Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Архитектура и изобразительное искусство




При наличии примитивных орудий труда египтянин создал культ великого человека, воплощая идею беспредельного могущества своих правителей в двух основных типах архитектурных сооружений: гробниц и храмов.

Существовали две разновидности гробниц: надземные сооружения (пирамиды IY династии) и гробницы, вырубленные в скалах (период Нового Царства). Для эпохи Среднего царства характерен промежуточный тип таких сооружений, сочетающих надземную невысокую пирамиду и подземные помещения.

Исходной формой для возведения пирамид являлась мастаба, именуемая «первой ступенью» пирамид. Она представляла собой гробницу в виде скамьи или бруса с наклоненными к центру стенами.

Для основателя III династии фараона Джосера была впервые построена ступенчатая пирамида высотой 60 метров. Ее ступени как бы изображали символическую лестницу на небо, по которой царь поднимается к звездам. Эта лестница, напоминающая шесть поставленных друг на друга уменьшающихся мастаб, была творением вельможи и архитектора Имхотепа, и именно с нее началась «эпоха пирамид».

Заполнение пустот между ступенями пирамид привело к появлению пирамид классического типа, прямые и ровные стороны которых представляли собой как бы застывший поток солнечных лучей, в котором фараон может подняться к своему отцу Ра.

Самыми большими пирамидами являются усыпальницы царей IY династии Хуфу (Хеопса) - ее высота 146,6 м; длина стороны 233 м; площадь основания 54 тыс. кв.м, и Хафра (Хефрена) - ее высота 140 м; длина одной стороны 220 м). После возведения этих исполинов высота последующих пирамид резко падает. Складывались эти архитектурные гиганты из блоков известняка весом в 2,5 тонны и более. На сооружение одной усыпальницы требовалось более 2 миллионов блоков! Время постройки составляло 20 - 30 лет, и можно представить, какие огромные жертвы нес простой люд в процессе строительства. Но прочность и качество этих сооружений удивительны, ведь за 47 веков древние пирамиды получили лишь незначительные повреждения. Пирамиды в Гизе названы одним из семи чудес света.

Со временем царские усыпальницы стали высекаться в скалах. Самой монументальной скальной гробницей является гробница Сети I, представляющая собой настоящий подземный дворец с сотнями помещений, украшенных великолепными росписями и рельефами.

Другой архитектурной формой, активно разрабатываемой египетскими зодчими, являются храмы - жилища богов. До нас дошли развалины храмов в честь Амон-Ра в Карнаке и Луксоре (г. Фивы). В стройном чередовании колонн с капителями в виде цветка лотоса или папируса храм как бы разворачивался по горизонтали, перекликаясь с гладким пейзажем долины без начала и конца, создавая впечатление вечности. Храмы в Луксоре и Карнаке - это сложные комплексы помещений, огромных дворов, аллей, переходов, колоссальных размеров статуй, сфинксов, обелисков, пилонов. Только в большом колонном зале карнакского храма находилось 134 колонны, на верхней площадке только одной из них могли уместиться около 100 человек.

Особым типом храмового зодчества являются скальные храмы. Одним из самых известных, вырубленных в толще скалы, был заупокойный храм Рамсеса II в Абу - Симбеле (глубина внутри скалы - 55 м).

Что являлось причиной для создания столь трудоемких, гигантских, экономически обременительных для государства каменных сооружений?

С одной стороны, переход к рабовладельческой формации был отмечен гигантским переворотом в сознании человека, и шаг от варварства к цивилизации, безусловно, раскрепостил его творческие силы, которые стали направляться на постройку городов, архитектурных сооружений, ирригационных систем, на познание окружающего мира, развитие науки.

В то же время появившееся после распада родового строя порабощение воздвигло стройную иерархию власти, вершиной которой стал фараон и его ближайшее окружение: вельможи и жрецы. Полное подчинение населения силе правящего класса, страх перед верховной властью, обожествление правителей - черты древнеегипетской государственности, во славу которой создавалось искусство, главной сутью которого являлось утверждение идей власти в поражающих воображение формах. Отсюда и характер древнеегипетской архитектуры - мощный, выразительный, завершенный, направленный на отрицание смерти.

Скульптура развивалась в тесной связи с архитектурой и являлась органической частью храмов и дворцов. Основными образцами для работы скульпторов являлись образы царствующих фараонов, их вельмож и, конечно же, многочисленных божеств. Скульптура тяготела к монументальным гигантским формам, хотя мелкая скульптурная пластика представлена также довольно широко (например «ушебти» или детские игрушки). Начиная с эпохи Среднего Царства, мастера придают своим творениям все большую индивидуальность. В Тэль-Амарне были открыты мастерские, где создавались портреты по гипсовым маскам, снятым с живых и мертвых. Таков скульптурный портрет Нефертити, который сейчас хранится в Берлинском музее и признан самым восхитительным из всех женских изображений.

Наряду с круглой скульптурой, гробницы и храмы были богато украшены искусными росписями и рельефами. Росписи имели религиозное значение, ибо египтяне верили, что умершие могут участвовать в сценах, изображенных в росписях. Мир древнеегипетской живописи - упорядоченный и рационально организованный, весьма разнообразный по содержанию (от картин повседневной жизни до изображения живой природы).

Начиная с эпохи фараона Нармера прослеживается геометрически выверенное распределение изображений на плоскости. Знаменитая «плита фараона Нармера» - объединителя Верхнего и Нижнего Египта под властью I династии и основателя новой столицы в г. Мемфисе - хранится теперь в Каирском музее. Рельефы плиты - рассказ о величии фараона и его победе над северянами. Рельефные изображения распределены на плоскости логично и равномерно, как бы «лентами» или строками на листе. Художник добился полноты образа в согласии со всей композицией. В отличие от искусства палеолита, где нет еще опоры и упорядоченности, эта плита могла служить отправной точкой в рождении древнеегипетского художественного стиля, определяя его основные каноны:

1) Воплощение идеи беспредельного могущества фараона как земного бога.

2) Изображение фигур людей в соответствии со строгими правилами - лицо в профиль, глаза в фас, плечи во фронтальной проекции, грудь в фас, туловище в 3/4, ноги в профиль.

3) Размеры человеческой фигуры всегда соответствовали социальному положению изображенного и не зависели от законов перспективы (например, фигура фараона - большая, раба - маленькая).

4) Художественное пространство рационально упорядочено и организовано вокруг ясно обозначенного центра композиции.

5) Линия в изображениях выразительна и закончена, а сами изображения являются как бы застывшими раз и навсегда.

 

Язык. Письменность. Литература.

Разговорный и литературный язык древних египтян менялся на протяжении почти 4 тыс. лет и прошел пять стадий развития. Однако в эпоху Нового Царства египетский язык стал мертвым. В III веке до н.э. ему на смену пришел коптский язык, который позже был вытеснен языком арабов-завоевателей.

Для фиксации явлений жизни египтяне создали сложную систему письменности, которая зародилась в конце IY тыс. до н.э. Ее исходной основой являлось рисунчатое письмо - пиктография. Позднее пиктограммы становились все более и более стилизованными и постепенно приобрели вид символов, которых к середине II тысячелетия насчитывалось около 700. Эти знаки получили название иероглифов, что в переводе с греческого означает «священные письмена», египтяне же считали их «божественной речью», дарованной им Тотом - богом Мудрости.

Иероглифы наносились на камень, кожу и дерево. Знаки письма либо врезывались в камень (стены храмов, гробниц, саркофагов, плиты, обелиски, статуи и т.д.), либо высекались on relief, либо, наконец, просто изображались на нем чернилами и красками. Материалом для письма служили также и остраконы (греч. «черепки») – более или менее плоские обломки известняка или глиняные черепки. На них писали краткие деловые документы, выдержки из литературных текстов и т.п. Текстов, написанных на коже, сохранилось мало, и все они датируются временем Нового царства.

Египетская система письма – древнейшая в мире. Как и вся египетская культура, письмо возникло вполне самостоятельно. Термин «иероглифы» взят у Клемента Александрийского (II – III вв.), которым этот автор называл знаки, высеченные или написанные на камне. Иероглифическое письмо состоит из знаков, изображающих предметы – одушевленные или неодушевленные. Начертание отдельных знаков менялось в разные времена и отчасти зависело от вкуса, умения и склонностей писца, что в первую очередь относится к скорописному письму.

Эти знаки наглядно отражают природу страны и быт народа. Изучение их с этой точки зрения представляет большой интерес и значительно обогащает наши сведения о многих сторонах жизни Древнего Египта. Египетские художники-писцы стремились, когда это только было возможно, реалистически воспроизвести то существо или тот предмет, которые изображал иероглифический знак. Они делали это настолько мастерски, что по знакам, изображающим животных (млекопитающих, пресмыкающихся, рыб, птиц и т.д.) ученым удалось в значительной степени восстановить облик древнеегипетской фауны.

Огромным вкладом в мировую культуру явилось изобретение писчего материала, известного под названием папирус. С его изобретением стало возможным широкое распространение текстов, оказавшее огромное влияние на расцвет науки и культуры уже в античном мире. С использованием папируса в качестве мягкого материала для письма происходила постепенная деформация иероглифов, что привело к появлению иератики, которую можно сравнить с рукописным письмом. В YIII веке до н.э. возник еще более упрощенный вид письма, в котором отдельные значки стали писаться слитно, что ускорило процесс написания, а само письмо получило название демотического.

Что касается направления письма, то строки могли располагаться горизонтально (справа налево и наоборот) или же вертикально (сверху вниз). Определить направление письма нетрудно: если головы людей и животных обращены направо, то текст читается справа налево, и наоборот. Направление строк подчинялось стремлению писцов и художников расположить текст на поверхности стены, колонны и т.д. симметрично – вокруг изображений или архитектурных деталей, как этого требовали эстетические каноны.

Благодаря письменности нам знакома древнеегипетская литература, особенностью которой являлось непрерывное преемственное совершенствование первоначально найденных жанров и художественных приемов. Уже во времена Древнего Царства наметились зачатки жанров: сказки, дидактические поучения («Речение Нефертити»), биографии вельмож, религиозные тексты, («Миф о страданиях Осириса»), поэтические произведения («Песнь арфиста»), литературная проза («Рассказ Синухета»), философские опусы («Беседа разочарованного со своей душой»). Неожиданные сравнения, звучные метафоры, глубокая символика делают египетскую литературу одним из интереснейших явлений мировой литературы.

В 1779 г. в Египте, близ г. Розетта, во время земляных работ военным французским инженером была найдена плита из темного базальта, на которой были начертаны три надписи в разных системах письма: египетскими иероглифами, неизвестным письмом и греческими буквами на греческом языке. Из последней было совершенно ясно, что его содержание полностью соответствовало иероглифическому и другому тексту, иначе говоря, греческий текст был переводом двух других, сообщавших о постановлениях египетских жрецов в честь Птоломея Y Епифана 196 г. до н.э. Этот двуязычный текст, названный Розеттским камнем, вызвал сенсацию в научном мире.

К исследованию второго текста Розеттского камня обращалось множество ученых. И только молодой французский ученый Франсуа Шампольон сумел решить задачу его дешифровки. Гениально, со строгой скрупулезностью критика отобрал он из всех наблюдений, сделанных до него, все то, что было логичным и убедительным, решительно отбросив заблуждения и домыслы.

Ф. Шампольон знал, что в иероглифических текстах имена царей заключены в картуши и что на Розеттском камне упоминается имя Птоломея. То же имя, как и имя Клеопатры, жены Птоломея, было зафиксировано в одном демотическом папирусе. Таким образом, исследователь обратился к картушам, содержащим имена царей. Имена Птоломея и Клеопатры имеют общие согласные п, т, л. Следовательно, в обоих картушах должны были повторяться одни и те же знаки, причем не произвольно, а на определенных местах. Так были установлены фонетические значения иероглифов, обозначавших фонемы.

В конце концов выяснилось, что древнеегипетская система письма отличалась большой сложностью. Иероглиф мог обозначать предмет, понятие, звук (чаще всего согласный, но иногда и полугласный); наконец, существовали специальные знаки – детерминативы (определители), - указывающие на то, какое именно значение следует иметь в виду.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных