Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 6 страница




Психологическое консультирование

пользоваться своими записями, когда наступит их оче­редь подхватить нить рассказа; сидящие же на после­днем, третьем, ряду на стульях № 9 и 10 в обязательном порядке играют между собой в «крестики-нолики», а сидящие на стульях № 11 и 12 говорят о женщинах (муж­чинах).

После того как лектор прочитывает свою часть лек­ции, он садится на стул № 1 первого ряда, все остальные участники сдвигаются на одно место, а сидящий на сту­ле № 12 встает и идет продолжать лекцию.

Лектор может выгнать со своей лекции любого слушателя, и тот должен выйти из зала на 1 минуту, до следующего перемещения. Слушатель, не желающий покидать аудиторию, может вступить в пререкания или просто отказаться выйти. В этом случае все участники тренинга встают по стойке смирно и стоят так ровно минуту. Это охлаждает страсти.

Упражнение 37: Слушать и слышать (СЮ. Смагина)

Цель: тренировка навыков слушания и осмысления услышанного.

Участникам предлагается попытаться услышать мне­ние о себе. Один из участников становится в центр кру­га, а остальные по сигналу одновременно говорят одно слово, характеризующее стоящего в круге. Игра продол­жается до тех пор, пока все не окажутся в центре круга.

Обсуждение: слышим ли мы то, что говорят на са­мом деле или собственные ожидания? А что мы ожида­ли услышать?

Далее участникам предлагается написать основные заповеди психолога, составленные по материалам народ­ной мудрости (пословицы, крылатые фразы). Каждый пишет одну-две пословицы и сдает ведущему, он добав­ляет к ним заранее заготовленные. Например, «семь раз отмерь, один раз отрежь», «не сотвори себе кумира», «тихо едешь — дальше будешь» и пр. Затем один из уча­стников выходит из комнаты. Группа выбирает одну из пословиц, например, «терпенье и труд — все перетрут».

Инструментальное (психотехническое) самоопределение практического психолога

Игроки становятся в круг, их задача — по сигналу про­изнести одно слово из выбранной фразы. При этом пер­вый говорит слово «терпенье», второй «и», третий «труд» и так далее по кругу. Все слова произносятся одновре­менно. Когда отсутствующий возвращается, то встает в центр круга, а остальные участники по сигналу произ­носят свои слова. Задача человека, стоящего в круге, понять, какую пословицу загадала группа. Если с перво­го раза это не удается, группа повторяет ее. Игра про­должается до тех пор, пока все участники не побывают в роли водящего.

Упражнение 38: Идентификация с ролью клиента

Цель: развитие у студентов способности поставить себя на место другого.

Ведущий рассказывает участникам группы о специ­фике душевной боли, выделяет три базовых составляю­щих консультативного процесса в практической психо­логии — опыт, жизнь и любовь.

Далее ведущий предлагает участникам карточки с описаниями различных ситуаций, в которых оказались люди как взрослые, так и дети. Участники должны вой­ти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица.

Ситуация 1. Молодой человек, не проявивший ни­каких способностей в жизни. Ничего толком он не уме­ет, ничего у него не получается, никаких особых спо­собностей не проявилось. Другие люди ему об этом тоже говорят. Он им верит. Испытывает разочарование в жиз­ни, утратил к ней интерес.

Ситуация 2. Женщина поссорилась со своим мужем. Они поругались, и муж сказал, что он уходит и забирает с собой сына. Она подумала, что он угрожает. Но муж действительно забрал ребенка. Он забрал его тайно, пока её не было. Больше она их не видела. Сейчас у неё новая семья. Но она всё время думает о первом муже, хочу его вернуть.

Психологическое консультирование

Ситуация 3. Девочка-подросток страдает из-за се­мейных конфликтов. Причиной этих ссор яа^чется ска сама, вернее её воспитание. Родители упрекают друг друга, обвиняют, скандалят. Каждый считает, что вина в том, что дочь отбивается от рук, в другом. Девочка тяже­ло переживает эти раздоры, очень эмоционально реаги­рует на них. Главное заключается в том, что она считает себя хорошей и ей обидно, когда в неё не верят.

Ситуация 4. Отец постоянно ругает своего сына, «пилит» по поводу и без. Он же просто теряется, так как не знает, как тому угодить. Чувствует себя униженным, суетится всякий раз, когда отец кричит на него. Ему очень горько, что его никто не защищает и не любит.

Ситуация 5. Женщина испытывает большие нагруз­ки на работе, кроме того, ей постоянно и беспричинно делают замечания, попрекают. Ей кажется, что все опол­чились против неё. На неё бросают косые взгляды, пе­решептываются за спиной, но в глаза никто ничего не высказывает. Она очень дорожит своей работой, но ус­ловия в коллективе становятся невыносимыми.

Ситуация 6. Девочки-сестры враждуют между со­бой. Старшая насмехается над младшей, издевается над её внешностью, манерой одеваться, причесываться, го­ворить. Она выставляет в смешном свете всё, чем зани­мается младшая. Когда дома никого нет, обзывает млад­шую и даже бьёт. На попытки младшей сестры искать защиту и поддержку у родителей, те отвечают ей, что она это всё выдумывает.

Ситуация 7. Старшеклассница жалуется на отсут­ствие друзей, с ней никто не хочет дружить, из компа­ний её просто прогоняют. Она думает, что это связано с её некрасивой внешностью, которая всех отталкивает. Надежду обрести друзей она уже утратила. Одиночество стало таким всеобъемлющим, что ей уже не хочется жить.

Ситуация 8. Пожилая женщина недовольна своим сыном и его женой, которая постоянно им командует. Пока матери удается помогать сыну, спасти его от ситу­ации подкаблучника, но её мучают опасения, что после

Инструментальное (психотехническое) самоопределение практического психолога

её смерти всё изменится к худшему и сын попросту про­падет Ведь даже для своих детей он не азторитет, как их мать скажет, так и будет.

Ситуация 9. Молодая женщина находится в расте­рянности: муж накануне вечером сообщил ей, что у него есть другая и он решил уйти к ней. Уговоры не возыме­ли никакого действия. Он заявил, что всё равно с ней жить не будет. Сегодня утром он собрал вещи и ушел, сказав, что навсегда.

Ситуация 10. Мать не знает, что делать со своей выросшей дочерью, которая ни её, ни отца не слушает, ^амит. Может по несколько дней не появляться дома, при этом ничего родителям не сообщает. Хотя они зна­ют, что у неё уже регулярно меняются партнеры, её ин­тимное поведение попросту называется развратом. Дочь становится всё более развязной, грубой, ничего не дела­ет по дому — только ест, спит, меняет наряды и посто­янно требует денег.

Ситуация 11. Старая женщина узнала, что в детс­ком доме живет её племянница, о судьбе которой она прежде ничего не знала. После встречи с девочкой в детдоме женщина испытывает ужасные мучения, т.к. девочка очень обрадовалась встрече с ней и просит заб­рать её оттуда, однако женщина обеспокоена тем, что она слишком стара и тяжело больна, и кроме того, опа­сается, что на её пенсию и социальное пособие ребенка ей не поднять.

Обсуждение: насколько трудно было войти в роль клиента? Какие чувства возникли в этой роли? Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?

Упражнение 39: Ситуации сочувствия (Р. Смид)

Цель: развитие сочувственного отношения к про­блемам и бедам других людей.

Далее предлагаются ситуации, в которых надо вы­разить сочувствие и оказать поддержку.

Ситуация 1а. Маша только что узнала, что ее мама и папа собираются развестись. Они сказали ей, что неко-

Психологическое консультирование

торое время она будет жить у тети Кати, пока все обра­зуется. Маша плачет, рассказывая вам об этом. Вы мо­жете выразить сочувствие Маше?

Ситуация 2а. Паше 8 лет. На день рождения папа подарил ему щенка. Паша гулял с ним каждый день, кор­мил, поил и играл с ним после школы. Паша очень при­вязался к своему новому другу и заботился о нем. Од­нажды Паша пришел из школы и обнаружил, что щенок прорыл дыру под забором и убежал. Мальчик был очень / расстроен. Он искал его повсюду. Его мама помогла ему дозвониться в службу по отлову беспризорных живот­ных, чтобы проверить, не попал ли он туда. Паша рас­клеил объявления о пропаже щенка, но никто не отклик­нулся. Когда Паша рассказывал вам об этом, он был очень-очень опечален. Можете ли вы посочувствовать Паше?

Ситуация За. Ребенок выходит во двор поиграть в футбол, но ему постоянно отказывают, говоря, что он ещё мал.

Ситуация 4а. Тимур и Роза — брат и сестра. Их ро­дители приехали из Казахстана несколько лет назад. Они живут в большом городе и ходят в среднюю школу. Од­нажды они вернулись из школы и застали обоих родите­лей дома. Это было очень странно, потому что они оба работали. Родители сказали им, что их бабушка в Казах­стане тяжело заболела и маме необходимо поехать туда на долгое время, чтобы ухаживать за ней. Роза и Тимур очень огорчены, что их мама уезжает так далеко и неиз­вестно, когда вернется. Можете ли вы им посочувство­вать?

Ситуация 5а. Пете подарили велосипед на день рож­дения. Папа предупредил его, чтобы он не забывал каж­дый вечер ставить велосипед в гараж. Однажды вечером Петя заигрался с друзьями с соседней улицы и забыл про велосипед. На следующее утро он вспомнил о нем и побежал посмотреть, на месте ли он. Велосипеда не было! Петя рассказал вам об этом по дороге в школу. Можете ли вы придумать слова утешения для Пети?

Инструментальное (психотехническое) самоопределение практического психолога

Ситуация 6а. Карине 13 лет. Она живет с мамой и четырьмя младшими братьями. Мама подрабатывает в трех местах, чтобы заработать достаточно денег. Карина хочет стать капитаном школьной команды болельщиков, \ по у нее нет времени, чтобы ходить на репетиции. Пос-1ле школы она должна сидеть с братишками. Карина спро­сила у учителя, который отвечает за подготовку капита­нов, что ей делать. Учитель дал ей домой видеокассеты с рбучающим курсом, чтобы она могла практиковаться дома. На испытаниях она заняла первое место и была очень счастлива! Карина забежала к вам на перемене и сказала, что она набирает команду. Можете ли вы раз­делить ее радость?

Упражнение 40: Принятие ответственности (Р. Смид)

Цель: развитие умения работать с ответственностью. Далее предлагается работа, предполагающая опре­деление меры ответственности и ее принятия.

Ситуация 1.

Дэн отвечает дома за собаку по кличке Лэд — кор­мит, моет, гуляет и играет с ней каждый день. Однако несколько дней подряд Дэн был настолько увлечен игра­ми со своими друзьями, что забывал погулять и поиг­рать со своим псом. Лэд очень любит бегать по окрест­ностям и играть с детьми и теперь, когда про него забы­ли, заскучал и начал грызть свой ремешок. Наконец он перегрыз его и с радостью убежал гулять. Вечером Дэн пришел кормить собаку и обнаружил порванный реме­шок. Он очень огорчился и почувствовал себя ужасно из-за пропажи собаки. Однако Дэн не хочет брать на себя ответственность за плохой уход за собакой и счита­ет, что виноват Лэд: он не захотел оставаться дома, и поэтому он плохой пес.

Вопросы: Какая часть ответственности лежит на Дэне? Какая часть ответственности лежит на Лэде? Ка­кая часть ответственности лежит на остальных? Что мож­но было сделать Дэну по-другому, чтобы Дэн не убежал?

Психологическое консультирование

Ситуация 2.

В июле Полу исполнилось 16 лет, и он получил во­дительские права. Он очень доволен, что теперь может с друзьями ездить, куда захочет. Его сестра Кетти работа- / ет в банке. Ее машина находится в ремонте. Пол согла­сился встретить Кетти после работы в 5 часов вечера и; подвезти ее домой, потому что она плохо себя чувствует! и ей нельзя долго находиться на открытом солнце. В этот день было очень жарко, и друзья Пола попросили отвез­ти их после школы в кафе выпить молочного коктейля. Они шутили и смеялись и не заметили, как пролетело время. Пробило 5 часов, и Пол понял, что опоздал за Кетти как минимум на полчаса. Его друзья сказали, что ему не стоит беспокоиться, поскольку его сестре 19 лет, и она вполне может сама взять машину и вообще не нуждается в опеке своего 16-летнего брата. Пол никак не мог отвязаться от своих друзей и чувствовал возрас­тающее беспокойство. Когда, наконец, он добрался до банка, то увидел у входа несколько полицейских машин и машину скорой помощи. Испуганный Пол спросил у полицейского, что произошло. Выяснилось, что у входа в банк молодая женщина упала в обморок и сейчас ее собираются отвезти в больницу. Пол сказал полицейс­кому, что, наверное, это его сестра, и ему разрешили заглянуть в машину скорой помощи. Это действительно была Кетти. Врач сказал, что ей лучше, но в больницу ее отвезти необходимо. По дороге домой Пол чувствовал угрызения совести. Он думал, что если бы он приехал за Кетги вовремя, то она не перегрелась бы на солнце и не попала бы в больницу.

Вопросы: Если полная ответственность равна 100%, то какая доля ответственности лежит на Поле? Какая доля ответственности лежит на Кетти? На ком еще ле­жит ответственность за ситуацию? Как Пол мог посту­пить, чтобы проявить больше ответственности?

Инструментальное (психотехническое) самоопределение практического психолога

Упражнение 41: Задания на активное слушание

Надоело

Информация, которую сообщает (или раздает в пись­менном виде) участникам ведущий:

«Вчера супруг опять сделал мне замечание в при­сутствии наших гостей. Как будто я ничего не умею сама и мне надо объяснять, как сделать так, чтобы выглядело хорошо. Надоело мне все это, давно пора покончить с этой нервотрепкой».

Письменно участники формулируют:

- уточнение

- пересказ

- дальнейшее развитие мыслей собеседника.

Обсуждение: выявляются лучшие варианты, обна­руживаются ответы в технике активного слушания и не соответствующие ей.

Увольнение

Участники: начальник и его подчиненный.

Информация: Сотрудник приходит к начальнику от­дела и сообщает, что хочет уволиться.

Говорит, что нашел работу ближе к дому и сможет больше времени уделять воспитанию детей.

Инструкции: Ты начальник. К тебе приходит подчи­ненный, который выражает желание уйти с работы. Это является неожиданностью для тебя. Попробуй выяснить настоящую причину ухода.

Ты подчиненный. Идешь к начальнику, чтобы про­информировать его о своем желании уйти с работы. Истинной причины ухода начальник не знает. Объяви причину только тогда, когда почувствуешь, что между вами хороший контакт.

Дополнительная инструкция сотруднику: На самом деле считает, что его работа не оценивается по заслугам, обижен на начальника и поэтому решил уволиться. Мож­но причину придумать самому.

Психологическое консультирование

Путевка

Участники: Сын и мать.

Информация: Сын уговаривает мать поехать в сана­торий. Мать живет с семьей сына.

Мать отказывается, говоря, что семье сына будет сложно самим справиться с хозяйством, с детьми.

Дополнительная инструкция: На самом деле у нее появился знакомый, с которым она не хотела бы сейчас расставаться.

На курсы усовершенствования

Участники: Заместитель директора, заведующий от­делом.

Информация: Заместитель директора хочет послать на курсы усовершенствования 55-летнего заведующего отделом.

Задача: Побеседовать с заведующим отделом, ис­пользуя техники АС.

Дополнительная инструкция: Вы заведующий отде­лом. Вы отвечаете заместителю директора раздражен­но: «Милый мой человек, мне 55 лет, и я уже слишком стар, чтобы садиться за школьную скамью. 30 лет счита­ли меня порядочным человеком, все остались мною до­вольны, и я имею полное право без всяких курсов до­жить до пенсии».

За и против тренинга

Участники: Ведущий дискуссию, который выбира­ется из числа участников.

Вся группа — два стоящих на разных позициях ла­геря.

Информация: После тренинга студенческая группа, участвовавшая в нем, обращается в деканат уже в каче­стве реальной группы и дает отчет руководителю — оп­равдал себя тренинг или нет. Половина группы считает, что тренинг оправдал себя полностью, вторая половина — наоборот.

Инструментальное (психотехническое) самоопределение практического психолога

Задание: Достигнуть согласия, которое представля­ло бы мнение всех. Ведущий дискуссию должен при по­мощи техник АС рефлектировать точки зрения членов группы.

Старосту курса больше не слушают

Участники: Староста курса, преподаватель, куриру­ющий курс.

Информация: Староста жалуется, что группа его больше не слушается, все вдруг против него, хотя ниче­го не произошло.

Задача: Куратор должен постараться только с помо­щью техник АС выяснить истинную причину.

Дополнительная инструкция: Ты староста курса. Ты с детства был всегда вожаком и по этой причине тебя выдвигали командовать другими. То, что в детском кол­лективе воспринимали как должное, в студенческом кол­лективе стало неприемлемым.

Письменная жалоба

Участники: Руководитель предприятия, заведующий отделом.

Информация: На заведующего одного из отделов поступила письменная жалоба от его подчиненных. В жалобе говорилось, что он в общении груб и нетакти­чен, а также старается всячески подчеркнуть свое пре­восходство. Руководитель должен как-то отреагировать на жалобу. Он вызывает к себе данного заведующего.

Задача: Руководитель должен выяснить факты, ис­пользуя приемы эмпатического (активного) слушания.

Дополнительные инструкции: Вы руководитель пред­приятия. На заведующего отделом поступила от его под­чиненных письменная жалоба о том, что он ведет себя грубо и нетактично и старается всячески подчеркнуть свое превосходство.

Вы вынуждены как-то среагировать на жалобу. Вы вызываете к себе заведующего отделом.

Заведующий отделом:

Психологическое консультирование

A) на предприятии еще новый человек

Б) долгие годы проработал на данном предприятии рабочим.

B) долгие годы проработал на своем месте без осо­бых конфликтов.

Ворчливая уборщица

Участники: Начальник цеха, уборщица.

Информация: Начальник цеха ждет важных гостей из предприятия той же отрасли. Гости должны появить­ся каждую минуту. Вдруг входит уборщица и сердито кричит: «Только час назад я здесь все убрала и вычисти­ла и теперь все снова запачкано. Долго мне за вами уби­рать?»

Задача: Начальник цеха старается успокоить убор­щицу, пользуясь техниками АС.

Субботник

Участники: Начальник, подчиненный.

Информация: Вы должны получить обещание от под­чиненного, что он придет на субботник. Подчиненный говорит, что он не хочет делать уборку на работе, когда и дома дел полно.

Задача: Ответить, используя техники АС.

Кто уберет?

Участники: Мастер, рабочий.

Информация: Мастер обращается с просьбой к ра­бочему, чтобы тот убрал свое место работы. Рабочий отвечает с гневом: «Какого черта я должен играть уборщицу. Найдите другого дурака!»

Задача: Ответить, используя техники АС.

Молодой специалист

Участники: Заведующий цехом, молодой специалист. Информация: Молодой специалист просит у заведу­ющего цехом разрешение уйти с работы раньше на пару

Инструментальное (психотехническое) самоопределение практического психолога

часов. Выясняется, что он собирается идти разузнавать насчет нового места работы. Заведующий цехом как раз на днях собирался обсудить с молодым специалистом его дальнейшие перспективы на предприятии и возможное его назначение в резерв руководителей. Задача:

1. Пользуясь техниками АС, постараться разузнать причины его ухода.

2. Убедить молодого специалиста остаться на пред­приятии.

Дополнительная инструкция: Вы молодой специа­лист. Вы хотите уйти с предприятия. Вы просите у заве­дующего цехом разрешение уйти на несколько часов раньше окончания рабочего дня, так как собираетесь идти разузнавать насчет нового места работы. Причину ухо­да можно выдумать самостоятельно. Следует высказать ее заведующему цехом, если чувствуешь, что между вами налажен хороший контакт.

Скрытая зона

Инструкция: Выбери из числа участников партне­ра, с кем ты меньше всех имел возможность общаться, который тебе меньше всех знаком. Выбери тему для бе­седы и найди возможность «заставить» партнера бесе­довать с целью расширить «скрытую зону».

Поездной психотерапевт

Участники: 2 знакомые женщины.

Информация: в поезде встречаются две знакомые женщины. Одна жалуется другой, что на работе к ней стали плохо относиться и она хочет поменять место ра­боты.

Задание: поездной психотерапевт должен выслушать собеседницу, не навязывая своих преждевременных со­ветов. Сперва нужно сориентироваться в проблемной ситуации.

Психологическое консультирование

Дополнительная информация жалующейся: скрытая причина в том, что Вы обидчивы. Отношения на работе на самом деле далеко не такие плохие, как Вам в данную минуту кажется. В ухудшении отношений есть и Ваша доля вины.

Тема дипломной работы

Участники: Преподаватель, студент.

Информация: преподаватель уговаривает студента прийти к нему писать дипломную работу.

Задание: Выяснить, почему студент колеблется.

Дополнительная информация студенту. Вы хотели бы писать дипломную работу у этого преподавателя, но Вы уже 2 года писали курсовые у другого преподавателя и Вам неудобно ему отказать.

Отпуск

Участники: Молодой сотрудник, начальник отдела.

Информация: Молодой сотрудник приходит к началь­нику отдела с просьбой перенести отпуск с августа на апрель.

Инструкция молодому сотруднику. В апреле у вас свадьба с сотрудницей этого же отдела. Вы пока не хоте­ли бы это афишировать. В качестве благовидного пред­лога можете назвать получение удачной путевки.

Упражнение 42: Предоставление и получение

обратной связи (Д. Данко и Р. Черси)

Цель: установление психологического климата, спо­собствующего предоставлению и получению обратной связи в установленных рабочих группах, практика ак­тивного слушания и навыков обратной связи.

Оборудование: Листок бумаги и карандаши для каж­дого участника.

Ведущий объясняет цель упражнения. Он говорит о том, что часто бывает трудно в групповых ситуациях спонтанно дать и получить похвалу, конструктивную

Инструментальное (психотехническое) самоопределение практического психолога

критику или негативную обратную связь, т.к. люди не хотят нарушать групповых норм, отдалять других людей или быть воспринятыми как приносящие другим людям неприятности, и еще потому, что они не знают, что им на это ответят. Далее ведущий поясняет, что целью дан­ного упражнения является предоставление участникам возможности обменяться информацией друг о друге.

Ведущий объясняет первую фазу упражнения: сбор фактов. На этом этапе каждый участник должен погово­рить с каждым попарно. Примерный перечень вопро­сов:

1. Какое ваше любимое дело?

2. Как вы сейчас себя чувствуете?

3. Кому вы больше всего доверяете?

4. О чем вы чаще всего мечтаете?

5. Когда вы хотите побыть один?

6. Что вы называете экзотическим?

7. Как вы определяете дружбу?

8. Когда вы чувствуете особое расположение к дру­гому человек?

9. Какие ценности являются для вас наиболее зна­чимыми?

10. Что вы ожидаете от меня?

11. В каких обстоятельствах вы говорите неправду?

12. Что вам трудно делать?

13. Какова ваша любимая шутка или анекдот?

14. Когда вы чувствуете себя некомфортно?

В ходе беседы должен произойти в течение 3-5 ми­нут обмен обратной связью. При этом желательно при­держиваться следующих правил:

1. Обратная связь представляет собой информацию о таком влиянии нашего поведения, которое обычно не осознается. Формой обратной связи является сообще­ние о своих реакциях на поведение других людей с це­лью помочь им откорректировать его;

2. Хорошо начинать с положительной обратной свя­зи, постепенно переходя к негативным моментам, если они имеются;

Психологическое консультирование

3. Обратная связь должна носить скорее описатель­ный, чем оценочный характер, кроме того, она должна быть конкретной;

4. Задачей слушающего является практика активно­го слушания. Пояснения спрашиваются лишь тогда, ког­да они необходимы;

5. Информация, содержащаяся в обратной связи, мо­жет основываться только на собственных наблюдениях и впечатлениях слушающего;

6. Давая личностную обратную связь, необходимо оговорить, что это Ваше личное мнение.

Участникам раздаются чистые листы бумаги и ка­рандаши, они рассаживаются попарно. Пары просят сесть таким образом, чтобы не мешать и не слышать то, о чем говорят соседние пары. Участников просят выбрать того человека в паре, который будет первым, и начать пер­вую фазу упражнения. Через 3 минуты ведущий просит поменяться ролями в диадах. Еще через 3 минуты веду­щий говорит время. Одна минута дается участникам на фиксацию полученной информации, а потом их просят выбрать себе следующего партнера. Этот процесс про­должается до тех пор, пока каждый не даст и не получит обратную связь от каждого. Участников просят просмот­реть и структурировать ту информацию о себе, которую они получили.

Далее ведущий объясняет вторую фазу упражнения: ответ. Ведущий говорит о том, что каждому участнику будет предоставлено по 3 минуты на то, чтобы сообщить и ответить на ту обратную связь, которую они получили о себе. Участникам напоминается о конфиденциальнос­ти источников.

Обсуждение: группа обсуждает новое восприятие друг друга, возможности использования обратной связи в консультировании и те средства и способы, с помо­щью которых лучше давать и получать обратную связь.

Упражнение 43: Три консультанта (по А.Г. Банэ)

Цель: дать себе отчет по вопросу о наличии необхо-

Инструментальное (психотехническое) самоопределение практического психолога

димых для работы психологом-консультантом навыков, представить возможность попрактиковаться в консуль­тировании.

Оборудование: По одному экземпляру фрагментов мини-теста (см. Диагностику) и по одному экземпляру «Схема наблюдения навыков консультирования» каж­дому участнику, карандаш и бумага. Приводим фрагмен­ты нуль-теста, которые каждый участник использует в заполненном виде, когда вступает в роль клиента:

Насколько вам свойственно:

1. Эмпатия. Я вижу мир глазами других. Я понимаю другого, так как могу почувствовать себя в его коже. Я понимаю настроение моего собеседника и отвечаю на него. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

2. Тепло. Признание личности другого. Я выражаю, не всегда обязательно чувствуя, разными способами, что я уважаю другого, признаю его право на свое мнение, даже ошибку. Я человек, активно поддерживающий дру­гих. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

3. Искренность, подлинность. Я более искренен, чем фальшив в своем взаимодействии с окружающими. Я не скрываюсь за ролями и фасадами, не стремлюсь произ­вести впечатление, «сделать вид», поэтому другие зна­ют, на чем я стою в самом деле. Я остаюсь самим собой в своем общении с другими людьми. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

4. Конкретность. О себе я не могу сказать, что вы­ражаюсь неопределенно, когда разговариваю с людьми. Я не говорю общих фраз, не хожу вокруг и около, соот­ношусь с конкретным опытом и поведением. Я говорю ясно и точно. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

5. Инициативность. Во взаимоотношениях с други­ми я занимаю активную позицию: сам действую, а не только реагирую. Вступаю в контакт, а не жду, когда вступят в контакт со мной. Я проявляю инициативу по разным поводам в отношении людей. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

6. Спонтанность. Непосредственность в проявлении

Психологическое консультирование

себя. Я действую открыто и прямо во взаимоотношени­ях с окружающими, не раздумывая о том, как я буду выглядеть со стороны. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

Приводим схему наблюдения навыков консультиро­вания.

1. Эмоционально стимулирует клиента

2. Проясняет чувства клиента

3. Обнаруживает свои чувства перед клиентом

4. Формулирует идеи

5. Делает выводы по реакции клиента

6. Интерпретирует высказывания клиента >

7. Задает вопросы

8. Резюмирует высказывания клиента

9. Внимательно слушает

10. Замечает уровень заинтересованности

11. Замечает, когда клиент избегает касаться какой-то темы

12. Умение держать паузу.

Ведущий коротко говорит о целях предстоящей ра­боты. Участники получают фрагменты заполненного мини-теста. Затем они разбиваются в триады, причем за каждым участником закрепляется имя А, Б или В. Ведущий сообщает, что в течение первого раунда участ­ник А будет выступать в роли клиента, который пред­ставляет на рассмотрение и обсуждение свои данные по мини-тесту. Участник Б играет роль консультанта, стро­ит «помогающие» взаимоотношения с клиентом. Участ­ник В, являясь наблюдателем, получает схему наблюде­ния, которую использует. Далее начинается первый ра­унд. Ведущий останавливает процесс через 20 минут и предлагает наблюдателю сообщать о том, что он видел, и затем участники обсуждают беседу консультанта с кли­ентом в течение 10 минут.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных