Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Разработка урока по изучению личности Николая I




Тема урока: « Николай I – пятнадцатый представитель правящей ветви Романовых: особенности воспитания, образования, характера личности с точки зрения собственных суждений и мнения современников».

Автор: Кузина Д.В.

Класс: 8.

Цель урока: сформировать у учащихся полноценное представление о личности императора Российской империи – Николая Павловича Романова.

Задачи урока:

Ø обучающая: познакомить учащихся с исторической личностью; совершенствовать навыки анализа, синтеза, переработки информации у учащихся; закрепить умения делать выводы и обобщения.

Ø воспитательная: воспитание толерантности, понимания, уважения и терпимости к действиям исторической личности; воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к истории через рассказ о любви и преданности Николая I к своей Родине.

Ø развивающая: формировать интерес к чтению дополнительной исторической литературы к изучению источников; совершенствовать навыки учащихся размышлять и судить, всесторонне охватывая информацию; развивать методы дискуссии и способности доказывать точку зрения на исторический факт.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и даты – источник, современник, 1825-1855 гг.

Материально-техническое обеспечение урока: портрет Николая I, учебник истории: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений (М., 2012), проектор, раздаточный материал.

Время урока – 45 минут.

Актуальность урока: в ходе анализа учебника истории России для 8 класса под авторством А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной мы выяснили, что учащимся дается крайне мало информации о личности Николая I., следовательно, привить интерес к изучению особенностей характера исторических личностей может лишь учитель. Материал выпускной квалификационной работы по теме «Личность и эпоха императора Николая I в оценках современников» может быть использован в ходе изучения темы «Внутренняя политика императора Николая I». Данный урок направлен, прежде всего, на самостоятельную работу и активность учащихся под четким руководством учителя. Для активизации мышления учащихся, четкой оптимизации времени учителя, в ходе объяснения материала используются разные формы воздействия, наиболее интересной из них является условность знаков записи, которые изначально воспитываются учителем, но могут использоваться и придумываться и при рассказе в новом классе. Минусом данного урока является лишь преимущественная форма диалога с учащимися путем фронтального опроса, что не всегда охватывает работу всех учащихся. Однако данный минус можно мотивировать положительными оценками за работу на уроке.


 

Ход урока:

Вид деятельности Заметки речи. Время
Организационный момент Приветственное слово. Начнем работу! 2 мин.
Проверка усвоения предыдущего материала Фронтальный опрос: напомните прошедшую тему урока (&9. «Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов»), расскажите, как к власти пришел император Николай I. 8 мин.
Работа с учебником Ребята, а теперь откройте &10 «Внутренняя политика Николая I» стр. 69 и постройте рассказ о личности императора Николая I, не касаясь вопросов внутренней и внешней политики времени его правления. 5 мин.
Фронтальный вопрос: Сколько лет правил император Николай I? Назовите годы его жизни. Что вы узнали об образовании и воспитании Николая Павловича? К какой роли в государстве его готовили? 3 минуты
Постановка цели и задач урока Ребята, расскажите, что вы узнали из прочитанного Вами материала? (Наводящие вопросы: Сколько лет правил император Николай I? Назовите годы его жизни. Что вы узнали об образовании и воспитании Николая Павловича? К какой роли в государстве его готовили?)   2 мин.
Работа в тетради учащихся в ходе рассказа учителя Откройте ваши тетради запишите тему урока «Особенности личности императора Николая I». Запишем условным знаком время его правления - [знак короны] 1825-1855, далее Родители – Павел I + Мария Фёдоровна, годы жизни [условный знак для понятия, к примеру, православный крест], главные воспитатели – Е.В. Лаен, М.И. Ламсдорф; черты характера, сформировавшиеся в детстве [* - условный знак] – упрямство, любовь играть в военные игры.   8 мин.
Работа с портретом Николая I, рассказ учителя. Современники Николая I по-разному оценивали его внутренние качества, однако все отмечали его в числе одних из самых красивых правителей Европы. Давайте посмотрим на портрет и выделим яркие черты. А также узнаем, каким был Николай I в быте. 2 мин.
Работа с проектором. На экране высказывание и портрет высказавшегося об императоре современника. Анализ высказываний. Учитель просит прочитать того или иного учащегося оценочное суждение о личности или эпохе Николая I.На экране представлены оценочные суждения представителей ближайшего круга императора (Ольги Николаевны Романовой, А.Ф. Тютчевой), представителей общественности (С.М. Соловьева, А.И. Герцена) и иностранных дворов (А. Маркиза де- Кюстина, Ф.Б. Гагерн) 12 мин.
Подведение итогов, рефлексия. Домашнее задание.   Вопросы для самоанализа: «Что мы знали с вами до изучения этой темы, что знаем теперь, что хотим узнать?» & 10 читать. Выписать из дополнительных источников информации 5 цитат Николая I, которые высказывались им относительно России, своего государственно долга, своей личности и т.д. Цитаты пояснить краткими комментариями. Задание по желанию за дополнительную оценку: подготовить краткий рассказ об одной государственной личности времени правления Николая I (А.Х. Бенкендорф, Е. Ф. Канкрин,П.Д. Киселев и др.) 3 мин.
       

 

 

Система оценивания: Поскольку в основном при объяснении новой темы и опроса домашнего задания, была использована методика фронтального опроса, следует похвалить наиболее активных учащихся в ходе анализа материала. Можно использовать систему баллов на уроке. К примеру, после набирания определенного их количества в ходе объяснения учителя, учащиеся могут обменять баллы на положительную оценку. Данным прием, следует использовать с самого начала при работе с классом из среднего звена. Это будет стимулировать активную работу учащихся в ходе объяснения материала учителем для совместного поиска новых знаний.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной квалификационной работе, опираясь на источники личного происхождения, а также на научные труды исследователей, был рассмотрен вопрос об особенностях личности и эпохе правления пятнадцатого по счету императора из династии Романовых – Николая I. В начале работы был сделан подробный анализ исторических источников по данному вопросу, проанализированы мнения современников на личность и правление императора Николая I, освещена николаевская эпоха.

В первой главе дана попытка дать объективную картину формирования личности императора, рассмотреть особенности его характера в процессе воспитания и образования. А через описание тех или иных случаев, были раскрыты мировоззрение Николая I, его взгляды на государственную службу и семейную жизнь. При этом следовало учитывать, всю сложность обстановки, в которой рос Николай Павлович, ведь как писал барон Корф, Николай не мог «свободно и непринужденно ни встать, ни сесть, ни ходить, ни говорить, ни предаваться обычной детской резвости и шумливости», его «на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью или угрозами»[181]. Из данной системы воспитания во взрослую жизнь Николай I твердо вынес такие черты как упрямство, прямолинейность и грубость.

Во второй главе проанализированы собственные воззрения Николая I на свое правление, а также изучены оценки его деятельности и эпохи членами его ближайшего круга родства и знакомства. На стиль правления Николая Павловича оказали огромное влияние не только личные взгляды, но и события династического кризиса и последовавшее за ним восстание декабристов, что отразилось на формирование ультраконсервативного взгляда Николая I на внутриполитический курс страны.

В третьей главе было исследовано передовое мнение общественности на личность и эпоху императора, а также изучены воззрения представителей иностранных дворов. Так уже было суждено, что «Педант, солдафон, самодур» – по мнению Ф. Энгельса, представлявший собой лишь «самодовольную посредственность с кругозором ротного командира»[182] управлял огромной империей. Николай I не шел по пути западного развития России, поскольку верил в ее самобытность и считал, что данные путь чреват революционными потрясениями. Страхом социально-политических потрясений и обосновывается реакционная политика правительства, усиленная после событий 1848-1849 гг.

В четвертой главе проанализировано насколько раскрывается личность императора Николая I на страницах учебников истории школьников и в последствии даны рекомендации к освещению проблематики, связанной со сложностью и противоречивостью как его личности, так и эпохи правления.

Таким образом, цель данной работы была достигнута. Личность Николая I показана не односторонне, а в полной совокупности с достоинствами и недостатками не просто в оценках исследователей, а прежде всего в оценках людей почти 30-летней николаевской эпохи. Каким бы не был Николай Павлович Романов в управлении империей, он всегда руководствовался интересами России, которую любил как истинный патриот. Не зря, А. Е. Пресняков сказал, что «царствование Николая I – золотой век русского национализма»[183]. Знаменателен и наказ Николая I цесаревичу Александру, будущему царю-освободителю: «Помни, что ты первый слуга России и что всё твое принадлежит ей»[184].

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать выводы:

1. Прирожденные наклонности Николая I были сломаны и подавлены совершенно непригодными методами воспитания М.И. Ламсдорфа;

2. На проведение внутриполитического курса Николая I огромную роль сыграло восстание декабристов. Несмотря на попытки реформирования, Николай I не решался ломать сложившиеся устои империи, не только вследствие своего консервативного армейского характера, но из-за отсутствия опоры на дворян, однажды предавших престол 14 декабря 1825 г.;

3. Оценки личности императора обществом 20-50–х. гг. крайне противоречивы. Они совершенно разные как в зависимости от времени их написания, так и в связи с разной доступностью к близкому общению с императором;

4. Данные обширной переписки Николая I с цесаревичем Александром и личного обихода императора позволяют причислить его к славянофилам по воззрениям и надеждам на будущее России;

5. Николая Павловича Романова можно обвинять в чрезмерном консерватизме, в увлечении «военщиной», в отсутствии силы воли признать ум другого человека, однако следует заметить, что именно он воспитал своего сына в духе либерализма и дал ему обширнейшие знания, как в области отдельных предметов, так и при изучении России и устройства Европы. Николай I вполне осознавал свои пробелы, а в будущем и слабость в управлении империей, поэтому будущего Александра II называл надеждой России. Однако в целом, современные исследователи не считают, что императору Николаю I не был присущ реформаторский дух.

6. Главной причиной неудачи внутренней политики императора Николая Павловича является чрезмерная хватка за идею сохранения незыблемости полноценной самодержавной власти, как некоего талисмана и опоры национального своеобразия народа, что в итоге привело к разрыву мировосприятия николаевской элиты и народа.

7. Исходя из оценок иностранцев, а также панической русофобии в Европе, можно заключить, что Николай I вошел бы в историю в качестве могущественного императора России, если бы не война 1853-1856 гг., проверившая на прочность показную мощь российской армии.

8. Материалы школьных учебников недостаточно раскрывают особенности личности и эпохи царствования Николая I, вследствие чего ответственность за раскрытие личности императора ложиться на ответственность учителя в ходе изучения 30-летнего николаевского правления.

В свете сказанного представляется, что собранный материал сможет быть успешно использован при изучении тем, посвященных николаевской эпохе, в школьном курсе истории.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных