Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цезарь и Британия, 54г до н.э.




Вторая серия приключений Юлия Цезаря в Британии. Бессмысленный и беспощадный пафос, превознемогание на уровне Вархаммера и косплей высадки в Нормандии в античных декорациях. Даже сама природа говорит Цезарю "остановись, блядь, куда ты лезешь?", но ему похуй, он с честью проходит все испытания Судьбы и в итоге получает два мешка нихуя.
Когда создавался Первый Триумвират, у Красса с Помпеем были вполне определенные планы на Цезаря: использовать его как инструмент, после чего сплавить в Галлию, где он будет отрезан от италийских дел и не опасен. Но получилось строго наоборот. Цезарь в Галлии чувствовал себя как лиса в курятнике. Галльское золото рекой текло в Италию, для покупки полезных людей и лоббирования интересов проконсула. Цезаря не только не удалось изолировать, его влияние на римские дела из Галлии усилилось на порядок. Однако, любовь общества недолговечна и переменчива, всерьез на нее опираться крайне недальновидно. Да и опыт Сертория показал, какими возможностями обладает мятежный полководец, имеющий за спиной богатую провинцию и лично себе преданную армию, это тебе не болтающееся как флюгер общественное мнение. Поэтому, глядя на Цезаря и понимая свою чудовищную ошибку, Помпей в 56г затребовал себе Испанию, а Красс — Сирию. Цезарь, ради сохранения Триумвирата, пошел на эту сделку, всё равно они оба безнадежно отставали по времени, фора у него была колоссальная. Однако, в череде однозначно выгодных для кармана побед есть одна, которую Цезарь продавил лично, своей волей и умом, на которую возлагал огромные надежды, и которая не дала ему ничего кроме лавров первооткрывателя и славы победителя, не окупив даже затраты на проведение.

Кампания 54г до н.э

Зиму Цезарь проводит в Иллирии и Цизальпийской Галлии, занимаясь делами своих базовых провинций. А на верфях всей Галлии, по его приказу, собирается огромный флот вторжения. К лету удалось спустить на воду 600(!) транспортных судов и 28 боевых кораблей для прикрытия высадки, а в всего планировалось задействовать 800 кораблей всех классов. Империи умеют строить быстро и практически из ничего, а в средствах Цезарь был уже почти не ограничен. Проведя инспекцию всех легионов и верфей, он начинает концентрировать в порте Итий весь свой флот и армию, а так-же готовить припасы. Следует отметить, что разорение Галлии начало входить в свою решающую фазу, поэтому на вроде бы замиренных землях было крайне неспокойно. Для того чтобы застраховать себя от неожиданностей, Цезарь приказывает галлам выставить 4 тысячи конницы и всех вождей племен, кроме самых лояльных. Они должны будут сопровождать Цезаря в его походе в качестве заложников. Кроме того, три легиона, под руководством легата Лабиена (самый, пожалуй, толковый и полководцев Цезаря в этой войне), оставались на материке, охранять место высадки, обеспечивать снабжение и следить за делами в Галлии.

В середине лета огромный римский флот отбывает в Британию. Как стало известно позже, необучаемые кельты и в этот раз собрались встречать римлян прямо на побережье, но когда увидели ЧТО плывет к ним в гости, то предпочли удалиться вглубь острова, поэтому высадке никто не мешал. Пристав на том же месте, что и в прошлом году, Цезарь поручает обустройство большого лагеря и высылает разведку на поиски неприятеля. Который обнаруживается достаточно быстро, в десятке миль от побережья. Не теряя времени, Цезарь оставляет несколько когорт для обустройства и охраны лагеря, а сам к полудню следующего дня, выдвигается в сторону противника. Кельты укрепились на неплохой позиции, но легионеры достаточно быстро скидывают их оттуда и вынуждают отступить в лес. Как оказалось, это была импровизированная лесная крепость, откуда по римлянам открывается шквальный огонь, заставляя на время отойти. Цезарь быстро перегруппировывается, посылает вперед несколько когорт "черепахой", которые подходят на к самой засеке и штурмуют ее, выбив кельтов и оттуда. Но когда последние отступили вглубь леса, Цезарь прекращает преследование и приказывает вставать лагерем на ночь, так как уже смеркалось. Без приключений переждав ночь, римляне получают сообщение из своего основного лагеря: ночью разразилась очередная буря, более сорока судов уничтожены, флот сильно поврежден и нуждается в срочном ремонте. Немедленно прекратив преследование бриттов, Цезарь возвращается к берегу, и десять дней чинит корабли, вытаскивает их на берег и укрывает от непогоды, попутно расширяя лагерь.

Тем временем бритты, на которых римляне действовали как красная тряпка на быка, сумели преодолеть межплеменные разногласия и объединились под руководством одного вождя, Кассивелауна (кстати, первый британец, имя которого вошло в историю), собрали огромное ополчение, и, когда Цезарь повторно выдвинулся на предыдущее место встречи с неприятелем, его там ждала ещё бОльшая армия (к бриттам крайне хорошо применим термин "необучаемые", уже второй год подряд они делают одно и тоже с абсолютно идентичным результатом и не унывают), которая немедленно атаковала римлян. Тут выяснилась слабость галльской и римской кавалерии, которая не могла толком использоваться в отрыве от тяжелой пехоты, а сама тяжелая пехота крушила всё на своем пути, но никого не могла догнать. В итоге выручала только крайняя необучаемость бриттов, атакующих даже развернутый в боевой порядок легион с упорством умалишенных. Бой у засеки закончился тем, что легионеры опрокинули армию варваров, но та, перегруппировавшись, смогла нанести серьезное поражение римской кавалерии, после чего Цезарь предпочел отступить к побережью. Еще несколько дней британцы крутились около лагеря, нападая на крупные отряды фуражиров и пытаясь нащупать слабину, но закончилось всё тем, что в одной из таких попыток они понесли столь существенные потери, что решили сменить тактику и отступить вглубь острова.

Римляне на это ответили переносом войны на территорию противника. Родовые земли Кассивелауна располагались за Темзой, туда и двинулся Цезарь с большей частью своих сил. Бритты попытались помешать переправе легионов, но те, преодолевая яростное сопротивление, по грудь в воде, форсировали реку, взяли укрепления за ней и учинили очередной разгром сил неприятеля. Только в этот момент до варваров начало доходить что что-то они делают не так, Кассивелаун распустил большую часть совершенно бесполезной в бою с римлянами пехоты и оставил себе только мобильные отряды, начав партизанскую войну. Римляне ответили симметрично, тотальным террором, сжигая и убивая всё что попадалось им на пути. И, хоть британцы и сумели серьезно потрепать римскую конницу, заставив ее держаться рядом с пехотой, но мобильности легионов вполне хватало, чтобы учинить на этих землях настоящий ад, а их автономность не позволяла серьезно рассчитывать на удары по коммуникациям. В итоге, через пару недель такой странной войны, одно из пяти крупнейших британских племен, окончательно закошмаренное Цезарем, запросило мира. Взяв с них заложников, Цезарь прекратил грабить-убивать на их землях, переключившись на соседушек. Пример был настолько наглядный, что очень быстро сдались и все остальные, до кого добрались римляне. Остался только сам Кассивелаун, укрепившийся в одной из лесных крепостей и стянувший туда все силы для последнего и решительного. Понятное дело, римляне немедленно выдвинулись прямо к крепости, подавили яростное и отчаянное сопротивление защитников и взяли ее штурмом, перебив большую часть находящихся там. Сам Кассивелаун, осознавая плачевность своего положения, с последними силами бросается на штурм прибрежного лагеря, в надежде уничтожить флот, но добивается только того, что римляне переходят в контратаку и разбивают остатки его сил. Партия. Впавший в отчаяние, британский полководец сдается. Война окончена.

Для самого Цезаря же это означало сплошное расстройство. Война, в отличии от действий в Галлии, не принесла ничего кроме проблем. Абсолютно убыточная кампания, учитывая сколько средств в нее было вложено и сколько сил потрачено. Вся добыча римлян это некоторое количество рабов, награбленное добро и номинальное подчинение британцев римской власти. Которое действовало до того момента, пока Цезарь не пересек Ла-Манш, после чего бритты тут-же забили на римлян и перестали выплачивать дань. Единственный стоящий профит это то, что сами британцы урок усвоили. как и германцы годом ранее, и на континент больше не лезли от слова "совсем", уйдя в некую самоизоляцию, из которой их выведет очередное римское вторжение сотней лет позднее, только на этот раз не экспедиция, а полноценная экспансия. Но это будет очень нескоро. Так-же Цезарь составил карты и изучил этносы островов. Но, надо признать, Клондайка не получилось, ни золота, ни серебра, ни жемчуга, сплошное непотребство и необучаемые безумные британцы, больше ничего Цезарь там не нашел.

Однако год ещё не закончился, впереди зима, самая страшная для римлян зима за всю войну, когда они были близки к поражению как никогда. Но об этом в следующей серии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных