Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Роль Рогожина в раскрытии образа князя Мышкина




Цель: понять, виновен ли князь в грехе Рогожина.

Методические приемы: беседа.

 

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопросам домашнего задания.

II. Слово учителя.

Для того чтобы лучше понять образ князя Мышкина, надо сопоставить его с другими персонажами.

Так, мы на уроке постараемся разобраться, какую роль сыграл Парфен Рогожин в раскрытии характера Мышкина.

Общепризнано, что в «Идиоте» Достоевский изобразил процесс мощной капитализации России в семидесятые годы прошлого столетия. Давайте посмотрим на это несколько иначе: мир, противостоящий Настасье Филипповне и князю Мышкину, есть мир Молоха, мир чистого идолопоклонства, мир, в котором обожествлено вещественное, материальное.

Конечно, абсолютное поклонение деньгам Гани Иволгина связано с тем, что происходило тогда в русской жизни, но ведь для Достоевского, помимо социально-политического уровня, был от крыт и совершенно иной уровень охвата действительности.

Ганя Иволгин, с его беспрекословным поклонением золотому тельцу, несет на себе отпечаток мира языческого, антихристианского, антидуховного. И когда Настасья Филипповна бросает в огонь пачку ассигнаций и призывает Ганю ползти за ней, то это именно вызов побеждающему язычеству, это отказ жить по законам антихристианского мира.

Один только Рогожин отказался от служения золотому тельцу, но это фактически ничего не изменило. Его предки с неистовым остервенением поклонялись деньгам, он же с не меньшим остервенением поклоняется Настасье Филипповне. Никаких кардинальных сдвигов не произошло. Поменялся объект, а сам Рогожин остался тем же. Это очень точно почувствовал князь Мышкин: «Чего я усмехнулся? А мне на мысль пришло, что если бы не было с тобой этой напасти, не приключилась бы эта любовь, так ты, пожалуй, точь-в-точь как твой отец бы стал, да и в весьма скором времени. Засел бы молча один в этом доме с женой, послушною и бессловесною, с редким и строгим словом, ни одному человеку не веря, да и не нуждаясь в этом совсем и только деньги молча и сумрачно наживая».

Рогожин может поклоняться идолу — и может вдруг сокрушить его, — другого не дано.

Рогожин не в состоянии покончить с язычеством в себе, не в состоянии относиться к другим по-христиански, хотя и очень хочет этого. Хотя Рогожин не может переделать своей языческой природы, он, в отличие от остальных действующих лиц романа, хотя бы хочет другого; он потому и меняется с князем Мышкиным крестами, чтобы чрез эту крайнюю меру предохранить себя от убийства, чтобы не поднять руку на князя. Этот ритуальный обмен не спасает.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных