ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Частнопредметные педагогические технологии- обоснование необходимости изучения темы; - проблемные ситуации, анализ этих ситуаций; - работа с утверждениями по определенной схеме; - обсуждение круга вопросов, которые близки к теме лекции и предлагаются для самостоятельной работы; - сообщение материала, выносимого на зачет, список литературы, дата проведения зачета; - разбор решения ключевых задач по теме. 2) Уроки-решения ключевых задач. Учитель вместе с учащимися вычленяет минимальное число основных задач по теме, учит распознавать и решать их. Виды работы с задачами: - решение задачи различными методами; - решение системы задач; - проверка решения задач товарищами; - самостоятельное составление задач: аналогичных, обратных, обобщенных, на применение; - участие в конкурсах и олимпиадах. После разбора ключевых задач учитель организует работу так, чтобы все в классе получили достаточную тренировку в их распознавании, решении, а затем и в составлении. Ребятам рекомендуется иметь схемы решения: ими можно пользоваться и на уроках, и на контрольных. Подбор ключевых задач позволяет уменьшить перегрузку старшеклассников; им приходится решать их меньше и в классе, и дома. Знание только алгоритмов решения ключевых задач не может удовлетворить тех, кто проявляет особый интерес к математике. С ними нужно вовремя перейти к разбору задач нестандартных, например из журнала «Квант». 3) Уроки-консультации, когда вопросы задают ученики по заранее заготовленным карточкам. Работа с карточками на консультации состоит в том, что: - задачи компонуются в группы по содержанию, методам решения, сложности; - вычленяется задача (из числа предложенных) или формулируется новая, решение которой является ключом к методике решения задач всей группы; - формулируется и решается одна задача, которая обеспечит знакомство школьников с решением нескольких задач из разных карточек; - подбираются ключевые задачи к задачам из карточек; - определяются источники, в которых содержатся решения отдельных задач, включенных школьниками в карточки; - включается дополнительная, важная для всех (по мнению учителя) задача. 4) Зачетные уроки, цель которых - организовать индивидуальную работу, помощь старших ребят младшим, постепенно подойти к решению более сложных задач. Зачетные уроки - это уроки индивидуальной работы, которые служат как для контроля и оценки знаний, так и для целей обучения, воспитания и развития. В процессе зачетов организуется вертикальная педагогика: у каждого ученика имеется научный руководитель из класса на ступеньку выше и подшефный ученик из класса на ступеньку ниже. Старшие принимают зачеты у младших товарищей. Эта форма проверки знаний дает огромные преимущества перед традиционными -опросом у доски и контрольными работами: снимает с учителя заботу о накоплении оценок; на уроках происходит творческое общение; проблемы обсуждаются свободно, можно высказывать любые мысли - плохой оценки или выговора не бывает. После повторения темы (предыдущего класса) старшие получают задание: подготовить карточку для приема зачета у ученика младшего класса. В карточку включаются вопросы теории, ключевые задачи и задания, учитывающие индивидуальные особенности сдающего (проблемы, интересы, способности). Зачет проводится по каждой теме, обычно раз в неделю. Огромную пользу получает и принимающий зачет: происходит переосмысление материала, систематизация, сопоставление нового и старого - и тем самым развивается мышление «экзаменатора». Алгоритм зачета: - школьник выполняет индивидуальное задание с карточки; - устный отчет старшекласснику (работа в паре); - старшеклассник разъясняет, если обнаружил непонимание сути или пробелы в знаниях; - беседа в паре до полного понимания; - в зачетную карточку принимающий выставляет три оценки: за ответ по теории, за решение задачи с карточки, за ведение тетради; - принимающий обозначает с помощью условных значков качество решения каждой задачи; - мотивация оценок. Сам Р.Г.Хазанкин подытоживает основные направления своей системы в 10 заповедях: 1. Стараться, чтобы теоретические знания ребят были как можно более глубокими. Школьники должны хорошо понимать глубинные взаимосвязи изучаемого предмета, знать и уметь пользоваться общими методами данной науки. 2. Связывать изучение математики с другими учебными предметами. 3. Систематически изучать, как использовать теоретические знания, решая задачи; методы доказательства и общие методы решения задач. 4. Руководящие идеи, общие приемы накапливать, систематизировать, исследовать в различных ситуациях. 5. Учить догадываться. 6. Продолжать работать с решенной задачей. 7. Учиться видеть красоту математики - процесс решения и результаты. 8. Составлять задачи самостоятельно. 9. Работать с учебной, научно-популярной и научной литературой. 10. Организовать «математическое» общение на уроке и после уроков. Внеклассные формы работы по предмету - неотъемлемая часть технологии Р.Г.Хазанкина. Кроме индивидуальной формы используются следующие: математические бои; математические олимпиады; КВН; математические вечера; летняя математическая школа; работа научного общества учащихся (НОУ). Школьники - члены НОУ активно помогают учителю в организации учебно-воспитательного процесса (разработка дидактических материалов, проверка тетрадей, оказание помощи учащимся, проведение олимпиад).
Литература 1.3иль6ергер Я.Я. и др. Формы работы Р.Г.Хазанкина // Математика в школе. - 1986. - № 2. 2. Зильбергвр И.И. Методические указания по составлению математических задач. - Псков, 1991. 4. Преловская И. Извлечение корня, или Откуда в Белорецке столько вундеркиндов / Возвышение желаний, или Как осуществить себя. - М.: Политиздат, 1986. 5. Селевко Г.К. Физический вечер в школе // Вопросы оптики в факультативных курсах. -Ярославль, 1970. 6. Хазанхин Р.Г. Десять заповедей учителя математики // Народное образование. - 1991. - №1 7. Хазанкин Р.Г. Как увлечь учеников математикой // Народное образование. - 1987. - № 10. 8. Халамайзер А.В. Из опыта работы Хазанкина Р.Г. // Математика в школе. - 1987. - № 4.
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) О Урок! - ты — солнце! Ш. Амонашвили Окунев Анатолий Арсеньевич — учитель математики средней школы М 526 г. С.-Петербурга, заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им. Н.К. Крупской. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|