Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
1.1. Предмет финансового менеджмента в коммерческом банке
Коммерческий банк является активным элементом рыночной экономики. Главное назначение банка состоит в том, чтобы акку- мулировать денежные средства и предоставлять их в кредит. По- этому коммерческий банк представляет собой деловое предпри- ятие, которое оказывает услуги своим клиентам, т. е. вкладчикам (кредиторам) и заемщикам, извлекая прибыль за счет разницы процентов, получаемых от заемщиков и вкладчиков (кредиторов) за предоставленные денежные средства. Основной функцией коммерческого банка является посредничество между кредитора- ми и заемщиками, причем банки, в отличие от других финансо- вых небанковских структур, обеспечивают основную часть всех средств денежного обращения экономики конкретной страны.
Поэтому коммерческий банк представляет собой:
во-первых, коммерческую организацию, которая привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещает их на условиях платности, возвратности и сроч- ности, а также осуществляет расчетные, комиссионно-посредни- ческие и иные операции;
во-вторых, финансовое предприятие, которое сосредоточивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов), выступа- ет посредником во взаимных платежах и расчетах между юри- дическими и физическими лицами.
Хотя впрямую банки денежные потоки не создают, а их обслу- живают, функции коммерческого банка выражаются также в том, что они являются средством продвижения в систему рыночной экономики и мирохозяйственных связей других участников рын- ка — промышленности, торговли, небанковского финансового сектора, государства и населения — через их денежные потоки.
Коммерческие банки — это социально-экономическая от- расль, которая наиболее гибко реагирует на любые изменения как
в экономической, так и в политической жизни общества. Если рассматривать коммерческий банк с позиций удовлетворения об- щественных потребностей, а также их структуры, то банк сущест- вует там, где имеется потребность в его услугах. Как правило, на- личие подобной потребности является свидетельством растущей, развивающейся экономики. Кроме специфических экономиче- ских и финансовых функций, банковская система выполняет и функции социальные: обеспечение через налоговые платежи со- циальных бюджетных программ, создание рабочих мест, сохране- ние и приумножение накоплений населения, создание добавлен- ной стоимости для вкладчиков. По причине вовлеченности в бан- ковскую систему большого количества субъектов и денежных средств происходящие в ней процессы носят глобальный в мас- штабах страны характер и сопоставимы по степени воздействия на общество с влиянием государства.
| Особенность российских условий состоит в том, что процесс создания и развития коммерческих банков в России совпал с фазой сужения процесса вос- производства участников рынка реального капитала. Но объективные процессы, сложившиеся в современных эко- номических условиях, позволяют сделать вывод о том, что банковский проект в масштабах страны является единст- венным на сегодняшний день успешно реализованным макроэкономическим проектом, которому способствовали следующие особенности российской экономической сре- ды и банков как специфического общественно-экономиче- ского института:
• банковская сфера деятельности, в отличие от других сфер, не подвергалась сужению процесса воспроизвод- ства;
• коммерческие банки — это финансовая отрасль, которая уже имеет современную историю и наиболее гибко реа- гирует на любые изменения, происходящие на финансо- вом рынке;
• коммерческие банки — это уникальное финансово-эко- номическое образование для создания «дополнитель- ных» денег, поскольку деньги делаются, как правило, на любой банковской операции за счет финансового по- средничества между сторонами сделки;
• банкротства банков весьма редки, поскольку превратить стабильно работающий банк в несостоятельный очень сложно — для этого нужно иметь совершенно непрофес- сиональное руководство либо осуществлять высокорис- кованные масштабные финансовые операции, связан-
ные с нарушением законов или общепринятых правил банковской деятельности.
Коммерческие банки и кредитно-банковская система в целом в условиях России стали определяющим и одним из главных фак- торов сохранения и развития экономики, реализации и продви- жения инвестиционных программ, в том числе государственных, все большего слияния промышленно-производственного и бан- ковского капитала в форме финансово-промышленных групп — основы развития экономики.
Немаловажным качеством кредитно-банковской системы яв- ляется ее устойчивость из-за объективного экономического со- держания основных функций денег (как средства обращения, ме- ры стоимости, средства накопления, средства платежа), которые (функции) обеспечивают поддержание устойчивости кредит- но-банковской системы до тех пор, пока существует денежное обращение. Банковская система не подвергается сужению про- цесса воспроизводства в рамках денежного обращения: объем де- нежных агрегатов постоянно растет, потому что увеличиваются обороты участников свободного рынка из-за естественной эво- люционной структуризации экономики страны. Но это качество — устойчивость — автоматически не распространяется на отдель- но взятый коммерческий банк. Поэтому перейдем к рассмотре- нию этого вопроса.
Основная проблема устойчивости коммерческих банков лежит в плоскости нестабильной экономики России, которая делает толь- ко первые шаги в направлении открытого общества с целью най- ти свое место в мирохозяйственных отношениях. В широком смысле проблема устойчивости коммерческого банка определя- ется стабильностью окружающей его экономической среды и как рыночная категория «устойчивость коммерческого банка» отра- жает содержание состояния кредитной организации в сущест- вующей рыночной среде.
Выделим в качестве параметров, влияющих на устойчивость коммерческого банка, следующие факторы:
а) социально-политическая ситуация, которая включает в себя устойчивость существующего правительства, влияние оппози- ции, корректировку финансово-экономической и социальной политики, стабильность или социальную напряженность в адми- нистративно-территориальных образованиях, политическое ок- ружение (ориентация);
б) общеэкономическое состояние — потенциал реального сектора экономики, обновление и выбытие производственных мощностей, конкурентоспособность товаропроизводителей, сальдо платежно- го баланса страны (экспорт/импорт), возможности межотраслево- го перелива ресурсов, инвестиции (приток/отгок капитала);
в) положение на финансовом рынке, включающее в себя про- центную ставку по привлечению банковских вкладов, доходность денежного рынка, доходность рынка ценных бумаг, обменный курс национальной валюты, объем спроса/предложения на валю- ту, операции на валютной бирже, денежную эмиссию, темпы ин- фляции и инфляционные ожидания, стоимость обслуживания го- сударственного долга, политику Центробанка России, объем зо- лотовалютных резервов, предложение денежной массы, конку- ренцию банковских продуктов/услуг;
г) внутренняя устойчивость кредитной организации включает в себя параметры, отражающие наличие/отсутствие стратегии и миссии банка, профессиональную квалификацию кадров, каче- ство банковского менеджмента, достаточность капитала.
Для иллюстрации воздействия внешних и внутренних факто- ров, влияющих на устойчивость коммерческого банка, приведен рис. 1. Факторы, на которые банк может оказать непосредствен- ное влияние, выделены жирным курсивом, факторы, которые на- ходятся в зоне опосредованного влияния банка на собственную устойчивость — курсивом. Выделенные в схеме факторы, которые влияют на устойчивость банка, имеют только общеэкономиче- ское содержание без учета возможного воздействия коммерче- ского банка на политическую ситуацию.
Для обобщения характеристики категории «устойчивость ком- мерческого банка» необходимо рассмотреть структурные состав- ляющие ее общеэкономического содержания:
1. Капитальная устойчивость коммерческого банка. Данный вид устойчивости определяется размерами собственного капитала банка. Величина собственного капитала банка обеспечивает дос- таточный объем денежных ресурсов для удовлетворения требова- ний о погашении банковских вкладов, резервов для покрытия не- предвиденных убытков и долгов, для финансирования развития банка, для адекватных действий в случае наступления форс-ма- жорных обстоятельств, для адаптации к постоянно изменяющим- ся внешним условиям.
Рис. 1. Факторы, влияющие на устойчивость коммерческого банка
2. Коммерческая устойчивость коммерческого банка. В основе этого вида устойчивости лежит мера встроенности коммерческо- го банка в инфраструктуру рыночных отношений: степень и прочность связей во взаимоотношениях с государством, участие в межбанковских отношениях, системообразующая значимость для банковской сферы экономики в целом, контроль значительной доли финансовых потоков в стране, качество отношений с креди- торами, клиентами и вкладчиками, тесная связь денежного капи- тала банка с рынком реальных капиталов, социальная значимость
коммерческого банка: сосредоточение высокой доли активов и частных вкладов под эгидой одной кредитной организации.
3. Функциональная устойчивость коммерческого банка:
а) специализация коммерческого банка на ограниченном круге услуг, которая позволяет специализированному банку более эф- фективно управлять выбранным ассортиментом банковских про- дуктов;
б) расширение функций или универсализация коммерческого банка, предпосылкой которой является представление о его ус- тойчивости, исходя из того, что большинство клиентов предпо- читает удовлетворять весь набор своих потребностей в банков- ских продуктах в одном банке.
Каждый из подходов к управлению функциональ- ной устойчивостью коммерческого банка имеет свои преимущества и недостатки:
специализация коммерческого банка ставит его в тесную зависимость от изменения рыночной конъюнктуры, исклю- чая возможность диверсификации деятельности банка при ее (конъюнктуры) изменении;
универсализация коммерческого банка позволяет ди- версифицировать структуру привлечения/размещения де- нежных ресурсов и не зависеть от одного, пусть крупного, клиента. Но расширение объема и диапазона предостав- ляемых услуг может привести к чрезмерному усложнению организации и управления банком и как результат — к по- тере чувствительности банка к потребностям рыночной среды, к ослаблению его устойчивости и конкурентоспо- собности.
4. Организационно-структурная устойчивость коммерческого банка. Организационная структура банка и ее управление долж- ны соответствовать как цели банка, так и конкретному ассорти- менту банковских продуктов и услуг, выполняемых функций, реализуя и выполняя которые коммерческий банк обеспечивает достижение своей стратегии или выполнение возложенной на се- бя миссии. Важнейшим параметром организационно-структур- ной устойчивости коммерческого банка является организацион- но-технологическая дифференциация отдельных видов банков- ской деятельности на основе функционально-технологической документации, регламентирующей его деятельность как в рамках организационной структуры, так и выполняемых им специфиче- ских банковских функций.
5. Финансовая устойчивость коммерческого банка. К данному виду устойчивости можно отнести интегральные финансово-эко- номические показатели состояния деятельности банка, которые синтезируют характеристики других экономических составляющих финансовой устойчивости банка: объем и структуру собственных средств, уровень доходов и прибыли, норму прибыли на собствен- ный капитал банка, достаточность ликвидности, мультипликатив- ную эффективность собственного капитала и создание банком до- бавленной стоимости, а также параметры деятельности, связанные с обеспечением информационно-аналитической и технологической поддержки управления финансовыми операциями банка.
Деятельность коммерческого банка проходит на фоне постоян- но изменяющейся общеэкономической, а также социально-по- литической ситуации, изменений состояния финансового рынка, которые в разной мере оказывают влияние на общеэкономиче- скую устойчивость кредитной организации. В связи с этим ос- новное внимание коммерческого банка должно быть сосредото- чено на организационно-экономических мероприятиях (реинжи- ниринг бизнес-процессов банка), комплексной оценке финансо- во-экономической политики банка (управление денежными по- токами и традиционными банковскими рисками), на совершен- ствовании информационно-аналитического обеспечения и бан- ковских финансовых технологий (информационно-аналитичес- кое и функционально-технологическое обеспечение). Поэтому да- лее речь пойдет о банковском менеджменте, который и призван обеспечивать устойчивую деятельность коммерческого банка.
Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и так- тическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, управлением мар- кетинговой деятельностью, а также управление персоналом, осу- ществляющим банковские операции. Другими словами, банков- ский менеджмент — это управление отношениями, связанными с формированием и использованием денежных ресурсов, т. е. взаи- моувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере.
Разделение банковского менеджмента на финансовый менедж- мент и управление персоналом в коммерческом банке обусловле- но структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рас- сматривать как деятельность, связанную с внутрибанковским ре- гулированием и направленную в первую очередь на соблюдение
требований и нормативов, установленных органами государст- венного надзора (см. табл. 1).
Таблица 1. Функции банковского менеджмента
Финансовый менеджмент
| Управление персоналом
| 1.Управление активами и пасси- вами
2. Управление ликвидностью
3. Управление собственным капи- талом
4. Управление заемным капита- лом
5. Управление банковскими рис- ками
6. Управление кредитным портфелем
7. Организация внутрибанковско- I го контроля_____________
| 1. Администрирование системы организации и оплаты труда
2. Организация подбора и расста- новки персонала
3. Организация системы под- готовки персонала
| Банк -— это организация, которая осуществляет управление ка- питалом: собственным и заемным. При этом капитал рассматри- вается с позиции самовозрастающей стоимости или с позиции его приращения. Но понятие «капитал» можно рассматривать и с позиции чего-либо основополагающего в развитии социально- экономических процессов. Это опеределение капитала представ- ляет собой отношения между людьми, определяющие успех их общей деятельности в социально-экономических процессах. По- этому управление человеческим капиталом — это отношение к человеку в процессе управления кредитной организацией, пони- мание роли человека при достижении конечного результата или цели самой организации. Для банка это может быть прибыль, ли- квидность, устойчивость, имидж и другие параметры, которые он выделяет в рамках своей миссии или философии существования в обществе. Сфера функционирования банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банков- ского персонала как необходимое условие эффективного менед- жмента в коммерческом банке. Поэтому процессы управления человеческим капиталом должны происходить в неразрывной связи с управлением собственным и заемным капиталом, обеспе- чивая его эффективное использование в интересах банка и его клиентов. Схематично основные задачи банковского менеджмен- та представлены в форме таблицы (см. табл. 2).
Таблица 2. Задачи банковского менеджмента
1 Задача
| Содержание решаемых задач1
| I 1
| 2 1
| Банковская
| 1.Постановка главных задач, выделение основной
| политика
| цели существования банка
|
| 2. Разработка комплексных программ и проектов,
|
| обеспечивающих достижение основных целей су-
|
| ществования банка
|
| 3. Разработка методологии управления деятельно-
|
| стью банка
|
| 4. Разработка организационной структуры банка в
|
| соответствии с выбранной политикой развития банка
|
| 5. Стратегия управления персоналом банка:
|
| • в области организации работы персонала;
|
| • в области определения эффективности работы
|
| персонала;
|
| • в области мотивации персонала;
|
| • в области стимулирования инновационного
|
| потенциала персонала;
|
| • в области продвижения персонала.
| Банковский
| 1. Установление существующих и потенциальных
| маркетинг
| рынков банковских услуг
|
| 2. Выбор конкретных рынков и выявление потреб-
|
| ностей банковской клиентуры
|
| 3. Установление долго- и краткосрочных целей для
|
| развития существующих и создания новых видов
|
| банковских услуг
|
| 4. Внедрение новых видов услуг в практику и кон-
|
| троль банка за реализацией программ внедрения
| Создание
| 1. Разработка методов изменения состояния,
| банковских
| свойств, формы денежных средств в процессе
| продуктов
| деятельности банка для удовлетворения потреб-
|
| ностей существующих и потенциальных кли-
|
| ентов банка
|
| 2. Внедрение новых банковский технологий обслу-
|
| живания клиентов
| Формирование
| 1. Укрепление позиций на освоенных сегментах
| клиентской базы
| рынка банковских услуг (кредитных, операци-
| банка, обслужи-
| онных, инвестиционных, трастовых) для привле-
| вание клиентов,
| ченных групп клиентов (хозяйствующие субъ-
| продажа услуг
| екты, государственные учреждения, физические
|
| лица)
|
| 2. Завоевывание новых рынков банковских услуг
|
| 3. Повышение конкурентоспособности, расширение
|
| ресурсной базы банка, создание дополнительных
|
| доходоприносящих денежных потоков 4. Получение прибыли____________________
|
Дррдсдагеня? таЗДт?
| ______________________ 2_____________________
| Экономика и
| 1. Приращение капитала
| финансы
| 2. Управление прибылью и ликвидностью
|
| 3. Максимизация управленческого вознаграждения
|
| 4. Обеспечение стабильности развития банка
|
| 5. Обоснование финансовых решений
|
| 6. Управление издержками банка
| Информацион- но-аналитичес- кое обеспечение
| 1. Создание информационно-аналитической сис- темы планирования и реализации финансовых операций
| Администриро- вание
| 1. Приведение организационной структуры банка, классификации и квалификации персонала в со- ответствие с выбранной стратегией развития банка
| В свою очередь, банковский менеджмент — это практическая деятельность, связанная с непосредственным управлением осу- ществления коммерческим банком своих функций. В этом аспек- те банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих воздействий на объект управления: активные и пассивные операции, расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических показателей, внутри- банковский аудит и контроль и т. д. (см. рис. 2).
Система банковского менеджмента, направленная на разработ- ку управляющих воздействий, может быть представлена следую- щим образом:
1. Программирование деятельности банка — формирование це- левой программы деятельности банка.
2. Планирование деятельности банка — разработка перечня ко- личественных (критических) параметров, которые должны соот- ветствовать программным целям кредитной организации. Крити- ческие параметры банка (размер собственного капитала, доста- точность собственного капитала, допустимые параметры измене- ния во времени портфеля активных и пассивных операций, структура активных и пассивных операций, мультипликативный эффект собственного капитала банка и т. д.), которые должны из- меняться на интервале планирования деятельности.
3. Информационно-аналитическое обеспечение, основой кото- рого являются первичные документы, регистрирующие конкрет- ную операцию или сделку с банковской клиентурой.
4. Экономика и финансы — обоснование заданных норматив- ных ограничений на параметры деятельности банка и контроль за случайными факторами, которые могут привести к отклонению от заданной целевой программы, а также оценка степени выпол- нения программы банка.
5. Технология — разработка функционально-технологической документации, которая отражает потребности внешней среды (клиентуры банка), а также связь разработанной функциональ- но-технологической документации с действующим регламентом банковских операций и услуг.
6. Маркетинг — выявление потребностей внешней среды и мо- ниторинг ее изменений.
7. Контрольно-административная деятельность, которая вклю- чает в себя обслуживание процессов оперативного сопровожде- ния управляющих воздействий.
8. Экспертиза и консультации — экспертиза, консультации и сопровождение направлений, связанных с управляющими воз- действиями внешней среды.
9. Обеспечение — материально-техническое и кадровое обеспе- чение.
10. «Паблик рилейшнс» — информационно-исследовательское обеспечение, реклама и продвижение схемы «банковский про- дукт — клиент» на рынок.
| Основное назначение банка -— посредничество в процессе перемещения денежных средств от кре- диторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Невоз- можность полного совпадения экономических интересов банка и клиента связано с тем, что банк по своей экономи- ческой природе — финансовый посредник, который обес- печивает обслуживание денежных потоков в экономике и не является собственником привлеченных денежных средств, а клиент—наоборот, как правило, владелец произведенных товаров и услуг, которые в основном имеют материальное наполнение. Но реальному сектору экономики необходимы инвестиции и финансирование оборотных средств, а бан- кам—увеличение объемов производительных активов. Эти две цели должны быть увязаны для реализации коммерче- ским банком своих функций в рыночной экономике. Резуль- таты сравнительного анализа экономических интересов коммерческого банка и участника свободного рынка — кли- ента банка представлены в табл. 3.
|
|
Рис. 2. Принциаиальная схема организации структуры управляющих воздействий в коммерческом банке
Таблица 3. Сравнительный анализ экономических интересов коммерческого банка и его клиента
№ п/п
| Пара- метры клиента
| Экономические интере- сы клиента
| Пара- метры банка
| Экономические интере- сы банка
| HT
|
|
|
| S
| 1.
| Внеш-
| Получение лицензий,
| При-
| Увеличение операцион-
|
| ние
| льгот, квот, выигрыш
| быль-
| ной маржи, повышение
|
| пара-
| тендеров, лоббирование,
| ность
| доли работающих акти-
|
| метры
| реклама, маркетинг,
| (доход-
| вов, увеличение отно-
|
|
| представительство инте-
| ность)
| шения Прибыль/Капи-
|
|
| ресов
|
| тал, банковское налого- вое планирование
| 2.
| Парт-
| Поставщики, потреби-
| Лик-
| Заемные ресурсы на рынке МБК, наличие
|
| неры
| тели, конкуренты, про-
| вид-
|
|
| верка контрагентов, це-
| ность
| легкореализуемых акти-
|
|
| левые рынки, перспек-
|
| вов, структуризация за-
|
|
| тивные планы
|
| емных привлеченных ресурсов
| 3.
| Финан-
| Ликвидность, достаточ-
| Собст-
| Структура акционерно-
|
| COBO-
| ность оборотного капи-
| вен-
| го капитала, стержневой
|
| хозяй-
| тала, страхование иму-
| ный
| и добавленный капитал,
|
| ствен-
| щества и предпринима-
| капи-
|
|
| ное
| тельского риска, качест-
| тал
| адекватность капитала,
|
| состоя-
| во дебиторской задол-
|
| мультиплицирующий эффект капитала
|
| ние
| женности, финансовый,
|
|
|
| операционный, произ-
|
|
|
|
| водственный рычаги
|
|
| 4.
| Бан-
| Потребность в финан-
| Акти-
| Качество доходных ак-
|
| ков-
| сировании, доходность
| вы
| тивов, снижение сред-
| -
| ское
| и надежность размеще-
|
| него уровня риска ак-
|
| обслу-
| ния временно свобод-
|
| тивов, диверсификация
|
| жива-
| ных средств, инвести-
|
| кредитных вложений
|
| ние
| ции, сроки прохожде- ния платежей
|
|
| 5.
| Управ-
| Учетная политика, фор-
| При-
| Рост пассивов заданной
|
| ленчес-
| мализация и автомати-
| вле-
| структуры (срок, объем,
|
| кий
| зация учета, постановка
| ченные
| стоимость), регулирова-
|
| (произ-
| управленческого учета,
| заем-
| ние средней стоимости
|
| водст-
| внешний аудит, кон-
| ные
| привлеченных средств,
|
| вен-
| троллинг, бизнес-диаг-
| сред-
| определение характери-
|
| ный)
| ностика, финансовая
| ства
| стик привлеченных ре-
|
| учет
| оценка, бизнес-плани- рование, бюджетирова- ние и т.п.
|
| сурсов (цикличность, пики поступлений/спи- саний, детерминиро- ванность, частота транс- акций, диверсификация по сегментам рынка (инвестиционные ком- пании, небанковские I Финансовые ооганиза-
|
Продолжение табл. 3
ГТ"
|
| __________ 3_________
|
| __________ 5_________
|
|
|
|
| ции, торговля, промыш-
| I
|
|
|
| ленность и т.д.)
| 6.
| Произ-
| Условия внешнеэконо-
| Кли-
| Повышение удельного
|
| водст-
| мической деятельности,
| ент-
| веса средних клиентов,
|
| во
| сроки реализации про-
| ская
| выделение приоритет ных клиентов (более
|
|
| дукции (работ, услуг),
| база
|
|
| цикличность производ-
|
| полный набор услуг,
|
|
| ства, повышение фон-
|
| технологические цепоч-
|
|
| доотдачи и производи-
|
| ки продвижения средств
|
|
| тельности труда, сокра-
|
| клиента в банке), паке-
|
|
| щение непроизводи-
|
| тирование услуг, свя-
|
|
| тельных издержек, гиб-
|
| занных между собой и
|
|
| кая переориентация
|
| предоставляемых раз-
|
|
| производства
|
| личными продуктовыми подразделениями банка, информация об основ- ной деятельности кли- ента с целью выявления и «расшивки» узких мест с помощью бан- ковских финансовых технологий
| 7.
| Логис-
| Складские помещения,
| Тради-
| Управленческий (опера- ционно-стоимостной)
|
| тика
| снабжение, сбыт (ди-
| цион-
|
|
| лерская и представи-
| ные
| учет в режиме «on line»
|
|
| тельская сети), объем
| бан-
| для контроля за риско-
|
|
| товарных запасов по то-
| ков-
| вой экспозицией банка
|
|
| варным группам, та-
| ские
| (риски: процентный, ва-
|
|
| можня, транспорт
| риски
| лютный, ликвидности), мониторинг деятельнос- ти и кредитные риски, перераспределение кре-
|
|
| <*>
|
| дитных рисков за счет привлечения страхов- щиков к кредитному процессу и четкого определения видов обес- печения, построение системы управления рисками
| 8.
| Внут-
| Производственная: пе-
| Меж-
| Формирование коррсе-
|
| ренняя
| респециализация под-
| банко-
| ти, адекватной объемам
|
| орг-
| разделений, оптимиза-
| вские
| и направлениям опера-
|
| струк-
| ция материальных пото-
| комму-
| ций, лимиты по бан-
|
| тура
| ков, внутрихозяйствен-
| ника-
| кам-корреспондентам,
|
|
| ный механизм (центры
| ции и
| построение региональ-
|
|
| прибыли и затрат).
| регио-
| ной сети, исходя из эко-
|
|
| Организационнаяхоз-
| наль-
| номической целесооб-
|
|
| дание, слияние, ликви-
| ная
| разности и финансовой
|
|
| дация или сокращение
| поли-
| привлекательности ре-
|
|
| численности упоавлен-
| тика
| гиона, наличия поивле-
|
| | |
гг
|
| __________ 3_________
|
| 5 1
| пг
|
| ческих служб, персо- нальные перестановки
|
| кательной клиентуры, расчеты экономическо- го обоснования откры- тия региональной сети филиалов
| 9.
| Персо-
| Потребности в персона-
| Техно-
| Формирование внутри-
|
| нал
| ле, в т.ч. в области фи-
| логи-
| банковской технологи-
|
|
| нансов, в социальном
| ческая
| ческой среды (включая
|
|
| обеспечении и обслужи-
| при-
| автоматизацию банков-
|
|
| вании (негосударствен-
| влека-
| ских операций и поряд-
|
|
| ные пенсионные фон-
| тель-
| ка взаимодействия под-
|
|
| ды), страхование персо-
| ность
| разделений по удовле-
|
|
| нала, схемы минимиза-
|
| творению потребностей!
|
|
| ции налогобложения
|
| клиента), при которой!
|
|
| фонда заплаты, формы
|
| предоставление услуг!
|
|
| и размер оплаты труда,
|
| клиенту тождественно!
|
|
| обслуживание оплаты
|
| удовлетворению боль-
|
|
| труда (банковские плас-
|
| шинства его потребно-
|
|
| тиковые карточки)
|
| стей при соблюдении текущих и стратегичес- ких финансовых инте- ресов банка, формиро- вание имиджа высоко- технологического банка
| 10.
| Нало-
| Планирование опера-
| Выход
| Доступ к относительно
|
| говое
| ций по оптимальному
| на ми-
| дешевым источникам
|
| плани-
| налогообложению: про-
| ровые
| финансовых ресурсов
|
| рова-
| гнозирование налого-
| рынки
| международных финан-
|
| ние и
| облагаемой базы, подго-
| капи-
| совых институтов и бан-
|
| консал-
| товка для ее уменьше-
| талов
| ков, установление ли-
|
| тинг
| ния, а также для приме- нения налоговых льгот,
|
| митов по гарантиям, которые принимаются зарубежными банками
|
|
| документов, оформле-
|
|
|
| ние и расчеты, финан-
|
| по экспортно-импорт-
|
|
| совый инжиниринг, ин-
|
| ным операциям, вхож-
|
|
| вестиционное консуль-
|
| дение в международные
|
|
| тирование, аудиторский
|
| банковские рейтинги
|
|
| консалтинг и т.п.
|
|
| 11.
| При-
| Выход на рынок капита-
| Инвес-
| Эффективный портфель
|
| влече-
| лов: эмиссии ценных
| тици-
| прямых инвестиций,
|
| ние ре-
| бумаг, международные
| онная
| ликвидные портфели
|
| сурсов
| депозитные расписки,
| страте-
| спекулятивных инвес-
|
| через
| андеррайтинг
| гия
| тиций, доверительное
|
| рынок
|
|
| управление активами
|
| капи-
|
|
| клиентов
|
| талов
|
|
|
| Как видно из сравнительного анализа (см. табл. 3), экономиче- ские интересы сторон-участников не совпадают и имеют отдель- ные вкрапления по пересечению экономических интересов. По-
этому для решения вопросов обеспечения обратной связи между продуктами и услугами банка, предлагаемыми непосредственно участникам свободного рынка — потребителям — функция обрат- ной связи с внешней средой коммерческого банка возлагается на банковский менеджмент (см. рис. 3).
Рис. 3. Схема разработки и реализации управляющих воздействий
в банке по удовлетворению потребностей участников
свободного рынка на основе обратной связи
Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществ- ляет свою деятельность кредитная организация, требует соответ- ствующей реакции со стороны коммерческого банка, глубокого анализа финансовой и макроэкономической политики, изыска- ния новых способов создания прибавочного продукта, помимо простых операций и игр на обменных курсах рубля. Банки посто- янно должны удовлетворять новые потребности рынка и банков- ской клиентуры, быть готовыми к обострению неценовой конку- ренции с небанковскими финансовыми организациями. Посто- янное формирование новых направлений банковской деятельно- сти по разработке и реализации банковских продуктов и услуг не- избежно наталкивается на слабый взаимообмен информацией и плохую координацию этих направлений деятельности. Именно из-за отсутствия взаимодействия функциональных подразделе- ний банка ухудшаются его основные качественные параметры и показатели, усложняются процессы принятия стратегических ре- шений, оценка преимуществ и недостатков выбранных решений. Поэтому главной задачей банковского менеджмента является за- дача построения системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных элементов слож-
ной динамической системы, которую представляет собой совре- менный коммерческий банк, и определение оптимальных режи- мов его функционирования. В этой связи банковский менедж- мент, как система отношений, представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических параметров. Иными словами, банковский менеджмент представляет собой воздействие на взаи- мосвязанные и взаимозависимые системные параметры:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|