ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроляПод внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности (ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»)1. Внешнеэкономическая деятельность как государственная функция является частью экономической политики Российской Федерации, которая имеет целью защиту экономического суверенитета, экономических интересов страны и российских лиц, создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды при ввозе и вывозе товаров или иных предметов с территории Российской Федерации, а также активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством (ст. 5 и 6 указанного Закона). Для реализации этих целей в Российской Федерации в соответствии с нормами международного права установлено государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включающее разрешительный порядок экспорта или импорта отдельных видов товаров и предметов, которые могут неблагоприятно воздействовать на безопасность государства, 1 РГ, 2003, 18 декабря (№ 254) Закон вступает в силу по истечении 6 месяцев после опубликования людей, окружающей среды, драгоценных металлов и драгоценных камней, систему таможенно-тарифных мер. В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование является исключительным правом федеральных органов государственной власти. Только федеральные законы, указы, Президента и постановления Правительства РФ и другие нормативные акты федеральных органов исполнительной власти могут устанавливать специальные правила перемещения через границу товаров и иных предметов в целях осуществления внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, обмена научно-технической информацией и культурными ценностями, а также определять правила взимания таможенных платежей. Строгий таможенный контроль, установленный государством, осуществляется в целях защиты российского рынка, стимулирования развития национальной экономики, регулирования товарообмена на таможенной территории. Любые нарушения установленных правил являются административными правонарушениями, а в случаях, предусмотренных нормами уголовного права, — преступлениями. Глава 22 УК включает в группу таких преступлений общественно опасные деяния, предусмотренные ст. 188-190, 193 и 194. Непосредственным объектом преступлений являются отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля. Процесс их осуществления основывается на правилах оформления товаров и иных предметов, перемещения их через таможенную границу и взимания таможенных платежей, установленных нормами Таможенного кодекса РФ, вступившего в силу с 1 января 2004 г.1 Контрабанда (ст. 188 УК). Статья 188 УК содержит признаки двух самостоятельных составов преступлений контрабанды, различающихся по предмету посягательства. Предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК. являются товары и иные предметы, находящиеся в свободном гражданском обороте. В соответствии со ст. 128 ГК РФ такими предметами являются любые вещи, включая деньги, иностранную валюту, ценные бумаги, транспортные средства, ювелирные изделия, сырье и материалы, не являющиеся стратегическими, 1 СЗ РФ. 2003 № 22 Ст. 2066 300 домашние животные и т.д. Товары и предметы, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут свободно перемещаться через таможенную границу при соблюдении установленных правил в отношении количества и стоимости этих товаров, порядка их оформления и уплаты таможенной пошлины и таможенных сборов в соответствии с нормами Таможенного кодекса РФ. Перемещение товаров и предметов для производственной или иной коммерческой деятельности регулируется федеральными законами от 08.12.2003 и от 14.04.98 «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»1. Часть 2 ст. 188 УК устанавливает ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу предметов, изъятых из гражданского оборота или имеющих ограниченный оборот, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. Закон перечисляет такие предметы: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества, радиационные источники, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иная военная техника, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также стратегически важные сырьевые товары или культурные ценности. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК, характеризуется действиями, выражающимися в незаконном перемещении через таможенную границу товаров и предметов в крупном размере. Закон называет шесть способов незаконного перемещения: а) помимо таможенного контроля; б) с сокрытием от таможенного контроля; в) с обманным использованием документов; г) с обманным использованием средств таможенной идентификации; д) сопряженное с недекларированием; е) сопряженное с недостоверным декларированием. Перемещение через таможенную границу означает: а) ввоз на таможенную территорию; б) вывоз с таможенной территории СЗРФ 1998 № 16. Ст 1798
товаров, транспортных средств; в) пересылка почтой; г) использование трубопроводного транспорта; д) использование линий электропередач. Не все способы перемещения связаны с физическим пересечением таможенной границы (подп. 7 п. 1 ст. 11, ст. 291, 310 и 314 Таможенного кодекса РФ). Закон определяет место совершения преступления —таможенную границу. Таможенной границей считаются пределы таможенной территории РФ, периметры свободных таможенных зон и свободных складов (п. 4 ст. 2 Таможенного кодекса РФ). Таможенная территория РФ включает сухопутную территорию РФ, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ними, искусственные острова, установки и сооружения на них, расположенные в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации (п. 1-3 ст. 2 Таможенного кодекса РФ). На территории РФ могут размещаться свободные таможенные зоны и свободные склады, находящиеся вне таможенной территории России. Таким образом, понятия государственной границы РФ и таможенной границы РФ совпадают. Ввоз товаров и иных предметов означает фактическое перемещение предметов через таможенную границу до их выпуска таможенными органами (подп. 8 п. 1 ст. И Таможенного кодекса РФ), вывоз предметов — подачу таможенной декларации и совершение иных действий с этими предметами до фактического пересечения ими таможенной границы (подп. 9 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ). Такими действиями признаются: а) вход (въезд) физического лица, выезжающего из России, в зону таможенного контроля; б) сдача товаров транспортным организациям, в) сдача международных почтовых отправлений организациям почтовой связи для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации; г) действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и иными предметами вне установленных мест (подп. 9 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ). Незаконное перемещение свидетельствует о том, что перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу совершается с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом (подп. 10 п. 1 ст. 11). Статья 188 УК предусматривает несколько способов незаконного перемещения через таможенную границу. Перемещение помимо таможенного контроля означает перемещение товаров и транспортных средств вне таможенных постов, вне времени, установленного для оформления. Таможенный контроль включает совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ (подп. 19 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ). Таможенный контроль осуществляют таможенные органы: Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ и таможенные посты РФ. Перемещение с сокрытием от таможенного контроля означает использование тайников и других способов, затрудняющих обнаружение предметов. Тайники — это приспособления или хранилища, созданные в целях сокрытия товаров или иных предметов (двойное дно в чемоданах, отверстия в каблуках обуви, в ручках зонтов и т.д.). Использование различных емкостей в транспортных средствах (в колесах автомашин, в поручнях), помещений (в тамбурах поездов), а также естественных углублений на теле (нос. ухо) раскрывает понятие способа, затрудняющего обнаружение предмета. Перемещение с обманным использованием документов заключается в представлении таможенному органу поддельных или недействительных документов, полученных незаконным путем, а также относящихся к другим товарам или транспортным средствам. Имеются в виду документы, выданные таможенным органом (накладные, багажные квитанции, акты о выгрузке товара и т.д.) или оформленные с их участием (лицензии и сертификаты). С обманным испочьзованием средств таможенной идентификации означает, что те средства, при помощи которых таможенные органы маркируют товары или предметы, позволяющие их индивидуализировать, а также используемые в целях недопущения взлома, изъятия или вложения каких-либо предметов, оказались поддельными или проставлены с нарушением установленных правил. Средствами идентификации являются: пломбы, печати, штампы, цифровая или буквенная маркировка, взятие проб и образцов, использование чертежей, составление масштабных изображений, фотографии, видеозаписи, иллюстрации и другие средства, позволяющие идентифицировать товары и предметы (ст. 83 Таможенного кодекса РФ). Перемещение с недекларированием товаров и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу, означает незаявление по установленной форме в таможенной декларации о перемещаемых через таможенную границу предметах. Перемещение с недостоверным декларированием означает, что перевозимые предметы задекларированы, но под другими наименованиями. Например, перемещение готовых изделий под видом материалов для их изготовления, изделий из драгоценных металлов под видом бижутерии, металла под видом металлического ломай т.д.1 Обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 188 УК. является крупный размер. Крупным размером, в соответствии с примечанием к ст. 169 УК, признается стоимость перемещаемых товаров или предметов, превышающая 250 тыс. руб. Незаконное перемещение товаров и других предметов через таможенную границу на меньшую сумму влечет административную ответственность (ст. 16.1 и 16. 2 КоАП РФ). Состав преступления по конструкции формальный. Момент окончания преступления имеет свои особенности при ввозе и вывозе предметов: при ввозе преступление признается оконченным с момента перемещения предметов через таможенную границу, при вывозе — с момента ввоза предметов в зону таможенного контроля или подачи таможенной декларации и совершения иных действий с намерением вывезти эти предметы из Российской Федерации, о чем свидетельствуют сведения, указанные в таможенной декларации. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что незаконно перемещает через таможенную границу товары или иные предметы путем использования одного из способов, указанных в законе, и желает совершить 1 Для уяснения некоторых понятий контрабанды можно обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда СССР от 03 02.78 № 2 «О судебной практике по делам о контрабанде» Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. М, 2000 С. 117-119 304 эти действия. Цели и мотивы могут быть различными. Они не влияют на квалификацию. Субъект преступления -— лицо, достигшее возраста 16 лет. Признаки непосредственного объекта и субъективной стороны преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 188 УК, совпадают полностью с аналогичными признаками первого вида контрабанды, частично совпадают и признаки объективной стороны. Преступление может быть совершено теми же способами, как и контрабанда, предусмотренная ч. 1 ст. 188 УК. Отсутствует только признак крупного размера контрабанды, что объясняется спецификой предметов контрабанды второго вида. Незаконное перемещение предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК, не только нарушает установленный порядок внешнеэкономической деятельности и правила таможенного контроля, но может представлять угрозу для общественной безопасности (при ввозе наркотиков, оружия), экономической безопасности (при вывозе стратегического сырья). Поэтому перемещение через таможенную границу указанных предметов даже в малых размерах образует признаки контрабанды. Субъектом преступления могут быть, кроме частных лиц, должностные лица государственных органов и организаций, лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих организациях, а также индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление внешнеторговой деятельности. Часть 3 ст. 188 УК содержит два квалифицирующих обстоятельства: а) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения; б) контрабанда, совершенная с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Первое отягчающее обстоятельство имеет в виду случаи, когда контрабанда совершается должностным лицом с использованием своего служебного положения — работником таможенной службы или лицом, освобожденным от некоторых форм таможенного контроля. В соответствии со ст. 366 Таможенного кодекса РФ формами таможенного контроля являются: проверка документов и сведений, устный опрос, получение объяснений, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр и некоторые другие. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих с ним членов его семьи. Личный багаж членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей также не подлежит досмотру, если указанные лица пересекают Государственную границу РФ в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей (ст. 386 Таможенного кодекса РФ). Совершение преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, выражается в применении побоев, телесных повреждений различной тяжести. Контрабанда, сопряженная с лишением жизни таможенного сотрудника, должна квалифицироваться по совокупности преступлений: по п. «б» ч. 3 ст. 188 и п. «б» ч. 2 ст. 105 УК. Часть 4 ст. 188 УК предусматривает ответственность за контрабанду, предусмотренную ч. 1, 2 и 3 рассматриваемой статьи, если она совершена организованной группой. Понятие организованной группы дается в ч. 3 ст. 35 УК. В состав группы могут входить рядовые граждане, а также должностные лица органов исполнительной власти, правоохранительных органов, таможенной службы. Незаконный экспорт или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК). Опасность преступления, предусмотренного ст. 189 УК состоит в нарушении норм международного права о нераспространении оружия массового поражения, а также российского законодательства о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами, включающего нормы о запрете, ограничении и порядке оформления указанных в законе предметов для вывоза за пределы страны. Порядок нормальных внешнеэкономических отношений в сфере экспорта сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, выполнение работ и оказание услуг военного характера регулируется федеральными законами: от 08.12.2003 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и от 19.07.98 «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»1. Военно-техническое сотрудничество заключается в деятельности РФ в области международных отношений по вывозу и ввозу продукции военного назначения, а также деятельности, связанной с ее разработкой и производством. Эта деятельность основывается на приоритете интересов страны, государственной монополии, соблюдении международных договоров о нераспространении ядерного оружия, запрещения оружия массового поражения (ст. 4 Федерального закона от 19.07.98). Дополнительным объектом преступления могут быть мир и безопасность человечества, поэтому преступление отнесено уголовным законом к категории тяжких. Предметы преступления предусмотрены в диспозиции уголовно-правовой нормы: сырье, материалы, оборудование, технологии, научно-техническая информация, работы, услуги. Закон называет основное свойство перечисленных предметов — они могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, поэтому в отношении них установлен экспортный контроль. Порядок проведения экспортного контроля регулируется Федеральным законом от 18.07.99 № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» с изм. на 30.12.20012. Содержание понятий о данных предметах раскрывается в Списке ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль. Списке товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется и Списке оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утв. указами Президента РФ (соответственно) от 14.02.96 № 2023, 26.08.96 № 1268", 08.08.2001 № 1005е. Сырье — вещества и материалы естественного происхождения, которые являются составными частями (компонентами) при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. 1 РГ, 2003, 18 декабря (№ 254) и СЗ РФ 1998. № 30 Ст 3610 2 СЗ РФ. 1999 № 30 Ст 3774: 2002 № 1 (ч I) Ст 2 3СЗРФ. 1996 №8 Ст 742. 4СЗРФ. 1996 №36 Ст 4197. 5 СЗ РФ 2001 № 33 (ч. II). Ст. 3441 Материалы — это вещества синтетического происхождения, а также заготовки, составные части, полуфабрикаты. Оборудование — технические приспособления для переработки на основе технологий сырья и материалов в целях создания окончательного продукта. Технологии — это техническая документация, содержащая специальную информацию о разработке, производстве и использовании различных видов оружия массового поражения, вооружения и военной техники. Научно-техническая информация включает чертежи, схемы, диаграммы, опытные образцы, сведения об установке и техническом обслуживании различных видов вооружения. Услуги — это предпринимательская деятельность в виде обучения, консультирования, наладки производства, ремонтных работ, участия в испытаниях и т.д. Объективная сторона преступления характеризуется действиями, выражающимися в незаконном экспорте указанных в законе предметов, в отношении которых установлен специальный экспортный контроль. В соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле» под экспортом технологий, научно-технической информации, в том числе исключительных прав на них, понимается вывоз указанных предметов с таможенной территории Российской Федерации без обязательства их возврата; под экспортом услуг — выполнение определенных работ за пределами территории Российской Федерации. К экспорту приравнивается коммерческая операция без вывоза с таможенной территории указанных предметов, при осуществлении которой происходит закупка указанных предметов иностранным лицом у российского лица и передача их другому российскому лицу для переработки с целью последующего вывоза за границу качественно нового предмета (ст. 2 Федерального закона). Экспорт признается незаконным, если он осуществляется в нарушение установленного специального экспортного контроля. Специальный экспортный контроль — это система правовых норм, устанавливающих ограничения, запрет и порядок контроля над ввозом и вывозом вооружений, военной техники и имущества военно-технического назначения, передачей технической документации, оказанием технического содействия в создании военных объектов, других услуг военно-технического характера, а 308 также вывозом отдельных видов сырья, материалов и оборудования, имеющих мирное назначение, но которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. В целях защиты национальных интересов и обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации по распространению ядерного оружия Правительство РФ утвердило 14 июня 2001 г. Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях1, которым установлен разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающий вывоз из России и (или) передачу контролируемых оборудования, материалов, технологий иностранным лицам, международным организациям или их представителям любым способом, включая пересылку в почтовых отправлениях или по электронным каналам связи. Внешнеэкономические операции с контролируемыми предметами могут осуществляться на основании разовых или генеральных лицензий, выдаваемых Министерством экономического развития и торговли РФ или разрешения Комиссии по экспортному контролю при Правительстве РФ2, решения о которых принимаются на основании результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки. Комплексная экспертиза проводится Министерством экономического развития и торговли РФ совместно с Министерством обороны РФ, Министерством иностранных дел РФ, Министерством РФ по атомной энергии и при необходимости с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В соответствии со ст. 12 Закона об экспортом контроле экспорт указанных предметов могут осуществлять, при соблюдении установленных правил, специализированные государственные унитарные предприятия и другие российские организации — разработчики и производители продукции военного назначения. Министерство обороны РФ имеет право, в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, оказывать иностранным государствам услуги по подготовке специальных кадров. Порядок экспортного контроля устанавливается отдельно для 1СЗРФ 2001 №26 Ст. 2677. 2 См.: Указ Президента РФ от 29 01 2001 № 96СЗ РФ. 2001 №6. Ст. 550. различных видов оружия и военной техники с приложением перечней видов продукции военного назначения и списков государств, в которые разрешена международными актами передача данной продукции. Состав преступления по конструкции формальный. Преступление признается оконченным с момента выполнения действий, связанных с экспортом указанных предметов — с момента ввоза предметов в зону таможенного контроля предметов, ранее прошедших экспортный контроль с нарушением установленных правил, и оформления соответствующих таможенных документов на вывоз этих предметов из России еще до пересечения таможенной границы РФ. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что незаконно вывозит из Российской Федерации технологии, научно-техническую информацию, в том числе исключительные права на них. сырье, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники или оказывает услуги военно-технического характера, и желает совершить эти действия. Мотивы и цели могут быть различными, но чаще всего корыстными. Субъект преступления — специальный: лица, наделенные правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность. Это руководители юридического лица (государственных и коммерческих организаций), осуществляющих внешнеторговую деятельность в области военно-технического сотрудничества. Данные организации должны быть созданы в соответствии с законодательством РФ, иметь постоянное место нахождения на территории РФ. Субъектом преступления может быть также физическое лицо, постоянно проживающее на территории России и зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (примечание к ст. 189 УК). Часть 2 ст. 189 УК предусматривает ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, понятие которой содержится в ч. 2 ст. 35 УК. Часть 3 ст. 189 УК включает два особо отягчающих обстоятельства: а) совершение преступления организованной группой V 310 (см. ч. 3 ст. 35 УК) и б) в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технологической информации, работ (услуг), которые заведомо для виновного могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки. Экспорт перечисленных в ч. 3 ст. 189 УК предметов в нарушение установленных правил контроля представляет особую опасность, поскольку нарушает нормы международного права и создает угрозу миру и безопасности человечества. При характеристике признаков преступления, предусмотренного ст. 189 УК, следует отличать данное преступление от контрабанды и государственной измены, когда предметы преступлений номинально совпадают. Преступления различаются по признакам объективной стороны. При контрабанде (ст. 188 УК) происходит незаконное перемещение через таможенную границу указанных предметов; при совершении преступления, предусмотренного ст. 189 УК, предметы перемещаются на законных основаниях, при соблюдении правил таможенного контроля. Экспорт указанных предметов признается незаконным в связи с тем, что при выдаче лицензии на осуществление внешнеэкономической деятельности экспортный контроль был проведен с нарушениями, который проводится не таможенными органами, а специально уполномоченным государственным органом исполнительной власти РФ. При отграничении преступления от государственной измены (ст. 275 УК) следует исходить из того, что указанные предметы не содержат сведений, составляющих государственную тайну, но могут быть «иными сведениями» при шпионаже как одной из форм государственной измены. В этом случае заказчиком и адресатом, которому передаются несекретные технологии и другие предметы, является только иностранная разведка. При совершении же преступления, предусмотренного ст. 189 УК, указанные предметы передаются иностранной организации, коммерческой или научной. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК). Предметом преступления, предусмотренного ст. 190 УК, являются предметы художественного, исторического ЗГ1 и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран. Положение «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», утв. Указом Президента РФ от 30.11.92 № 14871, относит к таким предметам объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства, находящиеся в любой форме собственности. Объекты, внесенные в государственный реестр особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, являются исключительно федеральной собственностью. Другие объекты могут находиться в государственной собственности субъектов Федерации, в собственности муниципального образования, любого физического или юридического лица2. Предметами художественного достояния народов РФ и зарубежных стран, в соответствии с Законом РФ от 15.04.93 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (ст. 6 и 7)3 признаются движимые предметы материального мира; находящиеся на территории РФ: картины и рисунки ручной работы, иконы, гравюры, литографии, произведения декоративно-прикладного искусства (изделия из стекла, керамики, дерева, металла), памятники (или их фрагменты), старинные книги и рукописи, архивы, почтовые марки, старинные монеты, ордена, медали и другие движимые предметы. Предметы исторического достояния — это исторические ценности, связанные с развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей. Предметами археологического достояния закон считает предметы и фрагменты, полученные в результате раскопок. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» с изм. на 27.02.20034 1 САППРФ. 1992. №23 Ст. 1961. 2 В связи с этим не представляется убедительным мнение по поводу объекта данного преступления, который определяется как монополия государства на владение и распоряжение предметами художественного, исторического и археологического достояния народов РФ (см: Уголовное право России Особенная часть: УчебникПод ред. АИ Рарога М, 1997 С. 196 3 ВВС РФ. 1993. № 20. Ст 718 4СЗРФ 2002 №26 Ст. 2519, 2003 №9 Ст. 805. 312 определяет в качестве объектов культурного наследия народов Российской Федерации недвижимое имущество со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры, представляющими собой ценность с точки зрения истории и культуры. В Российской Федерации ведется единый государственный реестр культурного наследия как единая информационная система, включающая банк данных. Каждому объекту присваивается номер, определяется категория историко-культурного наследия, собственнику выдается паспорт конкретного объекта (ст. 15, 20, 21 Федерального закона от 25.06.2002). Некоторые особо ценные объекты включаются в Список всемирного наследия, установленный в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия Комитетом всемирного наследия при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — невозвращением в установленный срок указанных в законе предметов, вывоз которых запрещен. Федеральный закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» допускает вывоз предметов культурного наследия только на время и устанавливает порядок их возврата (ст. 9 и 10). Временный вывоз культурных ценностей означает их перемещение через таможенную границу РФ, с согласия Министерства культуры РФ, Государственной архивной службы РФ, Федеральной службы по сохранению культурных ценностей, Таможенного государственного комитета РФ и других органов исполнительной власти РФ, на территорию иностранного государства в целях проведения выставок, реставрационных или научно-исследовательских работ, с обязательным их возвращением в срок, установленный договором. Договор заключается между Федеральной службой по сохранности культурных ценностей и представителями музеев, архивов, библиотек или частными лицами. Обязательному возврату подлежат особо ценные объекты, внесенные в охранные списки и реестры, независимо от времени их создания, культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, а также другие объекты, созданные более 100 лет назад. Временный вывоз осуществляется на основании свидетельства на право временного вывоза. Невозвращение культурных ценностей означает их вывоз на законных основаниях и оставление данных предметов на территории иностранного государства после окончания обусловленного договором срока, при отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих их возврату (военные действия, стихийные бедствия и другие причины). Состав по конструкции формальный. Преступление признается оконченным по истечении срока, обязательного для возврата вывезенных культурных ценностей при наличии реальных условий для их возврата. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что не выполняет обязанность по возвращению культурных ценностей, хотя имеет такую возможность, и желает не возвращать данные предметы в срок на территорию РФ. Субъектом преступления может быть любое частное лицо, не моложе 16 лет, или руководитель организации, ответственные за возвращение указанных ценностей. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК). Дополнительным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 193 УК, является установленный в Российской Федерации порядок обращения валютных ценностей (валютный режим). Предметом преступления являются средства в иностранной валюте. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»1 относит к иностранной валюте: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах (п. 2 ст. 1). 1 РГ, 2003, 17 декабря (№ 253) Федеральный закон от 10 12.2003 вступает в силу через 6 месяцев после опубликования Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — невозвращением из-за границы средств в иностранной валюте. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет в качестве одной из целей деятельности Банка России защиту и обеспечение устойчивости рубля как единственного законного средства наличного платежа на территории России. Для реализации этой цели Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, в том числе организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством страны (ст. 4 и 54 Закона). Одним из инструментов и методов проведения денежно-кредитной политики является валютная интервенция, которая понимается как купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег (ст. 35 и 41 Закона). Предприятия (организации)-резиденты, независимо от формы собственности, заключившие договор (контракт) на экспорт товаров, обязаны, в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» и нормативными актами Центрального банка РФ, обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров и результатов интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ, которые определяются Центральным банком РФ при выдаче паспорта на проведение сделки. Иметь валютные счета в иностранных банках можно только с разрешения Центрального банка РФ. Закон предусматривает продажу части валютной выручки (30%) на внутреннем валютном рынке Российской Федерации по рыночному курсу рубля (ст. 21 Закона). Перечисление валютной выручки должно состояться в течение 7 рабочих дней после совершения сделки, окончания работ или выполнения услуг. На некоторые виды работ и услуг установлен более продолжительный срок. Неперечисление в течение установленного срока означает невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Обязательным признаком объективной стороны является крупный размер невозвращенной суммы. Понятие крупного размера дано в примечании к ст. 193 УК. Таким размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 млн руб. Состав преступления по конструкции формальный. Преступление признается оконченным с момента истечения срока, в течение которого сумма валютной выручки должна быть перечислена в уполномоченный банк, если срок не был пропущен по объективной причине. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что не возвращает валютную выручку в крупном размере на территорию РФ в установленный ■ срок, и желает действовать таким образом. Мотивы и цели могут быть различными, они не влияют на квалификацию. Чаще всего мотивы бывают корыстные, но могут быть связаны и с другими причинами: личным интересом или интересами предприятия. Субъект преступления — специальный: руководитель организации. Им может быть должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или другой организации, которое уполномочено на подписание финансовых и банковских документов. Следует иметь в виду, что при привлечении данных лиц к уголовной ответственности за невозвращение средств в иностранной валюте их деяния должны квалифицироваться по совокупности преступлений по ст. 193 и 199 УК — за неуплату налогов и сборов. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК). Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 193 УК, заключается в нарушении установленного порядка таможенного контроля при пересечении таможенной границы, а также в уклонении гражданином от выполнения конституционной обязанности платить налоги и различные сборы (ст. 57 Конституции РФ). Следует заметить, что в науке уголовного права нет единства взглядов по вопросу о непосредственном объекте рассматриваемого преступления. Большинство авторов высказываются в 11 - 9117 Иногамова 316 пользу финансовых интересов государства как объекте преступления1. Другие относят данное преступление к группе деяний, посягающих на отношения в сфере таможенного регулирования2. Представляется, что более правильную позицию занимают те ученые, которые усматривают два непосредственных объекта: отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и финансовые интересы государства3. Таким образом, непосредственным объектом преступления являются отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля. Дополнительным непосредственным объектом — финансовые отношения в сфере формирования государственного бюджета. При пересечении таможенной границы любыми способами, в том числе при пересылке в международных почтовых отправлениях, использовании трубопровода и линий электропередач, законом страны предусматривается уплата таможенных платежей. Уклонение от этой обязанности нарушает установленный порядок внешнеэкономической деятельности государства. Важным источником формирования государственного бюджета являются поступления в государственную казну от налогов и сборов с организаций и граждан. Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня (федеральный, субъекта Российской Федерации, местный) или во внебюджетный фонд налогоплательщиками в порядке, определяемом законом. Таможенные платежи составляют 25% от всех поступлений в государственный бюджет. Плательщиками являются физические и юридические лица. Предмет преступления — таможенные платежи, которые в соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса РФ, включают: 1) таможенную пошлину (ввозную и вывозную); 2) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе: 3) акцизы, взимаемые при 1 См Российское уголовное право. Особенная часть Учебник Под ред. М П Журавлева и СИ Никулина. М., 1998 С 201: Уголовное право РФ. Особенная часть Учебник Под ред. Г.Н. Борзенкова и B.C. Комиссарова М. 1997 С 290 2 См., например: Уголовное право РФ Особенная часть. Учебник Под ред. Б В. Здравомыслова М, 1999. С 225. 3 См.. Волженкин Б.В Указ соч С. 201, 202 ввозе; 4) сборы за выдачу лицензии (или ее возобновление) таможенными органами; 5) сборы за выдачу квалификационного аттестата (или его возобновление) специалиста по таможенному оформлению; 6) таможенные сборы за таможенное оформление; 7) сборы за хранение товаров; 8) сборы за таможенное сопровождение; 9) плата за информирование и консультирование; 10) плата за принятие предварительного решения; 11) плата за участие в таможенных аукционах. Таможенная пошлина взимается в соответствии с Законом РФ от 21.05.93 № 5OO3-I «О таможенном тарифе» с изм. на 08.12.20031 за перемещение товаров через таможенную границу и является обязательным условием ввоза и вывоза товаров. Таможенный тариф является инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров при взаимосвязи с мировым рынком. Он представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, которые систематизированы в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Налог на добавленную стоимость применяется в соответствии со ст. 143 и 146 Таможенного кодекса РФ к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ. Акцизы установлены ст. 181 НК РФ на некоторые ввозимые товары: спирт этиловый, спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, автомобили, бензин и некоторые виды минерального сырья. Остальные сборы и платы связаны с таможенным оформлением и оказанием разного рода услуг. Кроме того, могут быть установлены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины при ввозе предметов в целях защиты экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли (ст. 27 Закона от 08.12.2003 и ст. 318 Таможенного кодекса РФ). Порядок применения антидемпинговых пошлин регулируется Федеральным законом от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»2. 1 ВВС РФ 1993. № 23. Ст. 821; РГ, 2003, 16 декабря (№ 252) 2 РГ, 2003, 17 декабря (№ 253) 318 Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — неуплатой таможенных платежей в крупном размере. При пересечении таможенной границы товарами и другими предметами любыми способами законы и подзаконные акты Российской Федерации предусматривают обязательную уплату таможенных платежей в определенные сроки. Уклонение от этой обязанности образует признаки объективной стороны анализируемого преступления. Порядок взимания и размеры таможенных платежей установлены нормами разд. III Таможенного кодекса РФ. Ставки таможенных пошлин определяются Правительством РФ. Оплата производится в наличной и безналичной форме, в валюте РФ или в иностранной валюте, по усмотрению плательщика. Таможенные платежи принимаются таможенными органами РФ, при международных отправлениях — государственным предприятием связи, которое в дальнейшем перечисляет их на счета таможенного органа РФ. Таможенные платежи подлежат уплате до принятия таможенной декларации. В том случае, когда товары перемещаются не для коммерческих целей, то уплата производится одновременно с принятием таможенной декларации. В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей, но не более чем на два месяца со дня подачи таможенной декларации. Закон предусматривает предоставление льгот или полное освобождение от уплаты таможенной пошлины. Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется физическим лицам, если стоимость товаров, ввозимых на территорию РФ для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не превышает 65 тыс. руб., а также транспортных средств, если их стоимость свыше 65 тыс. руб., но не более 650 тыс. руб. (ст. 282 Таможенного кодекса РФ). Способы уклонения могут быть различными. Например, занижение таможенной стоимости перемещаемых товаров, сокрытие товаров, представление недостоверных сведений о таможенном режиме, о стране, из которой импортируется товар, о льготах и т.д.1 Понятие крупного размера дано в примечании к ст. 194 1 БВСРФ 1998 №6 С. 13-15, №8 С. 3 УК — сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 500 тыс. руб. НеуЯлата таможенных платежей на меньшую сумму будет считаться административным правонарушением (ст. 16.22 КоАП РФ). Состав по конструкции формальный. Преступление признается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого. Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное уплатить таможенные платежи. Часть 2 ст. 194 УК содержит два квалифицирующих признака: а) деяние, предусмотренное ч. 1, совершенное группой лиц по предварительному сговору; б) деяние совершенное в особо крупном размере. Понятие группы лиц с предварительным сговором дается в ч. 2 ст. 35 УК. При этом следует иметь в виду, что в группу могут входить и другие лица, не являющиеся декларантами. Особо крупным размером следует считать, если сумма неуплаченных платежей превышает 1 млн 500 тыс. руб. (примечание к ст. 194 УК).
Глава IX. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях Видовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, являются интересы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями, а также нормальная деятельность частных нотариусов, аудиторов, частных охранных и детективных служб. Исходя из непосредственного объекта преступлений, предусмотренных гл. 23 УК, их можно разделить на две группы: 1) общие составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. 201, 204); 2) специальные составы преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. 202, 203).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|