Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ




МИР ПРИРОДЫ

ЖИВОТНЫЕ

СЕРИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ КАРТИН

С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

РАССКАЗЫВАНИЮ

Учебно-наглядное пособие

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»


ББК 74.100.5 М63

Составитель Н.В.Нищева

Мир природы. Животные.Серия демонстрационных картин с М63 методическими рекомендациями по обучению дошкольников расска­зыванию: Уч.-нагл. пос. / Худ. С. К. Артюшенко, О.Н.Капустина, Т. П. Петрова. Сост. и авт. методич. рек. Н. В. Нищева. — СПб.: ДЕТ­СТВО-ПРЕСС, 2007.- 16 картин; 23 с. методич. рек.— (Б-ка жур­нала «Дошкольная педагогика»).

ISBN 5-89814-290-8

В комплект входят 15 демонстрационных картин, изображающих жи­вотных различных географических зон и сред обитания, разрезной материал на тему «Зимующие птицы» и методические рекомендации по обучению дошкольников рассказыванию по картине. Приведены примерные планы-конспекты занятий.

Для педагогов дошкольных образовательных учреждений общего и кор­рекционного вида.

ББК 74.100.5


ISBN 5-89814-290-8


© Нищева Н.В., составление, методические рекомендации, 2004 © Оформление. Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004


Н. В. Нищева

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ

Методические рекомендации

СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ


Демонстрационные картины широко использу­ются в детских садах на занятиях по развитию речи для обучения детей рассказыванию. Настоящее по­собие поможет оснастить педагогический процесс качественным современным иллюстративным мате­риалом и окажет педагогам, особенно начинающим, методическую поддержку. Картины, предложенные в пособии, расширят представления дошкольников о живой природе, помогут педагогу7 уточнить знания детей, познакомить воспитанников с тем, чего они не могут в данный момент видеть в своем реальном окружении.

Такие многофигурные композиции, как «Жи­вотные Севера», «Животные жарких стран», «Жи­вотный мир океана», «Пресноводные рыбы», «Ак­вариумные рыбки». «Насекомые и пауки», мы ре­комендуем для ознакомления детей с животным миром различных географических зон и сред оби­тания, для формирования и расширения естествен­нонаучных представлений дошкольников. Кроме того, на занятиях по развитию речи эти картины могут использоваться для обучения детей составле­нию описательных рассказов о различных предста­вителях животного мира по предложенному плану или алгоритму, а также для упражнения в составле­нии загадок-описаний.

Картины «Птичий двор», «Кто как зимует», «До­машние животные и их детеныши», «Дикие звери и их детеныши» будут полезны при обучении детей со­ставлению описательных рассказов о животных или загадок-описаний, сравнительных рассказов-описа­ний о двух и более животных, а затем — рассказов по картине в целом. Например, работая в старшей груп­пе с картиной «Домашние животные и их детены­ши», педагог может сначала поупражнять детей в придумывании описательных рассказов об овце, ба­ране, козе, козле, свинье и их детенышах, а затем, используя прием совместных действий, предложить детям составить рассказ по картине.

Для малышей нужно выбирать такие картины, замысел которых прост и конкретен. Так, более простые по композиции картины «Кошка с котята­ми» и «Собака со щенятами» подойдут для рассмат-


ривания в младшей возрастной группе и для обуче­ния составлению рассказа по картине в средней группе.

Рассматривание картин с детьми младшего до­школьного возраста способствует развитию у них наблюдательности, мышления, воображения, речи. Еще Е. И. Тихеева писала о том, что развитие спо­собности рассматривать картину, «разбираться при участии языка в ее подробностях — основная цель при занятиях с детьми данного возраста». Рассмат­ривая картину, малыши все время говорят. Задача педагога — руководить вниманием детей, вопроса­ми направлять его на ту или иную часть картины, от одной детали к другой. Полезно при этом пока­зывать указкой ту часть картины, о которой идет речь. Рассматривать с малышами картину следует только до тех пор, пока они проявляют к ней ин­терес. Очень важен рассказ педагога по картине, которую рассматривают малыши. Чем чаще педагог будет использовать этот прием, тем скорее дети на­чнут рассказывать сами.

Картины «Корова с телятами и бык», «Лошади и жеребята», «Медведица с медвежатами» предна­значены для занятий по развитию речи в старшей и подготовительной к школе группах.

Разрезной материал «Зимующие птицы» может быть использован на занятиях в разных возрастных группах для уточнения и расширения словаря до­школьников, совершенствования грамматического строя речи, развития зрительного внимания, а в старшей и подготовительной к школе группах — для развития связной речи (составление описатель­ных рассказов).

Все картины выполнены в реалистической мане­ре, с подробной прорисовкой деталей изображения.

При обучении детей рассказыванию по картине используются разнообразные приемы, в числе ко­торых: вопросы педагога; вопросы детей; беседа; об­разец высказывания; подсказ, указание педагога; наглядные приемы (реальные предметы, муляжи, чучела животных, алгоритмы); план рассказа, пред­ложенный педагогом; коллективное составление плана рассказа; коллективное составление рассказа


по картине; завершение детьми рассказа, начатого педагогом. В приводимых ниже примерных планах-конспектах занятий показано использование этих приемов, направленное на целостное восприятие картины детьми, развитие у них монологической речи, а также на эстетическое воспитание дошколь­ников.

Считаем нужным отдельно сказать об использо­вании алгоритма как вспомогательного приема при обучении рассказыванию. Алгоритм в данном слу­чае — это серия схематических рисунков, являю­щаяся наглядным планом описания объекта, пред­мета (рис. 1—3). Алгоритм должен включать суще­ственные признаки описываемого объекта.


Работу по составлению описательных рассказов с опорой на алгоритм необходимо начинать уже в младшей группе. Свои самые первые описательные рассказы об игрушках, посуде, одежде малыши с легкостью составят, если у них перед глазами будет серия простых и понятных им рисунков-под­сказок.

В средней группе описательные рассказы детей усложняются и становятся более полными, а следо­вательно, усложняются и алгоритмы описания; в средней группе они могут использоваться при опи­сании овощей и фруктов.

В старшей и подготовительной к школе группах с помощью алгоритмов дети научатся полно и


 



 


 


Рис. 1. Алгоритм рассказа об игрушке


Рис. 2. Алгоритм рассказа об овоще или фрукте


 


Как она называется? Какого она цвета? Какая она по размеру? Из чего она сделана?


Какая она по форме?

Какая она на ощупь?

Из каких деталей она состоит?

Как можно играть с ней?


Как он называется? Это фрукт или овощ? Где он растет? Какой он по форме?


Какой он по цвету? Какой он на ощупь?

Какой он на вкус?

Что из него можно приготовить?


последовательно описывать животных — насеко­мых, птиц, зверей.

Применяя этот современный и очень действен­ный прием, нельзя, однако, забывать, что наша главная цель — развитие речи детей, а потому в процессе обучения необходимо «оречевление» ал­горитмов, подробное их объяснение педагогом.


диться перед глазами детей. Его можно поместить в уголок развития речи. Первые алгоритмы должны включать не более шести этапов.

Предлагаемые примерные конспекты помогут педагогам спланировать занятия по развитию речи дошкольников, но они, и в первую очередь ответы детей, которые в пособии приводятся курсивом,


 



 


Рис. 3. Алгоритм рассказа о животном


Как оно называется?

Это дикое или домош-нее животное?

Где оноживет? Как на­зывается его жилище?

Какого оно размера? Какого оно цвета?


Чем покрыто его тело?

Какие части тела у него есть (их особенности)?

Как называются детены-ши животного?

Какие звуки издает животное?

Чем оно питается?


 


Педагог должен показать на схеме каждый ри­сунок и объяснить детям, что он обозначает, какому этапу рассказа соответствует. Делать это нужно многократно. Алгоритм должен постоянно нахо-


никак не предназначены для механического заучи­вания. Каждый педагог должен развивать у своих воспитанников активность, самостоятельность, творчество.


ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

Средняя группа


Занятие по картине «Кошка с котятами»

Тема.Рассказ по картине «Кошка с котятами».

Образовательные цели.Обучение составлению рассказа по картине.

Развивающие цели.Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние животные и их детеныши»; формирование естественнонаучных представлений; развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения.

Воспитательные цели.Воспитание бережного отношения к домашним животным.

Предварительная работа.Чтение сказки В. Сутее­ва «Три котенка», рассказа Е. Чарушина «Кошка».

Ход занятия

1. Организационный момент, объявление темы
занятия, чтение педагогом стихотворения С. Михал­
кова «Котята».

Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята — Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Раз — котенок самый белый, Два — котенок самый смелый, Три — котенок самый умный, А Четыре — самый шумный,

Пять похож на Три и Два —

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята — Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Приходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать.

2. Рассматривание картины О.Капустиной
«Кошка с котятами» и беседа по ней.

Педагог помещает на доску картину и органи­зует беседу по ней.

— Кого вы видите на картине?

Кошку с котятами.


 

— Давайте расскажем о кошке. Какая она?

Большая, пушистая.

— Правильно. У нее белая грудка и белые пе­
редние лапки. Какая у кошки мордочка? Какие у
нее спина и хвост?

Мордочка у кошки рыжая с белым, а спинка и
хвост — рыжие.

— Посмотрите, какие у кошки острые ушки,
зеленые глаза и длинные усы. А что делает кошка?

Кошка лежит на полу рядом со своими котя­
тами.

— Попробуйте повторить все, что мы рассказа­
ли о кошке: какая кошка; какие у нее грудка и
передние лапки, мордочка, спина и хвост, ушки,
глаза и усы; что делает кошка.

Кошка большая, пушистая. У нее беленькие
грудка и передние лапки, рыжая с белым мордочка,
рыжие спина и хвост, острые ушки, зеленые глаза и
длинные усы. Кошка лежит на полу со своими котя­
тами.

— А теперь давайте рассмотрим котят и расска­
жем о них. Сначала я расскажу вам о сером котенке,
а о других котятах будете рассказывать вы сами.

Серый котенок играет с мамой-кошкой. Он ма­ленький и забавный. У него белая мордочка, коро­тенький хвостик, большие глаза и острые ушки. Он стоит на задних лапках, а передние лапки положил на голову кошке.

А теперь вы расскажите о котятах, которые иг­рают с клубком. Откуда у них клубок? Что они опрокинули? Какие они? Какие у них мордочки, ушки, глаза, хвостики?

Два веселых котенка опрокинули корзинку с
клубками ниток и играют с синим клубком. Белый
котенок с серыми пятнами катает клубок лапкой, а
рыжий котенок смотрит на клубок. Котята малень­
кие. У них зеленые глазки и острые ушки, хвостики у
них коротенькие.

(Можно сразу же предложить еще одному ре­бенку повторить рассказ о котятах.)

— А кто хочет рассказать про котенка, который
спит на коврике? Какие у него мордочка, грудка,
лапки, ушки и усики?

Один котенок спит на коврике. У него белая с
серым мордочка, белые грудка и лапки, остренькие
ушки и длинные усики. Он крепко закрыл глазки.

(Имеет смысл и этот рассказ повторить еще раз.)

— Что делает еще один рыжий котенок? Рас­
скажите о нем.


Рыжий котенок сидит около блюдца с моло­ком. У него белая грудка и белые лапки, а хвостик полосатый. У котенка красивые желтые глаза, а носик розовый.

(Можно предложить кому-то из детей рассказать об этом котенке еще раз, добавив что-то от себя.)

3. Физкультурная пауза. Развитие подражатель­ности, общей моторики, координации речи с движе-

DUDU

Нием.

КОШКА

Вы со мной знакомы близко. Я приветливая киска. Кверху — кисточки на ушках, Когти спрятаны в подушках. В темноте я зорко вижу, Понапрасну не обижу. Но дразнить меня опасно — Я царапаюсь ужасно. В. Стоянов

Дети идут по кругу на носоч­ках, крадучись, держа согну­тые руки перед грудью. Останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек, а «когти» из пальчиков. Идут по кругу крадучись.

Останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти».

4. Обобщающий рассказ педагога по картине
«Кошка с котятами».

КОШКА С КОТЯТАМИ

На картине мы видим кошку с котятами. Боль­шая рыжая кошка лежит на полу вместе со своими котятами. У кошки белая с рыжим мордочка, белые грудка и передние лапки. У нее зеленые глаза, ост­рые уши и длинные усы.

Веселый серый котенок играет с кошкой. Он стоит на задних лапках, а передние положил кошке на голову. У котенка зеленые глазки, остренькие ушки и короткий хвостик.

Два котенка опрокинули корзинку с клубками ниток и играют с синим клубком. Серый котенок с белыми пятнами катит клубок, а рыжий котенок смотрит на него. Котята маленькие и забавные. У них остренькие ушки и короткие хвостики.

Около блюдца сидит большой рыжий котенок с белой грудкой. У него полосатый хвостик и краси­вые желтые глаза. Наверное, это старший брат ма­леньких котят.

Еще один котенок спит на коврике. У него серая с белым мордочка и белые лапки. Он крепко зажмурил глазки.

Кошка любит своих котят и охраняет их. Видно, как внимательно она смотрит, нет ли опасности.

5. Подведение итога занятия, оценка работы
детей.


Занятие по картине «Собака со щенятами»

Тема.Рассказ по картине «Собака со щенятами».

Образовательные цели.Обучение составлению рассказа по картине.

Развивающие цели.Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние животные и их детеныши»; формирование естественнонаучных представлений; развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения.

Воспитательные цели.Воспитание бережного отношения к домашним животным.

Предварительная работа.Чтение рассказа Е. Ча­рушина «Собака».

Ход занятия

1. Организационный момент, объявление темы
занятия.

— Сегодня мы будем рассматривать картину
«Собака со щенятами». Но сначала послушайте сти­
хотворение.

2. Создание эмоционального фона для воспри­
ятия картины: чтение педагогом стихотворения
М. Стремина «Подарок».

ПОДАРОК

Раскрывается корзинка. В ней подарок, да какой! Не игрушка, не картинка — Песик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки, Нос — как пуговка звонка, Неуверенные лапки Разъезжаются слегка.

Шелковистой теплой спинкой Жмется ласково к ногам... Не игрушку, не картинку — Друга подарили нам!

3. Рассматривание картины О.Капустиной «Со­
бака со щенятами» и беседа по ней.

Педагог помещает на доску картину и органи­зует беседу по ней.

— Кого вы видите на картине?

Собаку и маленьких щенят.

— Давайте рассмотрим собаку и расскажем о
ней. Какая она?

Большая, красивая.

— У нее золотистая шерсть, длинные уши и
короткий хвост. А какие у нее глаза?

Глаза у нее добрые.

— А что делает собака?

Собака смотрит на щенят.

— Она наблюдает за ними, охраняет их.


Давайте еще раз расскажем о собаке. Какая она, какие у нее шерсть, уши, глаза, хвост? Что делает собака?

Собака большая, красивая. У нее золотистая
шерсть, длинные уши, добрые темные глаза и корот­
кий хвост. Она охраняет щенят.

— А теперь давайте расскажем о щенятах. По­
смотрите на них. Они разные или похожи друг на
друга?

Все щенята одинаковые.

— Какие они по размеру? Какого они цвета?
Какие у них ушки и хвостики?

Щенята маленькие, беленькие. Ушки и хвости­
ки у них коричневые.

— Что делают щенята?

Один щенок сидит рядом с собакой.

Два щенка борются на матрасике.

Еще один щенок хочет залезть на скамейку.

— Наверное, он самый любопытный, хочет уз­
нать, что лежит на скамейке.

Вдалеке один щенок играет с мячиком.

— Этот щенок — самый смелый: ушел далеко
от мамы и играет один.

Попробуем повторить все, что мы рассказали о щенятах, еще раз. Расскажите о том, какие щенята, что они делают.

Щенята маленькие, беленькие. Ушки и хвости­
ки у них коричневые. Один щенок сидит рядом с со­
бакой. Два щенка играют на матрасике. Любопыт­
ный щенок хочет залезть на скамейку. А смелый ще­
нок играет на крылечке с мячиком.

— Посмотрите внимательно, что еще вы видите
на картине?

Корзинку.

— Правильно. В корзинке щенята спят.

Еще видим блюдце.

— Для чего оно нужно?

Для воды или молока.

— Конечно. Щенята пьют из него.

А теперь давайте немного поиграем. Вспомним упражнение про Тузика.

4. Физкультурная пауза. Развитие подражатель­ности, общей моторики, координации речи с движени­ем.

ТУЗИК

Стоя на месте, дети выпол­няют повороты корпуса впра­во-влево, руки на поясе. Бегут по кругу. Меняют направление движе­ния. Прыжки на месте, руки на поясе.

Вот он крутится волчком, Тузик, Тузик,

хвост крючком. Вот летит во весь опор То на речку, то во двор.

То дежурит у ворот — Словом, дел невпроворот. А. Прокофьев


5. Обобщающий рассказ педагога по картине «Собака со щенятами».

СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ

На картине мы видим собаку со щенятами. Они живут на даче, на большой веранде. Здесь стоит корзина, в которой спят щенята, лежит матрасик, на котором спит сама собака, стоит блюдце для молока.

Собака большая, красивая. У нее золотистая шерсть, длинные уши, добрые темные глаза и ко­роткий хвост. Она наблюдает за своими щенятами, охраняет их.

Щенята еще совсем маленькие. Сами они бе­ленькие, а ушки и хвостики у них коричневые. Один щенок сидит рядом с собакой, два щенка иг­рают на матрасике, любопытный щенок хочет за­лезть на скамейку, а смелый щенок играет с мячи­ком. Щенята очень симпатичные и забавные. Хо­чется улыбнуться, когда смотришь на них.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных