Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность и черты чистой монополии.




Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия (рurе monopoly), когда в отрасли господствует только одна фирма, товар не имеет близких заменителей, и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Кроме того, различают:

закрытую монополию, защищенную от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентной защиты и т.п.;

естественную монополию — модель, при которой долгосрочные средние общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком;

открытую монополию, когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо товара, не обладая специальной защитой;

простую монополию, при которой фирма реализует свою продукцию по одной цене всем потребителям.

Для удобства анализа мы рассмотрим именно последний вид монополии.

Отметим, что выделение отдельных видов монополии весьма условно, так как некоторые модели могут одновременно принадлежать к нескольким видам.

Экономический анализ чистой монополии важен потому, что в современных условиях в разви­тых странах около 5—6 % валового национального продукта производится в условиях, близких к чистой монополии, и общество небезразлично к тому, как функционирует это производство. Важно и то, что изучение чистой монополии позволяет глубже понять сущность олигополии и монополистической конку­ренции.

Известно, что в условиях чистой конкуренции фирма не оказывает влияния на цену продукта, она просто приспосабливается к ней. Происходит это по­тому, что отдельно взятая фирма поставляет на рынок незначительное количество продукции. В противовес этому чистая монополия диктует на рынке цену, ибо является основным поставщиком этого вида продук­ции.

Существование чистой монополии во многом пред­определено наличием барьеров для вступления в от­расль. Подобные барьеры имеют отношение не только к чистой монополии, но и к "частичным монополи­ям" — довольно распространенному в экономике яв­лению. В каких же формах проявляются эти барьеры?

Препятствием для проникновения фирм в отрасль прежде всего являются относительно низкие издер­жки производства. Уровень технической и технологи­ческой оснащенности современных производств нас­только высок, что эффективное малозатратное произ­водство может быть достигнуто только при очень крупных его размерах. Такое положение характерно, например, для автомобильной, сталелитейной, нефте­химической и некоторых других отраслей экономики. Каждая из них контролирует до одной трети рынка своих товаров. Естественно, что конкурентам чрезвы­чайно трудно войти в такие отрасли. Малым фирмам это не под силу, так как для достижения нормального для отрасли объема производства необходим длитель­ный срок накопления. Однако и для крупных пред­приятий задача вхождения в отрасль практически не­разрешима в связи с тем, что новому производству очень сложно получить крупный денежный капитал. В итоге производство контролируется рядом базовых от­раслей, традиционно и исторически заполняющих их.

В общественном хозяйстве существуют отрасли, являющиеся естественными монополиями. Это, нап­ример, электрические и железнодорожные компании, водо- и газоснабжение и т.д. Им обычно предоставля­ются исключительные государственные привилегии. Конкуренция в подобных отраслях недопустима. Вода постоянно должна быть в квартире, а это достигается при жесткой монополии работ по водоснабжению го­родов и населенных пунктов.

Государство устанавливает легальные барьеры для проникновения в ту или иную сферу занятости, что достигается посредством выдачи патентов и лицен­зий. Патенты представляют собою государственные удостоверения, выдающиеся частным лицам или предприятиям с целью узаконивания их изобрета­тельских прав и защиты от незаконного захвата про­дукта или технологического процесса конкурирую­щими предприятиями. Фирмы в этом случае достига­ют монопольной степени власти на рынке научно-ис­следовательских и опытно-конструкторских разрабо­ток, которая ставит барьер на пути проникновения в отрасль других фирм или государственных организа­ций.

Государственные лицензии предоставляют фир­мам или государственным организациям исключи­тельное право на производство определенных товаров или их реализацию. Так, в большинстве стран государство обладает исключительным правом на прода­жу алкогольных напитков, производство медицин­ских препаратов и т.д.

Преградой на пути проникновения конкурентов в отрасль может служить институт частной собствен­ности. Фирма или консорциум, владеющие месторож­дением полезных ископаемых (руд, бокситов, мине­ральных удобрений и т.д.), будут препятствовать по­явлению конкурентов в сфере своей деятельности. Подобная ситуация складывается во многих отраслях экономики.

Серьезным препятствием на пути проникновения в отрасль являются и приемы нечестной конкурен­ции, допускаемые фирмами, действующими в данной сфере, по отношению ко вновь вступающим или к "собратьям"-конкурентам. Например, могут быть ор­ганизованы реклама в целях "поношения" продукта своего конкурента, а также давление на поставщиков ресурсов и банки с целью непредоставления кредитов и т.д. Эта же политика может быть использована при ценообразовании. Хотя многие из подобных действий являются противозаконными, тем не менее они часто используются конкурирующими фирмами.

В то же время следует иметь в виду, что существу­ющие преграды на пути проникновения в отрасль можно обойти посредством разработки новой или от­личающейся от уже существующей продукции. Могут быть найдены новые источники стратегического сырья. Кроме того, возникают экономические ситуа­ции, когда монополии становятся с точки зрения, например, интересов общества неприемлемыми, и тогда в силу вступают антимонопольные законода­тельства. Таким образом защищаются интересы мало­го бизнеса. Поскольку последний играет значитель­ную роль в производстве товаров, их реализации, ока­зании услуг, обеспечении занятости населения и т.д., государство принимает меры по охране его интересов. Это ослабляет силу монополистического давления на конкурентов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных