Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тенденции в области систем основного и дополнительного образования 1 страница




Взгляд в будущее

Введение

 

При изучении факторов перемен, затрагивающих область ОДО в европейских странах, необходимы масштабные исследования макротенденций в сфере социальной экономики.

Успехи, достигнутые при исследованиях и применении новых технологий во всех областях (от здравоохранения до образования) значительно повлияли на рост благосостояния западных граждан. Однако все увеличивающаяся пропасть между развитыми и развивающимися (либо все еще неразвитыми) странами наряду с доминированием индивидуалистического поведения в «постиндустриальном» обществе и риск неконтролируемого прогресса, предвосхищающего интересы людей, вызвали многозначительную непредвиденную реакцию в гражданском обществе.

Во-первых, движение антиглобалистов, которое возникло в Сиетле, как выражение протеста против международных организаций, формально занимающихся повышением благосостояния наций, таких как Мировой Банк, Международный валютный фонд и ВТО, а в более широком смысле как выражение озабоченности (исходящей от граждан как развивающихся, так и развитых стран) потому что «ускорение процессов глобализации и технологических инноваций ведут к культурной гомогенизации и громадной концентрации финансовой власти». Так как возможности граждан развитых и неразвитых стран, равно как и возможности разных слоев общества в одной стране различаются в области образования, можно предложить следующую модель «Учи английский и покупай компьютер, если не можешь себе позволить оплатить обучение».

Во-вторых, шок от теракта 11 сентября сделал безопасность одной из главных целей правительства и тревог граждан. Неожиданно изначально подозрительное отношение обывателей во всем мире ко всему новому, неизвестному и непонятому уравновесилось растущим интересом к открытости, солидарности и уважения к чужой культуре. Это событие открыло гражданскому обществу, что, несмотря на силу и благосостояние ведущих держав, западные экономические социальные, культурные и религиозные модели неприемлемы для других государств.

В-третьих, зависимость от и боязнь технического прогресса: если даже какая-то отдельно взятая технология делает жизнь лучше, легче, ее результатом также может оказаться некий новый, неконтролируемый риск. Научно-технологический прогресс повлиял на все области, но всегда существует возможность фатальной ошибки, результатом чего стали Чернобыль и «коровье бешенство».

Конечно, затронутые выше моменты не единственные движущие силы, несущие перемены в общие условия, в которых происходит процесс образования. Например, сложная демографическая ситуация в европейских странах напрямую влияет на область основного и дополнительного образования. Другие аспекты, связанные с жизнелюбием жителей западных стран, например, желание сделать любой вид деятельности (от работы до конфликта) «эмоциональным переживанием», которое должно остаться в памяти и повторяться, ведут к развитию рынка и «системы переживаний», что выходит за рамки концепции услуг в чистом виде.

 

 

2.2. Информационно-коммуникативные технологии, основное и дополнительное образование: обсуждение на европейском уровне

 

Анализ, проведенный в рамках проекта «Учись, чтобы измениться»

на уровне государств для исследования особенностей перестройки, под влиянием информационно-коммуникативных технологий и даже, более широко, информационного сообщества, области основного и дополнительного образования наряду с областью образования в течение всей жизни раскрыл дополнительные тенденции и осознание реальной роли технологии в процессе, которые заслуживают упоминания:

v технология способна стать движущей силой перестройки, но не обязательно влияет на экономический рост: энтузиазм обывателей по отношению к информационно-коммуникативным технологиям в США связан с постоянным экономическим ростом в последние 10 лет что вызвало понижение уровня безработицы (с 9% до 4,5%) и увеличение качества и количества предлагаемой работы. В Европе, если не принимать во внимание Финляндию и Швецию, страны не испытали увеличения производительности труда при привлечении информационно-коммуникативных технологий, что не повлекло за собой изменений статистических данных. К тому же, все европейцы, кроме британцев, в течение последних 4 лет начали осознавать, что использование информационно-коммуникативных технологий потенциально могло бы внести вклад в экономическое развитие. Таким образом, несмотря на спорное свидетельство взаимосвязи информационно-коммуникативных технологий и экономического роста, уровень доверия обывателей к вопросу влияния использование информационно-коммуникативных технологий на экономический рост, в США выше, чем в Европе.

v Бюрократические системы учреждений, синдром «одно подходит для всех» и отсутствие внимания к нуждам граждан и обществ сдерживают широкое использование информационно-коммуникативных технологий в области основного и дополнительного образования. Это усиливает парадигму, в которой центральное место занимает процесс инноваций. Проблема идентична в Европе и в США, основное различие состоит в том, что в США проходит бурное обсуждение вопроса синергии опыта и технологий, в то время как в большинстве стран Европы отсутствие обсуждения является выражением распространенного мнения, что, несмотря на сопротивление, технология будет интегрирована в процесс обучения, нравится это кому-либо или нет. Вопрос не в том, произойдет ли это, а в том, как это произойдет.

v Вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий оказывается краеугольным в реальных социально-политических условиях, т. к. недостаточно внимания к (или незнание) приоритетам и стремлениям обывателей. Можно привести три примера:

Ø в Германии уменьшение количества студентов (демография) приводит министров финансов разных земель к лоббированию вопроса снижения бюджетных ассигнований в образование. Со своей стороны, министры образования этих земель обеспокоены проблемой социальной интеграции иммигрантов (учащихся). Они требуют дополнительные средства для увеличения поддержки населением попыток проведения интеграции через образование. Каков же статус информационно-коммуникативных технологий в таких условиях? Считает ли кто-нибудь информационно-коммуникативные технологии действительным решением такого типа проблемы? Нет. Почему?

Ø Во Франции лозунги антиглобалистов поддерживаются широкими слоями населения. за пределами сфер культуры и кинематографии «французская исключительность» становится все популярнее. Французский министр профессионального образования, Жан-Люк Меленшон, принял участие в Конференции по вопросам образования в Порто Аллегро (октябрь 2001). Он не обладал политическим мандатом, был единственным европейским министром образования в Порто Аллегро и «лично» поддержал Резолюцию Конференции: «Образование – это не товар». Другими словами, все, что имеет привкус «приватизации» и «дерегулирования» в области основного, начального или профессионального образования, встретит неприятие со стороны французов: в настоящий момент круглый стол промышленников не смог бы также успешно лоббировать вопросы образования, как раньше. Слабая поддержка программы обучения школьников основам компьютерной грамоты, т. к. она считается троянским конем промышленников в средней школе, делает реализацию инициатив во Франции невозможной. Существует намерение сделать программу обязательной. Если это удастся, неизбежным станет политический конфликт и проект придется приостановить. В таких условиях в последние два года основные дебаты по вопросам основного образования во Франции противопоставили «республиканцев» и «педагогов». Короче говоря, содержание в сравнении с процессом; культура в сравнении с умением учиться и т. д. Основная особенность состоит в том, что ИКТ в минимальной степени использовались обеими сторонами как аргумент (положительный или негативный). Почему?

Ø В течение 2500 лет греки были низкого мнения о своей системе образования. Многие рукописи, написанные в течение этого времени разными поколениями сетуют на деградацию школ и ухудшение качества обучения. Критика сферы образования всегда была национальным спортом. Современное переложение этих дебатов противопоставило государство обществу. Частные учебные заведения оснащаются быстрее, чем государственные, т. к. существует миф о том, что технология ассоциируется с большим успехом. Однако скептицизм греков не дает государственным образовательным учреждениям следовать по пути частных: если они действовали также, как и государственные, то как же внедрение технологий улучшит их работу?

Эти три примера наглядно иллюстрируют в реальных ситуациях, как вопрос использования информационно-коммуникативных технологий, без участия и опережая политическую рекламу и трюки средств массовой информации, становится насущным в реальных социально-политических условиях.

 

Тенденции в области систем основного и дополнительного образования

 

Наше время открывает всему европейскому сообществу новые перспективы, и возрастает потребность в быстрой реакции и большей гибкости. В таких условиях, информационно-коммуникативные технологии имеют огромный потенциал для осуществления перестройки и внедрение инноваций в системы основного и дополнительного образования. Основным является вопрос, как совместить информационно-коммуникативные технологии с инновационными процессами, уже происходящими в области методики, организации и экономики основного и дополнительного образования.

До настояцего времени, основные изменения, в области основного и дополнительного образования происходили под воздействием внешних факторов, таких как демография, экономическая поддержка на государственном и частном уровнях, интернационализация, увеличение потребности в получении высшего образования и возможности обучения в течение всей жизни и, конечно же, информационно-коммуникативных технологий. Перестройка систем основного и дополнительного образования происходит, в основном, по инициативе преподавателей, обучаемых или руководителей учреждений основного и дополнительного образования в ответ на внешние воздействия.

К тому же, как утверждает профессор из США Сеймур Паперт(Технологический Институт штата Массачусеттс), представляющий Медиа Лабораторию, работающую в данной области: «Образование недостаточно внимания уделяет изучению вопроса возможных тенденций развития в будущем…практически никто не занимается проблемой предсказания изменений в мире в ближайшие 10 лет».

Недостаточное внимание к данному вопросу свойственно не только основному (от начального до высшего) но и дополнительному образованию. Однако за последние несколько лет правительство Великобритании наметило целый ряд количественных целей на период до 2010 года.

Только с появлением новых технологий ускорение процессов внедрения инноваций и перестройки стало действительно необходимой и насущной потребностью в области основного и дополнительного образования, для того чтобы идти в ногу, и если возможно, даже предвосхищать быстрые изменения в обществе.

Более осознанное отношение систем основного и дополнительного образования к возможным изменениям, а также осознание того, что двигателем внутренних перемен, зачастую служат внешние силы, переносят наше внимание с вопроса «изменит ли использование информационно-коммуникативных технологий область образования» на вопрос «как информационно-коммуникативные технологии интегрируются в системы традиционного образования, и какие произойдут изменения». Данная перспектива исследуется в этом докладе, основываясь на концепции электронного образования (данный термин стал официальным и используется как в документах ЕК, так и в документах стран-участников, затрагивающих проблемы основного и дополнительного образования).

При рассмотрении первого вопроса, а именно: как информационно-коммуникативные технологии и электронное обучение вписываются в системы основного и дополнительного образования, одной из типичных форм интеграции может стать, так называемая «гибридизация», подразумевающая несколько возможных моделей:

Ø «инерционная гибридизация», при которой технология используется (а не интегрируется) в процессе обучения без каких-либо инновационных перспектив;

Ø «тактическая гибридизация», проводимая маленькими группами инноваторов, способных предложить постепенную интеграцию технологий и новые методы обучения в традиционную систему образования;

Ø «систематическая гибридизация», имеющая место в случае внедрения радикальных и существенных инноваций с элементами электронного обучения.

При анализе возможных перемен в связи с данной интеграцией на основании внешних и внутренних факторов, влияющих на процесс перестройки образовательных систем, выделились 6 основных направлений:

v эволюция политических целей,

v динамика и организация рынка,

v тенденции в технологии,

v развития сферы исследований

v инновационные технологии, делающие процесс использования информационно-коммуникативных технологий в области основного и дополнительного образования осознанным

v умение пользователей обучаться в оперативном режиме.

Главы 3,4,5 и 6 данного доклада представляют собой глубокий анализ текущих тенденций развития и перспектив в вышеупомянутых областях, как результат исследований и прогнозов, проведенных в рамках проекта «Учись, чтобы измениться».

Для проведения исследования по вопросу возможности использования технологий информационного сообщества в образовательных системах в рамках проекта «Учись, чтобы измениться» был разработан новый методологический подход для изучения текущих изменений и прогнозирования возможных путей эволюции систем основного и дополнительного образования. Результаты представлены в следующих разделах данной главы.

 

2.4. Свидетельства изменений.

 

Этот раздел содержит результаты теоретических исследований на государственном уровне и на уровне секторов, проводимых путем анализа теоретических источников по вопросу возможных путей эволюционного развития систем. основного и дополнительного образования, а также результаты всех «промежуточных» отчетов проекта (отчеты на уровне государств, квартальные отчеты Y1 обзора публикаций в периодической печати; «Доклад об эффективности стратегии» Y1, «Обзор продукции и цен на услуги учреждений основного и дополнительного образования» Y1, теоретические исследования, отчеты «О результатах исследований в области рынка, политических, научных изысканий и инновационных технологий» Y1).

В частности были проанализированы результаты исследований в государствах принимающих участие в проекте «Учись, чтобы измениться» по вопросу влияния информационно-коммуникативных технологий на 7 факторов с целью выяснить, как и где происходят изменения, и что является основной движущей силой перемен.

v Обучение на базе учебного заведения;

v Организация, рынок и реализация товаров и услуг;

v Размещение ресурсов;

v Объем и качество поставок;

v Доступ к обучению;

v Отношения обучаемый – провайдер;

v Отношения обучаемый – обучаемый.

 

Обучение на базе учебного заведения.

В широком смысле, изменения в данной области кажутся тесно связанными с проникновением информационно-коммуникативных технологий (имеющим своей целью не только обеспечение доступа к компьютеру, но и к сети, и к выделенным линиям) и с уровнем экономического развития.

Эволюция в структуре происходит быстрее в области высшего и корпоративного образования, в основном данный процесс касается больших предприятий, в то время как в южно-европейских странах, таких как Испания, Греция, создание виртуальной образовательной среды в области высшего образования все еще представляет собой «изолированные» действия, в Дании информационно-коммуникативные технологии все больше используются при организации процесса обучения в средних школах (Виртуальная гимназия), а в некоторых случаях при проведении экзаменов.

В Великобритании, создание виртуальной образовательной среды в университетах стало основным направлением.

В Италии Консорциум Неттуно - самый яркий пример согласованных действий университетов в перестройке системы высшего образования при использовании информационно-коммуникативных технологий и открытого дистанционного образования: 38 итальянских университетов являются членами Консорциума, наряду с 28 технологическими центрами, 285 курсов предлагается через спутниковое телевидение (благодаря партнерским отношениям с Раисат), 16000 видеосеминаров и 12000 часов интерактивных занятий предлагается через Интернет.

Увеличивается внедрение компьютеров, Интернет и локальных сетей в средних школах, однако на настоящий момент те, кто определяет политику в сфере образования, не представляют себе крупномасштабной, структурной перестройки. На перестройку сектора общеобразовательной школы значительное влияние оказывает государственная политика.

В Германии, также как и в США., Греции, Франции и Италии пилотные проекты, финансируемые государством и частными инвесторами, а также программы различных фондов продвигают процесс внедрения и интеграции ИКТ в школах (в США – инициатива «Ни одного ребенка не оставить вне процесса» и программа «Электронная отметка», План действий PAGSI (Программа создания информационного общества) во Франции, План PSTD в Италии, «Сетевые школы» в Германии).

Ни в одной из стран, за исключением США (программа «Подготовка будущих преподавателей и использование технологий») и Дании (Сертификат о прохождении курсов по методике использования ИКТ в процессе обучения), не разработаны принципы новых целей, роли, прав и обязанностей провайдеров процесса обучения (преподавателей), хотя в Великобритании все молодые преподаватели должны быть компетентны в сфере информационных технологий.

В настоящий момент, однако, необходимость определения новой роли и функций преподавателей (при использовании инновационных методов обучения) является одной из наиболее важных стратегических, промежуточных целей использования технологий информационного сообщества на уровне правительств стран-участников.

Еще одним приоритетным направлением использования технологий информационного сообщества в странах-участниках является идея обучения в течение всей жизни, хотя подходы разнятся. В широком смысле это ведет к установлению прочных связей между формальным и неформальным образованием (появление новых государственных и частных учебных центров на базе и автономно от учреждений основного и дополнительного образования,

Сертификация пользователей информационно-коммуникативных технологий, например ECDL (Европейский Стандарт компьютерной грамотности), появление виртуальных и мультимедийных библиотек и музеев, и в США появление феномена домашнего обучения – 850000 детей в 1999 году).

Во Франции, заслуживает внимание инициатива правительства по созданию APP («Мастерская индивидуального обучения»), открытой инициативы по обучению высококвалифицированными преподавателями с использованием разнообразных источников (книги, сборники, видео, программное обеспечение, услуги дистанционного обучения…). В Великобритании повышается интерес к сфере несобственно формального обучения.

По всей Европе растет количество инициативных групп и новаторов-преподавателей, что увеличивает партнерство и сотрудничество на государственном и международном уровне (программа «Инструмент обмена знаниями» в Дании способствует развитию сотрудничества между учебными заведениями на локальном и международном уровне, GUNET (Греческая межуниверситетская сеть) в Греции объединяет представителей сферы образования, теоретических исследований и академической сферы, во Франции, один из самых важных и успешных проектов, достойных упоминания, в сфере высшего образования – это цифровые университеты. Цифровые университеты – это результат широкого сотрудничества французских университетов (почти 200 вовлечены), иностранных университетов (38 партнеров), а также частных компаний и ассоциаций (178 партнеров).

Как наглядно прослеживается на примере Испании (где Банк Сантандер совместно с CSIC и Министерством Технологий и Исследований содействовали созданию портала, предлагающего услуги по обучению на разных уровнях: от школы до непрерывного обучения в течение всей жизни), страны-члены СЕ двигаются по пути общего увеличения международного сотрудничества, что уже практикуется в США. Необходимость создания интегрированных систем обучения, что гарантирует сближение области обеспечения основного и дополнительного образования (умения и навыки студентов) и требований рынка труда, является насущной проблемой во всех странах.

В Италии, например, IFTS (Высшее профессионально-техническое основное и дополнительное образование), было введено в 1999 году с целью увеличения интеграции систем общеобразовательного, высшего и дополнительного образования и содействия синергии с производственной сферой посредством курсов переподготовки. Курсы предлагаемые IFTS, представляют собой обучение в течение всей жизни, что доступно гражданам, вне зависимости от возраста, профессии и навыков обучения, что позволяет увеличить уровень их компетентности. Организация курсов в форме модулей позволяет, при завершении обучения по курсу, сертифицировать приобретенные умения и навыки, сертификаты котируются на региональном, национальном и европейском уровне.

В Великобритании, популярность и повышение уровня доступности, интерактивных электронных средств, особенно в общеобразовательных школах, позволяет направить традиционные методы обучения на путь индивидуализации.

 

Организация, рынок и реализация товаров и услуг.

Недостаточная исследованность и ограниченные возможности доступа характерны для рынка электронного образования во всем мире, от США до СЕ. Предпринимаемые меры различаются в зависимости от страны, но в общем увеличивается роль платных услуг, а также количество и виды новых участников рынка из-за широких возможностей доступа. Увеличение потребности в платных услугах, таких как руководство, консультирование, тестирование и т.д., создает новые рынки для новых участников (например, в Германии некоторые провайдеры предлагают в оперативном режиме услуги по методическому обеспечению, специально нацеленные на так называемый «дневной рынок») а также образуются новые ниши на рынке для производителей, уже участвующих в процессе. В Греции провайдеры Интернет услуг предлагают платные информационные услуги. В США, увеличение количества новых участников рынка и показательный рост провайдеров Интернет образования, не имеющих отношения к системе формального образования, вызывает тревогу на государственном уровне.

В Греции Министерство Образования содействует распространению в средних школах программного обеспечения сертифицированного Институтом Образования. Во Франции марка «RIP» (сертифицированная методическая продукция) была введена в июне 1999г. Для подтверждения качества методической мультимедиа продукции.

На местном уровне это также происходит и в Италии: в области Эмилиа Романья, учебная мультимедиа продукция должна быть сертифицирована специальной комиссией (CERFAD), в которую входят представители администрации области и эксперты. Качество и классификация, таким образом, становятся основными факторами выживания на рынке, а также (в основном в области качества) основной заботой правительства. Для повышения конкурентоспособности появляются альянсы, использующие вертикальную и горизонтальную стратегию, как на национальном, так и на международном уровне. Такие страны, как Дания, Греция и Италия, сталкиваются с серьезными проблемами экспорта из-за языковых барьеров и поэтому специализируются в заполнении ниш на рынке, экспортируя, например в Италии, гуманитарные дисциплины, а также больше концентрируют свои усилия по адаптации и локализации импортируемого содержания и программного обеспечения.

Партнерство на уровне государства и частных инвесторов также набирает обороты, имея поддержку, в основном, у общественных организаций (например, «Учеба в оперативном режиме» в Великобритании – это организация на основе партнерства правительства, производителей программного обеспечения и радио-телекомпаний, цель которых методическое обеспечение каждой дисциплины на определенном уровне программы. Во Франции, программа Louvre.edu, представляет собой партнерство Министерства Образования и Лувра, имеет целью предложение структурированных ресурсов для государственных школ: моделью является сайт Louvre.edu, который гарантирует бесплатный доступ к музейным источникам для всех образовательных учреждений в установленный период).

Потенциальная роль провайдеров процесса, как участников рынка, становится зримой: в США колледжи и университеты, такие как Университет штата Нью-Йорк и Университет округа Колумбия пытаются нацелить дистанционные курсы на сектор корпоративного образования. Увеличивается уровень использования электронного обучения и открытого дистанционного обучения в области высшего и корпоративного образования, результатом чего становится показательный рост объемов материалов Интернет и локальных сетей. Параллельно, быстрое изменение потребностей (в основном, в корпоративном секторе), снижает жизненный цикл продукции и приводит к появлению «объектов изучения».

 

Размещение ресурсов

 

В данной области можно выделить два основных направления. В таких странах, как Испания и Греция, где внедрение информационно-коммуникативных технологий является основной заботой государства, способ размещения ресурсов позволяет увеличить объем использования новых технологий от школы до сферы бытовых услуг, в то время как размещение ресурсов при использовании информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения (включает в себя инновационные образовательные технологии и курсы для провайдеров образования) определяется как краткосрочные цели. В таких странах, как Дания, Германия и США, растет вклад информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, акцент ставится на обучении преподавателей методике использования информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения

(В Дании – сертификат о прохождении курсов по методике использования информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, в Германии – eL3 – Интернет курсы для преподавателей по методике использования мультимедиа средств при обучении 16 дисциплинам, с США – TEACH – дистанционные курсы для преподавателей). Министерство Образования Италии предполагает ассигнования в сумме 31 млн. евро на обучение итальянских преподавателей методике использования электронных средств в процессе обучения.

Во Франции, для внедрения информационно-коммуникативных технологий в процесс подготовки преподавателей был разработан двухлетний план первоочередных действий для Института по подготовке педагогических кадров, с бюджетом в 9 млн. евро и для создания 100 рабочих мест для молодых профессоров в области новых технологий.

Возрастает роль услуг по руководству и поддержке в секторе высшего и дополнительного образования (в Испании программа Educared действует при поддержке Телефоники, при совместном участии Министерства Образования, Культуры и Спорта,

Министерств автономных областей, профсоюзов, ассоциаций промышленников, ассоциаций учащихся и родителей, и своей целью имеет оказание виртуальных услуг центрам, преподавателям, студентам и администрации учебных заведений по предоставлению информации об университетах, чатах, вакансиях, форумах, и обучении посредством телевидения. В США корпоративное обучение все больше отдаляется от основного образования. В Великобритании перестройка инфраструктуры основного и дополнительного образования еще внесет свой вклад в использовании информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения).

Пока еще основные инвестиции были направлены на оборудование, обеспечение доступа к интернет и развитию сетей. Основными задачами правительств США и стран-членов СЕ являются развитие навыков использования ИКТ (т.к. неиспользование информационно-коммуникативных технологий нанесло значительный ущерб мировой экономике за последние несколько лет). И создание общих утвержденных стандартов качества и авторского права.

 

Обьем и качество поставок

Объем поставок увеличивается в то время, как проблема качества остается открытой. В Дании, акцент ставится на методическое сопровождение процесса обучения, основанное на использование информационно-коммуникативных технологий. То же самое происходит и в Великобритании, где увеличение степени использования средств коммуникации (через мобильное и интерактивное цифровое телевидение) должно привести в будущем к повышению качества образовательных услуг. В США, такие издательства, как Пирсон, Мак Гро Хил предлагают новые методические издания, такие как интерактивные версии учебников и Интернет курсы для преподавателей и обучаемых. Гарвардский центр менеджмента – это услуги, предлагаемые Гарвардским университетом менеджерам с целью оказания помощи в решающие моменты и оценки знаний и навыков. Технологические решения вторгаются в область функционирования учреждений, как на административном, так и на образовательном уровне, а также сферы услуг, в объеме, соответствующем степени внедрения информационных технологий в конкретной стране.

 

Доступ к обучению






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных