ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
УВЕЛИЧИТЬ, уменьшить
ПОВТОРЕНИЕ Цель занятия Продолжать учить детей определять количественные отношения между числами в пределах 20, делать соответствующую «запись» при помощи цифр и знаков; упражнять в счете по осязанию; закрепить названия дней недели; закрепить названия геометрических фигур. Материалы Для воспитателя: комплект карточек с кружками от 1 до 7, комплект карточек с цифрами от 1 до 7, обручи. Для детей: «Математический набор», набор геометрических фигур разного цвета и величины; по одному яблоку, сшитому из материала желтого, зеленого, красного цветов, внутри каждого яблока фасолины — «семечки». Ход занятия Сидя за столом Воспитатель предлагает детям выложить на столах числовой ряд от 0 до 20. — Выдвиньте два числа семь и восемь, поставьте между ними знак, показывающий отношения «больше или меньше» между ними и прочитайте «запись». Дети читают: «7 < 8». — Какой еще знак можно поставить между этими числами? Поставьте знак и прочитайте «запись». (8 >7.) Воспитатель предлагает детям выдвинуть числа 13 и 17, поставить между ними знак и прочитать «запись». Дети выполняют задание и читают «запись»: «13 < 17». — Поменяйте числа местами, поставьте любой знак между ними и прочитайте «запись». Дети меняют местами карточки и ставят знак, после чего читают «запись»: «17 >13». — У кого такая же «запись»? Кто из вас сделал «запись» по-другому, прочитайте свою «запись». Дети читают «записи». — Выдвиньте любые два числа и поставьте между ними знак. Проверьте друг у друга, все ли правильно сделали «запись». Поиграем «Игра с яблоками» (См. занятие 7.) Усложненный вариант. На полу лежат обручи, в каждом из них —цифра. Играют малой группой. Дети встают возле числа, которое на единицу больше или меньше количества «семечек» в яблоке. Возле каждого обруча должны стоять три ребенка с яблоками разных цветов. Предложите детям проверить, правильно ли они выполнили задание. (Дети обмениваются яблоками и таким образом проверяют друг друга.) Затем воспитатель приносит вазу с яблоками и говорит: «Я купила в магазине вот столько яблок и хочу всех ими угостить. Но яблок мало. Что нужно сделать, чтобы все вы получили одинаковые куски яблока?» Дайте возможность высказаться всем детям. Потом разрежьте яблоки и угостите ребят. Уточните, какую часть получил каждый. «Живая неделя!» (См. занятие 3.) Сидя за столом Воспитатель предлагает детям из геометрических фигур, которые лежат у них на столах, сделать птичку. Дети выполняют задание педагога. Воспитатель задает им вопросы: • какую птичку вы сделали? • что делает эта птичка? • где эту птичку можно увидеть? • сравните, похожи ли ваши птички, чем, если не похожи, то почему? Советы воспитателю В свободное время проверьте знания детей по методике, описанной в конце пособия. Результаты проверки занесите в диагностическую таблицу. ---------------------------- ключевые слова------------------------------ Похожи, непохожи v» у
ПОВТОРЕНИЕ Цель занятия Учить чертить отрезки заданной длины; учить определять числа предыдущее и последующее названному числу; закрепить названия геометрических фигур. Материалы Для воспитателя: мяч, три—четыре обруча, геометрические фигуры. Для детей: такие же геометрические фигуры, как у воспитателя; тетрадь, карандаш, линейка. Ход занятия Работа в тетради Воспитатель предлагает детям открыть тетради и начертить отрезок длиной 8 см. После того, как задание будет выполнено, предложите детям начертить отрезок любой длины. — Какой длины отрезок вы начертили? Как только дети выполнят задание, воспитатель говорит: «Проверьте друг у друга, какой длины получились отрезки». Примечание. Если в тетради две клетки равны одному сантиметру, предложите детям начертить отрезок любой длины по клеткам, а потом сказать, какой длины получился отрезок и как это можно проверить. Поиграем «Найди фигуру» На полу на небольшом расстоянии друг от друга лежат три—четыре обруча. В каждом обруче — геометрическая фигура и цифра. Например, в обруче с прямоугольником — цифра пять, в обруче с ромбом —цифра семь. Правила игры. Дети берут по одной геометрической фигуре и начинают двигаться по комнате. По сигналу каждый должен найти свой «домик». Те дети, у которых прямоугольники, бегут к обручу с прямоугольником, у кого ромбы —к обручу с ромбом. Возле каждого обруча количество детей должно соответствовать цифре. Если играющий прибежал к обручу поздно и оказался «лишним», ему нужно поменять геометрическую фигуру и бежать к другому обручу, где есть «свободное место». Когда дети разбегутся по своим «домикам», воспитатель проверяет, правильно ли они встали, какие фигуры у них в руках и сколько детей у каждого обруча. При повторном проведении игры можно поменять местами фигуры и цифры в обручах. Усложнение игры. Вместо цифры в обруче может лежать определенное количество кружков. «Назови число» Игра проводится в кругу с мячом. Воспитатель спрашивает: — Какое число называется предыдущим (то, которое перед названным) и какое последующим (то, которое после названного)? — Я буду бросать мяч и называть число. Вы, бросая мяч обратно, называете предыдущее ему. Воспитатель бросает мяч и называет числа, дети, поймав мяч, отвечают, например: 13—12, 20 — 19, 11 — 10 и т.д. Затем игра повторяется. Только теперь дети должны назвать последующие названному числа, например: 18—19, 11-12, 17-18 и т.д. Отгадай-ка Двое детей разделили между собой семь рублей, причем один получил на три рубля больше другого. Сколько денег досталось каждому из них? (2 рубля и 5 рублей.) «. На прогулке «Волшебные квадраты» На земле нарисуйте квадрат, разделите его на 25 клеток, в каждой клетке проставьте число (от 1 до 25). Клетки должны быть пронумерованы не по порядку. Первый участник игры бросает битку с любого места в клетку с цифрой 1 и прыгает в нее на одной ноге. Из этой клетки он бросает битку в следующую по номеру клетку и прыгает в нее и т.д. Побеждает тот, кто пропрыгает через все клетки. Если игрок ошибается, то битку бросает другой ребенок. Правила игры: не разрешается попадать биткой на черту; нельзя наступать на черту или, прыгнув в клетку, передвигать ногу; нарушать очередность прохождения клеток. Советы воспитателю Когда будете отрывать утром листок календаря, вспомните с детьми пословицы об апреле. Апрель теплый, май холодный —год хлебородный. tit В апреле земля греет. й В апреле огородные сверчки начинают свои скачки. Предложите детям объяснить, как они понимают эти пословицы. Познакомьте родителей с результатами обследования детей. Посоветуйте, как позаниматься с ними летом, в какие игры поиграть. Приложение Диагностическая карта Выявление знаний по формированию элементарных математических представлений у детей седьмого года жизни (конец учебного года). Методика № 1 — выявление умений счета. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку посчитать до 20. Методика №2 — выявление знаний цифр. Материал. Набор цифр в произвольном порядке. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку разложить цифры по порядку от 1 до 20, а затем назвать те числа, которые ему покажут (19, 13, 12, 16). Методика №3 —выявление знаний о количественном составе числа из единиц в пределах пяти, умения различать количественный и порядковый счет. Материал. На столе лежат в ряд игрушечные овощи: картошка, огурец, помидор, морковь, свекла. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, из каких овощей составлена группа, которая по счету картошка (а), который по счету помидор (б); просит посчитать по порядку. Методика №4 —выявление умений соотносить количество предметов с цифрой. Материал. «Математический набор». Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать двенадцать кружков, а потом обозначить это количество цифрами. Методика №5 —выявление умений увеличивать и уменьшать число на единицу. Материал. «Математический набор». Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отсчитать 12 квадратов, а затем уменьшить число на единицу. После этого дает следующее задание: сначала отсчитать 14 треугольников, а потом увеличить число на единицу. Методика №6 —выявление умений решать задачи на сложение и вычитание. Материал. «Математический набор». Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку придумать задачу, «записать» ее с помощью цифр и знаков. После выполнения задания ребенок должен рассказать задачу и объяснить, как он ее решал. Методика №7 —выявление умений измерять с помощью линейки. Материал. На листе бумаги начерчен отрезок длиной 5 см; линейка. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку определить длину отрезка с помощью линейки. Методика №8 — выявление умений считать по заданной мере. Материал. Миска с крупой, чайная ложка. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сделать кучку из двух ложек крупы. После выполнения задания, дает следующее: «Отложи рядом еще три такие же кучки крупы». Методика № 9 — выявление знаний детей о геометрических фигурах. Материал. Набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники прямоугольники. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники). Методика № 10 — выявление умений ориентироваться в пространстве. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, что находится слева от него. Методика № 11 —выявление знаний детей о днях недели и месяцах. Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку: а) назвать все дни недели по порядку; б) назвать сегодняшний день недели; в) сказать, какой день недели был вчера, какой будет завтра; г) какой сейчас месяц; д) какой среди названных месяцев —зимний: май, декабрь, апрель, а какой —летний: сентябрь, июль, февраль. Оценка результатов • 1 балл —ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы; • 0,5 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки; • 0 баллов — ребенок не справился с заданием. Результаты обследования заносятся в таблицу и анализируются. Дата проведения диагностики Группа Ф. И. О. педагога, проводившего диагностику
Содержание Предисловие............................................................................. 3 Занятие 1. геометрические фигуры........................................... 4 Занятие 2. величина................................................................ 6 Занятие 3. ориентировка в пространстве.................................... 8 Занятие 4. знакомство с тетрадью............................................ 10 Занятие 5. знаки равенство, неравенство................................... 13 Занятие 6. многоугольник....................................................... 16 Занятие 7. геометрические фигуры............................................. 18 Занятие 8. быстро, медленно...................................................... 21 Занятие 9. состав числа три....................................................... 24 Занятие 10. измерение.............................................................. 26 Занятие 11. деньги................................................................... 29 Занятие 12. состав числа четыре................................................................ 31 Занятие 13. деньги................................................................... 35 Занятие 14. измерение.............................................................. 38 Занятие 15. состав числа пять................................................. 41 Занятие 16. далеко, близко........................................................ 44 Занятие 17. измерение.............................................................. 46 Занятие 18. многоугольники..................................................... 49 Занятие 19. знак «плюс»........................................................... 52 Занятие 20. состав числа семь.................................................. 54 Занятие 21. знак «минус»......................................................... 56 Занятие 22. состав числа восемь............................................... 58 Занятие 23. геометрические фигуры........................................... 60 Занятие 24. состав числа девять................................................ 63 Занятие 25. измерение.............................................................. 65 Занятие 26. состав числа десять................................................ 67 Занятие 27. второй десяток....................................................... 69 Занятие 28. счет до 20.............................................................. 72 Занятие 29. часы..................................................................... 74 Занятие 30. время..................................................................... 77 Занятие 31. ориентировка в пространстве.................................... 79 Занятие 32. ориентировка во времени.......................................... 81 Занятие 33. год....................................................................... 85 Занятие 34. получас................................................................ 88 Занятие 35. история часов............................................................................ 91 Занятие 36. задачи................................................................... 93 Занятие 37. решение задач........................................................ 97 Занятие 38. счет двойками...................................................... 100 Занятие 39. часы в быту......................................................... 102 Занятие 40. решение задач...................................................... 105 Занятие 41. деление на равные части........................................ 108 Занятие 42. измерение................................................................................. 111 Занятие 43. решение задач...................................................... 114 Занятие 44. сантиметр............................................................ 116 Занятие 45. счет тройками......................................................118 Занятие 46. четные, нечетные числа........................................ 120 Занятие 47. измерение............................................................ 122 Занятие 48. отрезок................................................................ 124 Занятие 49. повторение........................................................... 127 Занятие 50. измерение............................................................ 130 Занятие 51. ориентировка в пространстве................................. 132 Занятие 52. ориентировка в пространстве................................. 134 Занятие 53. измерение............................................................ 136 Занятие 54. ориентировка в пространстве.................................. 138 Занятие 55. повторение........................................................... 141 Занятие 56. измерение............................................................ 143 Занятие 57. решение задач...................................................... 146 Занятие 58. повторение........................................................... 148 Занятие 59. повторение........................................................... 150 Занятие 60. повторение........................................................... 152 Приложение......................................................................... 155 Диагностическая карта..................................................... 155 Диагностическая таблица................................................ 157 946-25-33 946-38-05
Уважаемые воспитатели, родители и педагоги! Это издание и другие книги по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста, а также методические и наглядные пособия и развивающие игры молено приобрести в издательстве «Мозаика-Синтез»
ЙЗ Наш адрес: 123308, г.Москва, ул. Мневники, д.7, корп.1, издательство «Мозаика-Синтез» тел.: 946-25-33, 946-38-05, e-mail: info@msbook.ru Проезд: ст. метро «Полежаевская», авт. 48, 271, 800 до ост. «МЖК АТО
Валентина Павловна Новикова МАТЕМАТИКА В ДЕТСКОМ САДУ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА Главный редактор А. Дорофеева Редактор В. Вилюнова Корректор О. Бакланова Художественный редактор Л. Дружинина Дизайн обложки Г. Егоров Компьютерная верстка М. Науменко Издательство «Мозаика-Синтез» ЛР №066285 Сертификат №77. ФЦ.15.953.П.000146.04.04 123308, г. Москва, ул.
141 у У/ I
I В. П. Новикова МАТЕМАТИКА | I # <%emctc&*tt Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|