Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цезарь и Галлия, 58-57г до н.э.




 

Галлия. Римляне всегда боялись галлов, для них это был некий "пиздец из-за Альп", который однажды набежал в уютный Италийской полуостров дикими толпами, устроил экстерминатус всем местным, достаточно травоядным североиталийским племенам и чуть не уничтожил римскую государственность в самом начале ее пути. Это был давний, жестокий и страшный враг, которым реально пугают детей. Цезарь не мог не знать этого отношения к северным соседушкам Республики, и хоть галлы и скатились к тому времени в достаточно аморфную массу племен, тогда как Рим завоевал пол Европы, но есть противники, а есть враги. Одно дело походы Помпея где-то в ебенях и хрен знает против кого, совсем другое это убивать-порабощать галлов, это дело богоугодное, нужное, правильное. Вся Республика и даже его откровенные политически противники ничего не могли с собой поделать, почти на десятилетие Цезарь становится воплотителем давней римской мечты и самым популярным человеком Республики.
Предположительно, в шестом веке до нашей эры первые галльские племена (это общее название сотен всяких кельтских народностей, в которых даже бывалые античники толком не разбираются) начинают просачиваться с севера в более плодородные и приятные для жизни места по южную сторону Альп. Места были и вправду хороши, а народец слабоват и удар не держал, поэтому они постепенно заполоняют всё новые и новые земли, двигаясь на юг. А из центра Италийского полуострова начинает подминать под себя соседушек другой игрок, пока ещё молодая Римская Республика. Сборные встречаются в 390г до н.э, и ополчение Рима множат на ноль в жуткой резне более матерые, злые и отмороженные галльские солдатены, после чего консульская армия просто перестает существовать, а Рим остается совершенно беззащитен. Сенат с гражданами запираются в Капитолии и 7 месяцев держат осаду против не умеющих в осадные работы, но бойких и креативных варваров. В итоге галлам надоедает лезть на стены, всё что было рядом они уже сожрали, разграбил или сожгли, а у римлян начинает заканчиваться жрат. Ситуация тупиковая, но Сенат умудряется договорится с галлами и выплатить им огромную сумму золотом за то что те просто уйдут обратно на север. Галлы получают деньги и уходят, но недалеко и ненадолго. Именно с тех пор каждый римлянин при их виде начинает срать кирпичами абсолютно непроизвольно, уж больно в культурном коде это первое и самое страшное поражение Республики хорошо отпечаталось.

Далее была отстройка города и работа над ошибками. Сила Рима не в том, что он всех побеждает, а в маниакальной упертости и даже упоротости по достижению цели, а так-же обучаемости. Новые нашествия, после небольшой паузы, случались каждые несколько лет, но достаточно успешно парировались Республикой, которая попутно подчиняла себе италиков, воевала с Пирром, вела Первую Пуническую войну и так далее. Активизировали галлы в 238 г, когда Рим добивал этрусков и сенонов, подходя, непосредственно, к их границам. Но Рим был уже не тот, достаточно успешно разгромил варваров, дошел до реки По, пересек ее и закрепился на северном берегу. Римляне делили Ближнюю Галлию на Цизпаданскую (по эту сторону реки По) и Транспаданскую (по ту сторону, смотри вторую карту).

Затем случился Ганнибал вместе со Второй Пунической войной (218-201г до н.э.), который перешел через Альпы с армией из иберов и пуницев, но на месте пополнял ее в основном галлами. После того как Карфаген соснул, римляне занялись галлами всерьез и к 190г до н.э. зачистили всю Ближнюю Галлию целиком. Это были плодородные земли, а Риму надо было куда-то селить своих ветеранов от многочисленных войн, да и население должно было быть надежным. Поэтому они, за две тысячи лет до одного усатого семинариста, депортировали галлов целыми племенами на юг Италии, а север заселяли лояльными себе племенами и ветеранами.

Однако галлы никуда не делись, за Альпами их ареал расселения был в землях между, Альпийскими и Пиренейскими горами, Средиземным морем и Атлантическим океаном. На востоке их ограничивала река Рейн, где они много столетий вели вялотекущий срач с условными германцами (тоже куча всяких племен, которых запихали под одно общее название, чтобы удобнее было), захаживая друг к другу в гости и грабя-убивая. Причем если поначалу захаживали в основном галлы, а германцы прятались по лесам, то постепенно ситуация изменилась, через Рейн бродили германцы, а галлы в ужасе разбегались кто куда. Галлы к тому времени уже немного вкусили яда цивилизации, а германцы как были так и остались отмороженными животными с родоплеменным строем и военным коммунизмом. Так их быт опишет Цезарь через полтора столетия, на правах первооткрывателя.

К концу второго века Рим решает, что ему пора обзавестись сухопутным коридором между Италией и Испанией. По приглашению союзников он начинает там военную кампанию, но, по ее завершению не выводит войска, а объявляет эти земли римской провинцией с оригинальным названием "Провинция" (сейчас Прованс, на третьей карте Нарбонская Галлия). Отсюда планировалось начать крупномасштабное вторжение в Трансальпийскую Галлию, но не сложилось. Занятые своими делами римляне прозевали появление у своих границ германских племен кимвров и тевтонов, которые нанесли несколько очень болезненных поражений римским войскам (тут начинается история Гая Мария, как раз для разгрома этого вторжения он был 5 раз подряд назначен консулом в 104-100г до н.э.), и хоть их в итоге и уничтожили при вторжении в саму Италию, но с большим трудом. А до этого они славно покуролесили в самой Галлии, устроив там настоящий ад, забредали и в Испанию и вообще — творили что хотели. Именно с этих времен Галлия стала рассматриваться Римом как буферная территория от поехавших германцев. Римляне активно вмешивались в политику галлов. стравливали их между собой, потихоньку романизировали, но до оккупации дело не доходило. Пока не наступил 58г до н.э.

Вся эта предыстория нужна была затем, чтобы понять чего там дальше будет происходить, в этой Галлии. Она не была опасна для Рима, галлы давно уже были не те что раньше, да и завоевывать там было особо нечего — "разделяй и властвуй". Рим и так практически в каждом племени имел мощную партию сторонников, ставящих на то, что сотрудничать с Республикой выгоднее чем воевать. Да и стравливание галлов друг с другом шло вполне успешно, большая часть лишней пассионарности сливалась не отходя от кассы, в междоусобных зарубах галлов между собой.

Но было две проблемы. Во-первых, Римская Республика для своего функционирования требует постоянных завоеваний, открытие новых горизонтов и всего такого. Иначе никак, экономика требовала постоянного притока ресурсов извне, то есть грабежа всего, что удастся разграбить. Рим крайне жестоко обходился в этом плане с побежденными государствами, выкачивая из них все соки, но этого было мало. Средиземное Море уже полностью контролировалось, воевать там было не с кем и не за что. Фактически, единственным куском более или менее известной, но ещё не завоеванной земли осталась Галлия. А по количеству профита эта территория вполне могла бы конкурировать с открытием Америки через полтора тысячелетия: 3-5млн человек, отличная, плодородная земля, много ресурсов, много новых подданных Республики и много новых рабов. И всё это не где-то там за океаном, а рядом, почти в шаговой доступности от Италии.

Второй проблемой было постепенное зажевывание галлов германцами. В 71г до н.э. германский вождь Ариовист перешел Рейн и вмешался в вялотекущий галльский срач на одной из сторон против другой. Даже не важно за кого и против кого, осмотревшись и увидел достаточно травоядное местное население на богатейших землях, он тут-же обложил данью вообще всех до кого дотянулся и обустроился в Галлии всерьез, постепенно подмяв центральный регион под себя. За ним пришло множество германцев, но ещё больше их было за Рейном, они постепенно просачивались в Галлию и заселялись по эту сторону реки. А что такое германцы Рим помнил хорошо, в прошлый раз их остановили после почти двух десятилетий войны недалеко от Рима, и это был всего лишь набег, а тут миграция намечается впечатляющих масштабов. Короче, получить в соседей германцев римлян вообще не улыбало, но из двух зол выбирают меньшее, и если выбор был соседствовать с германцами по Рейну или по границе Нарбонской Галлии, то Рим выбирает первый вариант, канешн. Участь Галлии была решена.

 

Третьим фактором был сам Цезарь.

 

58г до н.э.

 

Еще в начале весны этого года в Риме появляются известия о том, что племя гельветов заготавливает припасы, опустошает регион и готовится к миграции. Тогда это было достаточно привычное дело, целые более или менее дикие народности могли перемещаться на огромные расстояния в поисках новых земель или просто ради добычи. Для Рима это было очень опасно, поэтому такое, конечно, отслеживалось, благо скрыть приготовления практически невозможно. Конечная цель миграции непонятна, Цезарь про это пишет что "гельветам стало скучно и не с кем воевать", но это явные отговорки. В любом случае, предположительный маршрут должен был пролегать через Провинцию, а это уже приглашение к войне, такой шанс упускать нельзя. Приказав набрать в Цизальпийской Галлии два новых легиона и подготовить три расквартированных там к походу, он очень быстро выдвигается в Провинцию, принимает под командование находящийся там легион и быстрым маршем отправляется на перехват к Геневе (тут и далее смотри четвертую карту). Успев как раз вовремя, он вешает лапши гельветским послам, чтобы выиграть время, а потом наотрез отказывается пропускать их через Провинцию ни при каких условиях. После достаточно вялых попыток пересечь реку Родан гельветы уходят на запад.

Тут можно было и закончить, натиск гельветов отражен, радуемся. Но Цезаря это не устраивало. Опять-таки, форсированным маршем он отправляется в Италию, берет там пять легионов (два свежесобранных и три изначально там расквартированных) и ведет их прямым маршрутом через Альпы обратно в Провинцию. После чего устремляется в погоню за гельветами, мотивируя это тем, что "они слишком сильны и воинственны" чтобы просто так бродить по Галлии. Гельветы тем временем не торопясь мигрируют в Центральную Галлию, но у реки Арар не обремененная обозами и поэтому более быстрая армия Цезаря догоняет их и в ночном сражении вырезает часть племени на переправе (около четверти). Затем Цезарь строит мост через Арар, переправляется и начинает преследование, держась в 5-6 км от передовых отрядов, пока у него не начинаются проблемы с продовольствием, из-за того что жившее там союзное племя эдуев отказываются его поставлять в должном объеме. Решив взять самостоятельно, армия Цезаря бросается преследование гельветов и сворачивает к Бибракту, богатому хлебом городу эдуев. Туда-же сворачивают гельветы. История вообще мутная, мотивация гельветов непонятна, их действия тоже с трудом объяснимы, Цезарь в своих "Записках" несет какой-то бред. Но, по официальной версии, они увидели что римляне уходят и тут-же решили что последние испуганы, развернулись и сами начали наступать. Обе армии встретились как раз у города Бибракта, где произошла тяжелейшая для римлян рубка с приличными потерями, причем Цезарю пришло вводить резервы, когда с фланга подошли свежие силы гельветов. А два свежесобранных легиона стояли у города и в бою не участвовали, потому что "у них опыта мало для такой битвы", хотя скорее всего они держали под контролем эдуев, дабы у тех не было искушения вступить в битву не на той стороне. Фактически, бой закончился ничем, обе стороны понесли огромные потери и на несколько дней стали небоеспособны. После чего гельветы опять делают странное, несмотря на хорошие шансы разбить ослабленных римлян они "испугавшись собственной силы и опасаясь возмездия Рима" присылают Цезарю послов и предлагают указать им место, в котором они могут поселиться. И после того как последний предлагает им уйти откуда пришли, смиренно уходят обратно, хоть и получив от эдуев запас провизии в дорогу. Этот первый и самый распиаренный эпизод Галльской войны вызывает меньше всего доверия, ну да ладно.

Гельветы ушли, и благодарные (што) галльские племена, которых Цезарь спас от ужасного гельветского нашествия (што!) собирают общегалльский съезд, где чуть ли не в ноги бросаются к римскому полководцу, умоляя спасти их от германцев Ариовиста (што!!). Современный человек, знакомый с азами военной пропаганды, канешн всё понимает, как оно делается. В любом случае, надо было что-то делать с Ариовистом, желательно делать его мертвым а германцев выкинуть на Рейн. В Галлии должна быть только одна сила, которая будет наводить порядок и мудохать несогласный всяких. Если их будет две, то очень быстро такая вот делегация благодарных галльских племен придет к самому Ариовисту, когда устанет от похождений Цезаря по Галлии, после чего немногочисленной и отрезанной от снабжения армии последнего придет конец. Поэтому этот вопрос надо было решать быстро и надолго, чем Цезарь и занялся.

Прежде всего надо было решить дипломатическую проблему: Ариовист был "другом и союзником Римского Народа", просто так напасть на него не было никакой возможности, а сам он отлично себя чувствовал и не собирался никуда нападать, скорее наоборот. Цезарь заводит с ним дипломатическую переписку, где достаточно быстро разводит варвара на объявление себе войны, после чего с видом оскорбленной невинности со всей своей армией выступает на север. При этом образовалась другая проблема, сами легионы политики своего главкома не очень понимали и, наверное. считали слегка поехавшим. "Германцы это же пиздец" думали военные и отказывались идти хрен знает куда и воевать с сотнями тысяч германцев шестью легионами (ориентировочно это 30к пехоты и 4к конницы, плюс союзные контингенты всякие). Пришлось Цезарю долго убеждать своих подчиненных в том, что "всё будет нормально". В конце своей речи он пообещал, что независимо от их решения он возьмет свой любимый десятый легион и с ним пойдет один против всех. Это проняло, импровизированный бунт был подавлен и армия выступила.

Две армии встретились недалеко от Рейна. Где-то неделю Ариовист уклонялся от сражения и даже отрезал римлян от снабжения, но в конце концов Цезарь навязал ему битву и разбил. Преследовал варваров до самого Рейна (~5км), перебраться на ту сторону смогли смогли очень немногие, в том числе и сам Ариовист (который вскоре умер совершенно самостоятельно), большую часть римляне беспощадно вырезали. Вот так, за несколько часов решилась судьба Галлии, в сражении между римлянами и германцами. Было уже начало осени, поэтому Цезарь, расположив свои войска на зимние квартиры в Центральной Галлии, сам отправляется в Провинцию и всю зиму занимается римской политикой, попутно набирая ещё два легиона (всего получается 8). Поступают очень серьезные слухи, что белги, племена в северной Галлии, собирают силы, готовят припасы и по весне планируют поход против римлян, было о чем подумать.

К концу 58 года Галлия уже была завоевана Римом в полном объеме, дальнейшие действия Цезаря на протяжении ещё семи лет сами римляне обозначают умилительным термином "замирение". Римский сапог был тяжел, для многих неподъемен, поэтому то тут то там появлялись очаги бунта, тушить которые отправлялись легионы, устраивая на территории бунтовщиков Адъ и Израилъ, после чего их соседушки понимали что они-то ещё неплохо себя чувствуют под непомерными римскими налогами, во всяком случае они ещё живы и даже относительно свободны. Сейчас Галлия далека от замирения, предстоит ещё много работы, но всё это локальные операции на ограниченной территории, тогда как вся остальная Галлия более-менее мирно существовала в симбиозе с Римом. По настоящему власть Рима зашаталась только в самом конце, когда римляне настолько всех доебали, что спровоцировали всеобщее галльское восстание, но до него еще пять лет.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных