Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психофизические основы деятельности водителя




Человек может эффективно работать на машине и выполнять определённую работу, если машина приспособлена к его возможностям. Существует целая (разновидность систем "человек - машина", в которых человеку предъявляются определенные требования, диктуемые спецификой работы этой системы.

Физические и психофизиологические требования к водителям могут быть определены, исходя из анализа модели деятельности водителя (рис.3).

При управлении автомобилем водитель должен постоянно воспринимать большой объем информации о характере и режиме движения всех его участников, о достоянии и параметрах дороги и наличии средств регулирования, о состоянии автомобиля, его узлов и агрегатов.

Эта информация, передаваясь через среду, воспринимается и перерабатывается водителем с помощью физиологических качеств и с учетом знаний ПДД, механики перемещения автомобиля, других закономерностей, в каждом конкретном случае принимается то или иное решение по управлению автомобилем. На процесс восприятия информации, ее переработки и принятия решения оказывают непосредственное влияние так называемые "помехи" (усталость, болезненное стояние, опьянение), а также психические (тип и состояние нервной системы) и личностные (характеризующие человека как личность) качества водителя.

Водитель является главным звеном системы В-А-Д-С, ее оператором. Процессы, выполняемые им при движении автомобиля, типичны для деятельности операторов других сложных систем (дежурный пульта управления энергосистемы, пилот, и т. п.). В основном это операции по приему и переработке поступающей информации, принятие решений, управляющие действия, контроль выполненных действий. Однако деятельность водителя во многом отличается от действий оператора. Для многих операторов основными источниками информации об управляемом объекте являются показания приборов. Водитель в основном получает субъективную информацию путем непосредственного наблюдения за дорожной обстановкой. Информация от приборов для него имеет второстепенное значение. |Характер и объем информации, получаемые водителями, могут быстро меняться.

Сложность деятельности водителя состоит в неопределенности поступающей к нему информации. Он почти никогда не может точно предвидеть поведение других участников движения и развитие дорожной обстановки. На основе этой неопределенной информации водитель должен самостоятельно принимать ответственные решения, как правило, в условиях дефицита времени. Он должен обладать высоким чувством ответственности за жизнь пассажиров и пешеходов, сохранность транспортного средства и грузов.

Итак, водитель, воспринимая большой поток информации (например, в условиях интенсивного городского движения), должен её переработать, произвести (анализ, принять соответствующее решение и на основе принятого решения произвести действие. Весь процесс от восприятия до совершения ответного действия требует определенных затрат времени, у каждого человека это время различно, зависит от его психофизиологических и личностных качеств и составляет от 0,2 до 2 с. Даже у одного и того же человека это время в одних и тех же ситуациях различно и зависит от его настроения, самочувствия, степени усталости; кроме того, все физиологические качества человека значительно изменяются с возрастом. При этом в профессии водителя даже десятые доли секунды могут иметь решающее значение. Так, при скорости 70 км/ч автомобиль за 1 с проходит около 20 м, следовательно за 0,1 с он пройдёт 2 метра. При быстром изменении дорожно-транспортной ситуации водителю зачастую не хватает времени на переработку и анализ информации и он может совершать ошибочные действия в результате следующих причин:

Рис. 3. Модель деятельности водителя

 

- недостатка времени на весь процесс восприятия информации (например, объект обнаружен, однако ДТП предотвратить не удалось, так как не реализованы остальные этапы: переработка информации, анализ и т.д.);

- ошибки в интерпретации исходной информации (псевдоинформация). Например, сигнал указателя поворота автомобиля принят за сигнал торможения;

- ошибки в проведении ситуационного анализа при правильной интерпретации (например, водитель при приближении к перекрёстку решил, что горящий желтый сигнал светофора сменится на зелёный, однако включился красный);

- неверно принятого решения (например, вместо манёвра, единственно необходимого в данной ситуации, водитель принимает решение экстренно тормозить);

- ошибочного действия (например, принято правильное решение провести экстренное торможение, однако водитель ошибочно нажимает на педаль управления подачей топлива, увеличивая тем самым Скорость движения автомобиля).

Необходимо отметить, что ошибочные действия водителя могут стать следствием психического состояния водителя в данный момент.

. Профессия водителя носит ярко выраженный эмоциональный характер и такое качество, как эмоциональная устойчивость, часто предопределяет правильность принимаемых им решений. Между эмоциональным состоянием, нервными психическими процессами, и качеством работы водителя существует определенная связь. При возникновении опасных и особенно аварийных ситуаций под влиянием эмоционального напряжения могут значительно ухудшиться функциональные возможности водителя. Вот почему водителю при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает весь процесс восприятия информации и совершения ответных действий в постоянно меняющейся дорожно-транспортной обстановке. Отклонения в ту или иную сторону от оптимального психического состояния (возбуждение или депрессия) затрудняют процесс восприятия и переработки информации и тем самым увеличивают вероятность ошибочных действий водителя.

Психические свойства людей неодинаковы. На психические свойства человека в большой степени влияют факторы окружающей среды, которые, оказывая воздействия на нервную систему, изменяют глубину и скорость протекания психических процессов.

Если действия водителя, совершившего ДТП, могут быть квалифицированы как неосторожные или легкомысленные, то причину этих действий, прежде всего, следует искать в самой личности водителя с её переживаниями, жизненными потребностями, конфликтами, радостями и огорчениями. Это закономерно. Заботы, неприятности, обиды не оставляют водителя, когда он садится за руль. Как показывают исследования, водители, систематически нарушающие ПДД и попадающие в ДТП, в большинстве своем люди эгоистичные, легкомысленные, часто нарушающие нормы общественной жизни. Напротив, водители, работающие без аварий, - высокодисциплинированные, уравновешенные, находчивые люди, любящие свою профессию, имеющие более широкий кругозор.

Профессиональная деятельность водителей в определённой степени формирует характер человека. Необходимость принятия решений в сложных дорожных условиях при дефиците времени развивает у водителей волевые качества, инициативу, ответственность, настойчивость и т.д.

Далеко не каждый человек может успешно овладеть профессией водителя. Необходима система профессионального отбора водителей. Такая система в стране действует и закреплена приказом Минздравмедпрома РФ от 14.03.96 г. № 90. Однако принятая в стране система периодических медицинских освидетельствований водителей не достаточно эффективна, так как в процессе их проведения практически не оцениваются психические и личностные качества, а также такие, важнейшие для профессии водителя физиологические качества человека (см. рис. 3), как скорость реакции, мышление, характеристики внимания, восприятия и др.

По мере того как человек выполняет ту или иную работу, в его организме происходят процессы, которые в определённый момент приводят к снижению работоспособности. Такое состояние, сказывающееся на уровне работоспособности, называется утомлением.

Утомление - это совокупность психофизиологических изменений состояния человека, развивающихся в результате трудовой деятельности и ведущих к временному снижению её эффективности.

Субъективно утомление ощущается как чувство усталости, физиологическая сущность которого заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы.

Утомление - сложное и многообразное явление. Часто оно не прямо оказывает влияние на результат трудовой деятельности. Например, трудовые операции, которые раньше выполнялись легко, без всякого напряжения, автоматически, через несколько часов работы требуют дополнительного усилия, известного напряжения, особого внимания. Результативность труда в этом случае может и не снизиться, но само это усилие, напряжение уже является симптомом утомления.

Другим характерным признаком утомления может служить появление мелких, казалось бы незначительных, ошибочных действий. В некоторых профессиях эти ошибки не играют особой роли и могут не нарушать хода производственного процесса. Однако имеется такие виды трудовой деятельности, в которых "маленьких" ошибок, в которых каждое неправильное действие приводит к весьма серьёзным последствиям. Это положение полностью относится к водительской профессии.

В результате утомления водитель теряет готовность к экстренному действию, т.е. происходит снижение его бдительности. Это, в свою очередь, значительно повышает вероятность дорожно-транспортного происшествия.

Работа в ночное время нарушает выработанный в ходе длительного биологического развития определённый ритм активности и отдыха человека, приуроченный к смене дня и ночи. Всякое нарушение этого ритма является существенной нагрузкой на организм. Кроме того, в профессии водителя дополнительно оказывают влияние на утомление факторы снижения уровня освещённости дороги ночью, что приводит к напряжению зрения. Количество видимых объектов резко уменьшается из-за темноты, и это усиливает монотонность движения.

Известно, что монотонность сама по себе является фактором утомления, приводящим к сонливости. Для работы водителя характерно однообразие рабочих движений с умеренной физической нагрузкой при вынужденной малоподвижной позе. При длительном движении, помимо зрительных и слуховых монотонных воздействий, на водителя оказывает влияние постоянная монотонная вибрация, которая создаёт ситуацию укачивания. Не способствует повышению бодрости и высокий тепловой режим кабины водителя.

К этому комплексу факторов, влияющих на уро­вень работоспособности, нередко добавляется плохая организация труда водителя, когда неверно составленный график работы не даёт возможности полностью отдохнуть перед поездкой, в процессе или после неё.

Основным средством предупреждения утомления остаётся правильная организация режима труда и отдыха водителя.

Всё сказанное говорит о степени влияния психофизиологических качеств водителя на его действия и необходимости поддержания их в оптимальном состоянии. Эти вопросы должны постоянно находиться в поле зрения руководящего состава предприятия.

5.2. Обеспечение надёжности водителя

 

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во-первых, водитель должен работать эффективно, т.е., используя эксплуатационные свойства автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во-вторых, он не должен нарушать требования безопасности движения, т.е. обязан работать надежно.

Надежность водителя зависит от его профессиональной пригодности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психических и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков.

Могут быть выделены следующие основные на­правления работы по обеспечению надёжности води­телей, поддержанию их профессиональных и психофизиологических качеств, изложенные в документах:

"Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях..." (см. прил. 6) и «Требования по обеспечению безопасности дорожного движения..." (см. прил. 5).

Подбор водительских, кадров. Здесь в первую очередь учитывается:

- наличие водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;

- наличие справки о прохождении медицинского освидетельствования;

- соответствие квалификации, опыта и стажа работы водителя требованиям, установленным для конкретных перевозок. Так к управлению автобусами, "осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трёх последних лет (см. прил. 7), к перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортных средств данной категории не менее трёх лет [10].

Организация стажировки водителей.

Стажировке подлежат:

- лица, впервые направленные на работу в качестве водителя после окончания учёбы;

- водители, переведённые на новый тип ТС;

- водители, переведённые на новый маршрут автобусных перевозок;

- водители, имеющие перерыв в водительской деятельности более одного года;

- водители, назначаемые для работы на горных маршрутах.

Стажировка должна проводиться в реальных условиях движения на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно.

Стажировка осуществляется под руководством водителя-наставника, который подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах на менее 5 лет, легковых и грузовых автомобилей - не менее 3 лет, не допускавших за последние три года нарушений ПДД, не совершивших за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебных заведениях и имеющих свидетельство водителя-наставника, и назначается приказом по предприятию. Водитель-наставник ведёт учет работы стажёра, заполняя стажировочный лист, в котором по завершению стажировки оформляется заключение о допуске стажёра к самостоятельной работе. Результаты стажировки заносятся в лицевую карточку водителя.

Продолжительность стажировки (до одного месяца) зависит от стажа работы водителя, срока перерыва, сложности перевозок и определяется индивидуально для каждого водителя. Водитель, не получивший допуск к самостоятельной работе, переводится с его согласия на другие работы или подлежит увольнению.

Поддержание и контроль состояния здоровья водителей обеспечивается за счёт прохождения периодического медицинского освидетельствования и контроля состояния водителей перед выездом на линию.

Периодические медицинские освидетельствования водителей проводятся лечебно-профилактическими учреждениями по месту их жительства или работы один раз в 3 года. Руководитель предприятия имеет право в случае сомнения в состоянии здоровья водителя направить его на медицинское освидетельствование ранее установленных сроков.

На предприятиях организуются предрейсовые медицинские осмотры водителей, а для водителей автобусов организуются предрейсовые и послерейсовые осмотры. Осмотры проводятся в соответствии с "Инструкцией о проведении предрейсовых осмотров" (прил. 12) медицинским работником или специально подготовленным инструктором по проведению профилактических осмотров водителей. При осмотрах осуществляется сбор анамнеза (опрос- водителя о его состоянии, настроении, жалобах), измерение температуры, артериального давления, частоты пульса, оценка наличия алкоголя в выдыхаемом воздухе. После осмотра в путевом листе ставится штамп о допуске к рейсу и подпись проверяющего. При отклонениях от нормального состояния штамп в путевом листе не ставится, и водитель направляется в лечебно профилактическое учреждение для экспертно-врачебного заключения. Данные о предрейсовом осмотре заносятся в специальный журнал (см. прил. 12).

Соблюдение режима труда и отдыха является важнейшим направлением по обеспечению надёжности водителя. Нормативы устанавливаются трудовым законодательством и "Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей" [прил. 13]. Продолжительность нормального рабочего времени -8 часов в сутки и 40 часов в неделю. В тех случаях, когда по условиям производства не может быть соблюдена ежедневная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учёт рабочего времени, при этом продолжительность работы не должна превышать 10 часов в сутки. В случае, когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать доехать до места отдыха, продолжительность смены может быть увеличе­на до 12 часов.

Суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов. Средняя эксплуатационная скорость автомобиля на междугородных перевозках установлена в настоящее время 49 км/ч, следовательно, максимальное задание, которое можно дать водителю по пробегу автомобиля, не нарушая его режим труда и отдыха, - 490 км за сутки.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, то в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.

В состав рабочего времени водителя включается:

- время управления автомобилем;

- время остановок для кратковременного отдыха;

- подготовительно-заключительное время для вы­полнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию;

- время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя;

- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров;

- время простоев не по вине водителя;

- время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля.

В процессе трудовой деятельности водитель пользуется правом на отдых - это:

- кратковременный перерыв на отдых до 15 минут после трех часов непрерывного управления автомобилем (включается в рабочее время водителя), в дальнейшем такой отдых предоставляется не более чем через каждые 2 часа работы;

- длительный перерыв для отдыха и питания (0,5 - 12 часа) предоставляется не позднее чем через 4 часа после начала работы;

- ежедневный (междусменный) отдых не менее 11 - 12 часов;

- еженедельный отдых (выходные дни продолжительностью не менее 42 часов);

- отдых в праздничные дни;

- ежегодный отпуск.

Информирование водителей. Условно можно выделить два основных направления информирования.

1. Обеспечение водителей необходимой информацией об аварийной обстановке в регионе (городе, районе, области) включает сведения:

- - о наиболее характерных ДТП, обстоятельствах их возникновения;

- о местах концентрации ДТП в регионе, опасных условиях движения и работы на маршруте;

- о нарушениях ПДД и других норм БД. Указанная информация периодически (раз в квартал и непосредственно после тех или иных происшествий) доводится до водителей в форме занятий, бесед, а также с применением средств наглядной агитации (плакатов, схем, информационных листков).

2. Обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения на маршруте перевозок. Данная информация доводится до водителей в форме инструктажей и включает сведения:

- об условиях движения и наличии опасных участков;

- о состоянии погодных условий;

- о режимах движения, организации отдыха и приема пищи;

- о порядке стоянки, охраны транспортных средств;

- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов ГИБДД, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций, мест скопления людей;

- об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов;

- об особенностях перевозки детей;

- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при се­зонных изменениях погодных и дорожных условий;

- об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов;

- об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности водителей по обеспечению БД.

Инструктажи регистрируются в специальном журнале текущих инструктажей. Возможна запись или постановка штампа в путевом листе "Осторожно гололед", "Осторожно туман" и т. п.

Кроме того, на предприятии должны быть организованы вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте (проводятся при приёме водителя на работу и при начале работы на новом месте), а также повторный (проводится не позднее шести месяцев после вводного).

Для водителя автобуса одним из способов представления информации об условиях движения на маршруте является выдача ему перед выездом на линию схемы маршрута с указанием опасных участков и рас­писания движения на маршруте.

Обеспечение условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей осуществляется путём организации ежегодных занятий с водителями по 20-часовой программе (прил. 14). Занятия организуются без отрыва от производства и обязательны для всех водителей. В ходе занятий изучаются основы безопасности управления автомобилем, причины и условия ДТП, особенности управления автомобилем в сложных дорожных условиях, типичные дорожные ситуации повышенной опасности, ответст­венность за нарушение норм и правил, действующих на транспорте.

О прохождении курса занятий и сдаче экзаменов делается отметка в личной карточке водителя. Предприятие имеет право не допускать водителя, не сдавшего зачет, к самостоятельной работе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных