Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация (Н.П.Гузик)




В Гузик Николай Петрович - заслуженный учитель РФ, директор школы и

учителъ химии (Украина, Крым).

Автор назвал свою систему «Комбинированной системой обучения», имеющей

отличительные стороны: внутриклассную дифференциацию обучения по уров-

ню и развивающий цикл уроков по теме.

Уроки по каждой учебной теме составляют пять типов, которые следуют друг за другом: первый - уроки общего разбора темы (их называют лекциями); второй - комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся (таких уроков по каждой теме несколько, как правило, от трех до пяти); третий - уроки обобщения и сис-тематизации знаний (так называемые тематические зачеты); четвертый - уроки межпредметного обобщения материала (их называют уроками защиты тематичес-кие заданий); пятый - уроки-практикумы.

В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учительорганизует уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.

Выделяется три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности.

Дифференцированные программы (именно «программы», а не «задания») пре-дусматривают два важнейших аспекта:

а) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навы-ками (от репродуктивного до творческого);

б) обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя - работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).

Между программами «А», «В», «С» существует строгая преемственность, каж-дой теме предоставлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить не-разрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную

картину основных представлений.

Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их,

ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведення. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приемов запоминания н т.д. Поэтому в содержание программы «С» вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод и т.д.

Задания программы «С» должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе (а лучше сказать, по следующей в ней программе).

Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфичес­кими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.

Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, дает развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта-уровня дидактического мате­риала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий. Первый вариант (С) точно соответствует обязательным результатам обу­чения. Второй вариант (В) предполагает включение дополнительных задач и уп­ражнений из учебника, третий (А) - заданий из вспомогательной учебно-методи­ческой литературы.

Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый (системный) минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивиду­альности каждой личности.

При контроле знаний дифференциация углубляется н переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося). По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам (столам, рядам, командам и т.п.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинаре зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учет знаний по системе «зачет-незачет».

 

Смешанная дифференциация (модель сводных групп) '

I Объединенной формой двух видов дифференциации обучения - по интересам по уровню развития является модель сводных групп по параллелям (модель сводного состава групп). Для изучения важнейших учебных дисциплин, определявшее будущую профилизацию (математика, литература, русский язык), вся классная параллель перегруппируется. Образуются три сводные группы. I Дети, интересующиеся данным учебным предметом (например, математикой) и имеющие в этом направлении достаточно высокие показатели, объединяются в одну сводную группу (временный гомогенный класс) продвинутого уровня. Из остальных учащихся параллели по принципу уровневой дифференциации (группа основного стандарта и группа усиленной педагогической поддержки) формируются две сводные группы.

Для параллели разрабатываются три варианта учебной программы. Первый работает в рамках группы по интересу и имеет продвинутый уровень; второй и третий варианты реализуются в тех группах, для которых этот предмет не выбран интересным и главная цель которых - достижение обязательных результатов учения.

| Состав основных классных коллективов при таком разделении остается неизменным, а состав групп меняется в зависимости от предметов дифференциации. По остальным предметам занятия ведутся по единым программам базового стан-дарта.

Таким образом, учебный процесс в течение дня организуется так: первые три-четыре урока идут по классам, на четвертом-пятом уроках классы распадаются -учащиеся в соответствии с выбранными ими направлениями переходят в сводные классы, где занятия ведут одновременно разные учителя по разноуровневым про-граммам. Реализуется идея о форме дифференциации, которая не ущемляет дос-тоинства учащихся и не нарушает сложившихся межличностных отношений в колективе.

I Модель сводных групп, объединяющая два вида дифференциации - по уровню

достижений и по интересам, действует в параллелях У-1Х классов. Переформиро-

вание групп проводится по результатам итогового годового контроля. Возможны

переходы учащихся из группы в группу и в середине учебного года.

Для распределения детей между разными направлениями учебы применяются

различные виды диагностики, в том числе интеллектуальные тесты.

Литература

1. Алексеев С.В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла. - Л., 1991

2. Гроот Р. Дифференциация в образовании //Директор. - 1994. - М5.

3. Гузик Я.Я. Обучение органической химии. - М., 1988.

4. Гузик Я.Я. Учить учиться. - М., 1981.

5 Дифференциация как система: В 2 ч. - М., 1992.

6. Лошноеа О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994.

7. Сшмеко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.

8. Унт Инме. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика,1990.

6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)

Фирсов Виктор Васильевич - кандидат педагогических наук, руководитель центра «Образование для всех», г. Москва.

Обязательность обучения и пятибалльная оценка результатов в традиционной технологии порождают резко отрицательные последствия: ученик все время нахо­дится в положении несправившегося. Это порождает комплекс неполноценности школьника по отношению к учению, полностью исключает положительную моти­вацию учебного успеха: вызывает неприязнь к предмету и к школе, а часто и фактический отказ от учения, ведет к снижению уровня требований, процентомании.

В данной технологии предлагается введение двух стандартов: для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый). Пространство между уровнями обязательной и повышенной подготовки заполнено своеобразной «лестницей» деятельности, добровольное восхождение по которой от обязательного к повышенным уровням способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне.

Классификационная характеристика и целевые ориентации - те же,

Что и в п. 6.2.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных