Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культура Древневавилонского царства




Держава, созданная Саргоном I, была завоевана кочевниками-амореями около двухтысячного года до н.э. Амориты победили Шумеро-Аккадское царство и создали государство с центром в Вавилоне.

Время первого усиления Вавилона в период с 1800 до 1700 года до н.э. историки назвали «древневавилонским». Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Название города - Баб-Илу («Ворота бога») - говорило о его святости и особом покровительстве богов.

Верховному Вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, ему приносили богатые дары. Жители Древнего Вавилона считали: человек создан для того, чтобы своими жертвоприношениями служить богам. Роли человека в мире отводилось совсем незначительное место, он ощущал себя низшим существом, участь которого определена раз и навсегда. Жизнь рассматривалась как недолгое пребывание в мире, к которой после смерти вернуться уже невозможно. Трагическое противоречие между богатым духовным обликом народа и его понятием о назначении человека не смогли разрешить ни шумеро-аккадцы, ни вавилоняне.

Представление вавилонян о мире и человеке нашло отражение в мифах, эпических поэмах, гимнах богам. Одним из центральных в древневавилонской мифологии был миф о сотворении мира «Энума элиш» («Когда вверху»), который представлял собой культовый космогонический эпос. В основу этой поэмы положена мысль о том, что бог весеннего солнца и его силы Мардук, начало порядка, света и добра, побеждает темные силы злого хаоса - чудовище Тиамат - и создает из него весь мир. Позднее этот миф целиком был заимствован ассирийцами. Интересны также мифологические поэмы «об Агушайя», где отражена борьба культов трех богинь, «об Адапе», пронизанная мыслью о вечной жизни и о стремлении к бессмертию, «Нисхождение Иштар», где развивается все та же тема жизни и смерти.

В памятниках архитектуры и скульптуры ощущается влияние шумеро-аккадской культуры. В Вавилоне возводили типичные для древней Месопотамии зиккураты. Монументальная скульптура была несколько грубовата, люди изображались в застывших позах, их движения несколько схематизированы, но лица весьма выразительны и передают черты портретного сходства.

В начале возникновения Вавилонское царство не играло особой роли, однако в период правления шестого царя Вавилона - Хаммурапи - происходит мощное усиление государства. Хаммурапи расширил территорию Вавилона, захватив основную часть Междуречья и став повелителем огромного по тогдашним меркам государства. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников и объединить их земли. Чтобы огромное государство не распалось на отдельные области, мудрый Хаммурапи создал самый известный на Древнем Востоке сборник законов, названный в последствии «Кодексом Хаммурапи».

 

В 1901 году во время раскопок в Сузах, археологи обнаружили большой базальтовый столб с изображением Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанном клинописью. Во введении к законам говорилось: «...Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей». По словам Хаммурапи, Мардук дает людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом, но через царя!

 

Законы Хаммурапи по содержанию и уровню развития юридической мысли представляли собой выдающийся памятник правовой мысли. В Судебнике принимается принцип вины и злой воли. Например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство, однако телесные повреждения карались по принципу «око за око, зуб за зуб». Некоторые законы регулировали семейно-родственные отношения. Так, законность брака оформлялась путем заключения контракта; прелюбодеяние со стороны жены каралось ее утоплением; отец не имел права лишать сыновей наследства, если те не совершали преступления и т. д.

Однако Хаммурапи так и не удалось создать крепкое государство. В правление его сына, Самсуилуны, Вавилон потерпел ряд серьезных поражений, а в 1595 г. до н.э. старовавилонское царство было уничтожено хеттами и касситами, которые правили Междуречьем около 400 лет и создали Хеттское царство.

Имя царя Хаммурапи до сих пор считается синонимом мудрости и социальной зрелости, ибо он единственный из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона, признав за подданными право самим заботиться о своей жизни и предложил народу образ бога, устанавливающего согласие между людьми. Еще одно неопровержимое завоевание Хаммурапи в политической сфере - это оформление типичной для древнего Востока деспотии. Управление страной было строго централизовано, а вся верховная власть сосредоточена в руках царя, опирающегося на сложный бюрократический аппарат.

Начиная с правления Хаммурапи, Вавилон около 1200 лет являлся культурным и научным центром Передней Азии, но в 689 году до н.э. Вавилон в наказание за мятежи был полностью разрушен ассирийским царем Синаххериба. Быть может, для того, чтобы «восстать из пепла» в еще более ослепительном блеске Нововавилонской державы.

 

Культура Ассирии

Древнейшей родиной ассирийцев была небольшая область в верхнем течении реки Тигр, расположенная в окрестностях городов Ашшур, Ниневия и Арбела.

Возможно, еще с Y тысячелетия до н.э. на территории Ассирии проживали субарейские племена, близкие к хурритам и урартам. В эпоху образования Ассирийского государства субарийские племена смешались с семитскими племенами Аккада, а господствующим языком стал ассирийский язык, входящий в группу семитских языков. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в г. Ашшуре утвердились выходцы из Шумера и Аккада, а к ХХIY- ХХII вв. до н.э. Ашшур стал крупным административным центром.

Своим возвышением Ашшур (в греческой передаче Ассирия) обязан выгодному географическому положению, там пересекались важнейшие морские пути из Малой Азии в Вавилонию. Для удержания в своих руках караванных дорог и захвата новых путей Ассирии надо было иметь сильную военную власть. Поэтому вся история Ассирии представляет собой бесконечную цепочку военных походов, захватнических войн и вторжений в пределы других государств.

Начиная с 800 г. до н.э. ассирийцы провели ряд военных реформ и создали регулярную армию. Войска были хорошо обучены и вооружены. Большая часть войска состояла из пехотинцев, хотя имелись и отряды воинов на боевых колесницах. Военные успехи привели к созданию Новоассирийской империи (около 1000 - 612 гг. до н.э.), которая особенно усилилась в правление Тиглатпаласара III, завоевавшего Дамаск и Финикию. Последующую историю Ассирии принято называть эпохой активных войн.

1. 726 - 722 гг. до н.э. Правление Салманасара и завоевание Израильского царства.

2. 721 - 705 гг. до н.э. Правление Саргона II и покорение гос-ва Урарту.

3. 704 - 681 гг. до н.э. Правление Синаххериба и завоевание Вавилона.

4. 680 - 669 гг. до н.э. Правление Асархадона и захват Мемфиса в Египте.

5. 668 - 627 гг. до н.э. Правление Ашшурбанипала II и победа над Фивами, Вавилоном и Сузами.

На протяжении 100 лет гигантская империя успешно сохраняла свои владения. Ашшурбанипал, последний значительный царь Ассирийской державы, в течение своего правления уже с трудом поддерживал единство и могущество громадного государства, против которого вели борьбу покоренные народы, объединявшиеся в военные союзы. Постоянную опасность для Ассирии представляли многочисленные кочевые племена киммерийцев, мидян и персов. Окончательно не был сокрушен Элам и Урарту, да и Вавилон лелеял мечту о восстановлении своего былого могущества. Вскоре после смерти Ашшурбанипала (626 г до н.э.) объединенные силы Мидии и Вавилона обрушились на Ассирию и разгромили Ассирийскую армию. В 612 году до н.э. пала Ниневия, а в 605 г. до н.э. рухнула вся Ассирийская держава.

Эти подробнейшие исторические факты были получены в результате археологических открытий, сделанных англичанином французского происхождения Остином Генри Лейярдом, который в 1845 году начал раскопки на холме Нимруд. Именно благодаря этому человеку, страстно любившему Восток, мы знаем об истории Ассирии и Вавилонии, их величии и падении больше, чем вся греко-римская цивилизация, хотя она была ближе к этим временам на два тысячелетия!

Теперь хорошо известно, что ассирийцы заимствовали у древних народов Месопотамии систему клинописи, научные знания и некоторые религиозные представления. Верховным богом ассирийцев был бог Ашшур, другие же ассирийские боги имеют месопотамское происхождение. Астральными ассирийскими богами являлись: Мардук, которого изображали в виде крылатого быка, Набу, изображаемого крылатым человеком, Нергал - в образе крылатого льва и Нинурта - Орла. Космогонический миф о сотворении мира также заимствован у вавилонян и почти полностью повторяет историю появления бога Мардука. Так же, как и шумеры, ассирийцы строили для своих богов зиккураты.

О высоком развитии ассирийской культуры свидетельствует знаменитая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, найденная в развалинах его дворца. Ассирийские писцы собрали в этой библиотеке сокровищницу культурных достижений Древнего Востока, записанных на 30000 глиняных клинописных табличек. Эти надписи представляют собой медицинские трактаты, астрономические наблюдения, разнообразные справочники и словари, литературные произведения, летописи военных походов, научные тексты. Большая часть того, что мы знаем о культуре Междуречья, была получена при изучении этих табличек, извлеченных из руин библиотеки, погибшей при разрушении Ниневии.

Желая увековечить свою славу и могущество, ассирийские цари возводили величественные дворцы и храмы, стены которых выкладывались из глиняного кирпича. Прекрасное представление об архитектуре дают развалины царских дворцов. Огромный дворец Сарбона II в Дур-Шаррукине (Хордсбад) состоял из 210 зал и 30 дворов, расположенных асимметрично. Это гигантское сооружение являлось типичным образцом ассирийского зодчества, представляя собой сплав архитектуры с монументальной скульптурой, художественными рельефами и декоративной орнаментацией. У входа стояли огромные статуи «ламассу», гениев - охранителей царского дворца, изображенных в виде крылатых быков или человеко-львов. Стены украшались рельефными изображениями разнообразных сцен, преимущественно охоты и войны. Великолепно искусство изображения животных в сценах охоты, оно является высшим достижением ассирийского искусства.

Уникальна судьба Ниневии, которая была столицей Ассирии всего около 90 лет, однако название города «не только не было забыто, но на протяжении последующих 25 веков оставалось символом величия и падения, сибаритства и высокой цивилизации, ужасных злодеяний и справедливого возмездия» [14: С. 223]. С именем Ниневии связаны убийства, ужасные кровавые драмы, жестокая тирания правителей. Ниневия достигла колоссального расцвета и являлась настоящим «Римом эпохи цезарей» [14: С.232], до того времени, пока Киаксар - царь Мидийский - не сравнял Ниневию с землей и пылью. Вскоре после падения Ниневии пала и вся Ассирийская держава.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных