Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Логопсихология как наука




План

1. Логопсихологические знания в системе подготовки учителя-логопеда

2. Логопсихология как область научных знаний

3. Научно-теоретические основы логопсихологии

4. Взаимосвязь логопсихологии с другими науками

1.

Учитель-логопед строит коррекционно-педагогическую деятельность с учетом знаний о познавательном, личностном развитии детей с речевыми нарушениями и наблюдений за каждым ребенком в процессе совместной деятельности.

2. Логопсихология — это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера (например, алалия, дизартрия, заикание и пр.), частично возникшая из логопедии.

Логопсихология интегрирует современные достижения логопедии и специальной психологии.

Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.

Задачи логопсихологии:

Изучение специфики психического развития при первичных левых нарушениях различной степени тяжести и этиологии.

Изучение особенностей личностного и социального развития детей с речевой патологией.

Определение перспектив развития детей с нарушениями речи эффективных средств воспитания и образования.

Определение принципов психокоррекционной работы в условиях деятельности учителя-логопеда.

Разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложных недостатков развития).

Разработка методов психологической коррекции и профилактики речевых нарушений в детском возрасте.

Переход логопсихологии на коммуникативную концепцию позволяет исследовать:

- паралингвистические средства речевой деятельности (фонация, модуляция, темп, интонация),

- невербальные компоненты общения (мимика, жесты, позы, прямые сенсорные контакты, физические контакты.

Такой подход позволяет интегрировать лингвистический, психологический и социально-психологический уровни взаимодействия между людьми, что крайне важно с позиций социальной адаптации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями в социум.

Принципы системно-коммуникативной концепции: парадигма полисистемной коммуникации, динамичность психологических доминант коммуникативной метасистемы, полифункциональная теория коммуникативного взаимодействия, комплексность и системность психологического исследования процесса коммуникации, закономерности многоуровневой иерархической структуры метасистемы, динамическая системная организация коммуникативных функций, полисиндромная диагностика коммуникативных дезадаптаций (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, О.В. Трошин).

Логопсихология опирается на выдвинутый отечественными психологами (Л.С. Выготским, А.В.Запорожцем, А.Р. Лурией, Р.Е. Левиной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий ее ведущую роль в опосредствовании психических процессов; принципы анализа речевых нарушений, которые были разработаны Р.Е.Левиной: принцип развития, принцип системного подхода; принцип необходимости проведения всестороннего медико-психолого-педагогического анализа речевого расстройства.

3. Теоретические истоки логопсихологии находятся в исследованиях С. Выготского, раскрывающих сложную структуру аномального развития ребенка, согласно которой «дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».

Большое значение для логопсихологии имеет учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах; учение П.К. Анохи­на о функциональных системах организма; учение А.Р. Лурия о функциональной организации деятельности человеческого мозга. Важным в данных исследованиях для логопсихоло­гии является понимание системной организации психических процессов.

В соответствии с терминологией И.П. Павлова, выделяют первую и вторую сигнальные системы, которые обеспечивают функционирование психической деятельности человека. Сигнальные системы — это механиз­мы ориентировки живого существа на определенные признаки окружающей среды.

Первая сигнальная система — это механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сенсорных сигналов, т.е. ощущений цвета, звука, запаха и пр.

Вторая сигнальная система — это механизм ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системе языка. Система вербальных сигналов специфична для человека и не обнаруживается у животных. Вторая сигнальная система возникает в ходе культурно-исторического развития человека.

Теория функциональных систем, разработанная П.К. Ано­хиным, представляет концепцию нервно-психической органи­зации жизнедеятельности целостного организма, активно и целенаправленно взаимодействующего со средой. В ее основе лежит представление о функции как процессе последователь­ного достижения организмом приспособительного результата, повышающего его эффективность в конкретных условиях су­ществования.

Согласно теории функциональных систем, в основе поведе­ния как активного взаимодействия организма со средой лежат качественно специфические системные процессы (организация нейронных образований в систему). Отношения организма со средой носят циклический, целесообразный и целенаправлен­ный характер. При этом поведение направляется опережающим отражением действительности.

Нейропсихологические основы. Согласно теории А.Р. Лурия, в головном мозге выделя­ются три основных структурно-функциональных блока, которые тесно взаимодействуют между собой, в том числе при осуществлении речевой функции. Локальные поражения коры головного мозга вызывают различные варианты нарушений (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова):

агнозии - гностические расстройства, отражающие на­рушения разных видов восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестического) при сохранной элементарной чувстви­тельности;

апраксии — нарушения произвольных движений и действий, совершаемых с предметами, возникающие при локальных поражениях вторичных и третичных полей двигательного
анализатора и не сопровождающиеся элементарными двигательными расстройствами (параличи, парезы, тремор);

афазии — нарушения речи, возникающие при локаль­ных поражениях коры головного мозга (у правшей) и пред­ставляющие системное расстройство различных форм речевой
деятельности; афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры соб­ственной речи при сохранности движений речевого аппарата и элементарного слуха.

В коре головного мозга имеется три важнейших для рече­вой функции сенсорных поля: зрительное, слуховое и соматосенсорное. Зрительное поле располагается в области бороз­ды затылочных долей. Соматосенсорное поле располагается в задних центральных извилинах. В передней центральной извилине полушарий располагается моторное поле, которое управляет мышцами, в том числе имеющими отношение к речи. Взаимодействие описанных структур осуществляется за счет корковых, так и корково-подкорковых связей.

Проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. В историческом обзоре, представленном Е.Д. Хомской, указывается на ряд этапов в развитии теории функциональной асимметрии моз­га. Первоначально преобладала концепция левоплушарной доминантности, основанная «на положении об абсолютной противоположности функций левого и правого полушарий мозга, при этом сама доминантность понималась, как исклю­чительная роль левого полушария в обеспечении речи и других связанных с ней высших психических функций». В ходе дальнейших исследований были получены данные об участии правого полушария (ПП) в речевой деятельности, а левого (ЛП) — в обеспечении невербальных психических про­цессов. Таким образом, в последние десятилетия изучения межполушарных отношений практически произошла смена парадигмы: от тео­рии тотального доминирования левого полушария исследова­тели перешли к гипотезе парциальной полушарной доминант­ности и взаимодействия полушарий. В последние годы особый акцент делается на то, что каждая психическая функция обе­спечивается совместной деятельностью обоих полушарий моз­га, и поэтому можно говорить о преимущественно право- или левополушарных функциях.

В настоящее время существуют две концепции функцио­нальной асимметрии в онтогенезе: эквипотенциальности полушарий и прогрессивной латерализации.

Психолингвистические основы. В центре внимания психолингвистики находятся вопросы порождения и восприятия речи, ее фор­мирования в онтогенезе.

Проблема порождения речи. Ана­лиз процессов речепорождения представлен в современной психолингвистике несколькими подходами. Отечественный подход к анализу процес­сов речепроизводства базируется на идеях Л.С. Выготского — они позволили определить принципиальные моменты и исходные постулаты психолингвистической теории. Схема продуцирования речи — «от мотива, порождающего ка­кую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредствова­нию ее во внутреннем слове, затем — в значениях внешних слов и, наконец, в словах» в общем виде присутствует во всех описываемых в рамках отечественной психолингвисти­ки. Разница состоит в усилении и детализации како­го-либо звена из намеченной автором схемы. Все отечественные модели, по мнению А.А. Леонтьева, очень близки и скорее до­полняют друг друга, нежели находятся в противоречии.

Проблема восприятия речи.Восприятие речи, как и порождение, имеет уровневый характер, фазную структуру и является сложной перцептивной, мыслительной и мнемонической деятельнос­тью. В современной психолингвистике существует несколько подходов к проблеме восприятия речи. Наиболее значимыми являются три те­ории восприятия речи: акустическая, артикуляторная и теория анализа через синтез. Все исследователи, считая процесс восприятия уровневым, характеризуют его как восхождение от нижнего — сенсорного элементарного уровня к высшему — понятийному целостному.

В целом в структуре речевой деятельности могут быть вы­делены общефункциональные и специфические механизмы, обеспечивающие ее формирование и функционирование. Общефункциональные механизмы представлены когнитивными элементами, которые позволяют усваивать и применять семан­тические единицы языка и формально-языковые средства (лекси­ческого и категориального значения слова, предметно-синтакси­ческого значения морфем, синтаксических значений отношения и т.д.). Специфические речевые механизмы представлены про­цессами производства и восприятия речи и обеспечивают при­ем речевых сигналов и их внутреннее перекодирование, а также перешифровку смыслового содержания будущего высказывания в систему языковых знаков и их моторную реализацию.

Языковая способность. Согласно А.А. Ле­онтьеву, языковая способность -совокупность психологи­ческих и физиологических условий, обеспечивающих усвое­ние, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива. Существу­ют две точки зрения на природу языковой способности:

1) языковая способность рассматривается как врожденная, передаваемая человеку генетически;

2) языковая способность понимается как прижизненно фор­мирующийся механизм, находящийся в зависимости от влия­ния социальных факторов.

Современный взгляд на проблему соотношения социально­го и биологического в природе языковой (речевой) способности предполагает как физиологическую основу речевой де­ятельности, так и обязательное наличие практической, соци­альной и неязыковой по характеру деятельности.

Биологический фактор предполагает учет таких показа­телей как сохранность или поврежденность мозговых струк­тур, особенности их функционального состояния и последова­тельность созревания в ходе онтогенеза, тип функциональной межполушарной асимметрии, пол ребенка, наличие или от­сутствие сенсорной депривации и доминирующая стратегия освоения языка (синтетическая и аналитическая).

Социальный фактор включает в себя такие компоненты, как речевая среда со всей совокупностью речевой продукции, слышимой ребенком; наличие или отсутствие социальной депривации; возраст коммуникаторов и их коли­чество; преобладающий характер общения по вертикали (со взрослыми) или по горизонтали (с детьми) — особенности рече­вого поведения матери или лица, осуществляющего уход за ре­бенком (императивный или директивный стиль общения). Ис­следователями отмечается, что чем богаче речевая среда, чем больше и эмоциональнее общаются с ребенком взрослые, тем благоприятнее условия речевого развития. Огромное значение в освоении языковых единиц, правил их конструирования и употребления имеет речевой опыт ребенка и речь взрослых. Следует отметить, что «язык нянь», косвенные речевые акты и вопросы взрослого, а также совместная предметная деятель­ность являются необходимыми условиями развития речи на ранних стадиях онтогенеза (С.Н. Цейтлин).

Логопсихология тесно связана с рядом наук: общей, социальной, возрастной, педагогической и специальной психо­логией; нейропсихологией, психолингвистикой, логопедией. Отрасли психологии (общая, социальная, возрастная, педа­гогическая) позволяют логопсихологии более точно и правиль­но понимать сущность психики, личности и группы и, опира­ясь на эти знания, добиться наиболее эффективного изучения особенностей психики детей с нарушениями речи.

Для получения целостной картины структуры нарушения логопсихологии необходимо опираться на патопсихологию, на знание закономерностей развития высших психических функций при патологии развития, на общую и специальную психологию, возрастную психологию, нейропсихологию, психодиагностику. Следует иметь тесную связь с логопедией и знаниями о речевых нарушениях, их механизмах, тяжести, структуре, а также с нейролингвистикой. Важное значение для логопсихологии представляют и знания медицинских наук: педиатрии, невропатологии и др.

 

 
 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных