Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 5 страница




Обсуждение: можно поинтересоваться у участников, кто больше всех провел лет в «тюрьме», кто там почти не был и как это соотносится с заработанными милли­онами... Можно поинтересоваться у участников, кто боль­ше всех занимался «благотворительностью», кто ею по­чти не занимался и как это соотносится с итоговой сум­мой.

3. 4. Парадигмальное самоопределение практического психолога

Упражнение 29: Интервью

Один из участников садится в центр круга. Предва­рительно он определяется относительно того, какого направления он придерживается, и сообщает об этом группе. Группа может задать ему пять вопросов, но строго соблюдая рамки роли практического психолога, работа-

Психологическое консультирование

ющего в русле определенного психотерапевтического направления (психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, гешталытерапия, клиент-центрированное направление и пр.). Затем следующий желающий садится в центр круга. Ему также задается 5 вопросов, но с обязатель­ной сменой парадигмы, которой он придерживается.

Вариант — «Пресс-конференция». Один из участ­ников садится в центр круга. Он изображает какую-либо известную личность психолога. Далее процедура та же.

Вариант — «Накладывающиеся идентичности». Один из участников садится в центр круга. Он изображает одного из представителей «помогающих» профессий — психолога, педагога, священнослужителя, врача, народ­ного целителя, биолога. Группа задает ему 5 вопросов, на которые он отвечает из своей профессиональной роли. Задача — определить его профессиональную принадлеж­ность. Затем смена участников в кругу.

Обсуждение: что дает выполнение этого задания? Что нового узнали о себе?

Упражнение 30: Психологическая родня (по В. Квинн)

Цель: развитие анализа парадигмальной привержен­ности.

Ведущий раздает участникам текст сценки, просит её прочитать и определить, какой точки зрения придер­живается каждое действующее лицо: бихевиористской, гештальтистской, психоаналитической, гуманистической, когнитивистской или эклектической. (При наличии вре­мени сценку можно разыграть). Свое решение предла­гается обосновать.

Комната двухлетнего мальчика. Восемь часов вече­ра. Мальчик стоит около кроватки в окружении своих родственников: отца, матери, дедушки, дяди Гены и тети Раи. Все они — психологи.

Мальчик (плаксиво): Не буду пать один. Буду пать башими, в ба-ашо-ой каватке. Мне тийно и тья-ашно.

Мать: Бедный мой Коля, он ведь даже не подозрева-

Я и Дело

ет, почему ему страшно. Наверное, он еще в роддоме испугался чего-то темного, и теперь ему всегда будет страшно оставаться одному в темноте. Когда-нибудь мне придется поработать с ним над его страхами и извлечь эту проблему из его бессознательного.

Дядя Гена: Да не трать ты времени попусту! Просто положи рядом с кроваткой пару печенюшек. Раз-другой поест в темноте печенья, глядишь, на третий — сам за­просит, чтобы поскорее выключили свет.

Тетя Рая: О Гена, вечно ты придаешь значение час­тностям. Скорее всего Николаша пока еще очень слабо осознает, что такое темнота в отличие от нетемноты. А может быть, его глаза еще не вполне адаптировались к условиям неосвещенного помещения.

Дедушка: Дайте мне поговорить с мальчиком, я хочу выяснить, что он сам думает по этому поводу.

Отец: Я согласен, печенье — это не выход... Вот что, малыш, а скажи-ка мне, пожалуйста, какие это такие страшные вещи творятся в темноте?

Мальчик: В тимате ис шкафа выизают стья-ашные тюдовисси.

Отец: Хочешь, я закрою дверь на ключ, и они не смогут оттуда вылезти?

Мальчик: Да, качу, качу, тойко иссе папьяси дядю Ену пьинести мне питенья, тетю Аю - посмотьеть мои газки, маму — сказать, как Коя был маленьким, а деду — пагаваить пья сто я думаю.

Обсуждение: участники приводят свои мнения и их обоснования по каждому персонажу:

а. мать......................................

б. отец..................................

в. дядя Гена..................

г. тетя Рая...........................

д. дедушка.............................

е. мальчик...........................

Психологическое консультирование

 

Упражнение 31: Эмиграция (В.Ю. Бабайцева)

Цель: помочь осознать свои профессиональные ори­ентации и приверженности.

Каждому участнику представляется возможность представить, что ему предстоит уехать из страны и из этого времени куда угодно (любая страна, любое время). В связи с этим необходимо подумать о том, куда бы он выехал, в какое время. Почему?

Если бы у него была там возможность профессио­нального роста, то у кого из известных психологов он хотел бы поучиться, чему. А с кем из них он хотел бы работать? Участникам предлагается в течение 5 минут откровенно ответить на эти вопросы.

Обсуждение: довольны ли вы своим выбором? По­чему?

Упражнение 32: В какой парадигме работает психолог

Цель: тренировка навыков парадигмальной привер­женности психолога.

Прочитайте приведенные ниже описания и опреде­лите, примером какого метода индивидуальной психоте­рапии является каждое из них — психоанализа, клиент-центрированной психотерапии, гештальттерапии, экзи­стенциальной терапии, когнитивной терапии, рациональ-но-эмотивной терапии или бихевиоральной психотера­пии.

1. Психотерапевт комментирует каждое движение Виктора - кладет ли тот ногу на ногу, складывает ли руки на груди, кусает ли губы или почесывает голову.

2. Саша стесняется торговать. Психотерапевт дает ей задание на дом — она должна наняться на работу на бли­жайший рынок и продавать там изделия ручного труда.

3. Психотерапевт толкует сны Юлии. Она должна попытаться расслабиться и вспомнить как можно боль­ше.

4. Психотерапевт подробно рассматривает пробле-

Я и Дело

му жизненных ценностей Анатолия. Анатолий пытается понять истинный смысл своей жизни.

5. Вячеслав пытается постепенно преодолеть страх перед ездой на автомобиле. На прошлой неделе психо­терапевт взял его с собой в автомобиль. На следующей неделе Вячеслав сам поведет машину по той же дороге. После этого, как он надеется, страх перед полетом ис­чезнет у него навсегда.

6. На психотерапевтическом сеансе. Жанна говорит больше психотерапевта, а он внимательно слушает. Ка­жется, что ему действительно небезразличны ее чувства и переживания и что он понимает ее.

7. Марк уверен, его плохие оценки в школе означа­ют, что он никогда не преуспеет в бизнесе. Его психоте­рапевт говорит на это, что многие весьма удачливые биз­несмены тоже плохо учились.

Упражнение 33: Ассоциации по профессиональному портрету

Цель: развитие целостного понимания своей теоре­тической приверженности в психологии.

Один участник выходит за дверь. Группа задумывает психолога, работающего в определенной теоретической парадигме (психоаналитик, гештальттерапевт, гуманисти­ческий психолог и т.п.), или психолога, специализирую­щегося на определенном профессиональном поприще (школьный психолог, клинический психолог и т.п.).

Возвращаясь, психолог должен угадать, кто задуман: определить приверженность определенной парадигме и выяснить сферу практического приложения своих уме­ний. Можно задавать любые вопросы, кроме прямых: а) это вопросы на выяснение ассоциаций (Если это цветок, то какой? Если это музыка, то какая? и т.п.), б) про­фессиональные вопросы (длительность встреч с клиен­том, предмет взаимодействия, использует ли диагности­ческие техники, каких принципов придерживается в работе и т.п.).

Психологическое консультирование

Обсуждение: что проще устанавливать — концеп­туальную приверженность или область реального при­ложения сил на практике.

Упражнение 34: Парадигмы (А.Ф. Бондаренко)

Цель: меняя роли и парадигмы, почувствовать спе­цифику каждого из психотерапевтических направлений, «примерить» их к собственной личности и профессио­нальным склонностям, рефлексивно отнестись к пред­почтению той или иной парадигмы.

Оборудование: тексты проективных случаев «Случай с Сергеем», «Случай с Людмилой», «Случай с Ириной».

Инструкция: упражнение предназначено для работы в учебных группах. Внимательно прочтите проективный текст. Далее группа разбивается на пары, каждой из ко­торых предстоит выработать определенную стратегию работы с конкретным случаем в соответствии с той тео­ретической парадигмой, которую выберет сама пара.

А. Проективный текст «Случай с Сергеем»

Действие происходит в центре психологической помощи, где квалифицированные психологи проводят индивидуальную и групповую работу. Сергей пришёл на консультацию и рассказал о себе следующее:

«Мне 25 лет. Я — студент психологического факуль­тета. Недавно решил специализироваться в области пси­хологического консультирования. Я окончил три курса, прослушал спецкурсы по психологии личности, обще­ния и даже прошёл группу личностного роста. Я решил, что если собираюсь работать с людьми как консультант, то мне следует прежде всего лучше взглянуть на себя.

В свои 25 лет я чувствую, что прожил большую часть своей жизни впустую. К настоящему моменту я бы хо­тел уже закончить университет и работать, а вместо это­го я всего лишь студент. Я понял, что без основательно­го понимания себя человек не может полноценно жить, и решил специализироваться в области консультативной психологии и работать консультантом с проблемными

Я и Дело

детьми. Мне помог в своё время один человек, и я бы также хотел помогать подросткам. Но все же моя лично­стная проблематика далека от настоящей проработки У меня мало друзей, я испытываю страх и робость со свер­стниками или людьми старше меня. Я чувствую себя хорошо с детьми, потому что они ещё искренни. Я очень беспокоюсь по поводу того, Достаточно ли я подхожу для практической работы в качестве психолога-консуль­танта. Одна из моих проблем — я много курю и, бывает, выпиваю. В основном это случается, когда мне одиноко и кажется, что я всегда буду никому не нужным. Я бо­юсь людей вообще, но особенно сильных и привлека­тельных женщин. Возможно, я всегда думаю о том, что они меня оценивают, и боюсь, что они считают меня недостаточно мужественным. Мне кажется, что я не со­ответствую их ожиданиям в отношении мужчины. Я дей­ствительно далек от образца мужской «модели». У меня не мужественное лицо, я довольно мягок в обращении и часто задумываюсь, соответствую ли я вообще совре­менным представлениям о мужском идеале.

Довольно часто меня охватывает тревога, особенно по ночам. Иногда мне хочется куда-нибудь сбежать, что­бы никто меня не видел. Часто я страдаю от того, что считаю себя неудачником. Я вообще часто зациклива­юсь на себе, на мыслях о собственной бесполезности. В такие моменты я себя ненавижу. Мне кажется в тяжё­лые минуты, что лучше мне вообще было не родиться.или даже что лучше — умереть. Тогда бы я по крайней мере перестал страдать. Если быть откровенным, я не могу сказать, что кого-нибудь когда-нибудь любил всей душой. Да и меня никто никогда не любил по-настоящему.

Но все, конечно, не так мрачно, так как у меня на­шлось достаточно настойчивости, чтобы поступить в университет, тем более на факультет психологии. Мне нравится то, что я хочу работать над собой и прилагаю усилия в этом направлении. Я знаю, что мне нужен че­ловек, который помог бы мне. Мне нравится в себе то, что я осознаю свои страхи, что способен остро чувство-

Психологическое консультирование

вать и что могу рискнуть, даже если чего-то боюсь.

Что было у меня в прошлом? Какие наиболее зна­чительные события и поворотные моменты моей жиз­ни? Главным поворотным моментом было, как ни стран­но, общение с командиром взвода в армии, молодень­ким лейтенантом. Он воодушевил меня на поступление в университет, он говорил, что видит во мне способнос­ти, требуемые для работы с подростками. Мне трудно было вначале поверить в это, но его вера помогла мне. Следующим значительным событием была моя женить­ба и развод. Наши семейные взаимоотношения длились недолго, жена ушла от меня. Это было страшным уда­ром по моему мужскому самолюбию. Она была очень сильной женщиной, доминантный тип. Жена не упуска­ла случая подчеркнуть, что я — «не деловой», «не му­жик». С тех пор я опасаюсь сближаться с женщинами из-за страха, что они меня станут подавлять.

Мои родители не разводились, но лучше было бы, наверное, чтобы они это сделали. Они часто ссорились. Насколько я понимаю, именно мать была инициатором. Она была доминирующей личностью и часто «катила бочку» на отца, который был слабым, пассивным и роб­ким по сравнению с матерью. Он никогда не возражал ей. Кроме того, мои «предки» всегда сравнивали меня не в мою пользу со старшим братом, который был «за­мечательным» ребенком, удачливым и прилежным уче­ником. Я сам не знаю как случилось, что я оказался не­удачником.

Я помню, отец кричал: «Ты что, тупой? Соображать надо! Идиот ненормальный! Ты никогда ничего не добь­ёшься!». Моя мать обходилась со мной так же, как она обходилась с отцом. «Ты — тряпка, а не мужчина. Когда ты уже вырастешь и уедешь? Хоть глаза не будешь мо­золить, чтоб сердце моё не болело!». Вот что я от неё слышал. Помню, мне было лет 10 или 12, я пытался зас­нуть ночью, чувствуя себя совершенно ненужным. Мне хотелось построить свой домик и в нем жить.

Мы жили в маленьком городке. В отцовской семье

Я и Дело

не было разговоров ни о религии, ни о чём таком... По правде говоря, я часто ловил себя на мысли, что я — сын не своих родителей.

У меня, по-моему, классический комплекс неполно­ценности. Мне бы хотелось уважать себя больше. Наде­юсь, что я смогу научиться любить. Мне хочется также избавиться от чувства вины и тревожности и относить­ся к себе, как нормальные люди. Я действительно хочу стать хорошим детским консультантом, а для этого мне надо глубоко понять себя. Правда, я не совсем опреде­лился, что это означает. Но знаю твердо, что мне нужно освободиться от саморазрушительных склонностей и научиться больше доверять людям. Может быть, вы смо­жете мне помочь».

Обсуждение: рассказ каждой пары перед группой о своих предложениях по работе с клиентом в соответ­ствии с выбранной парадигмой; проверка своих предло­жений с ориентировочными текстами-подсказками (А.Ф. Бондаренко), после завершения учебной работы в целом проводится групповая проективная дискуссия на тему: «Личностные проблемы — личностные особенно­сти — психотерапевтические парадигмы».

Б. Проективный текст «Случай с Людмилой»

Идентичен проективному тексту «Случай с Серге­ем» по проблематике, но отличается ориентированнос­тью на половую идентификацию клиента-женщины, что требует самостоятельного творческого переуточнения некоторых формулировок в ориентировочных опорных текстах.

Действие происходит в консультативном центре, где квалифицированные психологи проводят индивидуаль­ную и групповую работу. Людмила зашла, чтобы полу­чить консультацию, и рассказала консультанту следую­щее:

«Мне 25 лет. Я — студентка психологического фа­культета. Недавно решила специализироваться в облас­ти практической психологии. Я окончила три курса, про-

Психологическое консультирование

слушала спецкурсы по психологии личности, общения и даже прошла группу личностного роста. Нас попросили написать психологические автобиографии, где надо было рассказать о своих чувствах, о прошлом и о желаемом будущем. В ходе этой работы я поняла, что недостаточ­но знаю себя. Я решила, что если собираюсь работать с людьми как консультант, то мне следует прежде всего лучше взглянуть на себя. Мне бы хотелось еженедельно получать индивидуальное консультирование, а также присоединиться к постоянно действующей группе, так как мне необходим опыт в установлении отношений с другими, постоянная обратная связь и более глубокая проработка моих проблем. Я надеюсь посещать ваш кон­сультационный центр в течение семестра, а может быть, и года».

Таковы основные моменты рассказа Людмилы. Пе­ред уходом она отдала консультанту психологическую автобиографию. Ниже приводится этот текст.

«В свои 25 лет я чувствую, что прожила большую часть своей жизни впустую. К настоящему моменту я бы хотела уже закончить университет и работать, а вме­сто этого я всего лишь студентка. Я поняла, что без зна­ния практической психологии не смогу добиться много­го, и поэтому решила специализироваться в области кон­сультативной психологии и работать консультантом с проблемными детьми. Мне помог в своё время один че­ловек, и я бы также хотела помогать молодежи. В насто­ящее время я снимаю угол у одной пожилой алкоголич­ки. У меня мало друзей, я испытываю страх и робость со сверстницами или людьми старше меня. Я чувствую себя хорошо с детьми, потому что они ещё искренни. Я очень беспокоюсь по поводу того, достаточно ли я подхожу для практической работы в качестве психолога-консуль­танта. Одна из моих проблем — я много курю и, бывает, выпиваю. В основном это случается, когда мне одиноко и кажется, что я всегда буду никому не нужной. Я боюсь людей вообще, но особенно сильных и привлекательных мужчин. Возможно, я всегда думаю о том, что они меня

Я и Дело

оценивают, и боюсь, что они считают меня недостаточно женственной. Мне кажется, что я не соответствую их ожиданиям в отношении женщины. Я действительно да­лека от образца «модели». У меня не смазливое личико, я довольно резка в обращении и часто задумываюсь, соот­ветствую ли я вообще современным представлениям.

Довольно часто меня охватывает тревога, особенно по ночам. Иногда мне хочется куда-нибудь сбежать, что­бы никто меня не видел. Часто я страдаю от того, что невезучая. Я вообще часто зацикливаюсь на себе, на мыслях о собственной бесполезности. В такие моменты я себя ненавижу. Мне кажется в тяжёлые минуты, что лучше мне вообще было не рождаться, лучше умереть. Тогда бы я по крайней мере перестала страдать. Если быть откровенной, я не могу сказать, что кого-нибудь когда-нибудь любила всей душой. Да и меня никто ни­когда не любил по-настоящему.

Но всё, конечно, не так мрачно, так как у меня на­шлось достаточно настойчивости, чтобы поступить в университет, тем более на факультет психологии. Мне нравится то, что я хочу работать над собой и прилагаю усилия в этом направлении. Я знаю, что мне нужен че­ловек, который помог бы мне. Мне нравится в себе то, что я осознаю свои страхи, что способна остро чувство­вать и что могу рискнуть, даже если чего-то боюсь.

Что было у меня в прошлом? Какие наиболее зна­чительные события и поворотные моменты моей жиз­ни? Главным поворотным моментом было, как ни стран­но, общение с моей начальницей в цеху, где я работала, молоденьким мастером. Она воодушевила меня на по­ступление в университет, она говорила, что видит во мне способности, требуемые для работы с молодежью. Мне трудно было вначале поверить в это, но её вера помогла мне. Следующим значительным событием было мое за­мужество и развод. Наши семейные взаимоотношения длились недолго, муж ушёл от меня. Это было страш­ным ударом по моему женскому самолюбию. Он был очень сильным мужчиной, доминантный тип. Муж не

Психологическое консультирование

упускал случая подчеркнуть, что я — «не такая», «не баба». Я сделала аборт. С тех пор я опасаюсь сближать­ся с мужчинами из-за страха, что они меня подавят.

Мои родители не разводились, но я бы хотела, что­бы они это сделали. Они часто ссорились. Насколько я понимаю, именно отец был инициатором. Он был доми­нирующей личностью и часто «катил бочку» на мать, которая была слабой, пассивной и робкой. Она никогда не возражала ему. Кроме того, мои «предки» всегда срав­нивали меня не в мою пользу со старшей сестрой, кото­рая была «замечательным» ребёнком, удачливой и при­лежной ученицей. Я сама не знаю, как случилось, что я оказалась неудачницей.

Я помню, мать кричала: «Ты что, тупая? Соображать надо! Идиотка ненормальная! Ты никогда ничего не до­бьёшься!». Мой отец обходился со мной так же, как он обходился с матерью. «Ты — лошадь, а не женщина. Когда ты уже вырастешь и уедешь? Хоть глаза не бу­дешь мозолить, чтоб сердце моё не болело!». Вот что я от него слышала. Помню, мне было лет 15, я пыталась заснуть ночью, чувствуя себя совершенно ненужной. Мне хотелось построить свой домик и в нём жить. Мы жили в маленьком городке. В родительской семье не было раз­говоров ни о религии, ни о чём таком... По правде гово­ря, я часто ловила себя на мысли, что я — дочь не своих родителей.

Какой бы я хотела стать и каких изменений своей жизни я хотела бы? Прежде всего я хотела бы лучше относиться к себе. У меня, по-моему, классический ком­плекс неполноценности. Мне бы хотелось уважать себя больше, чем теперь. Надеюсь, что смогу научиться лю­бить. Мне хочется также избавиться от чувства вины и тревожности, я хочу относиться к себе, как нормальные люди. Я действительно хочу стать хорошим детским кон­сультантом, а для этого мне надо глубоко понять себя. Правда, я не совсем определилась, что это означает. Но знаю твердо, что мне нужно освободиться от саморазру­шительных склонностей и научиться больше доверять

Я и Дело

людям. Может быть, когда я больше полюблю себя, я смогу доверять другим, и они найдут во мне что-то та­кое, что заслуживает симпатии».

В. Случай с Ириной

Инструкция: упражнение предназначено как для ин­дивидуальной, так и для групповой учебной работы. Вни­мательно вчитайтесь в текст. Сориентируйтесь в наибо­лее, на ваш взгляд, приемлемых парадигмах для консуль­тативной беседы с Ириной. Меняясь ролями и чередуя психотерапевтические парадигмы, подберите опти­мальную для вас и для вашей «клиентки».

Ирине 25 лет. Она замужем 6 лет. Детей нет. Два раза была беременна, и дважды дело заканчивалось вы­кидышем. Муж — инженер. Поженились в 1986 году, в феврале, в Припяти, где Ирина работала учительницей младших классов, а муж, Володя, электриком на ЧАЭС. После аварии им дали квартиру в Киеве и прописку (вре­менную) до 31 декабря 1991 г. За это время необходимо принять решение: либо Володя остаётся в Славутиче, сохраняя все льготы работника атомной станции и, ес­тественно, получая постоянную прописку, либо осво­бодить жилплощадь и устраиваться в жизни самостоя­тельно. Сейчас Ирина не работает вот уже полгода, стаж у неё прервался. Володя пока ездит на вахты, но в связи с обострившейся хронической пневмонией серьёзно подумывает о том, чтобы бросить эту работу и уехать к родителям в Крым.

Монолог Ирины у психолога (очень робко, неуве­ренно):

И. Добрый день! Вы уже свободны? Можно сесть?

П. Да, пожалуйста. Слушаю Вас!

И. (Плачет, вначале тихо, затем громче, почти рыда­ет). Плачет, не обращая внимания на психолога, при­мерно 5 минут. Нервно ищет платочек, комкает... Пря­чет лицо в ладонях... Наконец, первое высказывание: «Что мне делать?»

П. (Участливо смотрит ей в глаза, молчит).

Психологическое консультирование

И. (Снова всхлипывает, плачет, затем рыдает... Из­виняется И снова плачет).

П. Что у Вас случилось?

И. (Сквозь слезы): «Ничего... жизни нет... Понимае­те, мы с Володей поженились в 1986 году, зимой. А тут — авария. Я была в положении. А у меня выкидыш... (Плачет). Мы только-только обустраиваться начали. А тут... Авария... Эвакуация... Нас в гостинке поселили. Прописка временная... Через 2 месяца заканчивается. А мужу сказали: будешь в Славутиче — дадим квартиру, не будешь — сам устраивайся. Он на вахте работает. Две недели там, две недели дома. Придёт домой, набы­чится, не подступиться. Я к нему подойду спросить, а он грубо так, знаете, ответит... Я потом еще забеременела, а у меня опять выкидыш... (Плачет). Жизни нет... А сей­час он заболел, в больнице лежит, пневмония у него обо­стрилась. Я пришла к нему в больницу, а он (плачет) разговаривать не хочет... Я думаю... Может, говорю, у тебя кто есть. А он зло так посмотрит, как скажет, так страшно делается. Пошла ты, говорит, отсюда. Сил нет... Что делать?.. Семья валится... Я не работаю уже полго­да. Денег у меня нет. А он почти не даёт. Как на них прожить? Не могу я больше... Я к родителям поехала, когда он на вахте был, а отец говорит: езжай в семью. А где же она, моя семья? Не знаю просто... Привязчивая я. Привязалась я к нему.. Если бы дети были... А так, кому я нужна? Не знаю просто... (Плачет). Я в школе работать не смогла. Слишком большая нервная нагрузка. А сей­час — и рада бы, да нет места... Что делать?».

Обсуждение: после завершения учебной работы в целом проведите групповую проективную дискуссию на тему: «Мой выбор психотерапевтической парадигмы и конкретные задачи психологической помощи».

3.5 Инструментальное (психотехническое) самоопределение практического психолога

Упражнение 35: Ведущий группы

Цель: развитие навыков решения учебных инстру­ментальных задач.

Представьте себе, что вы являетесь ведущим груп­пы. Попробуйте представить каждую ситуацию таким образом, чтобы вы могли оценить ее, исходя из общей перспективы группы. Напишите ваш собственный ответ на ситуацию. Когда все члены группы кончат отвечать, обменяйтесь решениями, обсудите альтернативы.

1. Молчаливый участник

Группа встречалась каждую неделю на 2 часа на протяжении 5-ти недель. Вы наблюдали, что один из 10 членов не принимал активного участия в работе группы. Его можно было бы назвать «молчаливым участником». Общий уровень доверия между членами группы казался высоким, и, казалось, что участники работают хорошо. Какую бы вы в данном случае избрали бы функцию, если бы были ведущим?

2. Скрытый мотив

Группа встречалась дважды. Первая встреча харак­теризовалась некомфортными чувствами, напряженным поведением и неопределенностью. Вторая встреча каза­лась скучной, вялой и закрепощенной. Вы предполагае­те, что что-то не выяснено, что-то осталось без внима­ния, что существует какая-то скрытая мотивация. Ка­кую, на ваш взгляд, лучше выбрать тренеру функцию?

3. Завершение

Группа встречалась 12 раз, а еще намечены две встре-

Психологическое консультирование

чи перед ее завершением. Уже чувствуется близкий ко­нец, это влияет на актуальное поведение всех участни­ков. Об этом влиянии свидетельствует их все более уст­раняющееся и отделяющееся поведение. Какую функ­цию вы считаете более приемлемой в данной ситуации?

4. Агрессивный участник

Во время первых встреч группы один участник по­стоянно вступал в разговор агрессивными и враждеб­ными путями. Он много говорил и требовал, был очень критичным и постоянно оценивал других и вас в том числе. Какую тренерскую функцию вы используете?

5. Власть и контроль

После 8 прошедших встреч власть в группе между участниками распределилась, на ваш взгляд, неравномер­но и нефункционально. Вам интересно, разделяют ли участники группы ваши наблюдения и выводы. Какую функцию ведущего лучше использовать в такой ситуа­ции?

Обсуждение: какую стратегию в работе с «трудным участником» выбрал психолог? Какой тактический ход этому соответствует? Попробуйте соотнести свой вы­бор поведения ведущего с интерпретациями функций ведущего, используя следующую информацию:

1. Функция эмоциональной стимуляции. Освобожде­ние эмоций путем их проявления вовне, ведущий как «центр», функция вызова — конфронтация. (Вдохновляю других, рискую на группе, обнаруживаю свои чувства пе­ред другими людьми, побуждаю других людей к поведен­ческим проявлениям, выражаю несогласие с другими, при­зываю других, активно взаимодействую с другими.).

2. Забота. Ориентация на принятие и тепло: пони­мание, сердечность в личностных отношениях. (Пока­зываю, что принимаю других людей, предлагаю свою дружбу другим, хвалю других, принимаю других, выра­жаю эмоции других, искренен с другими, устанавливаю тесные отношения с другими.).

Инструментальное (психотехническое) самоопределение практического психолога

3. Придание значения. Когнитивное поведение, фун­кция «называния», осознание чувств и поведения. (Про­ясняю чувства других людей, формулирую идеи, интер­претирую высказьшания других, объясняю ситуацию, сло­жившуюся на группе, резюмирую высказьшания участ­ников, помогаю другим понять их поведение.).

4. Исполнительская функция. Организация группо­вого процесса, установление продолжительности, ско­рости, последовательности событий. (Предлагаю или оставляю пределы, ограничения, делаю вьшоды по реак­циям людей, управляю временем своим и чужим, управ­ляю активностью группы, задаю вопросы, предлагаю уп­ражнения, занимаюсь принятием решений.).

Упражнение 36: Лекция (В.Ю. Большаков)

Цель: тренировка профессиональных умений, раз­витие навыков работы с аудиторией.

Пространство тренингового зала организуется сле­дующим образом: ставится три ряда стульев по 4 стула в каждом ряду — это аудитория. Стул напротив — кафед­ра. В игре участвует вся группа, идет съемка на видео.

Кто-нибудь один начинает читать лекцию на какую-нибудь тему (она должна быть связана со сферой про­фессиональных психологических интересов участников). Первый участник читает лекцию в течение 1 минуты, а затем, по сигналу, место за кафедрой занимает участник под номером два, который, в свою очередь, уступит че­рез минуту свое место следующему участнику и т.д., пока каждый участник не побывает на кафедре дважды, т.е. не прочитает по два куска из общей лекции.

Участники должны изо всех сил стремиться к тому, чтобы лекция являла собой единое целое, чтобы сохра­нялась логика изложения материала, чтобы одни и те же мысли не повторялись все время.

Во время лекции участники, сидящие на стульях первого ряда, должны внимательно слушать то, что го­ворит преподаватель; сидящие на стульях второго ряда должны записывать лекцию, причем они имеют право






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных