Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы тренировки в лыжном спорте




 

Тренировка представляет собой единый педагогический процесс, который осуществляется на основе целого ряда закономерностей и принципов. В ходе многолетней тренировки в лыжных гонках находит отражение общая педагогическая направленность процесса, но вместе с тем тренер-преподаватель опирается на основные закономерности и принципы предмета «Теория и методика физического воспитания и спорта» в целом и его отдельных разделов, в частности спортивной подготовки.

Комплексная реализация этих принципов, а также положений физиологии и психологии спортивной деятельности во многом способствует достижению главной цели занятий — наивысшего результата в лыжных гонках.

В системе многолетней подготовки лыжника-гонщика основными являются следующие принципы: всесторонность, систематичность и последовательность, постепенность, сознательность и активность, наглядность, повторность и непрерывность, цикличность, волнообразность, специализация, единство общей и специальной подготовки, индивидуализация.

Принцип всесторонности. Выражает основные требования, предъявляемые в процессе многолетней подготовки к формированию личности спортсмена. Реализация принципа всесторонности предполагает воспитание высоких морально-волевых качеств, повышение культурного уровня, а также достижение физического совершенства путем развития основных физических качеств, совершенствования основных систем организма и повышения уровня общей работоспособности. На базе всестороннего физического развития осуществляется специальная подготовка по лыжным гонкам в процессе многолетней работы для достижения физического совершенства и высокого уровня развития специальных качеств, необходимых лыжнику-гонщику; очень важно обеспечить правильный выбор средств всесторонней физической и специальной подготовки и их наиболее целесообразное соотношение как на отдельных этапах (годичных циклах), так и в течение всего времени занятий лыжным спортом. Вместе с тем всесторонняя физическая подготовка должна быть тесно связана с основным упражнением — передвижением на лыжах.

Принцип систематичности и последовательности. Изучение но­вых способов передвижения на лыжах оказывает большое влия­ние на эффективность процесса обучения в целом. Реализация этого принципа позволяет создать систему подводящих и специально- подготовительных упражнений при изучении отдельных способов передвижения на лыжах.

Принцип постепенности. Этот принцип играет важную роль при планировании тренировочных нагрузок в процессе многолетней подготовки в лыжных гонках, особенно в работе с детьми, подростками и юношами. Принцип постепенности предусматривает плавное повышение тренировочных нагрузок во всех циклах подготовки (недельном, месячном, годичном), а также на всех этапах многолетнего процесса подведения лыжника к наивысшим результатам.

Принцип сознательности и активности. Имеет самое широкое применение при занятиях лыжным спортом и лыжной подготовкой.

Принцип наглядности. В практике работы в лыжном спорте и лыжной подготовке показ чаще всего используется при организации обучения лыжников. Непосредственно во время работы на учебном кругу использовать другие способы наглядного обучения, кроме показа, затруднено из-за специфики занятий на лыжах. Поэтому показ элементов движений или хода в целом является по существу единственным способом создания зрительного представления об изучаемом способе передвижения непосредственно в момент обучения. Несомненно, для изучения ходов, техники и получения знаний по каждому разделу большое значение имеет показ фотографий отдельных фаз, кинограммы хода в целом или кинокольцовок. Однако показ упражнения (хода) непос­редственно в момент освоения движений дает наибольший эффект.

Принцип повторности и непрерывности. Играет важную роль в достижении высокой эффективности процессов обучения и тренировок. При обучении различным способам передвижения на лыжах вначале формируются умения. При повторении изучаемых движений умения постепенно переходят в навыки. В дальнейшем продолжается совершенствование изучаемых способов передвижения на лыжах. Все это происходит в процессе многократных повторений, как отдельных элементов, так и способов в целом. Подобное происходит и при развитии физических качеств.

Для прочного закрепления возникающих навыков необходимо обеспечить непрерывность подготовки лыжника-гонщика с помощью создания определенной взаимосвязи между занятиями или отдельными нагрузками. Возникновение такой взаимосвязи зависит от точности планирования интервалов отдыха между занятиями.

Отдых следует рассматривать как важную составную часть трениро-вочного процесса. Во время отдыха происходит восстановление организма после тренировочных нагрузок. Оно базируется на общеизвестном положении физиологии о фазовом характере изменений работоспособности после выполнения тренировочных нагрузок.

В практике работы в лыжном спорте продолжительность интервалов отдыха обычно устанавливается на основании данных педагогического и врачебного (научного) контроля за состоянием лыжника после отдельных занятий или тренировочных циклов.

Принцип цикличности. Это один из основных в спортивной подготовке. Его реализация в процессе многолетней тренировки обеспечивает рост результатов в лыжных гонках.

Под цикличностью следует понимать относительно законченный кругооборот одного или нескольких занятий, этапов и периодов подготовки за определенные промежутки времени.

Циклы различают по продолжительности: малые (микроциклы) — в пределах 1 нед.; средние (мезоциклы) — от 3 нед. до 3 мес. и большие (макроциклы) — от 1 года до 2 лет.

Кроме того, циклы разделяются по структуре (соотношение дней, отведенных на нагрузку и отдых); по направленности (содержание нагрузки и ее влияние на организм).

Среди микроциклов в лыжных гонках наибольшее распространение получили семидневные, которые хорошо согласуются с календарной неделей и общим режимом учебы и работы. По направленности различаются следующие микроциклы: втягивающие, ударные, подводящие, восстанавливающие, соревновательные.

Втягивающие микроциклы направлены на подведение организма лыжников к последующей тренировочной нагрузке и характе­ризуются невысокой суммарной нагрузкой.

Ударные микроциклы характеризуются высокими нагрузками. Их главная задача — стимулировать адаптационные процессы в организме. Они широко применяются в тренировке квалифицированных лыжников-гонщиков на втором этапе подготовительного (осеннего) периода и в соревновательном периоде.

Подводящие микроциклы отличаются разнообразной направленностью. Они направлены на подведение организма к большим (ударным) нагрузкам, соревнованиям и др.

Восстанавливающие микроциклы планируются после напряженных соревнований или после ударных микроциклов. Главная их задача — обеспечить восстановление и адаптацию лыжников к нагрузкам. Они характеризуются невысоким объемом и интенсивностью нагрузок.

Соревновательные микроциклы строятся в соответствии с календарным планом и программой соревнований (при многодневных стартах в лыжных гонках на различные дистанции) и направлены на создание оптимальных условий для достижения высоких результатов.

Мезо циклы — строятся на основе сочетания различных микроциклов; главная задача их реализации — обеспечить подготовку лыжников по этапам.

Втягивающий мезоцикл обеспечивает постепенное подведение лыжников к эффективному выполнению специфичной тренировочной нагрузки — скоростно-силовой, на выносливость и т.д.

Базовый мезоцикл обеспечивает повышение функциональных возможностей, развитие физических качеств за счет большой по объему и интенсивности работы. Вместе с тем в этом цикле проводится большая работа по совершенствованию тактики передвижения на лыжах (в основном периоде) и воспитанию волевых качеств (психологическая подготовка).

Контрольно-подготовительные мезоциклы закрепляют возможности лыжника в подготовке к соревнованиям. Занятия проходят в условиях, максимально приближенных к соревновательным, на трассах будущих стартов.

Предсоревновательные мезоциклы направлены на устранение мелких недостатков в физической, технической и тактической подготовленности лыжников-гонщиков. Главная задача цикла — подведение лыжников к основ-ным соревнованиям сезона.

Соревновательные мезоциклы. их количество и структура определяются календарным планом соревнований, квалификацией и уровнем подготов-ленности лыжников; они охватывают, как правило, период в 1—2 мес. (это сроки ответственных соревнований).

Сочетание микроциклов в различных мезоциклах во многом определяется этапом многолетней подготовки юных лыжников-гонщиков и взрослых спортсменов с учетом их индивидуальных особенностей.

Программа многолетней подготовки по циклам соответствует улучшению процесса управления всей системой спортивной тренировки. Она облегчает планирование нагрузок и отдыха, контроль за тренировочным процессом, позволяет успешно сочетать повышенные и максимальные нагрузки с относительным снижением их объема и интенсивности в различных циклах подготовки. Это обеспечивает прирост спортивных результатов и в то же время позволяет избежать перегрузки лыжников-гонщиков, особенно юношей.

Принцип волнообразного изменения тренировочных нагрузок. Он тесно связан с цикличностью занятий, этапов и т.д. Волнообразное изменение нагрузок происходит в рамках определенных (по продолжительности и структуре) циклов. В лыжных гонках в процессе подготовки различают малые, средние и большие волны нагрузок. Их различные сочетания обеспечивают постепенное и в то же время быстрое снижение и увеличение нагрузки в различных циклах подготовки лыжника. Волнообразное изменение нагрузки происходит во всех ее компонентах — как в объеме, так и в интенсивности. Между объемом и интенсивностью могут наблюдаться прямая и обратная (чаще) зависимости.

Принцип специализации. Является основой для достижения высоких результатов в лыжных гонках. Специализация осуществляется на базе общего физического развития в течение всей многолетней подготовки. В лыжных гонках специализированная подготовка обычно начинается с 15—16-летнего возраста. Слишком ранняя специализация, как правило, не приводит к высоким результатам в лыжных гонках. Специализация предполагает целенаправленное воздействие на организм спортсмена с целью получения необходимых сдвигов и развития приспособительных реакций в органах и системах (применительно к особенностям лыжных гонок). Это достигается путем специального подбора средств и методов тренировки.

Принцип единства общей и специальной подготовки. В лыжных гонках он находит свое отражение в процессе подготовки лыжника от новичка до квалифицированного спортсмена. Достижение высоких результатов в течение ряда лет возможно при узкой специализированной подготовке, но в то же время специализация строится на базе всестороннего физического развития. Лыжные гонки требуют специфической подготовки, однако предельный уровень развития специальных качеств возможен только при условии общего повышения функциональных возможностей организма. Оптимальное соотношение между объемом средств ОФП и СФП должно поддерживаться на всех этапах многолетней подготовки. Однако оно не остается постоянным, а меняется как в годичном цикле, так и в ходе многолетней подготовки.

Принцип индивидуализации. Он должен быть реализован на всех этапах многолетней подготовки лыжников-гонщиков. Недооценка этого принципа даже в тренировке юношей не позволит им полностью раскрыть спортивные способности и достичь наивысших результатов, потенциально доступных каждому из них.

В период подготовки лыжников-гонщиков к наивысшим достижениям (20—21 год) принцип индивидуализации приобретает особо важное значение.

Принципы специализации и индивидуализации тесно связаны между собой.

Все принципы подготовки в спорте тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Ни один из принципов не может быть реализован изолированно.

Кроме перечисленных принципов при подготовке лыжника-гонщика учитываются и реализуются и другие закономерности, принципы и положения смежных дисциплин (физиологии, гигиены, психологии, педагогики, а также их возрастных разделов).

С развитием лыжного спорта происходит непрерывное совершенст-вование процессов обучения, воспитания и тренировки, открываются и используются новые положения, требования и закономерности. В свою очередь все это способствует дальнейшему и постоянно ускоряющемуся прогрессу лыжного спорта, росту результатов и увеличению массовости.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных