Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 8 страница




Школьное консультирование

слишком значительны пробелы в знаниях. Во второй четверти скорее всего будет «2» и по английскому язы­ку. Учительница считает, что ребенок не может отвечать в присутствии других детей, слишком нервничает. Од­нако, по ее мнению, у Саши есть некоторые способнос­ти к языку: он хорошо схватывает интонацию, ему легко дается фонетика, он вполне справлялся бы со школьной программой, находясь на индивидуальном обучении. На \ всех уроках мальчик крайне не усидчив: постоянно от­влекается, вертится, с кем-нибудь разговаривает, мешая учителю. Складывается впечатление, что такое поведе­ние — не злой умысел, а следствие двигательной рас-торможенности, которую Саша не может произвольно контролировать. «Это и понятно, он родился, когда ма­тери было за сорок», — вздохнула одна учительница. Одноклассники очень не любят Сашу. Классный руко­водитель не может понять причину такой неприязни: мальчик не обзывается, не дерется, не ябедничает... Мно­гие дети просили ее перевести Сашу из их класса, объяс­няя это тем, что он подводит коллектив: слабо учится, плохо ведет себя на уроках. На замечание учительницы, что таких ребят в классе несколько, они не могут что-либо убедительно ответить. Друзей или приятелей у маль­чика в классе нет, сидеть за одной партой с ним все отказываются.

Данные, сообщенные родителями: Беседа с отцом (ноябрь): он уверен в правильности своей педагогической теории, трудности со средней до­черью не связывает с ошибками в семейном воспита­нии, считает, что это «судьба». Для общения с детьми у него выдается 15-20 мин. в день: он возвращается с ра­боты около 10 часов вечера, нередко приходится ездить в командировки. Конечно, они требуют большего вре­мени, но чтобы обеспечить семью материально, папа вынужден соглашаться на такие условия работы. Пер­вые два года учебы сына мало интересовали его, больше волновало нравственное развитие человека, чем конк­ретные жизненные события. Жалобы Саши на неспра-

Психологическое консультирование

- I

ведливое отношение к нему одноклассников он воспри­нимал спокойно: люди часто не ценят душевные каче­ства других, придавая огромное значение внешним ат­рибутам. Отец советовал Саше быть со всеми друже­любным, ни на кого не обижаться, ни в коем случае не платить обидчикам той же монетой: не драться, не драз­ниться и т. д «Надо ко всем относиться хорошо, незави­симо от их отношения к тебе», — вот главный его прин­цип в общении с людьми, который он старается пере-дать сыну. Однако на третьем году Сашиной школьной жизни отец отказался от политики невмешательства в! отношения сына и школы. Как-то на собрании его nopaj зила фраза учительницы: «Ваш Саша делает так много ошибок, что мы над ним смеемся всем классом». Жало­ваться на педагога администрации папа не стал — он принципиально ни на кого не жалуется, но высказал свое возмущение, сильно напугав ее С тех пор он стал кри­тически оценивать и стиль общения с детьми данного педагога, и ее критерии оценки знаний учеников Свое мнение отец в тактичной форме старался высказывать на собраниях, чтобы побудить учительницу задуматься о правильности ее воспитательных и дидактических ус­тановок. Он с сожалением замечал, что не находит под­держки у других родителей Собственно успеваемости мальчика в семье не стали уделять больше внимания: оценки — личное дело каждого. Кроме того, папа наде­ялся, что у других педагогов Саша будет лучше учиться, и с удивлением отметил, что, хотя в средней школе все они вызывают у него уважение, оценки остались пре­жними, более того, если учительница начальной школы после многих двоек все-таки выводила в итоге «удовлет­ворительно», то теперь появились "неуды" в четвертях. Отец находится в состоянии некоторой растерянности, так как дела у сына очень неблагополучны. Неприятнос­ти со средней дочерью начались с 7 класса, а тут, как он теперь понимает, дело приняло нежелательный оборот чуть ли не с первого. Тем не менее папа надеется еще на что-то хорошее, то, что он закладывает в сыне, рано

Школьное консультирование

или поздно проявится и даст свои плоды. Беседа с мате­рью (декабрь): Мама пришла к психологу, когда стало ясно, что во второй четверти у мальчика будет три двой­ки — по русскому, английскому и математике Она до-1 вольна своей семьей: муж — работящий, высоконрав­ственный человек, без вредных привычек, у них общие взгляды по основным жизненным вопросам. То, что се­мья большая — трое детей — ее гордость, в малодетной семье «меньше жизни, скучно». По ее словам, дома Саша совершенно иной, чем в школе: веселый, живой ребе­нок, с ней и сестрами очень ласков, иногда, правда, мо­жет вспылить, но тут же отходит, переживает за свою несдержанность. Маме странно слышать, что сына не принимает классный коллектив: некоторые мальчики из класса приходят к ним в гости, с удовольствием играют вместе, дом всегда открыт для друзей. Любимое занятие сына — просмотр телепередач, прежде всего мелодра­матических телесериалов. В последнее время она стала использовать телевизор как стимул для выполнения до­машних заданий: сначала — уроки, а затем просмотр оче­редной серии. Если же не контролировать мальчика, то к домашним заданиям он приступает в десятом часу ве­чера, непосредственно перед приходом отца Мама об­ратилась с просьбой поговорить с учительницей англий­ского языка Она же преподавала язык у средней доче­ри, по ее мнению, она недолюбливала девочку и теперь перенесла негативное отношение на сына. Интересно, что мама никогда не знала имени и отчества учительни­цы, и вопрос психолога, с кем же именно из преподава­телей английского надо поговорить, поставил ее в ту­пик. «Дети всегда звали ее Черепахой Тортиллой», — сказала она. Старшая дочь, умница, хорошо знающая язык, занимается дома с братом и считает, что он может иметь положительные оценки. Лена была на нескольких уроках, но Сашу тогда не спрашивали, она вообще, как показалось сестре, недостаточно обращает на него вни­мания. Это подтвердило мамины опасения. Мама была вынуждена признать, что в двойках по русскому и мате-

Психологическое консультирование

матике учителя не виноваты, дело в Сашиных знаниях.

Наблюдение и беседа с ребенком:

Саша — худенький, подвижный мальчик, выглядит немного моложе своих лет, типичное выражение лица при общении со взрослыми — виноватая улыбка. В пер­вые минуты беседы с психологом выглядел испуганным, но, убедившись в доброжелательном отношении к себе, успокоился, охотно отвечал на вопросы и выполнял пси­ходиагностические методики. Любимое его занятие — гулять во дворе. Отношения с ребятами у него хорошие. Одно время мальчик учился играть на трубе в Доме дет­ского творчества, у него хорошо получалось, но вскоре кружок из-за ухода руководителя перестал существовать. Два месяца Саша ездил на тренировки по восточным единоборствам, но секция находилась далеко — на до­рогу в оба конца уходило 2 ч. Отец, возивший его на занятия, часто уезжает в командировки, поэтому от тре­нировок пришлось отказаться. Восточные единоборства нравились ему потому, что дают навыки самообороны. Другие виды спорта меньше привлекают мальчика. Са­шина мечта — завести собаку, обязательно большую и выдрессировать так, чтобы она надежно защищала хо­зяина. Мечта вряд ли скоро осуществится: дома живут кошка и попугай (он очень их любит), мама и слышать не хочет еще об одном животном. Саша не может объяс­нить причину неприязни одноклассников к себе. Кажет­ся, что он привык к этому и смирился. Говоря об оцен­ках, мальчик заверил, что старается, но по некоторым предметам ничего не получается. Тут же вызвался рас­сказать стихотворение по английскому, был очень дово­лен, что вспомнил его без ошибок. На учителей не жало­вался. На вопрос о поведении на уроках заметил, что у них в классе многие вертятся и разговаривают друг с другом. Саша не считает, что ведет себя хуже всех, а отвлекается он неумышленно, «так получается».

Диагноз непсихологов:

Учителя: педагогическая запущенность со стороны родителей, нежелание последних прислушиваться к со-

Школьное консультирование

ветам педагогов, большие пробелы в знаниях, возмож­но, ослаблена нервная система (расторможенность), ве­роятно, не развиты нравственные качества. Учительни­ца замечает: «Значит, что-то в нем есть нехорошее, раз дети не любят».

Родители: необъективное отношение некоторых преподавателей, последствия нетактичного отношения к ребенку учителя начальных классов, недостаточное раз­витие нравственного сознания для установления гармо­ничных отношений со сверстниками и ответственного отношения к учебе.

Самодиагноз: сформулировать затрудняется.

Резюме по данным феноменологии:

Двигательная расторможенность на уроках, отвер­жение со стороны классного коллектива, неуспеваемость по основным предметам.

Случай 6.

Лена Н., 10 лет, 5 гимназический класс.

Ноябрь 1992 г.

Феноменология.

Запрос пед. коллектива:

«Лена несколько раз била одноклассников. Посове­туйте, как прекратить это безобразие».

Данные, приведенные учителями:

Лена прошла в гимназический класс по конкурсу из параллельного класса. В начальной школе она была в группе «лидеров» (три человека) в своем классе. Как с учебой, так и с ее поведением в начальной школе труд­ностей не было. Девочка серьезно занимается музыкой, с хоровой студией выезжала на гастроли за рубеж. В гимназическом классе она хорошо справляется с учеб­ной нагрузкой, преобладающие оценки — «4» и «5», все­гда готова к уроку. Преподавателей и родительскую об­щественность возмутили две драки с ее участием, про­исшедшие в начале второй четверти с разницей в не­сколько дней. Первый инцидент начался с игры в снеж­ки перед школой. Лене показалось, что две девочки объе-

Психологическое консультирование

динились против нее, кидают снежки не «на кого бог пошлет», а именно в нее. Она ударила одну из них кула­ком по лицу, чудом не разбив ей очки. Подоспевшая учи­тельница развела детей, ребята сели в автобус и поехали в музей. Однако при выходе из автобуса Лена отомсти­ла другой, влепив пригоршню льдинок ей в щеку. Ее поведение обсуждалось на классном часе, учителя были уверены, что подобного не повторится, но вскоре от Лены досталось ее соседу по парте. По ее словам, он не дал ей линейку. После звонка она подтащила мальчика к стене и стала сильно трясти его, держа за плечи, в результате чего бедняга (мальчик неробкого десятка и достаточно сильный физически) несколько раз больно ударился го­ловой о стену и проплакал всю перемену. В школу сроч­но вызвали Ленину маму, состоялось разбирательство у директора. По мнению учителей, они вели себя вызыва­юще: выслушали педагогов с каменными лицами и даже не извинились перед пострадавшими. В классном кол­лективе у нее пока нет подруг, но нельзя сказать, чтобы она держалась обособленно.

Данные, сообщенные мамой:

Лена живет с родителями и младшей сестрой-по­годком в комнате в общей квартире. После занятий в гимназии, едва пообедав, она с сестрой идет в музыкаль­ную школу, где занимается уже шестой год. Мама наме­ренно загружает дочерей после уроков, чтобы приучить их заниматься делом и оградить от нежелательных ком­паний. По ее мнению, Лену отличают сентиментальность, увлечение романтической литературой, любовь к домо­водству. Девочка всегда говорит то, что думает, не тер­пит унижения, «очень уж горда», — заметила мама. Она постоянно с кем-либо конкурирует: в гимназии (прошла конкурсный отбор в элитарный класс), в музыкальной школе (в группе, выезжающей на гастроли за границу) и дома с сестрой (учеба, внимание родителей). Плачет ред­ко, никогда не жалуется на одноклассников, мать такую позицию одобряет. Сама мама закончила школу с меда­лью, 10 лет занималась в музыкальной школе, хорошо

Школьное консультирование

училась в МВТУ им. Баумана, водит машину, сейчас ра­ботает на трех работах, так как муж, по ее словам, не обладает необходимой энергией, чтобы обеспечивать семью. В этом учебном году Лена беспокоит маму своей неорганизованностью: плохо планирует время, может забыть выполнить домашнее задание, оставить дома что-то из необходимых на уроке канцелярских принадлеж­ностей. (Интересно, что учителя считают ее очень орга­низованной). Дело в том, что когда дочь училась в на­чальной школе, то мама работала на дому и полностью контролировала девочек, сейчас она целый день в разъез­дах, и дочери столкнулись с необходимостью самоорга­низации. То, что Лена пустила в ход кулаки, шокирова­ло маму: «Я всегда учила ее, что за себя надо уметь по­стоять, иначе не проживешь, но делать это цивилизо­ванно». После вызова к директору с ней серьезно пого­ворили дома. «Я знаю свою дочь, она больше ничего по­добного не допустит», — заверила она. В прежнем клас­се у Лены была подруга, они вместе занимались и музы­кой, но при переходе в среднюю школу они попали в разные классы. «У меня в школе тоже несколько лет не было подруг: моя близкая подружка перешла в другую школу, а больше ни с кем дружить не хотелось», — рас­сказала мама, так что к некоторой изолированности до­чери в классном коллективе она относится спокойно.

Наблюдение и беседа с ребенком:

Лена — миловидная девочка, среднего роста, про­порционально сложена, с густой длинной косой, в одеж­де придерживается романтического стиля: оборки, кру­жева. К беседе отнеслась настороженно, видимо, дога­дываясь о том, что приглашение к психологу связано с недавними инцидентами (рукоприкладством), вела себя корректно, от обследования не уклонялась, но держа­лась очень беспокойно, что-то теребила в руках, верте­лась на стуле. Активна, ориентирована на социальный престиж. Особо значимыми являются ситуации, связан­ные со статусом в классном коллективе. В свободное время Лена любит рисовать, читать. Любопытно, что

Психологическое консультирование

школьные уроки музыки ей не нравятся: там поют хо­ром, и она не может показать свои вокальные данные, слушать же пение других ей не интересно. Расстроена оценками в первой четверти: «Полно четверок, есть трой­ки, а хочется быть лучшей ученицей в классе», — гово­рит она, вздохнув. Девочка объясняет снижение успева­емости в средней школе возросшими требованиями. Лена считает, что, став серьезнее относиться к учебе, сможет исправить положение. Подруг у нее нет — ни в музы­кальной школе, ни в гимназии, но Лену это не волнует: ей есть чем заняться, свободного времени практически нет. Гимназический класс нравится тем, что дает хоро­шие знания. Музыка пригодится в жизни: будет учить своих детей и играть для гостей.

Диагноз непсихологов:

Классный руководитель: «Злая, бездушная девочка, совершенно нравственно невоспитанна».

Мама: неадекватная, «дикая» реакция на враждеб­ный детский коллектив.

Самодиагноз: «Когда тебя обижают, унижают, надо давать отпор».

Резюме по феноменологии:

Агрессивное поведение по отношению к однокласс­никам, неудовлетворительная адаптация к новому кол­лективу гимназического класса.

Случай 7.

Алеша П., 12 лет, 7 класс.

Октябрь 1992 г.

Феноменология.

Запрос классного руководителя:

«Объясните странности в поведении Алеши и дайте рекомендации учителям, как с ним обходиться».

Данные, приведенные учителями:

Отмечаются следующие странности в поведении: в начальной школе после замечания учительницы: «Что ты стоишь, как памятник?» поставил стул на парту, залез на него и простоял неподвижно до конца урока, не обра-

Школьное консультирование

щая внимания на уговоры учительницы, завуча и дирек­тора. В 5 классе умышленно оставил открытым кран в туалете, в результате затопило целое крыло школьного здания. Объяснить этот поступок Алеша не смог. Дерет­ся редко, только когда «доведут», но тогда он находится в ярости, совершенно не контролирует себя и успоко­ить его невозможно. Обычно мальчик добрый, дисцип­линированный, но учителя боятся того, что он может «взорваться» из-за пустяка и совершить нечто непредс­казуемое. С одноклассниками у него нормальные отно­шения, хотя физически сильных мальчиков он побаива­ется. У Алеши в классе один близкий друг — Андрей С. — мальчик, по мнению некоторых учителей, со снижен­ными умственными способностями, очень неорганизо­ванный и неряшливый. Алеша объясняет ему материал, иногда дает списать, выручает, когда Андрей забывает дома что-то из учебных принадлежностей. Алеша любит внимание окружающих, о своих способностях он высо­кого мнения, хотя учителя считают, что у него средние способности. Родители мальчика разведены, он живет с мамой, бабушкой и сестрой. Мама и слышать не хочет о визите к психоневрологу, это предложение учителей она сочла личным оскорблением. Дело дошло до того, что уже год мама принципиально не ходит на родительские собрания, хотя дневник сына регулярно просматривает.

Наблюдение и беседа с подростком:

Физическое развитие Алеши соответствует возрас­ту, телосложение пропорциональное. Одет аккуратно, всегда тщательно причесан, вежлив со старшими. К об­следованию отнесся настороженно. Алеша считает, что может учиться лучше, мечтает попасть на будущий год в гимназический класс. Сейчас у него тройки и четверки. Скромные результаты вызваны, по признанию мальчи­ка, его недостаточной старательностью. В свободное вре­мя он гуляет с друзьями во дворе или ходит к ним в гости, читает фантастику, смотрит телевизор. Собирает­ся заняться вольной борьбой, когда-то он недолго посе­щал секцию, и ему очень нравилось. Объяснения своим

Психологическое консультирование

странным поступкам дать не может: «Что-то на меня находит, а потом, когда ребята вспоминают какую-ни­будь мою «историю», я смеюсь вместе с ними». Алеша осуждает драчунов: «Драться нехорошо», хотя потом при­знается, что предпочитает не связываться с ними, пото­му что слабее некоторых и опасается быть побитым. Отчасти этим обстоятельством и объясняется интерес к спортивной борьбе.

Диагноз непсихологов:

Классный руководитель: подозрение на психичес­кое заболевание.

Самодиагноз: «Что-то на меня находит».

Резюме по данным феноменологии:

«Странности» в поведении, внезапные неконтроли­руемые вспышки отрицательных эмоций.

Случай 8.

Слава С, 13 лет, 7 гимназический класс.

Март 1993 г.

Феноменология.

Запрос классного руководителя:

«Как помочь Славе избавиться от «комплексов»? Мальчик не может отвечать у доски перед всем классом, малейшая неприятность приводит к стрессу».

Данные, приведенные учителями:

Учится хорошо, преимущественно на пятерки, к его поведению в школе никаких претензий нет. С однокласс­никами хорошие, ровные отношения, правда, настояще­го друга в классе у него нет. Слава не проявляет иници­ативы в установлении дружеских отношений со сверст­никами, внеклассные мероприятия обычно игнорирует, редко ездит на экскурсии, объясняя это тем, что не хо­чет волновать маму. Ребята уважают его за знания. Сла­ва пишет прекрасные сочинения, очень хорошо занима­ется по иностранному языку. Тем не менее учителей беспокоит будущее мальчика, его неподготовленность к жизни, незащищенность перед невзгодами. Устные от­веты у доски представляют для Славы тяжкое испыта-

Школьное консультирование

ние: он краснеет, запинается, на глаза наворачиваются слезы, в связи с этим учитель вынужден давать ему пись­менное задание, с которым он, тут же успокоившись, прекрасно справляется. Поводом обращения учителей к психологу послужил случай на городской межпредмет­ной олимпиаде. По условиям конкурса задания по всем предметам выполняются участниками письменно, поэто­му Славу как сильного ученика включили в состав ко­манды без колебаний. Но произошло досадное недора­зумение. Ему дали карточку с заданием не по французс­кому языку, который он изучает, а по английскому. Маль­чик взял карточку, не сказав ни слова. Сидевшая рядом с ним одноклассница уговаривала его подойти к органи­заторам, объяснить ситуацию и попросить заменить за­дание, она даже хотела сделать это сама, но Слава кате­горически отказался и сдал в комиссию чистый лист. По физике и математике он выполнил задания лучше ос­тальных ребят из своей гимназии, но суммарный балл из-за иностранного языка оказался низким. Свое пове­дение при получении не того задания мальчик объяснил боязнью показаться невоспитанным, нахальным и тем самым подвести гимназию. Учителя связывают Слави­ны «странности» с трагической гибелью его отца. Мать до сих пор переживает случившееся, и это сказывается на сыне.

Данные, сообщенные мамой:

Отец мальчика, зоолог, погиб в экспедиции, когда сыну шел третий год, отца он не помнит. Все их род­ственники живут в других городах, так что мать и сын постоянно вдвоем. Разлучались только во время отдыха Славы в летнем оздоровительном лагере, но последние два сезона мальчик отказывался, ссылаясь на однообра­зие жизни в лагере и отсутствие интересных для себя занятий. Никаких конфликтов с сыном у матери нет, живут они дружно. Слава подробно рассказывает о но­востях школьной жизни, мама — о своих делах на рабо­те и различных бытовых проблемах. Если она расстрое­на, то мальчик утешает и успокаивает ее. До сих пор, и

Психологическое консультирование

это маму очень радует, у нее с сыном доверительные отношения. Слава всегда хорошо учился, коллектив ему нравится, на одноклассников никогда не жаловался. В начальной школе мама по его просьбе объясняла труд­ные темы. Сейчас сын не обращается к ней за помо­щью, успешно осваивает материал самостоятельно. Днем он гуляет во дворе с ребятами, любит играть в футбол. Близких друзей у него нет, как правило, домой их не приглашает, хотя мама не возражает против гостей. Любимое занятие мальчика — чтение и шахматы, он может часами разбирать шахматные партии и решать задачи. Маме 48 лет, она конструктор, работает «от звон­ка до звонка», затем спешит по магазинам и к 7 — 8 ч. вечера приходит домой, где её ждет сын. В последние годы семья с трудом сводит концы с концами из-за инф­ляции, а пособие по потере кормильца мизерно. На до­полнительный заработок у неё нет времени, да и пред­приимчивостью она не отличается. Единственное под­спорье семейному бюджету — шитьё и вязание, этим она и занимается дома после работы. Иногда они ходят в гости к маминой подруге, та тоже воспитывает одна сына. Вопрос о повторном браке у матери не возникал: надо было заниматься маленьким сыном, а когда он под­рос, подходящий, с ее точки зрения, для замужества воз­раст миновал. Социальный опыт Славы очень скромен: это школа и булочная, где он каждый день покупает хлеб. Мама понимает, что для взрослеющего сына этого недо­статочно, но так трудно что-то изменить! Шахматного кружка поблизости нет, а долгая дорога небезопасна, а также может оставаться недостаточно времени на уро­ки. В компанию сверстников Славу не заманить, на школьные вечера мальчик не ходит, ссылаясь на неуме­ние танцевать, а мамины предложения научить его танцам было иронически встречено: «Сейчас так не танцуют». Выяснилось, что на экскурсии с классом он не ездит по собственной инициативе, мама никогда не возражала против них. Случай на олимпиаде имел неожиданные последствия: мальчик задался целью самостоятельно изу-

Школьное консультирование

чить английский. Мама принесла с работы учебник, и уже месяц Слава штудирует второй иностранный язык, по-прежнему получая пятерки по французскому. Готов­ность заплакать из-за любой мелочи присуща ему всю жизнь. «Такой уж он уродился, да и я сама такая, а кро­ме меня он никого и не видит», — заключила мама.

Наблюдение и беседа с подростком:

Слава — худой, долговязый паренек с угловатыми движениями. Встречи с психологом испугался. Когда он вошел в кабинет, у него на глазах были слезы. Отноше­ние к обследованию можно охарактеризовать как по­слушно-обреченное, иногда подростка удавалось вывес­ти из этого состояния, но как только разговор заходил о чем-то неприятном, Слава тут же возвращался в исход­ную позицию, опять появлялись слезы. Беседы не полу­чилось, так как отвечал мальчик односложно, об инци­денте на олимпиаде сожалеет, теперь он понимает, что надо было разобраться в этой ситуации, и если ему не хватило смелости самому выяснить это недоразумение, то надо было бы воспользоваться помощью однокласс­ницы. Единственной темой, на которую удалось с ним свободно поговорить, — шахматы. Славе не скучно иг­рать одному, но он понимает, что под руководством спе­циалиста обучение было бы эффективнее. Хотелось бы подружиться с ребятами — любителями шахмат и про­верить свои силы. Занимаясь в кружке, легче получить разряд. В районном Доме детского творчества нет шах­матной секции, а куда можно обратиться — он не знает. В конце беседы, как бы извиняясь, подросток сказал, что догадывается, почему его пригласили к психологу, что он часто не знает, как правильно себя вести, и доба­вил, что он не возражает против встречи психолога с мамой.

Диагноз непсихологов:

Классный руководитель: Собственная реакция на потерю отца + влияние матери, так и не оправившейся после трагической гибели мужа.

Мама: Наследственные особенности характера (та-

Психологическое консультирование

кой же, как я), усиленные воспитанием в неполной се­мье и крайне ограниченным социальным опытом. Самодиагноз: выяснить не удалось. Резюме по данным феноменологии: Чрезмерная застенчивость, слезливость.

Случай 9.

Андрей М., 13 лет, 8 гимназический класс литера­турного профиля

Ноябрь 1992 г.

Феноменология.

Запрос зам. директора гимназии по воспитатель­ной работе:

«Как объяснить расторможенность Андрея на уро­ках и переменах?»

Данные, приведенные учителями:

Андрей вызывал беспокойство учителей еще в на­чальной школе: учился неровно, хорошо усваивал инте­ресные для себя темы, а «скучный, ненужный» матери­ал учил только под сильным нажимом учителя и родите­лей, часто возникали стычки между ним и одноклассни­ками из-за пустяков. Иногда мальчик так мешал вести урок, что учительница отправляла его в кабинет биоло­гии, где он сразу успокаивался и принимался рисовать с натуры аквариумных рыбок. Педагогическое воздействие на ребенка через семью затруднялось тем, что бабушка и родители придерживались разных воспитательных позиций. В средней школе у Андрея появились люби­мые предметы — биология и литература — по ним пя­терки, по остальным дисциплинам преобладают тройки: мальчик недоучивает материал, ленится. В 8 классе гим­назисты распределяются по физическому и литератур­ному профилям обучения. Андрей выбрал литературный класс. По наблюдениям учителей, многие мальчики, по­падая в «девичьи» классы, испытывают некоторый дис­комфорт, с Андреем же в начале обучения «произошло что-то немыслимое»: его поведение стало непредсказуе­мым, само присутствие мальчика на уроке ставит заня-

Школьное консультирование

тие под угрозу срыва, не унимается он и на перемене. Вот что он «натворил» в течение одной недели: вбежал в 9 класс, выхватил у девочки блокнот и вырвал из него страницу, зашел в кабинет, где были шестиклассники, схватил портфель какой-то девочки, бросил его на дру­гом этаже, после чего она пол-урока искала портфель; при виде вошедшего на перемене в кабинет завуча заб­рался под парту, а на его недоуменный вопрос, улыба­ясь, ответил, что хотел с ней поиграть. На уроке без ви­димой причины вскочил со стула, залез под парту, затем стал копаться в шкафу для учебных пособий, потом объяснил, что искал свой ластик. Единственный способ обеспечить удовлетворительное поведение Андрея на уроке — дать ему индивидуальное задание, а итоги вы­полнения самостоятельной работы одобрительно проком­ментировать при всем классе. Со сверстниками у Анд­рея плохие отношения: он надоедает одноклассникам, пристает к ним, обижает более слабых, открыто радует­ся неудачам других. Учителя расценивают его способно­сти как средние, выделяют лишь неослабевающий инте­рес к зоологии беспозвоночных и нетривиальные сочи­нения по литературе. (Интересно, что по результатам школьного теста умственного развития, проводившего­ся фронтально в параллели 8 классов в начале учебного года, Андрей показал хороший результат). Родители под­ростка постоянно бывают в школе, очень обеспокоены низкой успеваемостью сына, плохим поведением и воз­можностью перевода в негимназический класс. У неко­торых учителей родители Андрея вызывают симпатию и сочувствие, но большинство из них считают, что имен­но они виноваты в неприемлемом поведении сына: они внушают сыну мысль о его выдающихся способностях, не дают однозначную оценку его выходкам, высокомер­но относятся к учителям, что не ускользает от внимания мальчика.

Данные, сообщенные родителями:

На прием к психологу пришли и папа, и мама. Мама — экономист, начальник отдела в крупной коммерчес-

Психологическое консультирование

кой структуре, папа — юрист. Родители обижены на пе­дагогический коллектив, они считают, что учителя не­справедливы к их сыну, не хотят искать индивидуально­го подхода к ребенку. Уровень преподавания некоторых предметов их не устраивает. Родители практически от­дают сыну все свободное время. Вечером, придя с рабо­ты, они тщательно проверяют выполнение всех его до­машних заданий: гуманитарные предметы курирует папа, точные науки и естествознание — мама. Интересно, что дочь-первоклассница занимается самостоятельно, на проверку ее уроков у родителей не остается времени. Если хоть один день не контролировать сына, то он не­пременно получает «2» или «3». Родители объясняют это крайней невнимательностью Андрея, из-за нее он дела­ет массу ошибок в домашних заданиях, да и в классных работах. Отец неоднократно просил учителей в конце каждого урока персонально напоминать ему о записи домашнего задания, так как они часто вынуждены сами звонить его одноклассникам и выяснять, что задано на дом. Большинство учителей, однако, без понимания от­носятся к их пожеланиям, заявляя, что такие напомина­ния если и уместны, то только в начальной школе. Роди­тели измучены, они не могут после работы посмотреть телевизор или поговорить со знакомыми по телефону, но не могут допустить плохой учебы сына: хочется, что­бы Андрей получил хорошее образование, окончил пре­стижный вуз. Плохие отношения сына со сверстниками они объясняют агрессивностью и низким уровнем куль­туры других ребят. По мнению родителей, «странное» поведение Андрея в школе вызвано тем, что он не чув­ствует себя комфортно из-за необъективного отноше­ния учителей и агрессивности сверстников. Основной педагогический метод в семье — разъяснение. Андрея не только ни разу не наказывали физически, но и ни­когда не кричали на него, в этом, по их мнению, они реализуют уважение к личности сына. Мысль о необхо­димости разнообразить педагогические воздействия при отсутствии эффекта от практиковавшихся ранее мето-






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных