ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос 22. Решение матричных игр с нулевой суммой для игр с седловой точкойПарная игра (т.е. в которой участвуют два разумных игрока) называется игрой с нулевой суммой, если выигрыш одного игрока равен проигрышу другого. Рассмотрим игру , в которой игрок А имеет личных стратегий, а игрок В («противник») – личных стратегий. Стратегии игрока А будем обозначать , противника – . Предположим, что каждая сторона выбрала определенную стратегию: мы выбрали , противник . В результате выбора игроками любой пары стратегий Ai, Bj ( ) однозначно определяется исход игры, т.е. выигрыш aij игрока А (положительный или отрицательный) и проигрыш (- aij) игрока В. Предположим, что нам известны значения для каждой пары стратегий. Эти значения можно записать в виде прямоугольной таблицы или матрицы. Матричная игра – это парная игра с нулевой суммой, описанная в виде платежной матрицы. Матрица А = (aij), , элементами которой являются выигрыши, соответствующие стратегиям Ai и Bj, называется платежной матрицей или матрицей игры. Общий вид платежной матрицы приведен ниже:
Поскольку интересы игроков противоположны, то первый игрок стремится максимизировать свой выигрыш, а второй игрок, наоборот, минимизировать свой проигрыш. Число называют нижней ценой игры (максимином), а соответствующую ему чистую стратегию – максиминной. Число показывает, какой минимальный гарантированный выигрыш может получить игрок А, правильно применяя свои чистые стратегии при любых действиях игрока В. Число называют верхней ценой игры (минимаксом), а соответствующую чистую стратегию минимаксной. Число показывает, какой минимальный гарантированный проигрыш может быть у игрока В, при правильном выборе им своих чистых стратегий независимо от действий игрока А. (Ясно, что .) Игры, для которых нижняя цена равна верхней, т.е. , называются играми с седловой точкой. Общее значение верхней и нижней цены v = α = β называется чистой ценой игры, или просто ценой игры. Если игра имеет седловую точку, то говорят, что она решается в чистых стратегиях и имеет чистую цену игры v = α = β. Максиминная и минимаксная стратегии, образующие седловую точку, являются оптимальными стратегиями. Тройку чисел () называют решением игры. Седловая точка есть точка равновесия игры, определяющая однозначно оптимальные стратегии. Оптимальность здесь означает, что ни один игрок не стремится изменить свою стратегию, так как его противник может на это ответить выбором другой стратегии, дающей худший для первого игрока результат. Пример. Проверим наличие седловой точки в игре, заданной платежной матрицей.
Решение. Для игрока А максимин: = max (1, 1, 10) = 10. Для игрока В минимакс: = min(10, 10, 12) = 10. Решение игры – две седловые точки: (А 3, В 1, 10), (А 3, В 2, 10). Оптимальный выбор для игрока 1 – стратегия А 3, для игрока 2 равнозначны стратегии В 1 И В 2.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|