![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2 страницаПсихологическое консультирование Другой категорией, служащей основанием для классификации консультативного процесса, является пространство, то есть пространственная организация консультации. С этой точки зрения можно выделить два вида консультирования: очное и заочное (телефонное и письменное). Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объединение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным). Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения, и могут быть выделены следующие виды психологического консультирования: школьное, профессиональное, семейное, супружеское консультирование, а также ориентированное на проблемы личности и другие. Можно разделить виды консультирования по принципу показаний: развивающее консультирование в противоположность экспресс-консультированию в ситуации кризиса, переживаемого клиентом. Уровни консультирования зависят от степени вмешательства консультанта в жизнь клиента или группы. В практической психологии выделяют следующие уровни консультирования: 1. Индивидуальное развитие и изменение (на этом уровне проводится индивидуальная консультация с психодиагностикой и коррекцией с целью оптимизации жизнедеятельности клиента). 2. Оптимизация межличностных отношений (может проводиться групповая консультация с элементами тренинга). 3. Организационное развитие (управленческое консультирование). 7. Принципы психологического консультирования Во многих профессиях существуют свои принципы Психологическое консультирование в структуре психологической помощи и требования, реализация которых является обязательным для специалистов. В ряде стран мира существуют этические кодексы психолога. Существуют определенные принципы поведения психолога-консультанта, следование которым не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия. Рассмотрим принципы, выделенные П. П. Горностаем и С. В. Васьковской, которые разработали «проблемный подход», изучающий деятельность психолога в зависимости от характера конкретных психологических проблем. 1. Принцип причинности. Психолог стремится разобраться в причинах и механизмах проблемы клиента, а не «борется» с их внешними проявлениями. Принцип не всегда является универсальным, например, в гештальт-терапии главным становится принцип «здесь и сейчас», и этот путь эффективен в ряде случаев. В проблемном анализе возможно прогнозирование ситуации в будущем. 2. Консультативный альянс — высокий уровень открытости и доверия. 3. Проблемная диагностика — это процесс выявления характера и причин психологических трудностей, иногда с применением диагностических методик для адекватной постановки гипотезы. 4. Условие эффективности: а) нестандартный подход, так как одинаковых случаев не бывает; б) ориентация на понимание, то есть говорить на языке клиента; в) ориентация на установки клиента; г) использование рекомендаций и директив исключительно для определенных ситуаций (например, консультирование по вопросу воспитания ребенка, выходу из конфликтной ситуации, налаживанию гармоничного взаимодействия); форма рекомендации должна быть нейтральной, из которой выводы должен сделать сам клиент, где «совет срабатывает как внушение, приводящее человека к самостоятельному решению» (Р. Мэй); д) избежание излишней оригинальности, то есть использование проверенных и целесообразных методов; е) формирование доверитель- Психологическое консультирование ных отношений всеми возможными способами; ж) поддержание мотивации долговременной работы: предупреждение в начале первой беседы о целесообразности повторных встреч; фиксирование внимания на положительном эффекте уже на первой встрече; формулирование нерешенных задач, которые предстоит решить в дальнейшем; ориентация на постепенность изменений в личности клиента; формирование положительного эмоционального отношения к консультации; 5. Психологическое посредничество, то есть позиция «третейского судьи» для помощи сторонам нахождения компромисса. 6. Неманипулятивный подход — стимуляция клиента к принятию собственного решения. Директивная модель психологической помощи придерживается другой точки зрения, но недирективная модель ближе к основной идеи консультации, заключающейся в развитии клиентом своих психологических потенций. 7. Принцип безоценочного принятия, когда «психолог и его клиент сливаются в одно психическое целое» (Р. Мэй). 8. Принцип профессионализма — адекватное формирование психологической задачи и несоздавание у клиента иллюзий своего (психолога) всемогущества. Необходимо переориентировать запрос в сторону возможного, а если надо, раскрыть компенсаторные возможности человека и т. д. 9. Ориентация клиента на самого себя. Локус контроля должен быть внутренний, а не внешний. 10. Фиксирование результатов консультации, что помогает лучше анализировать проблему, концентрироваться на нюансах, учит психолога профессиональной саморефлексии. 8. Теоретические основы психологического консультирования и механизмы психологического воздействия Необходимо отметить связь между позицией пси- \ Психологическое консультирование в структуре психологической помощи \ холога-консультанта и теоретическим подходом, которым он пользуется в своей практике. Под термином позиция могут пониматься разные вещи. С одной стороны, позиция предполагает содержание действий консультанта, с другой — эмоциональный тон этих действий. Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны следующим образом: 1. Консультант-советчик — дает клиенту прямые советы; 2. Консультант-помощник — оказывает помощь клиенту в нахождении инсайта, в актуализации внутренних резервов и т.п.; 3. Консультант-эксперт — показывает клиенту возможные варианты решения проблемной ситуации, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные. Позиции одного и того же консультанта могут меняться как при работе с различными клиентами, так и в ходе одной консультации, если последняя того требует. Принимая во внимание эмоциональный тон действий консультанта, что связано с действиями психолога в директивном, недирективном и промежуточном подходах, можно описать позиции взаимодействующих в ситуации индивидуального консультирования: 1. Взаимодействие на равных; 2. Взаимодействие с позиции «сверху»; 3. Взаимодействие с позиции «снизу» (Г.С. Абрамова). Помимо этого встречается в литературе такой репертуар ролей психолога-консультанта, как терпеливый слушатель, «жилетка», в которую можно поплакаться; умный аналитик; знаток психологических закономерностей; духовный наставник; «врачеватель души»; советник; умелый фасилитатор. Одной из главных составляющих позиций является обобщенная теория или содержание научных знаний практического психолога. Остановимся на краткой характеристике возможных подходов к практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, взяв за основу ее основные направления: глубинная психология — психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн) и Психологическое консультирование др.; бихевиоральное направление — социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.; гуманистическое направление — геш-тальттерапия (Р. Перлз), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Дж.Морено). Выделим основные понятия, используемые в каждом направлении, и основные методы воздействия на клиента (по Г.С. Абрамовой). 1) Глубинная психология, или психодинамическая теория 3. Фрейда существует во множестве модификаций последователями А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга, В. Райха. Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной сферы, которая управляет человеком, а целью — чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них, преодолеть стереотипич-ность поведения и мышления, которая определяется прошлым. Также задачей является сохранение баланса между внешними (социальными) и внутренними силами, действующими на личность. Распознавание эмоциональных и поведенческих стереотипов можно произвести через изучение защитных механизмов личности. В процессе интервью психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует основную технику — свободное ассоциирование, анализ символов повседневности; анализ ошибок, описок, обмолвок клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента («Фрейдовская ошибка»); анализ сновидений; анализ сопротивления как проявления более широкого механизма вытеснения; анализ содержания переноса клиента. 2) Бихевиоральное направление в психологическом консультировании состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены его поведения (Э.Ч. Толмен, К.Л. Халл, Д. Уот-сон и Б. Скиннер). Делается акцент на том, что окружающая среда воздействует на личность человека. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных составляющих бихевиораль- Психологическое консультирование в структуре психологической помощи ной психологии: 1. Поощряется активность клиента. 2. Определяется проблема клиента через операционализа-цию поведения (перевод неясных слов в конкретные, наблюдаемые действия). 3. Понимание контекста проблемы через функциональный анализ (причинно-следственные связи). 4. Установление социально важных целей для клиента (конкретный план действий). Также используются процедуры изменения: а) тренировка настойчивости (помогает преодолеть беспомощность и неадекватность) через вопросы, ролевые игры, перечисление альтернатив для принятия решения; б) тренировка релаксации (целенаправленное уменьшение тревожности, основанное на обучении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязывание объекта тревоги с этой иерархией на фоне упражнений на релаксацию); в) моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение в сочетании с ведением записей; г) поддержка у клиента нужного поведения — предотвращение рецидивов, что дает контроль за собственным поведением. Стратегии предотвращения рецидивов разделяются по следующим категориям: предвидение трудных ситуаций, регулирование мыслей и чувств, выявление нужных дополнительных навыков, выстраивание благоприятных последовательностей. Техника предотвращения рецидива важна не только для психологии бихевиоризма. Проблема рецидивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслуживает огромного внимания всех практических психологов. 3) Гуманистическое направление в психологии (К. Роджерс, Ф. Перлз, В. Фрапнкл, Морено). Основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении; изначальное наличие в человеке стремления к максимальной социальной самоактуализации, росту личности. Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения с помощью «творческого, активного, чувственного, точного, эмпатического, Психологическое консультирование не судящего слушания» (К. Роджерс). Основное понятие, с которым работают психологи данного направления, — мироощущение конкретного клиента. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я», быть конгруэнтным и безоценочным. Особое место занимает гештальттерапия, отличающаяся разнообразием техник: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседы с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарный, директивный и «нижней собаки» — пассивный с чувством вины, ищущий прощения; фиксированное ощущение; работа со снами. Кроме того, благодаря работам В. Франкла в гуманистической психологии используются техники перемены отношения; парадоксальные интенции; переключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точности словесных формулировок, ориентации на мироощущение клиента. Из экспериментального исследования, касающегося того, какими теориями пользуются в своей работе отечественные психологи-практики и насколько они это осознают, проведенного А. Ф. Бондаренко, сделаны выводы, что наиболее мощными являются: эклектика; гештальттерапия; личностно-ориентированная терапия К. Роджерса; поведенческая психотерапия. Менее распространенными оказались экзистенциальная психотерапия, транзактный анализ, адлеровская психотерапия, рациональная-эмотивная психотерапия. Наиболее «слабым» оказался психоанализ, а психотерапия здравым смыслом вообще была не отмечена. Подтвердилось предположение, что достижение адекватной профессиональной идентичности психолога, психотерапевта снижает тревожность, повышает личностный потенциал. Основным методом психологического консультирования является интервью, так как оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются профессионально-важные качества психолога — личностная и профессиональная рефлексия на ситуацию взаимодействия с клиентом. Психологическое консультирование в структуре психологической помощи Предметом взаимодействия является внутренний мир клиента, цель которого — изменение отношения клиента к нему, нахождение альтернатив действий, переживаний и мыслей. Основным способом воздействия психолога на клиента в ходе интервью являются вопросы. В литературе обычно выделяют пятишаговую модель интервью (Г.С. Абрамова). Кратко лишь определим каждую стадию: а) Структурирование, задача достигнуть взаимопонимания (часто маркируют как «Привет!»), психологического комфорта и доверия; б) «В чем проблема?» — происходит выделение проблемы; в) «Чего вы хотите добиться?», то есть желаемый результат; г) «Что еще мы можем сделать по этому поводу?» — выработка альтернативных решений; д) Обобщение результатов («Вы будете делать это?»). Руководствуясь многочисленными теориями, психологи-консультанты воздействуют на клиента. Как бы ни объяснялось это воздействие, в исследовании по эффективности психотерапевтической практики доказано, что эффективность зависит не столько от метода, сколько от опыта и личности психотерапевта, кроме того, во всех видах психотерапии действуют одни и те же факторы. Отметим лишь некоторые из них (В.Н. Цапкин): во-первых, ослабление напряженности на первоначальной стадии интервью, во-вторых, расширение репертуара когнитивных схем, в-третьих, изменение поведения клиента за счет нового эмоционального опыта, полученного на сессии, в-четвертых, убеждение и внушение, явное или скрытое, и в-пятых, усвоенное или осознанное отношение клиента к новым формам поведения. Обратившись к работам социальных психологов (Г.М. Андреева), в консультировании и психотерапии можно найти сходные механизмы, определяемые общими закономерностями психологического воздействия: заражение, внушение, убеждение и подражание. Психологическое консультирование Заражение можно определить как бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психологическим состояниям, проявляющимся не через осознанное принятие информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния (массовые психозы, религиозные экстазы, также отмечают отношения клиента и психолога), с помощью речевого воздействия, ритмов, восклицаний и иных средств При заражении осуществляется сопереживание большой массой людей, или диадой, общего психологического состояния. Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно: целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанной на ее некритическом восприятии. Внушение носит вербальный характер Убеждение построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия человека, принимающего информацию Вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. Убеждение — преимущественно интеллектуальное, а внушение — эмоционально-волевое воздействие. В последнем из вариантов психологического воздействия — подражании — осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психологических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Различают несколько видов подражания: а) логическое и внелогическое; б) внутреннее и внешнее; в) подражание-мода и подражание-обычай; г) подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Также можно выделить подходы к практике психологического консультирования в зависимости от стиля работы психолога В современной литературе описаны два основных стиля психологической работы — «внима- Психологическое консультирование в структуре психологической помощи ющий» и «влияющий» (Л.Д. Демина). Для внимающего консультирования характерны: закрытые вопросы (для прояснения сути проблемы и концентрации клиента около одной темы), открытые вопросы (начинающиеся со слов «каким образом», «что», «зачем», что подталкивает к рефлексии и способствует возникновению дискуссий), минимальные поощрения (помогают рассуждать дальше, с помощью повтора последних двух-трех слов), парафраз (выделение сути последнего высказывания), концентрация на чувствах, обобщение (помощь в осознании прогресса в интервью). Для влияющего стиля работы характерно: указание, информационное сообщение и (или) интерпретация, выражение своих чувств, влиятельное обобщение. На основе этого выделяют связь подходов к практике консультирования с терапевтическими приемами, что отражено в таблице 1. Таблица 1. Связь психотерапевтических приемов с порождающими их психотерапевтическими подходами. Приемы Психотерапевтические направления терапевтические
Психологическое консультирование
Цифрами указаны психотерапевтические направления: 1. Психоанализ, психодинамика; 2. Бихевиоральная терапия; 3. Недирективная терапия; 4. Современное роджерианство; 5. Экзистенциальная терапия; 6. Геш-тальттерапия; 7 Трансперсональная (холотропная) терапия; 8 Терапия черт и факторов; 9. Рационально-эмо-тивная терапия, 10. Транзактный анализ; 11. Терапия реальностью. 12 Стратегическая терапия. 9. Мотивы обращения к психологу и типы консультируемых В настоящее время психологами принято следующее положение, что понять личность невозможно вне ситуации, в которой она находится, поскольку между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь. Далее, более подробно остановимся на крити- Психологическое консультирование в структуре психологической помощи ческих ситуациях, в которых оказывается человек, исходя из мнения Р. Лазаруса, который ввел понятие психологического стресса, и признал, что человек сам создает для себя трудности и стрессовые факторы Проблемы, относящиеся к работе психолога, можно назвать «житейскими» проблемами — это те неисчислимые индивидуальные обстоятельства, случаи, эпизоды в жизни, которые оставляют более глубокий след в душе человека, чем он бы хотел. Причинами частого обращения к психологу может быть как пустяковое дело, так и безвыходная, по словам клиента, ситуация. Во-первых, обращение к психологу может быть связано с мнительностью клиента, излишней внимательностью его к своему здоровью, внутренним проблемам Например, пенсионеры без родственников и друзей, которым необходимо внимание к себе. Во-вторых, знания о себе необходимы для оправдания своих неудач и успехов. Например, подсчеты биоритмов (интеллектуального, эмоционального, физического) позволяют спокойно относиться к спадам самочувствия, активности, настроения. Загадочность нежелательных явлений собственной жизни и деятельности настораживает, требует объяснения и оправдания. В-третьих, когда возникают кризисы, спады, конфликты, противоречие между «хочу» и «могу», «хочу и нужно, «ожидаю и притязаю». Причем, обращаясь, часто ожидают готовый рецепт, ясно и просто предписывающий конкретные действия, необходимые для преодоления затруднений в личной жизни. В-четвертых, это необходимость просто выговориться, что не удается осуществить в повседневной жизни. Можно выделить условно три типа клиентов (Н.Н. Обозов): а) неуверенный в себе клиент (часто причина обращения за помощью — желание снять с себя ответственность, в консультации такой клиент взвешивает доводы «за» и «против», поэтому психолог должен создать у клиента полную уверенность в решении вопроса); б) уверенный в себе клиент (для подтверждения правильности своего уже готового понимания затрудни- Психологическое консультирование тельного положения психолог должен выступить в роли «ведомого, который только подсказками, предположениями сможет разобраться в ситуации»); в)клиент, все знающий и доверяющий только себе (клиенты такого типа редки, они противоречивы, подвергают все сомнению и убеждены в своей правоте; они запускают решение своей проблемы или переходят в пограничные невротические состояния или уже имеют соматические заболевания, требующие терапевтического, а иногда и полного медицинского вмешательства). Диагностика и последующее информирование клиентов об их индивидуальных психологических особенностях обнаруживает как согласие, так и несогласие относительно правильности оценивания. Особый интерес для психолога представляет несогласие, указывающее на проблемность именно в этой сфере личности. Условиями этого несогласия являются социальная неодобряе-мость названного качества личности, неадекватность понимаемого термина (расхождение научного и обыденного понятия) и субъективно-личностная неприемлемость. Согласие-несогласие формируется в результате сравнивания своего мнения о себе, мнения других людей и мнения психолога, а также зависит от пола и профессиональной принадлежности. Отсюда основанием типологии консультируемых можно назвать отношение к консультации, что связано с личностными особенностями консультируемых. Для первого типа характерны такие качества личности, как реалистичность, самоуверенность и установка, что личный опыт не заменяет никакие психологические исследования. Для второго типа характерны эмоциональная утонченность, эстетичность и установка, что личность — это уникальное и таинственное образование. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|