зонах знания, при использовании «чужой» информации. Внутренние изменения в характере развития науки и техники определяют не только количественный рост информационных потоков, но и расширение всего спектра информационной потребности специалистов, которое обусловлено ростом творческих начал в труде, профессиональной мобильностью, растущими требованиями к самообразованию и повышению профессиональной компетентности и общей культуры специалиста. Таким образом, качественные изменения информационных потоков и информационных потребностей взаимосвязаны и взаимообусловлены. Проявляются эти изменения, прежде всего, в функциональном расслоении и межотраслевом рассеивании документальной информации: одна и та же информация на различном уровне свертывания публикуется сегодня в большом числе источников (в отчетах, статьях, рефератах, описаниях к авторским свидетельствам, монографиях, различных пособиях и руководствах и т. д.). В то же время сведения, полученные в одной области знания, нередко публикуются в журналах и сборниках весьма отдаленной отраслевой принадлежности. Еще более серьезное значение имеют качественные изменения в характере информационных потребностей. Для решения задач в русле своей профессиональной деятельности специалисту сегодня нужна не только профильная информация, «избыток» которой в какой-то степени компенсируется постепенным сужением тематики просматриваемой информации (в связи со специализацией знаний), но и значительный объем смежной информации. По оценкам ученых, рост объема информации, необходимой специалисту, ученому, существенно превышает возможности личности в её переработке (просмотре, оценке, анализе, генерации на её основе новых знаний). Помимо рассмотренных выше количественных и качественных изменений в потоках информации и характере информационных потребностей как факторов, затрудняющих современное научное общение и генерацию нового знания, не меньшее «тормозящее» значение имеют так называемые языковые факторы. Среди них, прежде всего, межъязыковые барьеры, проявляющие себя в том, что в потоке мировой научно-технической литературы все более увеличивается доля публикаций на таких языках, которыми не владеет подавляющее большинство ученых и специалистов, а это затрудняет обмен информацией между ними. Так, по данным ЮНЕСКО, сейчас не менее половины всей научной литературы выходит на языках, которыми не владеет более половины всех ученых (испанском, итальянском, хинди, голландском, шведском, китайском, чешском, датском и др.). Следующая группа факторов, создающих «препятствия» на пути движения информации от создателя к ее потребителю, - факторы социально-экономические. К ним следует отнести: Ø политические факторы - создание искусственных затруднений в обмене информацией между различными странами (например, политика эмбарго, проводимая некоторыми странами); Ø экономические факторы - препятствия в обмене по соображениям конкурентной борьбы между фирмами, что в свою очередь породило такое явление как промышленный шпионаж; Ø бюрократические факторы - возникновение трудностей получения информации из-за продолжительности сроков прохождения информационных материалов в процессе подготовки их к опубликованию. Немаловажное значение имеют и факторы психологического характера: Ø недооценка длительное время роли информации в процессе технической, производственной и особенно управленческой деятельности; Ø отсутствие необходимых навыков в работе с информационными источниками, как традиционными, так и современными электронными. Рассмотрим некоторые (основные) проблемы более подробно. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|