ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2. Современные концепции менеджмента.Т.Ю.Иванова ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Ульяновск
ББК 65.050 И 20
Иванова Т.Ю. Общий менеджмент // Учебно-практическое пособие. – Ульяновск: УлГУ, 2015 г. –73 с.
В учебно-практическом пособии раскрываются основные принципы менеджмента, характерные для рыночной экономики с ориентацией на области высоких технологий. Структура и основные положения пособия позволяют систематизировать знания в области управления организацией и сформировать собственное управленческое мировоззрение, основываясь на достаточном количестве точек зрения, содержащихся в предложенном перечне научно-исследовательской литературы. Пособие может использоваться студентами всех форм обучения, изучающих менеджмент, а также действующими менеджерами.
ISBN
Atilde; Иванова Т.Ю., 2015г. Atilde; Ульяновский государственный университет, 2015г.
Введение
Сегодня становится все более очевидным тот факт, что главная проблема экономики России заключается в непродуманном управлении. Это обстоятельство объясняется тем, что до сих пор при подборе управленческих кадров, значительно, большую роль, играют специальные знания, чем знания в области управления. Однако, в новых хозяйственных условиях от хорошего руководителя наряду с профессиональной пригодностью требуются организаторские способности, знание людей, знание принципов создания продукта и его продвижение на рынок. Эти качества можно выработать при изучении определенных областей знаний, составляющих содержание менеджмента. Особенно это актуально для организаций в высокотехнологичных отраслях. Экономическое возрождение России во многом зависит от умения не только формировать технологически конкурентную идею, но и придавать ей коммерческий статус. Основные управленческие принципы характерны для предприятий любых отраслей, но в каждой из них существуют особенности. Данное учебное пособие акцентирует внимание как на общих, так и на частных закономерностях в менеджменте предприятий. Автор надеется, что учебно-практическое пособие станет хорошим подспорьем для всех, кто хочет освоить навыки управленческой работы.
Тема 1. Управление: содержание и основные элементы.
Проследив эволюцию практики и науки менеджмента, можно сформулировать содержание и основные элементы менеджмента как самостоятельной науки. Управление – осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней и внутренней среды. Такое определение дает возможность говорить о самых разных видах управления: · техническое управление различного рода естественными и технологическими процессами; · государственное управление социально-экономическим развитием общества через различные институты – правовую систему, министерства, ведомства, местные органы власти; · идеологическое управление, заключающееся во внедрении в сознание членов общества концепций его развития, формируемых различными политическими партиями и группировками; · хоз яйственное управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рыночных условиях, когда хозяйствующий субъект полностью свободен и ориентируется на нужды и потребности рынка. В настоящее время для обозначения именно хозяйственного управления применяется термин «менеджмент», тогда как для других видов управления используются другие слова. Например, в американской терминологии - термин «control» - для обозначения управления в неживой природе; «government administration» или «public administration» - для обозначения государственного или общественного управления. Менеджмент охватывает не только сферу промышленности, но также банки, страховые общества, туристические агентства, гостиницы, транспортные компании и другие хозяйственные единицы, выступающие на рынке как самостоятельные экономические субъекты. Он представляет собой эффективное использование и координацию капитала, материалов, труда и информации для достижения заданных целей фирмы при минимальных затратах. Посредством управленческого труда осуществляется взаимодействие между субъектом менеджмента и субъектом управленческой деятельности, что реализуется посредством управленческих отношений. Для эффективности взаимодействия необходимо выполнение ряда условий: · Субъекты управления должны соответствовать друг другу и быть совместимы друг с другом в процессе функционирования. · В рамках единства субъекты управления должны обладать относительной самостоятельностью, хотя бы потому, что субъект менеджмента не в состоянии предусмотреть все интересы субъекта управленческой деятельности и возможные варианты его действий в той или иной ситуации, особенно если она возникает непредвиденно. Прежде всего, нет гарантии, что принимаемые решения будут оптимальными, поскольку удаленность от места событий, незнание многих деталей, сопряженных с возникшими обстоятельствами препятствуют этому. · Субъекты управления должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны. Цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности каждого работника. Однако менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы, исходя из того, что прибыль – не причина существования фирмы, а результат её деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям. Менеджмент может быть эффективным только в случае соответствия определенным принципам, наиболее важными из которых являются следующие: ·научность в сочетании с элементами искусства; · целенаправленность; ·функциональная специализация и универсальность; ·последовательность; ·непрерывность; ·обеспечение единства прав и ответственности в каждом звене управления; Все вышесказанное подтверждает тот факт, что менеджмент не сводится к простому надзору за работниками и их принуждению к труду, а охватывает обширный и разнообразный комплекс организационных задач, непосредственно обусловленных особенностями совместного производства и его крупными масштабами. Специфика человеческого труда, его сознательный, целеполагающий характер определяют особенности его организации. Тема 2. Современные концепции менеджмента. Для современных методологических принципов менеджмента характерен взгляд на управление как на многоплановое явление, связанное множеством связей с внутренним и внешним окружением организации. Здесь также можно отметить последовательность формирования целостной картины развития менеджмента: процессный, системный и ситуационный подходы к управлению. Каждый подход по - своему, уникален, однако современная практика показывает, что необходимо использовать их в комплексе, выбирая достижения, формулируемые каждым направлением. Процессный подход к управлению отражает стремление теоретиков и практиков менеджмента интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку, представляющую собой совокупность функций (рис.1) Планирование – вид управленческой деятельности, в рамках которого происходит составление планов, как организации, так и ее составных частей. В рамках этой функции происходит оценка сегодняшнего состояния компании, определение возможностей фирмы на будущее. Соответственно, планирование включает: · установление целей и задач; · разработку стратегий, программ и планов достижения целей; · определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам; · доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию. Организация – формирование структуры организации, обеспечение ее: персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. Организовать – значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. Не менее важной задачей организации является создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, едиными для всей организации ценностями.
Мотивация – деяте ль ность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Процесс мотивации включает · установление или оценка (понимание) неудовлетворенных потребностей; · формулировка целей, направленных на удовлетворение потребностей; · определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей; Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвитие. Менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два основных направления: · контроль над выполнением работ, намеченных планом; · меры по коррекции всех значительных отклонений от плана. Эффективно поставленный контроль обязательно должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, а это приводит к необходимости существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. Координация (коммуникация и принятие решений) – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними. Чтобы организация четко работала, менеджер должен сделать правильный выбор из нескольких альтернативных возможностей, что и есть решение. Основным требованием для принятия эффективного решения является наличие адекватной точной информации, которую возможно получить в результате коммуникации. Благодаря обмену информацией, в организации достигается прочность и качество отношений между людьми. Системный подход предполагает, что все элементы, составляющие содержание управленческой деятельности, не просто функционально вытекают друг из друга, на что акцент делается в процессном подходе, а все без исключения друг с другом связаны, оказывают друг на друга как непосредственное, так и опосредованное воздействие. В результате, изменения в одном из них неизбежно обусловливают изменения в остальных, а, в конечном итоге, и во всей организации. Ситуационный подход состоит в том, что одни и те же функции управления по-разному реализуются в конкретных ситуациях. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут значительно отличаться друг от друга, поэтому задача менеджмента состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа формирующих эти ситуации факторов подобрать подходящие приемы и методы решения возникающих проблем с учетом их достоинств, недостатков и реальных возможностей применения. Понятие «ситуационная теория управления» впервые введено в оборот Р.Моклером, хотя он и подчеркивает, что сущность этого подхода не есть что-то принципиально новое. Необходимо отметить, что ситуационный подход составил одну из основ концепции стратегического управления, одним из основоположников которой является Игорь Ансофф. Для ситуационного подхода характерны четыре принципа: · управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с учетом основных факторов; · должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, продиктованный ситуационными переменными; · управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для перехода к новому управленческому стилю; · управление должно произвести соответствующие изменения, сообразно ситуации; По сути дела, ситуационный подход утверждает, что в условиях неопределенности внешнего окружения, множественности возможных решений управленческих задач нет и не может быть универсального подхода к управлению вообще. Однако вряд ли это можно считать бесспорным утверждением, неслучайно поиск лучшего пути управления продолжается. С середины 80-х гг. в центре внимания теоретиков и практиков управления оказались проблемы культуры организации и инновационного менеджмента, а в 90-е гг. на первое место вышли разработки по лидерству, с которым современные организации связывают будущее. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|