Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Грамматический комментарий




Глаголы с близкими значениями, не совпадающие по управлению: иметь что? – владеть чем?, изучать (изучить) что? – учиться чему?, понимать (понять) что? – разбираться (разобраться) в чем?

Большое число ошибок в построении конструкций со связью управления связано с влиянием близких по значению слов и их управления.

Приведем пример. В телепередаче журналист, обращаясь к собеседнику, сказал: «Позвольте вспомнить Вам, что год назад Вы утверждали обратное». Глагол вспомнить может иметь только одно зависимое слово – в винительном падеже вспомнить что-либо, тогда как однокоренной глагол напомнить может иметь две зависимые формы: винительный падеж и дательный падеж – напомнить кому-либо что-либо. Под влиянием этого глагола возникает конструкция вспомнить вам, недопустимая с точки зрения норм литературного языка.

Подобное влияние управления близких по значению слов можно наблюдать в группе глаголов со значением речи, мысли, чувства, передачи информации: д оказывать, объяснять, отчитаться и др.

Под влиянием сочетаний типа рассказать о чём-либо, подумать о чём-либ о частотно ошибочное использование дополнения в предложном падеже с предлогом о у таких, глаголов: подвести итог чему-либо, поделиться чем-либо с кем-либо, доказывать что-либо, подтвердить что-либо, коснуться чего-либо, привести пример чего-либо, объяснить что-либо, признаться в чём-либо, описать что-либо, указать на что-либо.

При глаголах зрительного восприятия объект обычно выражается формой винительного падежа с предлогом насмотреть на картину.

Под влиянием этой конструкции в речи часты ошибки типа: любоваться на море вместо нормативного – любоваться морем.

Обратите внимание на различие управления близких по значению слов:

·беспокоиться о сыне – тревожиться за сына;

· возмутиться его словам – обидеться на его слова;

· дивиться терпению – восхищаться терпением;

· добраться до села – подъехать к селу;

· извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир;

· обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом;

· обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью;

·опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования;

· отразиться на результатах – оказать влияние на результаты;

· показывать мощь – свидетельствовать о мощи;

· превосходство над ним – преимущество перед ним;

· предостеречь от опасности – предупредить об опасности;

· препятствовать развитию – тормозить развитие;

· прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу;

· разобраться в делах – распутаться с делами;

· сказаться на экономике – оказать влияние на экономику;

·уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему/усилить внимание к проблеме.

При употреблении этих слов в речи наблюдается подмена управления одного слова управлением другого, близкого по значению. По той же причине частотны ошибки и недочёты при использовании целого ряда слов разных частей речи:

· бояться матери – неверно бояться от матери;

· касаться вопроса - неверно касаться до вопроса;

· избегать опасности – неверно избегать опасность;

· колдовать над чем-то – неверно колдовать что - то;

· отразиться на зарплате - неверно отразиться на зарплату;

· принять участие в ярмарке – неверно принять участия на ярмарке.

 

5. Выработка навыков техники чтения, говорения, письменной речи.

6. Метод развития критического мышления.

Контроль

1. Задания творческого характера (чтение текста; умение воспроизводить конкретное содержание текста; дать обоснованную интерпретацию и личностную оценку изучаемому материалу; давать устный и письменный аргументированный ответ на вопросы по лексической и грамматической теме занятия).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных