Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Концепций трансформации командной экономики.




1. «шоковая терапия», радикальные системные преобразования эк. и общества. Осн. направлениями явл.: либерализация цен, ведущую к инфляционному взрыву, что обычно вызывает резкое первоначальное ухудшение уровня жизни, переход на свободное рыночное ценообразование, жесткое регулирование денежной массы, гос.кредитов и субсидий, приватизацию гос. предприятий и создание условий для появления новых негос. предприятий, демонополизацию промышленности, проведение реформы системы налогообложения, финансового сектора и гос. службы. Гос. прямо не вмешивается в хозяйственную деятельность экономических субъектов, а лишь создает условия для эффективного функционирования рыночной экономики.

2. постепенное создание рыночных отношений: длительное, эволюционное формирование рыночной эк-ки, с сохранением многих старых структур. Основная роль в рыночных преобразованиях в этой концепции отводится гос-ву.

Белорусская модель. начало 1) глубокий эк. кризис, унаследованный в рез. краха командно-административной системы; 2) распад СССР и превращение бывших республик в самостоятельные гос., прервавшие хозяйственные связи друг с другом; 3) деформированная структура экономики, сложившаяся в условиях командной системы (преобладанием производства средств производства); 4)

Сущность и функции финансов. Дискус.вопросы сущности и ф-ций финансов.

Финансы – денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и части нац. богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и гос-ва и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение соц. и др. потребностей общества.

Финансы появились одновременно с возникновением гос-ва при расслоении общества на классы. Термин finansia возник в XIII – XV вв. в торг городах Италии и обозначал любой денежный платеж.

Первая предпосылка. В Центр. Европе в рез. первых буржуазных власть монархов была значительно урезанна, и, главное, произошло отторжение (монарха) от казны. Возник общегос. фонд денежных средств – бюджет, которым глава гос-ва не мог единолично распоряжаться. Вторая предпосылка. возникли системы гос. доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Третья предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

финансы выполняют также регулирующую функцию- связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Исследованию проблем сущности финансов уделяли внимание такие ученые и экономисты как Дьяченко В. П., Александров А. М., Вознесенский Э. А. В период перехода России к рыночной эк. исследованиями теоретических проблем в области финансов занимаются такие ученые и экономисты как Родионова В. М., Дробозина Л. А., Романовский М. В.

Большинство экономистов обуславливали объективную необходимость финансов наличием государства и товарно-денежных отношений без основательного обоснования этого положения применительно к категории финансы.

дискуссионных - вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение финансов такой их признак как императивность.

-вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие.

Финансовая система РБ, ее содержание. Сферы и звенья финансовой системы.

Финансовая система гос-ва – совокупность обособленных и в тоже время взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений с помощью кот-х осущ-ся формирование, распределение и использование ден доходов, накоплений, фондов ден ср-в как на макро так и на микроуровне, а также совокупность органов управления, регулирующих функционирование этих отношений.

Состав финансовой системы:

1. сферы 2. подсферы 3. звенья.

В состав фин системы РБ входят 2 крупные сферы:

1. финансы хоз субъектов (финансы предпр-тий, орг-ций или децентрализ-е финансы)

2.общегосударственные или централизованные финансы.

Финансы хоз субъектов подразделяются на 2 подсферы:

1. финансы предприятий и орг-ций реального сектора эк-ки (матер сфера).

2. финансы организаций соц сферы (непроизв сферы).

В зависимости от организац. правовой формы. подсферы подразделяются на звенья:

1. в зависимости от отраслевой направленности а)финансы предпр и орг-ций реального сектора эк-ки подразделяются на: финансы в пром-ти, АПК, строительства, грузового транспорта, связи и т.д. б) финансы орг-ций соц сферы подраздел-ся на: финансы образования, здравоохранения, учреждений физ культуры и спорта, искусства и т.д.

2. В завис-ти от организационно правовой формы: а) фин-сы предпр-тий и орг-ций реального сектора эк-ки подраздел-ся на: Финансы АО(открытых, закрытых),Финансы ООО, финансы хоз товариществ, финансы унитарных предприятий и т.д. б) финансы орг-ций соц сферы подразделяются на: финансы п/п находящихся на бюджетном финансировании, финансы п/п функц-ие на ком основе, финансы п/п частично функц на ком основе в)от формы собственности финансы п/п гос и частной собственности.

Общегосударственные или централизованные финансы включают в себя следующие подсферы:

1. бюджет (гос бюджет).

2. внебюджетные фонды (финансирование расходов не вкл в бюджет).

3. гос кредит (необх-ть - расходы бюджета больше доходов. Бывает внутренний и внешний).

В современных условиях финансовая система состоит их четырех звеньев – государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. В совокупности они и составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства.

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. При рассмотрении нашего госбюджета часто используется понятие консолидированный бюджет - совокупность бюджетов РБ или ее соответствующей административно-тер единицы.

Финансовая политика государства, ее содержание и значение. Особенности финансовой политики РБ на современном этапе.

Финансовая политика -совокупность мероприятий государства в области финансов. Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение тех решений, которые принимаются. Законодательными правами наделено только государство. Финансовое право является обязательным элементом проведения финансовой политики. Можно говорить о финансовой политике региона, определенной местности (местные органы власти), т.к. они обладают определенными законодательными правами.

В условиях перехода к рыночной экономике место финансовой политики в общей политике государства повышается. Однако, возможности государства по регулированию финансовых отношений в условиях рыночной экономики сокращаются (плановая экономика: устанавливались цены, зарплата и т.д.. Финансовая политика была одним из важных секторов в общей политике государства). В настоящее время государство может диктовать цены только на естественные монополии, драгоценные металлы и оружие. Регулирование кредитной сферы - только на уровне ЦБ (раньше вся кредитная сфера контролировалась государством).

Финансовая политика в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Стратегия – долговременный план. Примеры финансовой стратегии - программные документы, антиинфляционная финансовая политика, политика по приватизации госсектора.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества, отличается гибкостью, подвижностью и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Примеры: новые задачи, которые ставятся в Федеральном бюджете.

Финансовые стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы и стратегический курс (например, политика Гайдара была нацелена на очень скорый результат, но стратегию пришлось корректировать).

Финансовая политика – элемент надстройки, а финансы - элемент базиса, значит нельзя проводить финансовую политику игнорируя основные особенности финансовой категорию, историческое развитие финансов.

 

 

Финансовый контроль, его содержание и организация. Координация контрольной деятельности в РБ.

ФК - это не только проверка фин хоз деятельности предприятия, а функция управления фин.ресурсами предприятий и гос-ва. ФК распространяется на элементы фин системы (НКО, КО, ИЛ, гос.). это его отличие от эк. хоз контроля. Целью ФК явл-ся вскрытие отклонений принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффект экономии расходывания мат.ресурсов с тем, чтобы иметь возможность принять меры, привлечь виновных лиц к ответственности, осуществить мероприятия по предотвращению и сокращению нарушений в будущем. ФК рассматривается как форма реализации контрольной функции финансов.

Содержание ФК в условиях рын отношений - обеспечение качества и эффективности фин-хоз. управления, защиты фин интересов всех субъектов хозяйствования, управление фин системой гос-ва, выявление внутренних резервов, распределение общественного продукта. Форма ФК - это конкретное выражение и организация конкретных действий. Предварительный – до.

Текущий ФК - процессе совершения фин и хоз операций, на осн. первичных документов б/у Последующий после совершения фин.-хоз операций проверяется полнота формирования финн. ресурсов, законность и эффективность их использования при выполнении финн. планов субъектов хозяйствования, смет бюдж. учреждений.

Документальный - на основе первичных док-тов бух-ого баланса.

Фактический - путём пересчёта, осмотра, взвешивания.

Способы проведения ФК: проверка: 1 камеральные; 2выездные: 2.1комплексные; 2.2целевые; 2.3встречные; 3 сплошные; 4частичные; ревизия, обследование, анализ.

Система организации ФК состоит: 1гос-венный ФК (общегосуд. и ведомственный), 2негосударственный аудиторский контроль 3общественный контроль.

Общегос.ФК реализуется такими органами как КГК РБ; МинФин; МНС; НБ, ГТК.Мин-во эк-ки, стат-ки, МВД, ГТК. Высшим органом гос.контроля РБ явл КГК, осущ.гос.ФК за исполнением респ.б-та, исп-ем гос.собственности, з-нов, актов Президента, Парламента, СМ и др, регул.отн-я гос.соств-ти, фин. и налог. отн-я.

МФ: Функции: 1.осущ.методич.рук-во в бюдж.-фин.сфере; 2. обесп-ет исполнение респ.б-та; 3. системат.контроль за исп-ем респ.б-та; 4. обеспеч.соверш-е учета и отч-ти на основе м/дунар.стандартов БУ; 5.контроль за соблюд. аудиторами и аудит. орг-циями порядка осущ-я аудит.деят-ти, ведет гос.реестр аудиторов и ауд.орг-ций.

МНС Ф-ции: 1. производить проверки ден.д-дов, бух.книг, отчетов, планов, смет, деклараций. 2. получать от п/п и граждан необх.сведения справки, док-ты о хоз.деят-ти проверяемых п/п и граждан. НБ РБ - регулирует кредитные отношения и денежное обращение, обладает правом эмиссии денег, Разрабат.и совместно с правительством проводит единую ден.-

Управление финансами, его содержание. Орг-я управления финансами в РБ.

Упр. финансами- это совокупность приемов и методов планомерного воздействия на объект для достижения определенных положительных результатов. Упр. финансами – представляет собой действия гос. направленные на выработку, реализацию и совершенствование фин. политики.

Стадии управления финансами: -изучение закономерностей развития финансов; -формирование форм и методов фин. отношений, обеспечив. реализацию ф-ций финансов; -применение этих форм на практике и проверка их соответствия эк. Направления гос. управления финансами: - макроэкономическое ( вырабатываются принципы и методы фин. регулирования, регулирование валютного курса, пути преодоления инфляции и т.д.); - микроэкономические (поддержание уровня и соотнош. цен, ограничение монополизации, содействие развитию финан. и страхового рынков); - прямое административное воздействие (связ. с фин. дотированием и субсидированием ряда производств, применением акцизного налогообложения, установлением льгот по налогам и т.д.); - прогнозирование эк. и соц. развития в совокупности с важнейшими фин. показателями (объем ВВП, продукция сферы производства товаров и услуг, инвестиций в основной капитал, индекс потребительских цен, осн. статьи доходов бюджета).

Фин. аппарат – совок-ть всех институтов и организационных структур, осущ. управ-е финансами. В РБ к нему относятся органы общего, оперативного и отраслевого управл-я финансами.

Органы общего управления Нац. собрание РБ с Палатой представителей и Советом Республики и Сов.Мин. (формирование фин. политики, утверждение фин. законодательства, и осущ-е общего контроля за его соблюдением)

Органы оперативного упр-я – Мин.фин., Нацбанк, МНС, Мин. эк-ки, Гос. таможенн. комитет, Комитет по ЦБ при Сов.Мин. РБ, ФСЗН Мин.труда и соц.защиты. Мин.фин. обеспечивает эффективное использ-е финансов и воплощение бюджетной и налог. политики, контролирует соблюдение фин. законодательства, разрабатывает отчетность, обеспечивает финансами подведомственные учреждения и организации.

Органы отраслевого управления – финансовые управления, фин. отделы министерств, ведомств, п/п, организаций, учреждений.

В теории упр элементов:фин. инфо, фин план. и прогноз., оператив. упр-ние,регулир., фин. контроль. Фин. инфо управленческие решения осущ на основе фин. инфо. Источники -.данные бухгал. и стат тчетности, оперативн. учет и др. В процессе планир. оценивается состояние фин. упр. в разл. подразд., появляется потенциальная возможности повышения фин. рес., возм-ть ликвидации возник. диспропорций. намечает м-ды повышения производит. труда. Оперативное упр. -моневрирование фин рес. для выполнения план. заданий. Регулирование - комплекс мероприятий по выполнению фин. плана, начиная от мобилизации фин. рес. и кончая их использов. Фин. контроль

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных