Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 3 страница




1. Диагностика

la. Исходная диагностика Нуль-тест

Цель: Выявить профессиональные позиции, которые можно улучшить.

Ведущий раздает копии теста членам группы и про­сит их заполнить. Заполненные формы не собираются, участникам предлагается сохранить их до окончания встреч. После окончания тренинга участников просят пересмотреть свои рейтинги и проанализировать, в ка­ких позициях произошли изменения, а какие все еще требуют внимания.

Оцените себя и ваши умения по шкале от 1 до 10 (1 — низший балл, 10 — наивысший балл).

1. Как много вы знаете о мотивации и поведении людей 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

2. Насколько вы свободно общаетесь 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

3. Насколько вы удовлетворены образом своего Я 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

4. Что вы думаете о том, насколько остальные ценят вас как психолога 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

5. Как вы сами оцениваете себя как психолога 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

6. Как много вы знаете о работе практического пси­холога 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

7. Насколько у вас богатый опыт в практической психологии 1...2...3...4...5...6..7...8...9...10

8. Какую роль играет получаемое образование в ус­пешности вашей профессиональной деятельности как психолога-практика 1...2...3...4...5...6...7...8...9... 10

9. Насколько хорошо вы работаете над своим про­фессиональным совершенствованием 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

10. Насколько вы получаете удовольствие, помогая другим людям 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

Психологическое консультирование

11. Насколько вы любите представлять себя в буду­щем практическим психологом 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

12. Насколько ваше профессиональное будущее за­висит от вас 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

13. Насколько хорошо вам известны функциональ­ные обязанности и права практического психолога 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

Насколько вам свойственно:

14. Эмпатия. Я вижу мир глазами других. Я пони­маю другого, так как могу почувствовать себя в его коже. Я понимаю настроение моего собеседника и отвечаю на него. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

15. Тепло. Признание личности другого. Я выражаю, не всегда обязательно чувствуя, разными способами, что я уважаю другого, признаю его право на свое мнение, даже ошибку. Я человек, активно поддерживающий дру­гих. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

16. Искренность, подлинность. Я более искренен, чем фальшив в своем взаимодействии с окружающими. Я, не скрываясь за ролями и фасадами, не стремлюсь произвести впечатление, «сделать вид», поэтому другие знают, на чем я стою в самом деле. Я остаюсь самим собой в своем общении с другими людьми. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

17. Конкретность. О себе я не могу сказать, что вы­ражаюсь неопределенно, когда разговариваю с людьми. Я не говорю общих фраз, не хожу вокруг и около, соот­ношусь с конкретным опытом и поведением. Я говорю ясно и точно. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

18. Инициативность. Во взаимоотношениях с други­ми я занимаю активную позицию: сам действую, а не только реагирую. Вступаю в контакт, а не жду, когда вступят в контакт со мной. Я проявляю инициативу по разным поводам в отношении людей. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

19. Спонтанность. Непосредственность в проявле­нии себя. Я действую открыто и прямо во взаимоотно-

Диагностика

шениях с окружающими, не раздумывая о том, как я буду выглядеть со стороны. 1...2...3...4...5...6...7...8...9...10

Вопросы для обсуждения: какие направления в ва­шей работе или учебе сегодня кажутся вам наиболее важными? Ваш ответ на вопрос год назад был бы таким же, как сейчас? Как вы приобретаете знания по различ­ным вопросам? Что должно быть сделано для улучше­ния ваших позиций?

16. Первоначальная и завершающая диагностика

Инструкция. Данная анкета предназначена для сти­муляции Ваших размышлений о поведении специалиста во время оказания психологической помощи. Такой ана­лиз даст возможность оценить Ваши навыки и прояс­нить те задачи, которые Вы можете ставить перед собой в профессиональном совершенствовании.

Работа состоит в следующем:

1. Ознакомьтесь со списком поведенческих призна­ков и выберите те из них, которые Вам следует исполь­зовать в своей практике чаще, чем Вы это делаете, и, с другой стороны, те, которые Вам следует применять реже либо избегать совсем. Поставьте «+» в соответствую­щем столбике. Если Вы удовлетворены частотой исполь­зования, поставьте «+» в соответствующей графе.

Анкета 1.

  Удовлетворен частотой использования Хотел бы использовать чаще Хотел бы испол ьзовать реже
1 чувствовать, что имеющихся у мен» знаний достаточно для работы      
2 осознавать, почему я работаю в это! области      
3 сталкиваться с неожиданными эффектами своего воздействия      

Психологическое консультирование

4 заботиться о моральной стороне дела      
5. чувствовать себя нормально, работая с людьми высокого ранга      
6. активно слушать других      
7 оценивать степень своего влияния      
8. сдерживать агрессию      
9. ясно представлять теоретическую базу своей работы      
10. помогать людям в обнаружении их проблем      
11. задавать прямые вопросы      
12 пробуждать доверие к своим знаниям      
13 стремиться быть необходимым людям      
14 вызывать на откровенность      
15. предлагать найти ответ на вопрос      
16. рассчитывать, что человек будет использовать мое решение      
17. помогать человеку самому найти решение проблемы      
18 отвечать "нет" без чувства страха и вины      
19. работать в состоянии усталости или в условиях недостатка времени      
20. выносить на рассмотрение некоторые георстические взгляды, на которые считаете важным опираться в работе      
21.чувствовать, что с этими конкретными людьми работать не особенно нравится      
22. приводить примеры других решений, принятых другими людьми      
23. брать на себя ответственность      
24 "психологически" защищаться самому      
25 просто прощаться, когда дело закончено      
26. считать, что неудача произошла из-за сопротивления клиента      
27 осознавать свои тенденции к соперничеству и сотрудничеству      

Анкета 2.

  Удовлетворен частотой использования Хотел бы использовать чаше Хотел бы использовать реже
1. говорить прилюдно      
2. говорить коротко и емко      
3 говорить убедительно      
4. побуждать других высказываться      
5 внимательно слушать      
6 придерживаться заранее продуманного по данной теме      
7. выражение одобрения, удовольствия, благодарности      

Диагностика

8. сообщение окружающим о своих чувствах      
9. сокрытие своих чувств      
10 открытое выражение несогласия      
11. выражение благодарности      
12. принятие (т.е. не избежание) конфликта и агрессии      
13.принятие разочарования      
14. доминирование в работе      
15. доверие другим      
16 оказание помощи      
17. оказание покровительства, защиты      
18. привлечение внимание к себе, своей личности      
19. отстаивание себя      
20. охотное принятие помощи других      
21. проявление решительности      
22. самокритичность      
23. умение терпеливо ждать      
24. уединение для чтения и размышления      
25. миротворчество, помощь в достижении согласия      
26. работа с закрытостью, скрываемыми чувствами и переживаниями      
27. замечать напряжение слушателей      
28. замечать уровень заинтересованности      
29. быть чувствительным к индивидуальным переживаниям окружающих      
30. замечать реакцию на свои реплики и комментарии      
31 спрашивать мнение других      
32. работать над тем, чтобы никто не оказался проигнорированным      

1в. Текущая ежедневная диагностика

1. На сколько «Я» был «Я» 1..2..3..4..5..6..7..8..9..10

2. Внутреннее напряжение 1..2..3..4..5..6..7..8..9..10

3. Атмосфера теплоты и доверия в группе.2..3..4..5..6..7..8..9..10

4. Чувство защищенности 1..2..3..4..5..6..7..8..9..10

5. Что мешало........................................

6.Промежуток продуктивного времени.2..3..4..5..6..7..8..9..10

7. Сколько вложили собственных сил в работу.2..3..4..5..6..7..8..9..10

Психологическое консультирование

8. Сколько получили в ответ 1..2..3..4..5..6..7..8..9..10

9. Что было полезным...............................................

10. Что запомнилось ярче всего..............................

11.Желание продолжить занятия

1..2..3..4..5..6..7..8..9..10

Упражнение Плохо-хорошо

Цель: обсуждение встречи с разных позиций.

Первый участник начинает: «Это плохо, что мы со­брались здесь, потому что...»

Второй продолжает: «Это хорошо, потому что...» и т.д.

Завершать предлагается на позитиве «Это хорошо...».

1д. Завершающая диагностика

Инструкция: завершите предложения.

1. Во время занятий............

2. Мне понравилось, что.........

3. Насчет.............

4. Неудачным было...........

5. Если бы............

6. Я чувствовал (а)...........

7. Видеть со стороны.............

8. Мой образ............

9. Главное в том, что.................

10. Я и группа...................

11. А ещё..................

2. Практическая психология

Упражнение 1: Пословицы (Е.А. Климов)

Цель: умение сопоставлять житейские и научные знания, быстро их предъявлять, изучение психологичес­ких признаков труда в народном сознании.

Участники работают индивидуально. Ведущий дает студентам следующую инструкцию к выполнению рабо­ты: «Я буду зачитывать не спеша в алфавитном порядке народные пословицы, называя их порядковые номера. В этих пословицах — проявлении народной мудрости — можно усмотреть идеи, соотносимые с психологически­ми признаками труда (сознания людей как деятелей). На­поминания об этих признаках приведены в таблице в виде кратких формулировок, «ключевых выражений». Таблица предъявляется студентам, и они перерисовыва­ют ее в свою тетрадь.

Смысл признака Номера соответствующих пословиц
Предвосхищение ценного итога  
Сознание обязательности итога  
Ориентировка в орудиях, средствах работы  
Осознание системы межличностных отношений  

Участники проставляют называемые номера посло­виц в тех горизонтальных графах, «строках» бланка, в которых указан признак труда, согласующийся, по их мнению, со смыслом пословицы.

Фразеологизмы:

1. А воз и ныне там.

2. А ларчик просто открывался.

3. Артельный (общий) горшок гуще кипит.

4. Бабушка еще надвое сказала.

5. Бей галку и ворону: руку набьешь, сокола убьешь.

6. Берись дружно, не будет гузно.

7. Была бы шея, а хомут найдется.

Психологическое консультирование

8. В апреле земля преет, спеши пахать и сеять.

9. В дождь коси, в вёдро греби.

10. В полплеча работа тяжела, а оба подставишь — легче справишь.

11. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

12. Воду в ступе толочь — вода и будет.

13. Вола зовут не пиво пить, а хотят на нем воду возить.

14. Волк коню не товарищ.

15. Волка бояться — в лес не ходить.

16. Воробьи торопились, да маленькими уродились.

17. Вот тебе хомут да дуга, а я тебе не слуга.

18. Встанешь раньше, шагнешь дальше.

19. Всякая сосна своему бору шумит.

20. Глаза боятся, а руки делают.

21. Дружба дружбой, а служба службой.

22. Дружно — не гузно, а врозь — хоть брось.

23. Жалует царь, да не жалует псарь.

24. За вкус не берусь, а горячо сварю.

25. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

26. Клин клином вышибай.

27. Криком изба не рубится.

28. Ладил мужичок челночек, а свел на уховертку.

29. Метил в ворону, а попал в корову.

30. Мужик, умирать собирайся, а землю паши.

31. Начал за здравие, а свел за упокой.

32. Не клин бы да не мох, так и плотник бы сдох.

33. Ошибка в фальшь не ставится.

34. Поехала кума неведомо куда.

35. Час упустишь, годом не наверстаешь.

36. Это еще цветочки, а ягодки впереди.

37. Языком масла не собьешь.

Обсуждение: После окончания работы ведущий бе­рет на выбор одну из работ студентов (с его согласия) и оглашает результат. Просит поднять руки тех, кто согла­сен, затем — кто не согласен с предложенным ответом. Итогом может стать небольшая дискуссия.

Практическая психология

Упражнение 2: Практическая психология

Цель: осмыслить свое восприятие практической пси­хологии, свое отношение к ней в целом.

Участники выбирают роли, из которых они опреде­лят свое отношение к практической психологии: 1 — свя­щенник, 2 — врач, 3 — физик, 4 — журналист, 5 — обыватель, 6 — учитель, 7 — экстрасенс, 8 — акаде­мический психолог, 9 — философ. Один участник ис­полняет роль Практической психологии. Он выслуши­вает все аргументы, затем сообщает о своих чувствах.

Обсуждение: анализ своих высказываний, успеш­ность исполнения роли, оценка своего отношения.

Упражнение 3: Человек на своем месте (СЮ. Смагина)

Цель: самостоятельный анализ плюсов и минусов в студенческих и профессиональных ролях.

Участники делятся на две команды. Первая команда выступает от имени студентов, вторая — от имени спе­циалистов. Раздаются листы формата А4, где команда студентов рисует картину по теме «Замечательная пора студенчества», а команда профессионалов — «Замеча­тельная пора профессиональной зрелости». Затем каж­дая команда на своем листе перечисляет 6 атрибутов студенчества и 6 атрибутов профессиональной зрелос­ти. Самый важный атрибут группа выделяет (подчерки­вает). Через 15-20 минут работы команды обмениваются листами. На противоположной стороне листа «студен­ты» и «профессионалы» рисуют 6 минусов указанного возрастного периода и самый главный минус выделяют (подчеркивают). Далее команды выставляют свое твор­чество на обозрение и проговаривают плюсы и минусы той и другой социальной роли. Ведущий ставит вопрос о том, в каком возрасте каждый из участников захочет отказаться от плюсов студенчества, принять роль про­фессионала, а также просит студентов указать свои лич­ностные особенности, которые позволят им достичь ус-

Психологическое консультирование

пешной профессиональной зрелости. Каждый из участ­ников на своем индивидуальном листе пишет возраст, в котором, по его мнению, плюсы студенчества будут ощу­щаться меньше, объясняет почему и перечисляет нали­чие необходимых профессионально-важных качеств. Затем каждый по кругу зачитывает свое мнение. Веду­щий, подводя итоги, говорит, что самое привлекатель­ное обнаружено участниками в периоде студенчества и что — в периоде профессиональной зрелости, а также обращает внимание на то, какой возраст и какие каче­ства участники группы чаще всего указывали.

Другой вариант. Участники делятся на несколько команд. Например, первая команда выступает от имени школьного психолога, другая — от имени социального психолога, третья — от имени клинического психолога, четвертая — от имени психолога-преподавателя. Разда­ются листки, где каждая команда перечисляет б атрибу­тов конкретной специализации, подчеркивая наиболее значимый. Через 10-15 минут команды обмениваются листами. На противоположной стороне каждая группа перечисляет 6 минусов указанной специализации и вы­деляет наиболее существенный. Далее команды прого­варивают плюсы и минусы всех обозначенных специ­альностей. Ведущий просит каждого участника перечис­лить те свойства своей личности, которые наиболее со­ответствуют одной из перечисленных специальностей.

Упражнение 4: Профессиональный почерк (по Е.А. Климову)

Цель: выявление эталонного варианта психологичес­кой деятельности.

Группе предлагается описать разные стили (или хотя бы отдельные черты, «штрихи» разных стилей) успеш­ной работы по профессии психолог, свойственные лю­дям, различающимся по своим личностным качествам, возрасту, полу.

Геннадий П., 28 лет, окончил МГУ, мать и отец — врачи, неженат, остроумен, общителен.

Практическая психология

Алия 3., 42 года, окончила МПГУ, мать-одиночка, интеллигентная, деликатная дама.

Татьяна П., 46 лет, окончила МГУ, кандидат психо­логических наук, замужем, двое детей, серьезна, ответ­ственна.

Федор Н., 39 лет, окончил Пермский политехничес­кий институт, «сертифицированный» психолог, женат, трое детей, имеет собственную практику, инициативен, предприимчив.

Оксана Ф., 24 года, выпускница РГГУ, незамужем, интересная, обаятельная и сентиментальная девушка.

Ольга Н., 31 год, окончила Ростовский университет, незамужем, умная, экстравагантная дама.

Арсений К., 59 лет, окончил Ленинградский (Санкт-Петербургский) университет, женат, 1 ребенок, автори­тетен и авторитарен.

Ильгиз Р., 34 года, окончил Казанский университет, женат, детей четверо, «генератор» идей, заводила.

Глеб Д., 27 лет, выпускник небюджетного вуза МОСУ, женат, детей нет, самостоятельный, ответствен­ный человек.

Обсуждение: проанализировать составляющие ус­пешной работы, сравнить общие и различные компонен­ты.

Упражнение 5: Процесс обучения (К. Фопель)

Цель: проанализировать процесс получения знаний, упорядочить собственные мысли, помогая себе двигать­ся дальше.

Участникам предлагается сопоставить три разных аспекта своих знаний: что они узнали о практической психологии от других, что они узнали из своего опыта и что еще хотели бы для себя прояснить.

Для этого необходимо взять чистый лист бумаги, разделить его на четыре равные части, проведя верти­кальную и горизонтальные линии. В первой нужно в нескольких словах написать и в символической форме изобразить, чему научили другие в области практичес-

Психологическое консультирование

кой психологии. Какое отношение к практической пси­хологии закладывается в процессе обучения? Какое пред­ставление о практической психологии получено от дру­гих людей?

Во втором прямоугольнике кратко производится краткая запись и делается символическое изображение, чему научились самостоятельно. К чему участники при­шли на основе собственного жизненного и профессио­нального опыта? Что они прочитали, что узнали, наблю­дая за собой и другими?

В третьем прямоугольнике кратко записывается и символически изображается, что еще остается неизвес­тным, что хочется изучить, понять, узнать, с чем связы­ваются ожидания, т.е. обозначается перспектива даль­нейшего развития знаний.

Четвертый прямоугольник оставляют пустым. В него можно внести идеи, наблюдения, планы и проекты, ко­торые возникнут в ходе работы с тремя первыми разде­лами, в процессе их сопоставления и размышлений по их поводу.

Упражнение 6: Путешествие за мифами

Цель: показать мифологические составляющие на­шего профессионального сознания.

Озвучить и обсудить на группе некоторые мифы нашего современного общества, например:

1) Все делают так.

2) Труд всегда вознаграждается.

3) Вам столько лет, на сколько вы себя чувствуете.

4) Новое — это хорошо забытое старое.

Затем добавляются один или несколько профессио­нальных мифов психологов-практиков, например:

1. Практика имеет дело с научным знанием и тео­рией.

2. Человек «прозрачен», его рано или поздно цели­ком и полностью можно описать на основе исповедуе­мой практиком психологической теории.

3. Психолог, познав в своей науке устройство пси-

Практическая психология

хики, ее законы, может управлять человеческим поведе­нием, превратить его в средство своей деятельности (кур­сивы — В.М. Розин).

4. Эмпатия к другому человеку гарантирует (кур­сив — Л.Ш.) успех психологической помощи (Е.В. Сидо­ренко, Н.Ю. Хрящева).

Обсуждение: откуда могли появиться эти мифы? Какие факторы способствовали их «увековечиванию»? Что можно сделать, чтобы развеять эти мифы? Это дей­ствительно мифы или в них большая доля правды?

Группе предлагается создать собственный перечень профессиональных мифов психологов-практиков.

3. Я и Дело

«...если вы не хотите работать, то единственное, что позволяет вам иметь средства, чтобы не рабо­тать, это усердная работа».

Огден Нэш

3.1. Личностное самоопределение практического психолога

Упражнение 7: Ключи (К. Фопель)

Цель: развитие символического мышления, прора­ботка и расставание с ненужными представлениями, иллюзиями, ненужными отношениями, обнаружение и «принятие» новых перспектив.

Ведущий демонстрирует участникам связку ключей, символически выражающую возможности что-то от­крыть или, наоборот, закрыть для себя. Тот из участни­ков, кто захочет рассказать о своих целях, будет дер­жать её в руках. Он может решить, какой ключ и по какой причине больше всего подходит для его конкрет­ных целей, а также с чем именно связана его цель: при­дется ли ему что-то «открывать» или, наоборот, «запи­рать». После того как участник расскажет о своих це­лях, он передает связку следующему.

Упражнение 8: Звездный час (Н.С. Пряжников)

Каждому участнику необходимо примерно за 7-10 минут выделить 3-5 наиболее характерных для профес­сии психолога радостей (ради чего представители дан­ной профессии вообще живут, что для них самое глав­ное в жизни, работе...).

Далее по очереди каждый участник рассказывает о тех радостях, которые он выделил.

Обсуждение: уточнение, выражение своих мнений.

Я и Дело

Упражнение 9: Что я хочу изменить (К. Фопель)

Цель: выражение участниками группы цели своей жизни в стиле театра импровизаций.

Участникам предлагается выяснить, кто какие цели ставит перед собой в жизни в настоящее время. Каж­дый будет делать это без слов, и каждый сможет пока­зать другим, к чему он стремится.

Участники встают, образуя круг. Каждый по очере­ди выходит в середину круга и в течение одной-двух минут показывает формы поведения, от которых он хо­тел бы избавиться. После небольшой паузы он должен будет изобразить заменяющие их варианты поведения. Тот, кто думает, что понял действия этого человека, при­соединяется к нему и демонстрирует такие же способы поведения. По мнению К. Фопеля, стоящему в круге будет не так одиноко, а другим станет легче отождествиться с ним и понять его.

Упражнение 10: Профессиональные стереотипы (Л.В. Тарабакина)

Цель: выявление профессиональных стереотипов и работа с ними.

Предполагая, что стереотип — это уверенность в том, что люди обладают некоторыми схожими качествами, участникам предлагается на листочках дать описание:

1. Студента;

2. Русского человека;

3. Психолога;

4. Бедняка;

5. Девушки;

6. Преподавателя;

7. Юноши;

8. Артиста;

9. Алкоголика.

Участники зачитывают свои описания. Обсуждение: есть ли одинаковые стереотипы? Если нет, то почему? Если да, то почему? Как влияют стерео-

Психологическое консультирование

типы на того, кто верит в них? На других людей?

Продолжение. Каждого участника просят подчерк­нуть те качества из написанных на листочке (про сту­дента, русского, бедняка, девушки и пр.), которые, на его взгляд, соответствуют лично ему. Ведущий собирает неподписанные листки и зачитывает подчеркнутые свой­ства. Задание: угадать, кто автор.

Обсуждение: легко ли угадывать определить (и/или понять) человека, если он описан (представлен) через призму стереотипа? Почему? Какие чувства вызывало прочтение «своей характеристики»? Увидели ли вы об­раз себя за этим текстом?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных