Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эффективность информационных систем, способы ее расчета




Определение эффективности – это фундаментальная проблема, которая в области информатики в целом пока не решена. Однако в процессе принятия решений об инвестициях в информационную инфраструктуру все острее ставится вопрос о финансовой ответственности специалистов в области информатики.

Несмотря на то, что ИС стали крупнейшей статьей корпоративных расходов, инвестирование в них в достаточной мере совершается в слепую, без ясного видения результатов. Такое положение дел является следствием, причина которого заключается в сложности определения результатов, ожидаемых в процессе эксплуатации информационной инфраструктуры вообще, и ИС в частности. Проблемным является тоже и процесс подсчета затрат, так как с одной стороны, затраты на ИТ распределяются по многим направлениям бухгалтерского учета, а с другой, существуют невидимые затраты, объем которых значителен.

Если каким-либо образом, например, с помощью экспертных или других оценок доходы удается определить, то экономическую эффективность ИС можно рассчитать следующим образом:

,

 

где - экономическая эффективность информационной системы;

- результаты (доход) и затраты, соответственно.

Разумеется, данная формула иллюстрирует лишь общий взгляд на определение эффективности, так как в ней не учитываются многие факторы. К таковым, прежде всего, следует отнести факторы времени и неопределенности. Первый фактор требует соблюдения соизмеримости одних и тех же величин, полученных в разные периоды, а второй - учета влияния на величину доходов и затрат событий, которые не поддаются предвидению.

Существуют следующие группы доходов:

1. Доход первого рода получают за счет применения таких информационных сервисов, которые непосредственно влияют на экономические показатели предприятия. Например: а) сокращение простоя оборудования за счет решения оптимизационной задачи;б) сокращение затрат на хранение запасов материалов за счет повышения ритмичности поставок;в) сокращение неустоек и выплат штрафных санкций за счет введения графика доставки продукции;

2. Доход второго рода получают за счет повышения производительности и качества труда, непосредственно зависящих от средств автоматизации управленческих функций. Например: а) снижение трудовых затрат на ввод первичных документов за счет их передачи по каналам связи; б) сокращение времени решения бухгалтерских, финансовых, маркетинговых и других задач за счет применения средств автоматизации;в) снижение затрат за счет сокращения штата сотрудников, привлекаемых к делопроизводству, поиску и сортировке управленческой документации за счет внедрения электронного документооборота и т.д.

3. Доход третьего рода получают за счет положительного взаимовлияния уже автоматизированных управленческих процессов на другие автоматизированные или не автоматизированные. Связь эта опосредованная (не прямая). Например, улучшение работы службы маркетинга, за счет внедрения новых средств автоматизации, влияет не только на эффективность процессов сбыта и снабжения, но и на само производство, так как оно, возможно, будет работать более ритмично. Последнее повысит производительность труда.Доходы третьего рода измерить достаточно трудно, нет общепризнанных взглядов, подходов и, соответственно, методик.

Накапливается международный опыт оценки эффективности информационного обслуживания, который свидетельствует о том, что необходима система параметров:

- производительность (например, число обработанных документов, время, потраченное на решение задач и т.д.);

- доступность сервиса (например, возможность работы в нескольких часовых поясах);

- надежность сервиса (например, возможность потерь в случае простоя).

Определение финансовых результатов – сопоставление доходов и затрат, предлагается осуществлять в разрезе конкретных информационных сервисов.

 

Процесс оценки выполняется на основе действующих в нашей стране следующих стандартов: ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Оценка программной продукции, ГОСТ 28195-89. Оценка качества программных средств. Общие положения; ИСО/МЭК 12207-95 «Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств».

Оценка осуществляется на основе анализа соответствия продукта-претендента пожеланиям пользователя по следующим характеристикам:

- функциональные возможности 7;

- надежность и безопасность 9;

- практичность и удобство применения 8;

- эффективность 5;

- сопровождаемость 7. Всего 36 характеристик, которые оцениваются атрибутом (1 или 0)

Если сумму всех единиц разделить на число, характеризующее "идеальную" систему, то можно получить оценку анализируемой информационной системы. Согласно данной методике "идеальная" система оценивается числом 36. к = О/36, О – общая оценка (количество единиц, отражающих наличие атрибутов у оцениваемой системы).

Высокая оценка при 0,7< к ≤ 1,

средняя оценка при 0,5< к ≤ 0,7

низкая оценка при к < 0,5,

 

Состав и содержание информационных технологий

Технология вообще, и информационная в частности, – это, прежде всего, цепь процедур и операций, выполняемых последовательно (параллельно) во времени. Это не просто комплекс различных научных и инженерных знаний, а свод правил, регламентирующих выполнение технологических процедур.

ИТ – это совокупность методов и средств для сбора, передачи, обработки, хранения и выдачи информации потребителям с мощью средств компьютеризации и коммуникаций или без таковых. Понятие ИТ неотделимо от той среды, в которой она реализована (технической, программной, организационной и т.д.).

Бессмысленно говорить об ИТ без ориентации на ее пользователя. Пользователями являются сотрудники, находящиеся на различных уровнях иерархии управления предприятием:

1. Стратегический уровень. Технологии интеллектуальной обработки данных (ESS) используются в том случае, если необходимо решать плохо структурированные задачи, отличающиеся нечеткими характеристиками. Эти системы ориентированные в основном на работу с внешними, по отношению к предприятию, данными, характеризующимися нечеткостью, неполнотой, противоречивостью. Примером здесь может служить информация о конкурентах, ситуациях на рынке, перспективы изменения тех или иных цен на продукцию, энергоносители, изменение таможенных тарифов и т.д. Сегодня уже разработаны специальные средства для борьбы с нечеткостью в данных.

В классе ESS-технологий можно выделить два наиболее распространенных подкласса: технологии интеллектуального анализа данных (DM: Data Mining) в форме нейросетей (NeuroShell, NeuralWorks, Neuro Solution). и системы обработки знаний (СОЗ) -экспертные системы, базирующиеся на таких моделях знаний как деревья вывода, деревья целей, семантические сети и т.д.

2. Тактический уровень. Технологии аналитической обработки данных (DSS) необходимы для подготовки (формирования) управленческих решений. Исходной информацией здесь служат не ежедневно поступающие сообщения, а специально накопленные данные за длительный период, позволяющие определять тенденции процессов или событий в различных разрезах. Технологии, поддерживающие управленческие функции (MIS) предназначены для автоматизации планирования деятельности предприятия (снабжения, производства и реализации готовой продукции, финансового планирования, контроля их выполнения и составления отчетов для руководства), а также для организации контроля над ходом выполнения планов производства и реализации продукции.

 

3. Оперативный уровень. Транзакционные технологии (TPS) предназначены для ежедневной обработки поступающих в виде документов сообщений (счета, акты, накладные и т.д.), что позволяет создавать различные отчеты, сводки, ведомости, Такого рода результирующие документы необходимы для оперативного управления производственного, снабженческого, реализационного или иного процесса.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных