ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Грамматический комментарийГлаголы с близкими значениями, не совпадающие по управлению: иметь что? – владеть чем?, изучать (изучить) что? – учиться чему?, понимать (понять) что? – разбираться (разобраться) в чем? Большое число ошибок в построении конструкций со связью управления связано с влиянием близких по значению слов и их управления. Приведем пример. В телепередаче журналист, обращаясь к собеседнику, сказал: «Позвольте вспомнить Вам, что год назад Вы утверждали обратное». Глагол вспомнить может иметь только одно зависимое слово – в винительном падеже вспомнить что-либо, тогда как однокоренной глагол напомнить может иметь две зависимые формы: винительный падеж и дательный падеж – напомнить кому-либо что-либо. Под влиянием этого глагола возникает конструкция вспомнить вам, недопустимая с точки зрения норм литературного языка. Подобное влияние управления близких по значению слов можно наблюдать в группе глаголов со значением речи, мысли, чувства, передачи информации: д оказывать, объяснять, отчитаться и др. Под влиянием сочетаний типа рассказать о чём-либо, подумать о чём-либ о частотно ошибочное использование дополнения в предложном падеже с предлогом о у таких, глаголов: подвести итог чему-либо, поделиться чем-либо с кем-либо, доказывать что-либо, подтвердить что-либо, коснуться чего-либо, привести пример чего-либо, объяснить что-либо, признаться в чём-либо, описать что-либо, указать на что-либо. При глаголах зрительного восприятия объект обычно выражается формой винительного падежа с предлогом на – смотреть на картину. Под влиянием этой конструкции в речи часты ошибки типа: любоваться на море вместо нормативного – любоваться морем. Обратите внимание на различие управления близких по значению слов: ·беспокоиться о сыне – тревожиться за сына; · возмутиться его словам – обидеться на его слова; · дивиться терпению – восхищаться терпением; · добраться до села – подъехать к селу; · извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир; · обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом; · обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью; ·опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования; · отразиться на результатах – оказать влияние на результаты; · показывать мощь – свидетельствовать о мощи; · превосходство над ним – преимущество перед ним; · предостеречь от опасности – предупредить об опасности; · препятствовать развитию – тормозить развитие; · прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу; · разобраться в делах – распутаться с делами; · сказаться на экономике – оказать влияние на экономику; ·уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему/усилить внимание к проблеме. При употреблении этих слов в речи наблюдается подмена управления одного слова управлением другого, близкого по значению. По той же причине частотны ошибки и недочёты при использовании целого ряда слов разных частей речи: · бояться матери – неверно бояться от матери; · касаться вопроса - неверно касаться до вопроса; · избегать опасности – неверно избегать опасность; · колдовать над чем-то – неверно колдовать что - то; · отразиться на зарплате - неверно отразиться на зарплату; · принять участие в ярмарке – неверно принять участия на ярмарке.
5. Выработка навыков техники чтения, говорения, письменной речи. 6. Метод развития критического мышления. Контроль 1. Задания творческого характера (чтение текста; умение воспроизводить конкретное содержание текста; дать обоснованную интерпретацию и личностную оценку изучаемому материалу; давать устный и письменный аргументированный ответ на вопросы по лексической и грамматической теме занятия). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|