Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Женская поэзия как литературный феномен




В русской поэзии со второй половины 1990-х годов наступил период новых философских и эстетических поисков, представленных именами разных знаменитостей. Каждый поэт представляет свою поэзию такой, какой хочет видеть ее на самом деле. Слово «поэзия» появилось достаточно давно, и толкование этого термина у разных авторов различно.

Поэ́зия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи.

Поэзия – искусство образного выражения мысли в слове, словесное художественное творчество.[5]

Поэзия – это словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.

Особое место начинает занимать женская лирическая поэзия, которая берет свои истоки в творчестве античной поэтессы Сафо. Именно в поэзии Сафо впервые проявилось то, что можно назвать женственностью в полном смысле этого слова. Именно Сафо выдвинула на первый план в поэзии то, что волнует женщину, в том числе и своеобразное восприятие любви. Эту традицию продолжили и русские поэтессы. К одним из первых самостоятельных и поистине талантливых российских поэтесс можно отнести Зинаиду Волконскую, Евдокию Ростопчину и Каролину Павлову. Ими также поддерживалась поэтическая традиция и другой античной поэтессы – Коринны, которая в своих стихотворениях воспевала героев и героинь, свою родину Фивы.[6]

 

Со временем, несмотря на сопротивление критики, женская литература в России приобретает широкий размах. Женская литературно-творческая деятельность стала яркой приметой русской культурной эпохи начала XX века. Это явилось следствием развития женского движения. С конца XIX века активно обсуждалось положение женщин, были расширены их права, стали появляться женские общества и организации, женщинам было разрешено получать среднее и высшее образование, увеличилось число женщин, занятых в разных профессиях. Одним из доступных и распространенных занятий стала литературная деятельность.

Своего расцвета поэзия серебряного века достигает к 1915 г. Общественная жизнь и политическая обстановка характеризуются глубоким кризисом, неспокойной, кипящей атмосферой. Растут массовые выступления, происходит политизация жизни и одновременно укрепляется личностное самосознание. Общество осуществляет напряженные попытки найти новый идеал власти и социального строя. А поэты и писатели идут в ногу со временем, осваивая новые художественные формы и предлагая смелые идеи. Человеческая личность начинает осознаваться как единство многих начал: природного и социального, биологического и нравственного.

Как и в западноевропейской литературе, в русской литературе рубежа веков определяющим творческим методом становится модернизм, а реализм приобретает новые черты под его влиянием. В рамках модернизма выделяют такие основные направления поэзии как символизм, акмеизм, футуризм. Женская поэзия развивается в русле каждого из этих направлений.

1.Символизм – важнейшее направление в литературе ХХ века. Корни его во Франции, автор термина – французский поэт Жан Морреас. В России его начало датируется 1892 Основные принципы мировидения и поэтики:

· особое двоемирие – представление о разделенности реальности на мир явлений и мир сущностей, устремленность к сущности;

· поиск соответствий между двумя мирами, желание в вещном мире разглядеть отражение вечных сущностей;

· понимание символа не только как поэтического приема многозначного иносказания, но и как знака иной, заветной реальности;

· наличие совершенства, начала, на котором строится единство создаваемого поэтического мира;

· мифотворчество, проявившееся не только в поиске мифологической родины, но и в создании индивидуальных мифов;

· осуществление музыкальных возможностей слова, вплоть до размывания его самостоятельного значения;

· поэт – пророк, демиург.

Первым символистом среди женщин стала З.Н. Гиппиус, её творчество часто характеризовалось внезапным отрицанием окружающей действительности. Она изображали реальную жизнь как скучную, безобразную и бессмысленную, стараясь передать тончайшие оттенки своих ощущений.

2. Акмеизм. Акмеизм возник как реакция на кризис символизма. 20 октября 1911 года состоялось первое заседание Цеха поэтов (название литературного объединения акмеистов было продиктовано полемикой с символистами: цех – средневековое объединение ремесленников). Основным представителем среди женщин стала А.А. Ахматова

Основные принципы мировидения и поэтики:

· равновесие, надежность, опытность;

· вещность, конкретность поэтического мышления, детальность видения мира;

· «тоска по мировой культуре» – восприятие всей культуры как некоего единого текста.

3. Футуризм. Футуризм возник в 1912 году – дата выхода в свет сборника «Пощечина общественному вкусу». Корни этого явления в Италии, автор термина – итальянский поэт Ф. Маринетти[7]. В России было 4 объединения футуристов. Основным представителем среди женщин стала Мирра Лохвицкая.

Поэтессы Серебряного века затрагивали в своем творчестве разнообразные темы. Например, тема любви, чувственной и страстной, которая передавалась именно от лица женщины, не подвергаясь никаким запретам и умолчаниям. И диапазон мотивов в этой теме очень широк: взаимная любовь «до гроба» и невозможность обретения счастья на земле, воссоединение возлюбленных после смерти и «запретная» любовь (образы призрачных любовников, famme fatale и так далее). Также поэтесс заботили общественные темы. В эпоху революций, эмиграций и войн они высказывали свои точки зрения на сложнейшие вопросы, вместе с Родиной переживали эти кровавые дни и вместе с ней страдали, что и отразилось в их поэзии. В женской лирике Серебряного века нашли выражения и вечные вопросы бытия: вопрос смысла жизни, тема смерти, одиночества, исторической миссии поэта.

Критика не всегда положительно отзывалась о женском творчестве. В частности, неоднозначной оценке подвергались такие приметы художественных текстов авторов-женщин, как субъективизм оценок, интерес к женской психологии и миру чувств, эмоциональность и лиризм, пристальное внимание к бытовым деталям. Слова «поэтесса», «писательница» в русской критике этого времени чаще всего употреблялись с пренебрежительной коннотацией. Именно поэтому сами женщины-писатели отвергали эти слова с женским суффиксом.

Женская поэзия всегда включает много любовной лирики. Например, это выражается в творчестве Анны Ахматовой, именно с самых первых сборников стихов ее лирика звучала по-своему, с неповторимой интонацией. Все женские черты: внимательный взор, трепетная память о милых вещах, изящество и нотки капризов – находят отражение в ранних стихах Анны Ахматовой, и это придает им подлинную лиричность. Проблемы эволюции поэзии и типологии литературных направлений и стилей – одна из важнейших проблем современного литературоведения.

О женской поэзии сказано и написано много. От банального «какая же девушка не пишет стихи» до серьезного и вдумчивого анализа лучших образцов. Женскую поэзию отличает легкость ощущений, гибкая музыкальность и раскрытие глубинных искренних переживаний. Пожалуй, без женской поэзии понять всю эмоциональную суть женщины просто невозможно. Но гораздо интересней примеры, когда женская поэзия выходит на такой качественный уровень, что ее уже не отделяют от лирики так таковой.

И наконец, женская лирика отметает всяческие иные трактовки своего предназначения, помимо той, которая напрямую связана с любовью.

«Ситуация изменилась только к 1930-м годам, спустя более десятилетия после революции, провозгласившей равенство полов. Тогда в русской критике, несмотря на противоречивые мнения, относительно сущности женского творчества и места женщины в литературе, все-таки было признано, что женская литература имеет свои специфические особенности и что женщины привнесли в литературу свои особенные темы, свой способ видения мира[8]».

Специфику женской литературы выделяют А.В Малева, Г.Г. Рамазанова и др. Из того можно сделать вывод, что именно поэзия дает в российской истории наибольшее количество имен женщин-писательниц, с которыми и связано развитие и становление женской литературы.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных