Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды обучающих программ




Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. Обучающийся должен дать правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возмож­ных. В случае правильного ответа он получает новую учебную информацию, а если ответ неправильный, то предлагается вновь изучить первоначальную инфор­мацию (рис. 12).

Линейная программа

Шаг 1 Шаг 2

ответ

Кадр 1 информация       кадр 2 упражнение       кадр 3 контроль   правильно       кадр 1       кадр 2       кадр 3    
        не:   правильно       — «•    
     
— 1 ————                        

Основной шаг 1

Разветвленная программа

Основной шаг 2

кадр 1       кадр 2       кадр 3  
       

Разветвление

(в зависимости

от ответа)

кадр 1 ——> кадр 2|—— >| кадр 3

Дополнительный шаг

Вариант А

К. 1 | ——» К. 2 I—— »| К. 3 Вариант В

К. 1       К. 2       К. 3  
       

—» Разветвление 2

Рис. 12. Технологические схемы программированного обучения

Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит ему выполнить контрольное задание, дать правильный ответ и получить новую порцию учебной информации.

Адаптивная программа подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения, обращаться к электронным справочникам, словарям, пособиям и т.д.

Адаптивность в темпе учебной работы и оптимальность обучения достигаются путем использования специальных технических средств, в частности, ком ера, работающих по программе поиска наивыгоднейшего режима обучения и

автоматически поддерживающих найденные условия.

В частично адаптивной программе осуществляется разветвление (дается другой вариант) на основе одного (последнего) ответа ученика. В полностью адаптивной грамме диагностика знаний учащегося представляет многошаговый процесс, каждом шаге которого учитываются результаты предыдущих.

Комбинированная программа включает в себя фрагменты линейного,

разветвленного, адаптивного программирования.

Алгоритм. Пошаговые программы породили алгоритмизацию обучения - составление учебных алгоритмов. Алгоритм в дидактике - это предписание, определяющее последовательность умственных и/или практических операций по решению задач определенного класса. Алгоритм является как самостоятельным средством обучения, так и частью обучающей программы.

Как разновидность идей программирования в обучении возникает блочное и модульное обучение.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции использовать приобретаемые знания при решении учебных задач. Выделяются следующие последовательные блоки такой обучающей программы, предусматривающие гарантированное усвоение определенного темой материала:

* информационный блок;

** тестово-информационный (проверка усвоенного);

- коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение);

- проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний;

- блок проверки и коррекции.

Изучение следующей темы повторяет вышеприведенную последовательность. Модульное обучение (как развитие блочного) - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать. Только темп работы, но и содержание учебного материала. Сам модуль может представлять содержание курса в трех уровнях: полном, ращенном и углубленном. Программный материал подается одновременно на всех возможных кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Обучающим модулем называют автономную часть учебного материала, состоящего из следующих компонентов:

1 точно сформулированная учебная цель (целевая программа); банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ; методическое руководство по достижению целей; практические занятия по формированию необходимых умений; контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в еом модуле.

Общая система знаний и качеств личности представляется как иерархия модулей.

Система контроля и оценки учебных достижений - рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Объединение идеи модулей с технологией проблемного обучения дает гибкую Технологию проблемно-модульного обучения (М.А.Чошанов); она разрабатывает­ся в основном для высшей школы, но может быть применена и в средней.

Еще' одним вариантом программированного обучения является технология полное усвоения знаний. После определения диагностично поставленных целей по предмету материал разбивается на фрагменты - учебные элементы, подлежа­щие усвоению. Затем разрабатываются проверочные работы по разделам сумме учебных элементов), далее организуется обучение, проверка — текущий контроль, Корректировка и повторная, измененная проработка - обучение. И так до полного

заданных учебных элементов и тем, разделов, предмета в целом.

Литература

1\'Вер* А. И. Кибернетика и обучение // Природа. - 1966. -

2. Бе спалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995:

3. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М.,1971.

4. Бе спалъко В. П. Элементы теории управления процессом обучения. - М.,1971.

5. Гальперин П. К. К теории программированного обучения. - М.,1967.

в. Лында Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 1966.

7. Молибог А.Г. Программированное обучение. - М., 1967.

в. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: РПА, 1996.

О методике составления программированных заданий // Физика в школе. -

10. Розенберг Н.М. Информационная культура в содержании общего образования // Совететская педагогика. - 1991. - №3.

Селевко Г. К. Задания для машинного программированного контроля знаний. - Ярославль,

Селевко Г. К. Сборник задач и упражнений для повторения курса физики. - Ярославль, 1172

13. Талызина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика. -1989. - МЗ. ^

14. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - МГУ, 1975. *Гм 15. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М.,1988. 16» Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. — М.: Новая шяола, 1997.

17. Чотанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образо-1996.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных