ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕМИР ПРИРОДЫ ЖИВОТНЫЕ СЕРИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ КАРТИН С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ Учебно-наглядное пособие Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ББК 74.100.5 М63 Составитель Н.В.Нищева Мир природы. Животные. Серия демонстрационных картин с М63 методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию: Уч.-нагл. пос. / Худ. С. К. Артюшенко, О.Н.Капустина, Т. П. Петрова. Сост. и авт. методич. рек. Н. В. Нищева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.- 16 картин; 23 с. методич. рек.— (Б-ка журнала «Дошкольная педагогика»). ISBN 5-89814-290-8 В комплект входят 15 демонстрационных картин, изображающих животных различных географических зон и сред обитания, разрезной материал на тему «Зимующие птицы» и методические рекомендации по обучению дошкольников рассказыванию по картине. Приведены примерные планы-конспекты занятий. Для педагогов дошкольных образовательных учреждений общего и коррекционного вида. ББК 74.100.5 ISBN 5-89814-290-8 © Нищева Н.В., составление, методические рекомендации, 2004 © Оформление. Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 Н. В. Нищева ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ Методические рекомендации СОВЕТЫ ПЕДАГОГУ Демонстрационные картины широко используются в детских садах на занятиях по развитию речи для обучения детей рассказыванию. Настоящее пособие поможет оснастить педагогический процесс качественным современным иллюстративным материалом и окажет педагогам, особенно начинающим, методическую поддержку. Картины, предложенные в пособии, расширят представления дошкольников о живой природе, помогут педагогу7 уточнить знания детей, познакомить воспитанников с тем, чего они не могут в данный момент видеть в своем реальном окружении. Такие многофигурные композиции, как «Животные Севера», «Животные жарких стран», «Животный мир океана», «Пресноводные рыбы», «Аквариумные рыбки». «Насекомые и пауки», мы рекомендуем для ознакомления детей с животным миром различных географических зон и сред обитания, для формирования и расширения естественнонаучных представлений дошкольников. Кроме того, на занятиях по развитию речи эти картины могут использоваться для обучения детей составлению описательных рассказов о различных представителях животного мира по предложенному плану или алгоритму, а также для упражнения в составлении загадок-описаний. Картины «Птичий двор», «Кто как зимует», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие звери и их детеныши» будут полезны при обучении детей составлению описательных рассказов о животных или загадок-описаний, сравнительных рассказов-описаний о двух и более животных, а затем — рассказов по картине в целом. Например, работая в старшей группе с картиной «Домашние животные и их детеныши», педагог может сначала поупражнять детей в придумывании описательных рассказов об овце, баране, козе, козле, свинье и их детенышах, а затем, используя прием совместных действий, предложить детям составить рассказ по картине. Для малышей нужно выбирать такие картины, замысел которых прост и конкретен. Так, более простые по композиции картины «Кошка с котятами» и «Собака со щенятами» подойдут для рассмат- ривания в младшей возрастной группе и для обучения составлению рассказа по картине в средней группе. Рассматривание картин с детьми младшего дошкольного возраста способствует развитию у них наблюдательности, мышления, воображения, речи. Еще Е. И. Тихеева писала о том, что развитие способности рассматривать картину, «разбираться при участии языка в ее подробностях — основная цель при занятиях с детьми данного возраста». Рассматривая картину, малыши все время говорят. Задача педагога — руководить вниманием детей, вопросами направлять его на ту или иную часть картины, от одной детали к другой. Полезно при этом показывать указкой ту часть картины, о которой идет речь. Рассматривать с малышами картину следует только до тех пор, пока они проявляют к ней интерес. Очень важен рассказ педагога по картине, которую рассматривают малыши. Чем чаще педагог будет использовать этот прием, тем скорее дети начнут рассказывать сами. Картины «Корова с телятами и бык», «Лошади и жеребята», «Медведица с медвежатами» предназначены для занятий по развитию речи в старшей и подготовительной к школе группах. Разрезной материал «Зимующие птицы» может быть использован на занятиях в разных возрастных группах для уточнения и расширения словаря дошкольников, совершенствования грамматического строя речи, развития зрительного внимания, а в старшей и подготовительной к школе группах — для развития связной речи (составление описательных рассказов). Все картины выполнены в реалистической манере, с подробной прорисовкой деталей изображения. При обучении детей рассказыванию по картине используются разнообразные приемы, в числе которых: вопросы педагога; вопросы детей; беседа; образец высказывания; подсказ, указание педагога; наглядные приемы (реальные предметы, муляжи, чучела животных, алгоритмы); план рассказа, предложенный педагогом; коллективное составление плана рассказа; коллективное составление рассказа по картине; завершение детьми рассказа, начатого педагогом. В приводимых ниже примерных планах-конспектах занятий показано использование этих приемов, направленное на целостное восприятие картины детьми, развитие у них монологической речи, а также на эстетическое воспитание дошкольников. Считаем нужным отдельно сказать об использовании алгоритма как вспомогательного приема при обучении рассказыванию. Алгоритм в данном случае — это серия схематических рисунков, являющаяся наглядным планом описания объекта, предмета (рис. 1—3). Алгоритм должен включать существенные признаки описываемого объекта. Работу по составлению описательных рассказов с опорой на алгоритм необходимо начинать уже в младшей группе. Свои самые первые описательные рассказы об игрушках, посуде, одежде малыши с легкостью составят, если у них перед глазами будет серия простых и понятных им рисунков-подсказок. В средней группе описательные рассказы детей усложняются и становятся более полными, а следовательно, усложняются и алгоритмы описания; в средней группе они могут использоваться при описании овощей и фруктов. В старшей и подготовительной к школе группах с помощью алгоритмов дети научатся полно и
Рис. 1. Алгоритм рассказа об игрушке Рис. 2. Алгоритм рассказа об овоще или фрукте
Как она называется? Какого она цвета? Какая она по размеру? Из чего она сделана? Какая она по форме? Какая она на ощупь? Из каких деталей она состоит? Как можно играть с ней? Как он называется? Это фрукт или овощ? Где он растет? Какой он по форме? Какой он по цвету? Какой он на ощупь? Какой он на вкус? Что из него можно приготовить? последовательно описывать животных — насекомых, птиц, зверей. Применяя этот современный и очень действенный прием, нельзя, однако, забывать, что наша главная цель — развитие речи детей, а потому в процессе обучения необходимо «оречевление» алгоритмов, подробное их объяснение педагогом. диться перед глазами детей. Его можно поместить в уголок развития речи. Первые алгоритмы должны включать не более шести этапов. Предлагаемые примерные конспекты помогут педагогам спланировать занятия по развитию речи дошкольников, но они, и в первую очередь ответы детей, которые в пособии приводятся курсивом,
Рис. 3. Алгоритм рассказа о животном Как оно называется? Это дикое или домош-нее животное? Где оноживет? Как называется его жилище? Какого оно размера? Какого оно цвета? Чем покрыто его тело? Какие части тела у него есть (их особенности)? Как называются детены-ши животного? Какие звуки издает животное? Чем оно питается?
Педагог должен показать на схеме каждый рисунок и объяснить детям, что он обозначает, какому этапу рассказа соответствует. Делать это нужно многократно. Алгоритм должен постоянно нахо- никак не предназначены для механического заучивания. Каждый педагог должен развивать у своих воспитанников активность, самостоятельность, творчество. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ Средняя группа Занятие по картине «Кошка с котятами» Тема. Рассказ по картине «Кошка с котятами». Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине. Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние животные и их детеныши»; формирование естественнонаучных представлений; развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения. Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к домашним животным. Предварительная работа. Чтение сказки В. Сутеева «Три котенка», рассказа Е. Чарушина «Кошка». Ход занятия 1. Организационный момент, объявление темы Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята — Их по счету ровно пять. Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Раз — котенок самый белый, Два — котенок самый смелый, Три — котенок самый умный, А Четыре — самый шумный, Пять похож на Три и Два — Те же хвост и голова, То же пятнышко на спинке, Так же спит весь день в корзинке. Хороши у нас котята — Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Приходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать. 2. Рассматривание картины О.Капустиной Педагог помещает на доску картину и организует беседу по ней. — Кого вы видите на картине? — Кошку с котятами.
— Давайте расскажем о кошке. Какая она? — Большая, пушистая. — Правильно. У нее белая грудка и белые пе — Мордочка у кошки рыжая с белым, а спинка и — Посмотрите, какие у кошки острые ушки, — Кошка лежит на полу рядом со своими котя — Попробуйте повторить все, что мы рассказа — Кошка большая, пушистая. У нее беленькие — А теперь давайте рассмотрим котят и расска Серый котенок играет с мамой-кошкой. Он маленький и забавный. У него белая мордочка, коротенький хвостик, большие глаза и острые ушки. Он стоит на задних лапках, а передние лапки положил на голову кошке. А теперь вы расскажите о котятах, которые играют с клубком. Откуда у них клубок? Что они опрокинули? Какие они? Какие у них мордочки, ушки, глаза, хвостики? — Два веселых котенка опрокинули корзинку с (Можно сразу же предложить еще одному ребенку повторить рассказ о котятах.) — А кто хочет рассказать про котенка, который — Один котенок спит на коврике. У него белая с (Имеет смысл и этот рассказ повторить еще раз.) — Что делает еще один рыжий котенок? Рас — Рыжий котенок сидит около блюдца с молоком. У него белая грудка и белые лапки, а хвостик полосатый. У котенка красивые желтые глаза, а носик розовый. (Можно предложить кому-то из детей рассказать об этом котенке еще раз, добавив что-то от себя.) 3. Физкультурная пауза. Развитие подражательности, общей моторики, координации речи с движе- DUDU Нием. КОШКА
Дети идут по кругу на носочках, крадучись, держа согнутые руки перед грудью. Останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек, а «когти» из пальчиков. Идут по кругу крадучись. Останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти». 4. Обобщающий рассказ педагога по картине КОШКА С КОТЯТАМИ На картине мы видим кошку с котятами. Большая рыжая кошка лежит на полу вместе со своими котятами. У кошки белая с рыжим мордочка, белые грудка и передние лапки. У нее зеленые глаза, острые уши и длинные усы. Веселый серый котенок играет с кошкой. Он стоит на задних лапках, а передние положил кошке на голову. У котенка зеленые глазки, остренькие ушки и короткий хвостик. Два котенка опрокинули корзинку с клубками ниток и играют с синим клубком. Серый котенок с белыми пятнами катит клубок, а рыжий котенок смотрит на него. Котята маленькие и забавные. У них остренькие ушки и короткие хвостики. Около блюдца сидит большой рыжий котенок с белой грудкой. У него полосатый хвостик и красивые желтые глаза. Наверное, это старший брат маленьких котят. Еще один котенок спит на коврике. У него серая с белым мордочка и белые лапки. Он крепко зажмурил глазки. Кошка любит своих котят и охраняет их. Видно, как внимательно она смотрит, нет ли опасности. 5. Подведение итога занятия, оценка работы Занятие по картине «Собака со щенятами» Тема. Рассказ по картине «Собака со щенятами». Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине. Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние животные и их детеныши»; формирование естественнонаучных представлений; развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения. Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к домашним животным. Предварительная работа. Чтение рассказа Е. Чарушина «Собака». Ход занятия 1. Организационный момент, объявление темы — Сегодня мы будем рассматривать картину 2. Создание эмоционального фона для воспри ПОДАРОК Раскрывается корзинка. В ней подарок, да какой! Не игрушка, не картинка — Песик маленький, живой. Уши мягкие, как тряпки, Нос — как пуговка звонка, Неуверенные лапки Разъезжаются слегка. Шелковистой теплой спинкой Жмется ласково к ногам... Не игрушку, не картинку — Друга подарили нам! 3. Рассматривание картины О.Капустиной «Со Педагог помещает на доску картину и организует беседу по ней. — Кого вы видите на картине? — Собаку и маленьких щенят. — Давайте рассмотрим собаку и расскажем о — Большая, красивая. — У нее золотистая шерсть, длинные уши и — Глаза у нее добрые. — А что делает собака? — Собака смотрит на щенят. — Она наблюдает за ними, охраняет их. Давайте еще раз расскажем о собаке. Какая она, какие у нее шерсть, уши, глаза, хвост? Что делает собака? — Собака большая, красивая. У нее золотистая — А теперь давайте расскажем о щенятах. По — Все щенята одинаковые. — Какие они по размеру? Какого они цвета? — Щенята маленькие, беленькие. Ушки и хвости — Что делают щенята? — Один щенок сидит рядом с собакой. — Два щенка борются на матрасике. — Еще один щенок хочет залезть на скамейку. — Наверное, он самый любопытный, хочет уз — Вдалеке один щенок играет с мячиком. — Этот щенок — самый смелый: ушел далеко Попробуем повторить все, что мы рассказали о щенятах, еще раз. Расскажите о том, какие щенята, что они делают. — Щенята маленькие, беленькие. Ушки и хвости — Посмотрите внимательно, что еще вы видите — Корзинку. — Правильно. В корзинке щенята спят. — Еще видим блюдце. — Для чего оно нужно? — Для воды или молока. — Конечно. Щенята пьют из него. А теперь давайте немного поиграем. Вспомним упражнение про Тузика. 4. Физкультурная пауза. Развитие подражательности, общей моторики, координации речи с движением. ТУЗИК
Вот он крутится волчком, Тузик, Тузик, хвост крючком. Вот летит во весь опор То на речку, то во двор. То дежурит у ворот — Словом, дел невпроворот. А. Прокофьев 5. Обобщающий рассказ педагога по картине «Собака со щенятами». СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ На картине мы видим собаку со щенятами. Они живут на даче, на большой веранде. Здесь стоит корзина, в которой спят щенята, лежит матрасик, на котором спит сама собака, стоит блюдце для молока. Собака большая, красивая. У нее золотистая шерсть, длинные уши, добрые темные глаза и короткий хвост. Она наблюдает за своими щенятами, охраняет их. Щенята еще совсем маленькие. Сами они беленькие, а ушки и хвостики у них коричневые. Один щенок сидит рядом с собакой, два щенка играют на матрасике, любопытный щенок хочет залезть на скамейку, а смелый щенок играет с мячиком. Щенята очень симпатичные и забавные. Хочется улыбнуться, когда смотришь на них. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|