ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 8 страницаШкольное консультирование слишком значительны пробелы в знаниях. Во второй четверти скорее всего будет «2» и по английскому языку. Учительница считает, что ребенок не может отвечать в присутствии других детей, слишком нервничает. Однако, по ее мнению, у Саши есть некоторые способности к языку: он хорошо схватывает интонацию, ему легко дается фонетика, он вполне справлялся бы со школьной программой, находясь на индивидуальном обучении. На \ всех уроках мальчик крайне не усидчив: постоянно отвлекается, вертится, с кем-нибудь разговаривает, мешая учителю. Складывается впечатление, что такое поведение — не злой умысел, а следствие двигательной рас-торможенности, которую Саша не может произвольно контролировать. «Это и понятно, он родился, когда матери было за сорок», — вздохнула одна учительница. Одноклассники очень не любят Сашу. Классный руководитель не может понять причину такой неприязни: мальчик не обзывается, не дерется, не ябедничает... Многие дети просили ее перевести Сашу из их класса, объясняя это тем, что он подводит коллектив: слабо учится, плохо ведет себя на уроках. На замечание учительницы, что таких ребят в классе несколько, они не могут что-либо убедительно ответить. Друзей или приятелей у мальчика в классе нет, сидеть за одной партой с ним все отказываются. Данные, сообщенные родителями: Беседа с отцом (ноябрь): он уверен в правильности своей педагогической теории, трудности со средней дочерью не связывает с ошибками в семейном воспитании, считает, что это «судьба». Для общения с детьми у него выдается 15-20 мин. в день: он возвращается с работы около 10 часов вечера, нередко приходится ездить в командировки. Конечно, они требуют большего времени, но чтобы обеспечить семью материально, папа вынужден соглашаться на такие условия работы. Первые два года учебы сына мало интересовали его, больше волновало нравственное развитие человека, чем конкретные жизненные события. Жалобы Саши на неспра- Психологическое консультирование - I ведливое отношение к нему одноклассников он воспринимал спокойно: люди часто не ценят душевные качества других, придавая огромное значение внешним атрибутам. Отец советовал Саше быть со всеми дружелюбным, ни на кого не обижаться, ни в коем случае не платить обидчикам той же монетой: не драться, не дразниться и т. д «Надо ко всем относиться хорошо, независимо от их отношения к тебе», — вот главный его принцип в общении с людьми, который он старается пере-дать сыну. Однако на третьем году Сашиной школьной жизни отец отказался от политики невмешательства в! отношения сына и школы. Как-то на собрании его nopaj зила фраза учительницы: «Ваш Саша делает так много ошибок, что мы над ним смеемся всем классом». Жаловаться на педагога администрации папа не стал — он принципиально ни на кого не жалуется, но высказал свое возмущение, сильно напугав ее С тех пор он стал критически оценивать и стиль общения с детьми данного педагога, и ее критерии оценки знаний учеников Свое мнение отец в тактичной форме старался высказывать на собраниях, чтобы побудить учительницу задуматься о правильности ее воспитательных и дидактических установок. Он с сожалением замечал, что не находит поддержки у других родителей Собственно успеваемости мальчика в семье не стали уделять больше внимания: оценки — личное дело каждого. Кроме того, папа надеялся, что у других педагогов Саша будет лучше учиться, и с удивлением отметил, что, хотя в средней школе все они вызывают у него уважение, оценки остались прежними, более того, если учительница начальной школы после многих двоек все-таки выводила в итоге «удовлетворительно», то теперь появились "неуды" в четвертях. Отец находится в состоянии некоторой растерянности, так как дела у сына очень неблагополучны. Неприятности со средней дочерью начались с 7 класса, а тут, как он теперь понимает, дело приняло нежелательный оборот чуть ли не с первого. Тем не менее папа надеется еще на что-то хорошее, то, что он закладывает в сыне, рано Школьное консультирование или поздно проявится и даст свои плоды. Беседа с матерью (декабрь): Мама пришла к психологу, когда стало ясно, что во второй четверти у мальчика будет три двойки — по русскому, английскому и математике Она до-1 вольна своей семьей: муж — работящий, высоконравственный человек, без вредных привычек, у них общие взгляды по основным жизненным вопросам. То, что семья большая — трое детей — ее гордость, в малодетной семье «меньше жизни, скучно». По ее словам, дома Саша совершенно иной, чем в школе: веселый, живой ребенок, с ней и сестрами очень ласков, иногда, правда, может вспылить, но тут же отходит, переживает за свою несдержанность. Маме странно слышать, что сына не принимает классный коллектив: некоторые мальчики из класса приходят к ним в гости, с удовольствием играют вместе, дом всегда открыт для друзей. Любимое занятие сына — просмотр телепередач, прежде всего мелодраматических телесериалов. В последнее время она стала использовать телевизор как стимул для выполнения домашних заданий: сначала — уроки, а затем просмотр очередной серии. Если же не контролировать мальчика, то к домашним заданиям он приступает в десятом часу вечера, непосредственно перед приходом отца Мама обратилась с просьбой поговорить с учительницей английского языка Она же преподавала язык у средней дочери, по ее мнению, она недолюбливала девочку и теперь перенесла негативное отношение на сына. Интересно, что мама никогда не знала имени и отчества учительницы, и вопрос психолога, с кем же именно из преподавателей английского надо поговорить, поставил ее в тупик. «Дети всегда звали ее Черепахой Тортиллой», — сказала она. Старшая дочь, умница, хорошо знающая язык, занимается дома с братом и считает, что он может иметь положительные оценки. Лена была на нескольких уроках, но Сашу тогда не спрашивали, она вообще, как показалось сестре, недостаточно обращает на него внимания. Это подтвердило мамины опасения. Мама была вынуждена признать, что в двойках по русскому и мате- Психологическое консультирование матике учителя не виноваты, дело в Сашиных знаниях. Наблюдение и беседа с ребенком: Саша — худенький, подвижный мальчик, выглядит немного моложе своих лет, типичное выражение лица при общении со взрослыми — виноватая улыбка. В первые минуты беседы с психологом выглядел испуганным, но, убедившись в доброжелательном отношении к себе, успокоился, охотно отвечал на вопросы и выполнял психодиагностические методики. Любимое его занятие — гулять во дворе. Отношения с ребятами у него хорошие. Одно время мальчик учился играть на трубе в Доме детского творчества, у него хорошо получалось, но вскоре кружок из-за ухода руководителя перестал существовать. Два месяца Саша ездил на тренировки по восточным единоборствам, но секция находилась далеко — на дорогу в оба конца уходило 2 ч. Отец, возивший его на занятия, часто уезжает в командировки, поэтому от тренировок пришлось отказаться. Восточные единоборства нравились ему потому, что дают навыки самообороны. Другие виды спорта меньше привлекают мальчика. Сашина мечта — завести собаку, обязательно большую и выдрессировать так, чтобы она надежно защищала хозяина. Мечта вряд ли скоро осуществится: дома живут кошка и попугай (он очень их любит), мама и слышать не хочет еще об одном животном. Саша не может объяснить причину неприязни одноклассников к себе. Кажется, что он привык к этому и смирился. Говоря об оценках, мальчик заверил, что старается, но по некоторым предметам ничего не получается. Тут же вызвался рассказать стихотворение по английскому, был очень доволен, что вспомнил его без ошибок. На учителей не жаловался. На вопрос о поведении на уроках заметил, что у них в классе многие вертятся и разговаривают друг с другом. Саша не считает, что ведет себя хуже всех, а отвлекается он неумышленно, «так получается». Диагноз непсихологов: Учителя: педагогическая запущенность со стороны родителей, нежелание последних прислушиваться к со- Школьное консультирование ветам педагогов, большие пробелы в знаниях, возможно, ослаблена нервная система (расторможенность), вероятно, не развиты нравственные качества. Учительница замечает: «Значит, что-то в нем есть нехорошее, раз дети не любят». Родители: необъективное отношение некоторых преподавателей, последствия нетактичного отношения к ребенку учителя начальных классов, недостаточное развитие нравственного сознания для установления гармоничных отношений со сверстниками и ответственного отношения к учебе. Самодиагноз: сформулировать затрудняется. Резюме по данным феноменологии: Двигательная расторможенность на уроках, отвержение со стороны классного коллектива, неуспеваемость по основным предметам. Случай 6. Лена Н., 10 лет, 5 гимназический класс. Ноябрь 1992 г. Феноменология. Запрос пед. коллектива: «Лена несколько раз била одноклассников. Посоветуйте, как прекратить это безобразие». Данные, приведенные учителями: Лена прошла в гимназический класс по конкурсу из параллельного класса. В начальной школе она была в группе «лидеров» (три человека) в своем классе. Как с учебой, так и с ее поведением в начальной школе трудностей не было. Девочка серьезно занимается музыкой, с хоровой студией выезжала на гастроли за рубеж. В гимназическом классе она хорошо справляется с учебной нагрузкой, преобладающие оценки — «4» и «5», всегда готова к уроку. Преподавателей и родительскую общественность возмутили две драки с ее участием, происшедшие в начале второй четверти с разницей в несколько дней. Первый инцидент начался с игры в снежки перед школой. Лене показалось, что две девочки объе- Психологическое консультирование динились против нее, кидают снежки не «на кого бог пошлет», а именно в нее. Она ударила одну из них кулаком по лицу, чудом не разбив ей очки. Подоспевшая учительница развела детей, ребята сели в автобус и поехали в музей. Однако при выходе из автобуса Лена отомстила другой, влепив пригоршню льдинок ей в щеку. Ее поведение обсуждалось на классном часе, учителя были уверены, что подобного не повторится, но вскоре от Лены досталось ее соседу по парте. По ее словам, он не дал ей линейку. После звонка она подтащила мальчика к стене и стала сильно трясти его, держа за плечи, в результате чего бедняга (мальчик неробкого десятка и достаточно сильный физически) несколько раз больно ударился головой о стену и проплакал всю перемену. В школу срочно вызвали Ленину маму, состоялось разбирательство у директора. По мнению учителей, они вели себя вызывающе: выслушали педагогов с каменными лицами и даже не извинились перед пострадавшими. В классном коллективе у нее пока нет подруг, но нельзя сказать, чтобы она держалась обособленно. Данные, сообщенные мамой: Лена живет с родителями и младшей сестрой-погодком в комнате в общей квартире. После занятий в гимназии, едва пообедав, она с сестрой идет в музыкальную школу, где занимается уже шестой год. Мама намеренно загружает дочерей после уроков, чтобы приучить их заниматься делом и оградить от нежелательных компаний. По ее мнению, Лену отличают сентиментальность, увлечение романтической литературой, любовь к домоводству. Девочка всегда говорит то, что думает, не терпит унижения, «очень уж горда», — заметила мама. Она постоянно с кем-либо конкурирует: в гимназии (прошла конкурсный отбор в элитарный класс), в музыкальной школе (в группе, выезжающей на гастроли за границу) и дома с сестрой (учеба, внимание родителей). Плачет редко, никогда не жалуется на одноклассников, мать такую позицию одобряет. Сама мама закончила школу с медалью, 10 лет занималась в музыкальной школе, хорошо Школьное консультирование училась в МВТУ им. Баумана, водит машину, сейчас работает на трех работах, так как муж, по ее словам, не обладает необходимой энергией, чтобы обеспечивать семью. В этом учебном году Лена беспокоит маму своей неорганизованностью: плохо планирует время, может забыть выполнить домашнее задание, оставить дома что-то из необходимых на уроке канцелярских принадлежностей. (Интересно, что учителя считают ее очень организованной). Дело в том, что когда дочь училась в начальной школе, то мама работала на дому и полностью контролировала девочек, сейчас она целый день в разъездах, и дочери столкнулись с необходимостью самоорганизации. То, что Лена пустила в ход кулаки, шокировало маму: «Я всегда учила ее, что за себя надо уметь постоять, иначе не проживешь, но делать это цивилизованно». После вызова к директору с ней серьезно поговорили дома. «Я знаю свою дочь, она больше ничего подобного не допустит», — заверила она. В прежнем классе у Лены была подруга, они вместе занимались и музыкой, но при переходе в среднюю школу они попали в разные классы. «У меня в школе тоже несколько лет не было подруг: моя близкая подружка перешла в другую школу, а больше ни с кем дружить не хотелось», — рассказала мама, так что к некоторой изолированности дочери в классном коллективе она относится спокойно. Наблюдение и беседа с ребенком: Лена — миловидная девочка, среднего роста, пропорционально сложена, с густой длинной косой, в одежде придерживается романтического стиля: оборки, кружева. К беседе отнеслась настороженно, видимо, догадываясь о том, что приглашение к психологу связано с недавними инцидентами (рукоприкладством), вела себя корректно, от обследования не уклонялась, но держалась очень беспокойно, что-то теребила в руках, вертелась на стуле. Активна, ориентирована на социальный престиж. Особо значимыми являются ситуации, связанные со статусом в классном коллективе. В свободное время Лена любит рисовать, читать. Любопытно, что Психологическое консультирование школьные уроки музыки ей не нравятся: там поют хором, и она не может показать свои вокальные данные, слушать же пение других ей не интересно. Расстроена оценками в первой четверти: «Полно четверок, есть тройки, а хочется быть лучшей ученицей в классе», — говорит она, вздохнув. Девочка объясняет снижение успеваемости в средней школе возросшими требованиями. Лена считает, что, став серьезнее относиться к учебе, сможет исправить положение. Подруг у нее нет — ни в музыкальной школе, ни в гимназии, но Лену это не волнует: ей есть чем заняться, свободного времени практически нет. Гимназический класс нравится тем, что дает хорошие знания. Музыка пригодится в жизни: будет учить своих детей и играть для гостей. Диагноз непсихологов: Классный руководитель: «Злая, бездушная девочка, совершенно нравственно невоспитанна». Мама: неадекватная, «дикая» реакция на враждебный детский коллектив. Самодиагноз: «Когда тебя обижают, унижают, надо давать отпор». Резюме по феноменологии: Агрессивное поведение по отношению к одноклассникам, неудовлетворительная адаптация к новому коллективу гимназического класса. Случай 7. Алеша П., 12 лет, 7 класс. Октябрь 1992 г. Феноменология. Запрос классного руководителя: «Объясните странности в поведении Алеши и дайте рекомендации учителям, как с ним обходиться». Данные, приведенные учителями: Отмечаются следующие странности в поведении: в начальной школе после замечания учительницы: «Что ты стоишь, как памятник?» поставил стул на парту, залез на него и простоял неподвижно до конца урока, не обра- Школьное консультирование щая внимания на уговоры учительницы, завуча и директора. В 5 классе умышленно оставил открытым кран в туалете, в результате затопило целое крыло школьного здания. Объяснить этот поступок Алеша не смог. Дерется редко, только когда «доведут», но тогда он находится в ярости, совершенно не контролирует себя и успокоить его невозможно. Обычно мальчик добрый, дисциплинированный, но учителя боятся того, что он может «взорваться» из-за пустяка и совершить нечто непредсказуемое. С одноклассниками у него нормальные отношения, хотя физически сильных мальчиков он побаивается. У Алеши в классе один близкий друг — Андрей С. — мальчик, по мнению некоторых учителей, со сниженными умственными способностями, очень неорганизованный и неряшливый. Алеша объясняет ему материал, иногда дает списать, выручает, когда Андрей забывает дома что-то из учебных принадлежностей. Алеша любит внимание окружающих, о своих способностях он высокого мнения, хотя учителя считают, что у него средние способности. Родители мальчика разведены, он живет с мамой, бабушкой и сестрой. Мама и слышать не хочет о визите к психоневрологу, это предложение учителей она сочла личным оскорблением. Дело дошло до того, что уже год мама принципиально не ходит на родительские собрания, хотя дневник сына регулярно просматривает. Наблюдение и беседа с подростком: Физическое развитие Алеши соответствует возрасту, телосложение пропорциональное. Одет аккуратно, всегда тщательно причесан, вежлив со старшими. К обследованию отнесся настороженно. Алеша считает, что может учиться лучше, мечтает попасть на будущий год в гимназический класс. Сейчас у него тройки и четверки. Скромные результаты вызваны, по признанию мальчика, его недостаточной старательностью. В свободное время он гуляет с друзьями во дворе или ходит к ним в гости, читает фантастику, смотрит телевизор. Собирается заняться вольной борьбой, когда-то он недолго посещал секцию, и ему очень нравилось. Объяснения своим Психологическое консультирование странным поступкам дать не может: «Что-то на меня находит, а потом, когда ребята вспоминают какую-нибудь мою «историю», я смеюсь вместе с ними». Алеша осуждает драчунов: «Драться нехорошо», хотя потом признается, что предпочитает не связываться с ними, потому что слабее некоторых и опасается быть побитым. Отчасти этим обстоятельством и объясняется интерес к спортивной борьбе. Диагноз непсихологов: Классный руководитель: подозрение на психическое заболевание. Самодиагноз: «Что-то на меня находит». Резюме по данным феноменологии: «Странности» в поведении, внезапные неконтролируемые вспышки отрицательных эмоций. Случай 8. Слава С, 13 лет, 7 гимназический класс. Март 1993 г. Феноменология. Запрос классного руководителя: «Как помочь Славе избавиться от «комплексов»? Мальчик не может отвечать у доски перед всем классом, малейшая неприятность приводит к стрессу». Данные, приведенные учителями: Учится хорошо, преимущественно на пятерки, к его поведению в школе никаких претензий нет. С одноклассниками хорошие, ровные отношения, правда, настоящего друга в классе у него нет. Слава не проявляет инициативы в установлении дружеских отношений со сверстниками, внеклассные мероприятия обычно игнорирует, редко ездит на экскурсии, объясняя это тем, что не хочет волновать маму. Ребята уважают его за знания. Слава пишет прекрасные сочинения, очень хорошо занимается по иностранному языку. Тем не менее учителей беспокоит будущее мальчика, его неподготовленность к жизни, незащищенность перед невзгодами. Устные ответы у доски представляют для Славы тяжкое испыта- Школьное консультирование ние: он краснеет, запинается, на глаза наворачиваются слезы, в связи с этим учитель вынужден давать ему письменное задание, с которым он, тут же успокоившись, прекрасно справляется. Поводом обращения учителей к психологу послужил случай на городской межпредметной олимпиаде. По условиям конкурса задания по всем предметам выполняются участниками письменно, поэтому Славу как сильного ученика включили в состав команды без колебаний. Но произошло досадное недоразумение. Ему дали карточку с заданием не по французскому языку, который он изучает, а по английскому. Мальчик взял карточку, не сказав ни слова. Сидевшая рядом с ним одноклассница уговаривала его подойти к организаторам, объяснить ситуацию и попросить заменить задание, она даже хотела сделать это сама, но Слава категорически отказался и сдал в комиссию чистый лист. По физике и математике он выполнил задания лучше остальных ребят из своей гимназии, но суммарный балл из-за иностранного языка оказался низким. Свое поведение при получении не того задания мальчик объяснил боязнью показаться невоспитанным, нахальным и тем самым подвести гимназию. Учителя связывают Славины «странности» с трагической гибелью его отца. Мать до сих пор переживает случившееся, и это сказывается на сыне. Данные, сообщенные мамой: Отец мальчика, зоолог, погиб в экспедиции, когда сыну шел третий год, отца он не помнит. Все их родственники живут в других городах, так что мать и сын постоянно вдвоем. Разлучались только во время отдыха Славы в летнем оздоровительном лагере, но последние два сезона мальчик отказывался, ссылаясь на однообразие жизни в лагере и отсутствие интересных для себя занятий. Никаких конфликтов с сыном у матери нет, живут они дружно. Слава подробно рассказывает о новостях школьной жизни, мама — о своих делах на работе и различных бытовых проблемах. Если она расстроена, то мальчик утешает и успокаивает ее. До сих пор, и Психологическое консультирование это маму очень радует, у нее с сыном доверительные отношения. Слава всегда хорошо учился, коллектив ему нравится, на одноклассников никогда не жаловался. В начальной школе мама по его просьбе объясняла трудные темы. Сейчас сын не обращается к ней за помощью, успешно осваивает материал самостоятельно. Днем он гуляет во дворе с ребятами, любит играть в футбол. Близких друзей у него нет, как правило, домой их не приглашает, хотя мама не возражает против гостей. Любимое занятие мальчика — чтение и шахматы, он может часами разбирать шахматные партии и решать задачи. Маме 48 лет, она конструктор, работает «от звонка до звонка», затем спешит по магазинам и к 7 — 8 ч. вечера приходит домой, где её ждет сын. В последние годы семья с трудом сводит концы с концами из-за инфляции, а пособие по потере кормильца мизерно. На дополнительный заработок у неё нет времени, да и предприимчивостью она не отличается. Единственное подспорье семейному бюджету — шитьё и вязание, этим она и занимается дома после работы. Иногда они ходят в гости к маминой подруге, та тоже воспитывает одна сына. Вопрос о повторном браке у матери не возникал: надо было заниматься маленьким сыном, а когда он подрос, подходящий, с ее точки зрения, для замужества возраст миновал. Социальный опыт Славы очень скромен: это школа и булочная, где он каждый день покупает хлеб. Мама понимает, что для взрослеющего сына этого недостаточно, но так трудно что-то изменить! Шахматного кружка поблизости нет, а долгая дорога небезопасна, а также может оставаться недостаточно времени на уроки. В компанию сверстников Славу не заманить, на школьные вечера мальчик не ходит, ссылаясь на неумение танцевать, а мамины предложения научить его танцам было иронически встречено: «Сейчас так не танцуют». Выяснилось, что на экскурсии с классом он не ездит по собственной инициативе, мама никогда не возражала против них. Случай на олимпиаде имел неожиданные последствия: мальчик задался целью самостоятельно изу- Школьное консультирование чить английский. Мама принесла с работы учебник, и уже месяц Слава штудирует второй иностранный язык, по-прежнему получая пятерки по французскому. Готовность заплакать из-за любой мелочи присуща ему всю жизнь. «Такой уж он уродился, да и я сама такая, а кроме меня он никого и не видит», — заключила мама. Наблюдение и беседа с подростком: Слава — худой, долговязый паренек с угловатыми движениями. Встречи с психологом испугался. Когда он вошел в кабинет, у него на глазах были слезы. Отношение к обследованию можно охарактеризовать как послушно-обреченное, иногда подростка удавалось вывести из этого состояния, но как только разговор заходил о чем-то неприятном, Слава тут же возвращался в исходную позицию, опять появлялись слезы. Беседы не получилось, так как отвечал мальчик односложно, об инциденте на олимпиаде сожалеет, теперь он понимает, что надо было разобраться в этой ситуации, и если ему не хватило смелости самому выяснить это недоразумение, то надо было бы воспользоваться помощью одноклассницы. Единственной темой, на которую удалось с ним свободно поговорить, — шахматы. Славе не скучно играть одному, но он понимает, что под руководством специалиста обучение было бы эффективнее. Хотелось бы подружиться с ребятами — любителями шахмат и проверить свои силы. Занимаясь в кружке, легче получить разряд. В районном Доме детского творчества нет шахматной секции, а куда можно обратиться — он не знает. В конце беседы, как бы извиняясь, подросток сказал, что догадывается, почему его пригласили к психологу, что он часто не знает, как правильно себя вести, и добавил, что он не возражает против встречи психолога с мамой. Диагноз непсихологов: Классный руководитель: Собственная реакция на потерю отца + влияние матери, так и не оправившейся после трагической гибели мужа. Мама: Наследственные особенности характера (та- Психологическое консультирование кой же, как я), усиленные воспитанием в неполной семье и крайне ограниченным социальным опытом. Самодиагноз: выяснить не удалось. Резюме по данным феноменологии: Чрезмерная застенчивость, слезливость. Случай 9. Андрей М., 13 лет, 8 гимназический класс литературного профиля Ноябрь 1992 г. Феноменология. Запрос зам. директора гимназии по воспитательной работе: «Как объяснить расторможенность Андрея на уроках и переменах?» Данные, приведенные учителями: Андрей вызывал беспокойство учителей еще в начальной школе: учился неровно, хорошо усваивал интересные для себя темы, а «скучный, ненужный» материал учил только под сильным нажимом учителя и родителей, часто возникали стычки между ним и одноклассниками из-за пустяков. Иногда мальчик так мешал вести урок, что учительница отправляла его в кабинет биологии, где он сразу успокаивался и принимался рисовать с натуры аквариумных рыбок. Педагогическое воздействие на ребенка через семью затруднялось тем, что бабушка и родители придерживались разных воспитательных позиций. В средней школе у Андрея появились любимые предметы — биология и литература — по ним пятерки, по остальным дисциплинам преобладают тройки: мальчик недоучивает материал, ленится. В 8 классе гимназисты распределяются по физическому и литературному профилям обучения. Андрей выбрал литературный класс. По наблюдениям учителей, многие мальчики, попадая в «девичьи» классы, испытывают некоторый дискомфорт, с Андреем же в начале обучения «произошло что-то немыслимое»: его поведение стало непредсказуемым, само присутствие мальчика на уроке ставит заня- Школьное консультирование тие под угрозу срыва, не унимается он и на перемене. Вот что он «натворил» в течение одной недели: вбежал в 9 класс, выхватил у девочки блокнот и вырвал из него страницу, зашел в кабинет, где были шестиклассники, схватил портфель какой-то девочки, бросил его на другом этаже, после чего она пол-урока искала портфель; при виде вошедшего на перемене в кабинет завуча забрался под парту, а на его недоуменный вопрос, улыбаясь, ответил, что хотел с ней поиграть. На уроке без видимой причины вскочил со стула, залез под парту, затем стал копаться в шкафу для учебных пособий, потом объяснил, что искал свой ластик. Единственный способ обеспечить удовлетворительное поведение Андрея на уроке — дать ему индивидуальное задание, а итоги выполнения самостоятельной работы одобрительно прокомментировать при всем классе. Со сверстниками у Андрея плохие отношения: он надоедает одноклассникам, пристает к ним, обижает более слабых, открыто радуется неудачам других. Учителя расценивают его способности как средние, выделяют лишь неослабевающий интерес к зоологии беспозвоночных и нетривиальные сочинения по литературе. (Интересно, что по результатам школьного теста умственного развития, проводившегося фронтально в параллели 8 классов в начале учебного года, Андрей показал хороший результат). Родители подростка постоянно бывают в школе, очень обеспокоены низкой успеваемостью сына, плохим поведением и возможностью перевода в негимназический класс. У некоторых учителей родители Андрея вызывают симпатию и сочувствие, но большинство из них считают, что именно они виноваты в неприемлемом поведении сына: они внушают сыну мысль о его выдающихся способностях, не дают однозначную оценку его выходкам, высокомерно относятся к учителям, что не ускользает от внимания мальчика. Данные, сообщенные родителями: На прием к психологу пришли и папа, и мама. Мама — экономист, начальник отдела в крупной коммерчес- Психологическое консультирование кой структуре, папа — юрист. Родители обижены на педагогический коллектив, они считают, что учителя несправедливы к их сыну, не хотят искать индивидуального подхода к ребенку. Уровень преподавания некоторых предметов их не устраивает. Родители практически отдают сыну все свободное время. Вечером, придя с работы, они тщательно проверяют выполнение всех его домашних заданий: гуманитарные предметы курирует папа, точные науки и естествознание — мама. Интересно, что дочь-первоклассница занимается самостоятельно, на проверку ее уроков у родителей не остается времени. Если хоть один день не контролировать сына, то он непременно получает «2» или «3». Родители объясняют это крайней невнимательностью Андрея, из-за нее он делает массу ошибок в домашних заданиях, да и в классных работах. Отец неоднократно просил учителей в конце каждого урока персонально напоминать ему о записи домашнего задания, так как они часто вынуждены сами звонить его одноклассникам и выяснять, что задано на дом. Большинство учителей, однако, без понимания относятся к их пожеланиям, заявляя, что такие напоминания если и уместны, то только в начальной школе. Родители измучены, они не могут после работы посмотреть телевизор или поговорить со знакомыми по телефону, но не могут допустить плохой учебы сына: хочется, чтобы Андрей получил хорошее образование, окончил престижный вуз. Плохие отношения сына со сверстниками они объясняют агрессивностью и низким уровнем культуры других ребят. По мнению родителей, «странное» поведение Андрея в школе вызвано тем, что он не чувствует себя комфортно из-за необъективного отношения учителей и агрессивности сверстников. Основной педагогический метод в семье — разъяснение. Андрея не только ни разу не наказывали физически, но и никогда не кричали на него, в этом, по их мнению, они реализуют уважение к личности сына. Мысль о необходимости разнообразить педагогические воздействия при отсутствии эффекта от практиковавшихся ранее мето- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|