ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
О благодати великой субботы
О какое ожидание благодатного огня, как томятся все богомольцы до крестного хода! Более суток ожида-ют этого благодатного огня. Многие плачут, а арабы хло-пают в ладоши, скачут и что-то поют в исступлении, кругом войска и турецкие кавасы. Приходит главная минута: Патриарх раздевается, остается в одном белье и входит в Кувуклию, где гроб Христов.
Народ со слезами и с сильным напряжением ожида-ет, когда Патриарх выйдет с огнем... Вот он выскакива-ет, неся огонь и бежит в храм Воскресения, зажигает свечи неугасимые, а потом выходит к народу и от пучка свеч зажигают свечи и поклонники с большим рвением все вне себя от радости и не чувствуют утомления, жгут свечи пучками -- тридцать три свечи. В лице поклонни-ков пылает чрезвычайная радость, но большой шум по всему храму. Во всех частях храма и во всех приделах люди набрались радости и наполнились благодатью вме-сте с зажиганием свеч от благодатного огня. Некоторые повезли огонь домой, а другие только обожгли свечи,
до трех раз зажигали и гасили. Дивное событие совершилось и совершается. Боже, дай память, чтобы не забыть такое обновление.
Как приятно быть во Святой Земле, не посетить ее с верой нельзя, там можно пробыть хоть немного, три месяца и то увидишь всю Святыню. А в три месяца не осмотришь, то хоть год проживешь, ничего не увидишь, ничего не узнаешь, а узнаешь, да не оценишь. Святыня любит страх. Для Иерусалима нужно побывать везде раз только: посетить все места и оценить. Дома при своих работах и трудах, перенестись духом ко Гробу и ко про-чим местам Святыни. Первый раз непонятная для тебя радость является, а во второй раз начнем хулить и без-верье в нас вкоренится. Кто не бывал, попросит тебя, съезди за послушание и расскажи ему с трепетом, как много ошибок там для молодых послушников и послушниц. Монахиням бывает очень трудно, лучше бы их не отпускали, громадный соблазн, очень враг завидует и из них делаются многие приживалками и торговками святыни, бегают, говорят "у нас батька святой" и записывают вас.
Вино продают "ракичку на паричку" и пьют его потому что дешево. Это более делают чернички Афонские "келлиоты", потому нельзя черничкам туда ездить, большая часть их помимо Иерусалима живет, объяснять не полагается, а кто был там, тот знает.
Побывал на Иордане, пели тропарь "Во Иордане крещающуся..." и кондак и погрузились в воды Иорданские. Поглядели на пустыню Иорданскую, где спасалась Мария Египетская. На том месте, где Господь крестил-ся, все погружаются в воду и думают о разрешении гре-хов. Большая вера у толпы. Множество наций с трепетом бегут на Иордань для избавления от грехов. Господи, как душа ищет покоя, ей и расстояние нипочем. Много тысяч из конца в конец земли переносится телом и ду-шой, чтоб очищение найти. Боже, очисти нас в Своих водах Иорданских! Тут и Мертвое море посмотрели, наказание Божие на нем, объял нас страх и ужас. Как Господь разгневался на беззаконие людей, виднеются одни воды, никакое животное, ни насекомое не живет в них, а уж рыбы совсем нет, и смотрим, и плачем. Горе нам! Бог города не пожалел. Господи, пощади нас, по-стереги на день Суда Твоего!
В этой же пустыне послал Бог Елисею благодать. Место, где Илья был взят на небо, указать невозможно. Вся пустыня Иорданская полна событиями. Растительности в ней мало. И речка небольшая, обросла кустар-ником и мелким лесом, купальни нет, просто с берега купаются.
В окрестностях много монастырей. Как Иоанн Предтеча и другие подвижники из библейских сказаний со-вершали подвиги постом и безмолвием, так и потом около Иордана жили иноки, только греки все искалечили, но сама пустыня в сердце остается.
Монастырь Герасима. Тут преподобный Герасим питался неизвестно чем и жил со зверями. Греки приветливые, но не сохраняют событий, которые здесь были, не обращают внимания на библейскую сторону. Здесь каждый камешек освящен святыней, а многим и этого говорить не могу: верою всякая душа живится.
В Иерихоне дом Закхея, о котором говорится в Евангелии. Там нашли раскопки -- пол мозаичный, найденный одним академиком из Пантелеймоновского монас-тыря -- я с ним знаком. Смотришь эти места -- совсем все как было и представляешь себе, будто вчера здесь толпился народ и Господь снимал тяготу связи земной. Действительно, народ не даром толпился, это видно и чувство говорит, что как прежде мир теснился, чтобы получить от Бога дар и получал -- так и теперь.
В Иорданской же пустыне есть источник пророка Елисея, но кавас туда нас не повел и рассердился.
Тут же смоква Евангельская -- эта смоква -- наши грехи неочищенные, и мы не хотим очиститься и не боимся Бога и слов Его.
Сорокадневный монастырь находится на высокой горе, где искушал бес Господа. Дивный храм и в нем келей-ка, в которой помешается тот камень, на котором Гос-пода искушал бес, и к нему прикладываются. Действи-тельно, сокрушается дух о Божественном страдании. Он хочет нас искупить от лукавого и теперь тут же, где Его искушение было, продают и "ракичку" дешево, по-нашему водку. Вот бес хитрый, как он всех ловит.
Неподалеку монастырь Георгия Хозевита, а затем лавра Саввы в горах в пустынном месте над пропастью. Бегут источники, много костей открыто, есть кости особен-ные, благодатные. В некоторых местах над пропастью чувствуешь, что здесь спасались подвижники. На пути оттуда гостиница доброго Самаритянина, но теперь ею заведуют турки и воды не дают.
Мамврийский дуб! Велика доброта и любовь под Мам-врийским дубом. Здесь Авраам приветствовал хле-бом и солью Господа, который явился в виде трех стран-ников, а теперь эта Троица славится и изображается. А Сарра и Авраам служат примером своей доброты. Как приятно разделить пищу со странником. Здесь заключается Премудрость в том, что -- явил Себя Господь в Троице за ласковый привет Аврааму и Сарре и всему их семейству. Припали к дереву, поклонились ему, отслу-жили молебен. Половина дуба посохла от великой древ-ности, от многих тысяч лет, а есть несколько частей древа, которые по суду Божию зеленеют -- эти доброта Божия и будет она вовеки зеленеть и славить Бога. Так и хочется делать добро, так в этом древе доброта и зелене-ет, да не изгладится память о нем, что Господь посетил этот дуб и останется в памяти у всякого христианина.
По этой же дороге находятся Соломоновы пруды, где поили его скот, и по его премудрости они так устроены, что вода в них совсем не высыхает, хотя и не-много ее.
Вифания на пути к Иордану близ Иерихона. Пробыли на том месте, видели камень и прикладывались к нему, где Иисус сказал Марфе -- "о многом печешься, а малое на потребу". Слова эти сильно влияют на этом месте. Тут храм построен и как места эти ласкают и зовут душу в небесный чертог! Неподалеку отсюда -- могила Лазаря -- так же глубока, как воскресенье его звучало в Евангелии.
Едешь мимо этих мест, вздохнешь и подумаешь: "Боже, воскреси мою душу ото бездны греховной. Твое воскресение по всей земле представляет себе всякий человек и переносится туда духом, -- оно доступно всем верующим". Подумаем, сколько там дивных событий и как мы должны чувствовать воскресение Лазаря для всех и по всей земле.
В Яффе апостол Петр воскресил Тавифу. Побывали в пещере, где он ее воскресил и так ее пещера ласкает с любовью русского паломника: и видится апостол Петр и его энергичная молитва ко Господу. Тут же на берегу развалины ковчега, говорят турки. Ковчег -- пример спасенья для христиан, и слова праведного Ноя над нами сбываются... Наше спасение Церковь, и всякий, кто услышит клик Ноя, -- да спасется! Мать наша -- Церковь!
В Вифлееме громадный храм, много в нем престолов и наций и всяких удобств, но для русских паломников всегда одни неудобства. Зато когда увидишь ясли Само-го Спасителя -- забудешь усталость и многие разные интриги. Приклонились к Его яслям, и не верится от радо-сти, что Бог милость Свою явил к нам. Где родился Хри-стос -- поклонились и где положили Его, то место тоже облобызали странники и паломники и у всех радость в лице! Тут же Ирод избил младенцев. Какое зло и зависть повлияли на него, что он решился в своем народе убить младенцев и не постыдился насмешек своих близких и не сжалился над детьми. Сколь коварна зависть. Тут и пещера всех избитых младенцев, много тысяч числа их. Русские паломники с ужасом посмотрели на Иродово зло и на его коварную зависть, а о младенцах невин-ных, чьи косточки лежат здесь -- поплакали! Каково было матерям с ними расставаться! Зло и зависть до сих пор в нас, между большим и более великим и интрига царствует в короне, а правда как былинка в осеннюю ночь ожидает восхода солнца, как солнце взойдет, так правду найдут.
В том же храме то место, где ангел известил Иосифа, когда Ирод стал замышлять избить младенцев. Мы приложились, и все русские паломники с любовью обласка-ли это место и глядели на ту ж самую лестницу, закован- ную решеткой, по которой Иосиф выходил, чтобы совершить далее бегство в Египет. Мы с любовью и верой посмотрели вслед этой лестнице, куда Иосиф вышел из Храма Вифлеемского, на тернистый путь в бегство.
По дороге в Вифлеем, недалеко от города находится могила Рахили, которая "плачет о детях своих" и не хо-чет утешиться,
Из Вифлеема пошли за город и дошли до пещеры пастухов, где ангел возвестил радость пастухам и где пели "Слава в вышних Богу". Пели все паломники и поклонились иконе, на которой изображен ангел, возвещавший великую радость. Пропели Пасху, был вто-рой день праздника. Пещерка порадовала нас, потому что в ней дивное мудрование волхвов, о которых учит история.
Господи, в нас недостает премудрости, умудряй нас. Твоя власть как тогда, так и теперь.
Еще надо помнить в Иерусалиме недалеко от Красного хода маленький храм Анны Богоприимицы и в нем пещеру, где похоронены косточки великого старца Симеона Богоприимца. Как в его пещере отрадно! Как его Господь увенчал. Какое дивное событие с ним было, когда он не поверил изречению пророков и хотел вычеркнуть, что Господь родится от Девы, а ангел удер-жал его руку, поэтому он утопил свое кольцо в море. Какие события и явления! Сами пророки не верили в его рождение!
И вот, чтобы облегчить его неверие, рыба схватила его кольцо в море и попалась рыбаку, рыбак ее на ры-нок принес, а послушник купил рыбу, принес ее до-мой и нашел в ней кольцо, которое отнес Симеону. Симеон и сказал: "Воистину Сын Божий родится" -- и про себя проговорил: "когда увидят очи мои спасение мое, тогда отдам дух мой ко Господу" -- и так, тогда и скончался, когда увидел Господа.
Приложились к премудронаписанной иконе, где изображена рыбка. Когда ехали на пароходе, на обратном пути опять приблизились к тому месту, где кит выбросил про-рока Иону, и запели пасхальную песню "яко от Кита Иона, воскрес сей от гроба". Вся толпа народа смотрела на то место, где совершилось событие чуда. Там малень-кий каменный столбик и яма неглубокая четырехуголь-ная, пароход стоял полсуток против этого места.
Крестный монастырь самый древний из всех. В нем показывают место, где росло древо, то самое, на котором был распят Христос и которое посажено было пра-ведным Лотом. Короче всего сказать, что когда Лот вы-веден был из Содома, то был искушен соблазном и вот Господь через одного старца благословил его посадить три головешки и поливать их водой. Три головешки были им посажены, и он носил воду с Иордана и поливал их. Господь услышал молитву его -- из одной головешки выросло дерево. Есть изображение этого дерева на ико-нах и как Лот поливает и сажает его, -- все это в пещере изображено. Как Господь даже грешников прославляет. Сама Церковь воспевает это древо, из него Крест был сделан, на котором распят Христос.
Как увенчал Господь праведного Лота, он и раньше был праведен, а потом пал в великий разврат, но пока-ялся. Вот первое спасение -- если ради Бога кто живет, то хотя искусит его сатана, все-таки спасется, только бы не из корысти, а кто из корысти, тот Иуды брат будет.
В доме Иокима и Анны нашли мозаику -- лань приклонила главу к ногам их.
Господи, все животные им покорены. Много разных народов и все умные в своем духе, но веры у всех и во всех нациях мало и любви нет. С ними очень нужно быть ласковыми, они не понимают, но на любовь твою смотрят как на диковину. И вот в то время, как мы указыва-ем на небо, они с любовью смотрят и в лице у них делается перемена и сейчас говорят о пророках. Очень много умных, а веры в них нет, с ними очень нужно говорить, но не о вере, а о любви, спаси их Бог. Крити-ковать и указывать на свою веру, как она высока -- не надо, а надо сперва расположить их, а потом и сеять осторожно и кротко свою веру, но на это годы нужны. Надо показать пример любви и иметь любовь яркую, вот тогда будут христиане, как в первые года и миссия христианская будет не за деньги служить, а по доброте. Они очень понимают, когда говоришь, и удивительно на них слова отражаются -- сейчас садятся кругом и смотрят на тебя. Надо обязательно знать язык их и характер их наций, а всего короче -- любовь к Богу иметь, как к другу, а то хоть и постимся, а не умеем с Богом беседовать, то и на людей не подействуем. Как колокол без серебра плохо звучит, так и неопытный всегда только портит.
Насколько один маленький кусочек хлеба дороже для человека большого корабля. А сколько денег на корабли надо. Кто уразумеет, тот и разумеет.
Действительно, много народа едет на пароходе, несколько сотен и в этой толпе рассадник веры, только многих бес запутал, но в ней много золота и жемчуга -- тайная поддержка государства. Всякий в своем уголке имеет духовную силу, расскажут юношам про Иеруса-лим, в этих юношах явится страх и полюбят Родину и Царя. Я уверен, если больше веры будет, никакой вар-вар не подточит корень ее. Надо обратить побольше вни-мания на паломников -- возить их подешевле и так уст-роить, чтобы миссия не брала с них денег за кипяток, номера, за барак и раз в день давали бы кушать и не возили бы как скот в трюмах, иногда до семисот вмес-те, а в этом году 500, менее чем всегда. А то с паломни-ками обращаются как со скотом, а деньги отдай и за кипяток, и за бараки, и за все.
Паломники ради святыни едут, но много им приходится терпеть. Богатым очень хорошо. И денег много, и номер хороший. Да, надо постараться, чтобы посвобод-нее возили бедных паломников, очень они поддержива-ют Россию верой простой, расскажут своим про Гроб Христа -- это ничем не оценимая для простого народа великая доброта!
Необходимы обители для простого люда, пусть они ведут себя, как братия. Бог им судия, но есть посреди них движимые Духом Святым и молитвенники. Устав монастырский очень влияет на христианина и служит великой поддержкой для государства.
Простячок поклонится святыне и пойдет по селам, расскажет с верой о службе и о уставе монастырском на своем простом языке, видно, что он говорит правду, и вот простота его вселит в семействе любовь к Богу и юноши выслушают старика и будут помнить его слова, когда пойдут на военную службу. Вселится в них лю-бовь, будут любить монастырь, а в нем самая родина любви и это правда на самом деле, что кто поносит монастырь, тот и все остальное поносит, а устав мона-стырский учит любить.
Вот еще большое событие -- Пасха католиков в Иерусалиме. Я был очевидцем и сравнивал их Пасху с нашей -- у них неделей раньше она была. Что же сказать про их Пасху? У нас все, даже неправославные радуются, в лицах играет свет и видно, что все твари веселятся, а у них в основном самом храме никакой отрады нет, точ-но кто умер и нет оживления: выходят, а видно, что нет у них в душе Пасхи, как у избранников, а будни. Какое же может быть сравнение с Пасхой Православия. Со-всем это другое. Ой, мы счастливые православныеНи-какую веру нельзя сравнить с православной. У других есть ловкость -- даже торгуют святыней, а видно, что у них нет ни в чем отрады, вот обман, когда даже в Пасху служат и то лица мрачные, поэтому и доказывать мож-но смело, что если душа не рада, то и лицо не светло -- вообще мрак, -- а у православных, когда зазвонят и идешь в храм, то и ногами Пасху хвалишь, даже вещи и те в очах светлеют. Я не берусь судить, а только рассуж-даю и сравниваю католическую пасху с нашей, как я видел во Святом Граде служили Пасху у Греков, а премудрости глубину не берусь судить!
Я чувствовал, как у нас ликуют православные, какая у нас величина счастия и хотелось бы, чтобы нашу веру не унижали, а она без весны цветет над праведниками, для примера указать можно на о. Иоанна Кронштадтс-кого и сколько у нас светил -- тысяча мужей Божиих.
Популярность: 10, Last-modified: Tue, 23 Sep 2008 04:53:23 GMT
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|