Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Цезарь и Галлия. 52г, зима-весна




 

Эпопея Цезаря в Галлии складывается по всем законам жанра приключенческого романа. Начиная в достаточно лайтовых условиях и достигнув впечатляющих успехов, он, с каждым новым сезоном, сталкивался со всё большими трудностями. Первые победы над гельветами, белгами и венетами дались достаточно легко, Ариовист тоже не слишком сопротивлялся. Быстро, решительно, всегда на шаг впереди и с ясно-понятным результатом. Затем Британия, где пришлось воевать с незнакомым и крайне неприятным противником, а победа не дала практически ничего. И, как гром с ясного неба, опять восстание в Белгике, казалось бы только недавно замиренной, причем зимой, когда на несколько месяцев римляне полностью утратили инициативу. Галлы вели себя достаточно типично, их страшный первый натиск привел к гибели 15 когорт и уничтожению одного из римских зимних лагерей. Но они не захотели закончить дело, и после первых успехов просто разошлись по домам, вполне довольные собой. А весной к ним пришел очень злой Цезарь и сжег их всех вместе с домами. "Они бы победили, если бы было кому победить", эту фразу Цезарь скажет через несколько лет по другому поводу, но тут она как нельзя кстати.

Римское могущество было обусловлено их способностью мыслить масштабами всего региона, у них противоречия начинались на уровне Италии, где шла кровавая свалка за власть, а в провинции, даже такой большой как Галлия, всё было подчинено воле одного человека. Юлия Цезаря. Поэтому Риму были не страшны восстания отдельных племен, даже вполне успешные, их локализировали и подавляли, становясь ещё на шаг ближе к окончательному замирению региона. Галлия умирала, Рим поглощал ее и превращал в римскую провинцию, осталось не так уж много времени до того момента, когда кельтское патриархальное общество уйдет навсегда. Но, по все тем же канонам жанра, Трансальпийская Галлия не могла не выставить в своем последнем поединке с оккупантами личность, способную мыслить столь же масштабно и ставить столь же стратегические задачи. Которая не ограничится победой над отдельными римскими отрядами, а будет убивать римлян везде, где бы они не находились, стремясь очистить Галлию полностью, и даже смести Рим на свалку истории. Хоть последнее и было откровенным прожектёрством, но каков масштаб! Она не могла не появится, и она появилась, что стало для Цезаря настоящим кошмаром. Знакомьтесь — Верцингеториг.

Римляне, своей политикой, умело задвигали консервативную галльскую партию на обочину жизни, поэтому для нее последние шесть лет (58-52г) были совсем нерадостными. Это крайне усиливало реакционные настроения, национальное чувство и желание убить всех римлян, после чего "усё будет как раньше". Флагманом реакции стали два класса галльского общества:
— друидизм, как официальная религия региона, стремительно сдавал свои позиции. Как и положено религиозным гражданам, друиды были ультраконсерваторами, в штыки принимая всё новое и не желая меняться. У них было огромное влияние в галльском обществе, на уровне христианства в Раннем Средневековье. Де-факто, это было одним из основных надплеменных образований, мыслящее масштабами всей Галлии. Понятное дело, что им не было места в Римском Мире. Переломать ноги друидам было необходимо в рамках политики "разделяй и властвуй", с чем Цезарь успешно справлялся.
— галльская знать к тому моменту представляла из себя вполне себе феодалов с личными дружинами, сосредотачивая в своих руках основные ниточки управления регионом. Они же получали основной доход от хозяйственной жизни, обкладывая податями все остальные классы. Понятное дело, что Рим тут-же начал борьбу с этим пережитком несуществующего пока феодализма, причем куда более яростную, чем с религией. Последняя это антологические ценности, а раскулачивание знати имело ясно-понятную мотивацию, перераспределение капиталов. "было ваше — стало наше", как говорится

В итоге, эти два социальных кластера давно уже бурлили и ждали подходящего момента, а к 52г их жизнь стала уж совсем невыносимой. И тех и других начали прямо объявлять унтерменшами и выкидывать на мороз. Рим заводил везде администрацию и сам собирал налоги, отжимая знать от кормушки, а с друидами просто перестали считаться, будто и нет их, что для последних было хуже самых тяжелых репрессий. Третьим фактором было само общество, разоренное войнами и обескровленное. Да, галлы воевали между собой, но это были локальные войны, скоротечные и по понятиям, а когда пришел Рим то началась кровавая свалка, длящаяся уже шесть лет и конца ей не видно, что приводило галлов к мысли, что только поубивав нахуй всех римлян можно прекратить этот бардак. Как говорится, можно давить часть общества продолжительное время или всё общество непродолжительное время. Если давить всех всё время, то вам придет неминуемый пиздец.

На момент описываемых событий Верцингеторгу 30 лет или около того, он умен, образован, знатного рода и, возможно, служил в римской армии. Считался лояльным Риму представителем знати, личным другом Цезаря (что, косвенно, указывает что не последний человек был, Цезарь абы с кем дружить бы не стал). Его отец был одним из вождей племени арвернов, мощного народа из Центральной Галлии, но был казнен соплеменниками за попрание свобод всяких и стремление к высшей власти. Когда пришли римляне, то предпочли с арвернами договорится, так как те не проявляли агрессии и были лидером мощного племенного союза. Цезарь всячески поддерживал проримскую партию в этом племени, она платила лояльностью, и всё могло бы быть хорошо.

Но окончательно заебанная римлянами Галлия ждала героя, был социальный заказ на перемены, поэтому, как только Цезарь уходит в Северную Италию по делам, галлы собирают сходку и решают где и когда начнется всеобщее галльское восстание. Время казалось идеальным, легионы раскиданы по стране, сам Цезарь за Альпами сидит, а по одиночке что армия что полководец страшными не выглядят. Договорились на зиму 52г. Одновременно с этим Верцингеториг мутит переворот в своем племени, умело выкидывая проримски настроенную знать и за начало зимы замыкает на себя основные рычаги управления. Не очень понятно, был ли его приход к власти связан с запланированными по весне мероприятиями или просто так совпало, но, так-как Верцингеториг практически сразу и без особых обсуждений становится единоличным вождем восставших, можно предположить что подчинение арвернов тоже было частью плана.

Боевые действия начались с резни в Кенабе, где галлы за одну ночь перебили всех римских граждан без разбора, в основном купцов, после чего к восстанию открыто присоединились аквитаны, некоторые племена белгов другие. Бурлила вся Галлия, слухи разносятся быстро, те кто воздержался от открытого участия — выжидали. На этом этапе вождь арвернов решает не сосредотачиваться на точечном уничтожении римских лагерей (в отличии от белгов в прошлую зиму), и все силы бросает на подчинение себе колеблющихся племен. Во всяком случае нет информации о серьезных столкновений римлян с галлами. Де-факто, начинается гражданская война, в которой проримские режимы падают один за другим, или меняют ориентацию, а римляне не способны на активные действия и могут контролировать только прилегающие к их лагерю территории.

Дальнейшие планы Верцингеторига тоже достаточно нестандартны. Нет, он не собирался выгонять римлян из Галлии, это бесполезно. Римлян надо было убивать. Но как этого добиться, если буквально год назад пытались уже, но как-то не слишком успешно? Как раз в этот момент можно оценить стратегический размах нового вождя галлов — планировался перенос войны в Нарбоннскую Галлию, непосредственно на римскую территорию, что вынудит Цезаря остаться там надолго. И, независимо от результата, даст время Верцингеторигу собрать ударный кулак и им громить римские легионы поодиночке, переводя под свою власть оставшиеся нейтральными племена. Буквально пол года бездействия проконсула и всё могло бы быть хорошо, план очень хороший и действенный, наверняка прибавил Цезарю седых волос. У него есть около трех легионов в Провинции, еще девять-десять раскиданы по Галлии, при этом ударный кулак под руководством талантливого Лабиена в землях сенонов, то есть как раз в географическом центре Галлии. И никакой возможности прорваться напрямую через враждебную себе страну, Верцингеториг умело разрубил римские силы на две части и время играло исключительно на него.

Действуя, как обычно, стремительно, Цезарь берет два десятка когорт с конницей, и прорывается через условно-непроходимые горы в земли племени арвернов, показывая очередное чудо логистики "фром Рим". Так как галлам и в голову не могло прийти, что данные перевалы в это время года вообще проходимы (зима же, толщина снежного покрова в человеческий рост), то свои земли арверны не защитили вообще никак, и Цезарь умело пользуется этим, устраивая флешмоб с пожарищами и убийствами. У Верцингеторига сложная диллема. Сейчас Провинция оголена, можно всеми силами уходить на юг, проломить оборону и ворваться в исконно римские земли. С другой стороны, составляющие костяк его армии арверны не поймут, чому мы уходим на юг, когда враги сжигают родную хату. Все таки сейчас Верцингеториг где-то между вождем племени и вождем всей Галлии, первый требует вернуться домой, второй указывает на стратегическую необходимость удержать инициативу. Но, как и рассчитывал Цезарь, консерватизм победил, вождь арвернов с армией возвращается домой. Цезарь же, оставляя конницу дальше кошмарить галлов, отзывает легионеров в Провинцию и оттуда, исключительно с конницей выдвигается на север, в Центральную Галлию. Скорость его переходов по условно дружественным землям была столь велика, что он серьезно обогнал весть о собственном местоположении и не дал галлам искушения попытаться покончить с ним одним ударом. Хоть всё и было очень плохо, но главного, убить Цезаря или помешать ему соединится с основной армией, галлы не добились. Старый и хитрый лис переиграл более молодого и порывистого.

Прибыв на север, в Агадинг, и приняв под командования два расквартированных там легиона, Цезарь отзывает с зимних квартир остальную армию. Верцингеториг узнал об этом слишком поздно, он уже не успевал помешать сбору римского ударного кулака. Однако зима ещё не закончилась, у римлян были серьезные проблемы с продовольствием и готовностью к немедленным боевым действиям, поэтому галлы решают ударить по бойям, римским союзникам, и посмотреть что получится.

Тут уже Верцингеториг поставил Цезаря в неудобное положение. Если смотреть с чисто стратегической точки зрения, то смысла в этой осаде не было. Совсем по другому ситуация выглядит, если вспомнить что идет гражданская война, а Верцингеториг последовательно добивается присоединению к восстанию всё новых и новых племен. Бездействие Цезаря в данном случае будет однозначно воспринято как слабость, что пошатнет и так на ладан дышащий римский авторитет и толкнет к восстанию колеблющихся или выжидающих. Этого допустить было никак нельзя. Но и гоняться за Верцингеторигом было бесперспективной задачей, последний уклонится от боя, а римляне будут страдать от нехватки продовольствия и вынуждены собирать его на месте, кроме того — будет потеряна инициатива, пока Рим бегает за галлами, от них отколются последние союзники и тогда точно пиздец.

Из двух зол Цезарь выбирает третий вариант, вместо того чтобы выжидать или спешить на помощь своим союзникам, он решает вынудить самого Верцингеторига выдвинутся к себе навстречу, для чего оставляет два легиона со всем обозом, берет у пока ещё лояльных эдуев столько продовольствия, сколько те способны дать, и выдвигается на юго-запад, с общим направлением на земли племени арвернов, по дороге грабя-уничтожая города бунтующих племен. Первым городом стал Велланодун, столица племени сенонов, которую римляне взяли за два дня. Затем Цезарь совершает форсированный марш в сторону Кенаба (там была первая вспышка восстания, напомню), где не успели подготовится к обороне, поэтому город был взят сходу, разграблен и сожжен, а его граждане перебиты. Все это заставило Верцингеторига реагировать, он прекращает осаду и выдвигается наперерез Цезарю, который только-только осадил Новодун, и готовился принять капитуляцию. Римляне умели брать города, намного лучше чем галлы умели их защищать, поэтому война от крепостей, которую изначально по привычке планировали галлы, давала римлянам хорошие шансы на победу. С Новодуном вышло забавно, галльская конница прибыла именно в тот момент, когда город сдавал оружие и гарнизон готовился капитулировать. Видя союзников, горожане тут-же передумали и начали сражение, но как только передовой отряд конницы был разбит — передумали опять и всё таки капитулировали. Варвары...

После этого сражения Верцингеториг собирает всеобщий галльский съезд, где доводит новую стратегию войны. Города это просто большие склады продовольствия, которые римляне будут щелкать как орешки, обеспечивая себя всем необходимым и вырезая гарнизоны, и это будет продолжаться пока вся Галлия не окажется в руинах. Единственный способ победить это перестать кормить римлян и подкидывать им легкие мишени для осады. Все слабоукрепленные города должны быть уничтожены, все продовольствие либо спрятано, либо уничтожено, либо свезено в особо укрепленные города, которые сама природа сделала неприступными. Армию Цезаря нужно уморить голодом, избегать фронтальных сражений, но, пользуясь преимуществом в коннице, вырезать фуражиров и мелкие отряды. Чем дольше римляне будут вести такую войну, тем слабее они будут, а потом придет время покончить с ними раз и навсегда. План был хорош, его одобрили. В тот же день было уничтожено около двадцати городов в окрестностях Новодуна, соседние общины так-же перешли к партизанским действиям и жгли родные хаты. Спорной была судьба Аварика, это был один из самых красивых, богатых и населенных городов Галлии, при этом неплохо укрепленный самой природой. Верцингеториг требовал уничтожить его, но потом уступил всеобщим мольбам. В городе был оставлен большой гарнизон и продовольствие на длительную осаду.

Цезарь прямым курсом движется к Аварику. У него дефицит продовольствия, а в городе еды достаточно много, поэтому взять его и пополнить запасы это, де-факто, единственный шанс продолжить войну. Однако осада была нелегкой. Был только один участок стены, с которого возможет был штурм, все остальное прикрывали реки и болота. Начинается долгая и кропотливая работа по возведению крытых галерей (на пикче то, как оно примерно выглядело), жрать становится уж совсем нечего, а снующий неподалеку Верцингеториг вырезает отряды фуражиров и просит ещё. Из города происходят вылазки. В общем, это было очень тяжело. Тем не менее, на 25 день осады происходит штурм и резня, очень недовольные легионеры убивают в городе всё живое. Цезарь пополняет запасы продовольствия и получает возможность перегруппировать силы, однако, как ни странно, сама продолжительная осада сыграла в плюс, дала возможность галлам поднакопить сил и присоединить к восстанию новые племена, а Верцингеторигу серьезно подняла авторитет, так как он изначально был против защиты города.

Затем Цезарь разделяет свои силы, Лабиен с четырьмя легионами отправляется на север, в район современного Парижа, о нем позже. Основная армия из шести легионов движется на Герговию, планируя повторить то, что так удачно получилось в Аварике. За ней следует Верцингеториг, находясь на другом берегу реки и разрушая те мосты, что встречаются по дороге, но Цезарь обманывает его и успешно переправляется через реку, продолжая движение в сторону Герговии и беспрепятственно добирается до нее.

Осада Герговии это одно из самых болезненных поражений Цезаря за всю войну. Он в своих записках юлит как может и выставляет себя на коне, мол, "в решающий момент легионеры уже почти ворвались в город, но тут ВНЕЗАПНО не услышали приказа к отступлению (ну вы понели, да? Все нормально, наступаем по всем фронтам, и тут резко берем и отступаем, хехе), поэтому галлы их победили". И, хоть потери были небольшими (по сообщению самого Цезаря, конечно), но это была фатальная потеря темпа без внятного результата, которая сломала Цезарю всю игру. А дело было так...

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных