Подведение итога занятия, оценка работы де-
тей.
Занятие по картине «Птичий двор»
Тема. Рассказ по картине «Птичий двор».
Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.
Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние птицы»; формирование естественнонаучных представлений; развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения.
Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к домашним животным.
Предварительная работа. Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба», рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей», сказки В. Сутеева «Цыпленок и утенок», рассказа Е. Чарушина «Утки», заучивание четверостиший из книжки-раскраски «Домашние птицы».1
Ход занятия
1. Организационный момент, объявление темы занятия, чтение детьми четверостиший из книжки-раскраски «Домашние птицы».
Педагог помещает на доску картину О. Капустиной «Птичий двор» и предлагает детям рассмотреть ее внимательно. Объясняет, что сегодня на занятии они будут составлять рассказ по картине. Не-
Нищева Н. В. Домашние птицы: Кн.-раскраска для дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2003.
сколько детей по очереди рассказывают выученные дома четверостишия.
Петя, Петенька, петух. Что за перья! Что за пух! Пестрый, яркий, весь цветной! И кричит, как заводной.
Ути-ути-утки, Уточки-малютки На волнах качались, Брызгались, плескались.
Мама-курица цыплят На прогулку водит в сад, Учит землю клювом рыть. Учит бабочек ловить.
Папа-селезень в реке От утят невдалеке. Очень селезень красивый: Шея сизая, с отливом.
2. Рассматривание картины О. Капустиной «Птичий двор» и беседа по ней.
— Посмотрите на картину. Вы видите двор, где гуляют домашние птицы. В пруду плавает утка с утятами. Утка большая, серая, хвост и крылья у нее темные, а клюв желтый. (Можно предложить по вторить это описание одному из детей.) А какие утята? Расскажите про них. Какие они по размеру? Какого они цвета? Какие у них клювики, хвостики?
— Утята маленькие, желтенькие. У них коротенькие хвостики и беленькие клювы.
— Что делают утка и утята?
— Утка учит утенка плавать, а утенок смотрит на нее. Два утенка в стороне. Один плывет, а другой нырнул.
— У самой воды стоит селезень. Перышки на голове и шее у него зеленые. Он наблюдает за утятами. Над селезнем летают стрекозы. А одна стрекоза вьется над самой водой. (Это описание повторяет один из детей.) Расскажите, какие птицы гуляют на берегу?
— На берегу гуляют петушок, курочка и цыплята.
— Петух большой, разноцветный. У него красивый хвост, красные бородка и гребешок. А какая курочка?
— Курочка поменьше петушка. Она коричневая, хвостик у нее небольшой. У нее тоже есть красные бородка и гребешок.
— Что делают петушок и курочка?
— Они ходят и смотрят на своих цыплят.
— Расскажите про цыплят. Какие они? Что они делают?
— Цыплята желтенькие, у них острые клювики и маленькие крылышки. Два цыпленка ищут в травке
корм, а один бежит за петушком. Самый смелый цыпленок взлетел петуху на спину.
— Каких птиц вы видите вдалеке у забора?
— У забора пасутся курочки.
— Вы правильно ответили на мои вопросы. А теперь давайте отдохнем.
3. Физкультурная пауза. Развитие подражательности, общей моторики, координации речи с движением.
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га! Наши курочки в окно — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет: ку-ка-ре-ку!
| Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.
Едут по кругу, вытянув шеи и отставив руки назад. Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.
Встают спиной в круг, поднимаются на носочки, отставляют руки назад.
4. Обобщающий рассказ педагога по картине «Птичий двор».
ПТИЧИЙ ДВОР
Посмотрите на картину. Вы видите птичий двор, здесь гуляют домашние птицы. В пруду плавает утка с утятами. Утка большая, пестрая: хвост и крылья у нее темные, а клюв желтый. Утята маленькие, желтенькие. У них коротенькие хвостики и беленькие клювы. Утка учит утенка плавать, а утенок внимательно смотрит на нее. Два утенка в стороне; один плывет, а другой нырнул.
У самой воды стоит селезень. Перышки на голове и шее у него зеленые. Он наблюдает за утятами. Над селезнем летают стрекозы. Одна стрекоза вьется над самой водой.
На берегу гуляют петушок, курочка и цыплята. Петух большой, разноцветный. У него красивый хвост, красные бородка и гребешок. Курочка поменьше петушка. Она коричневая, хвостик у нее небольшой. У нее тоже есть красные бородка и гребешок. Курочка и петух смотрят на своих цыплят. Цыплята желтенькие, у них острые клювики и маленькие крылышки. Два цыпленка ищут в травке корм, а один бежит за петушком. Самый смелый цыпленок взлетел петушку на спину.
Вдалеке у забора пасутся курочки. Они ищут в траве насекомых.
5. Подведение итога занятия, оценка работы де тей.
Старшая группа
Занятие по картине «Дикие звери и их детеныши»
Тема. Рассказ по картине «Дикие звери и их детеныши».
Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.
Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Дикие звери и их детеныши»; расширение естественнонаучных представлений, развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения.
Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к живой природе.
Предварительная работа. Чтение рассказа Е. Чарушина «Лисята», рассказа В. Бианки «Как лиса барсука из дома выгнала», рассказа И. Соколова-Микитова «Белка», заучивание загадок о диких животных.
Ход занятия
1. Организационный момент, объявление темы занятия, загадывание детьми загадок.
— Сегодня мы будем рассматривать картину «Дикие звери и их детеныши» и составлять рассказ по ней. На картине изображены разные животные. А о ком из них вы помните загадки? Загадайте их своим товарищам.
Что за шустрый колобок Промелькнул средь веток, Вдоль ствола и поперек? Был зверек — и нету.
(Белка)
Рыжая плутовка, Хитрая, ловкая. Хвост пушистый, Мех золотистый.
(Лиса)
2. Рассматривание картины С.Артюшенко «Дикие звери и их детеныши» и беседа по ней.
Педагог помещает на доску картину и организует беседу по ней.
— Кто изображен на картине?
— На картине изображены дикие звери и их детеныши.
— Каких зверей вы видите на переднем плане? Что они делают? (Педагог показывает, на какую часть картины дети должны обратить внимание.)
— Мы видим барсучиху с барсучатами. Один барсучонок вылезает из норы, два барсучонка борются, а мама-барсучиха наблюдает за ними.
— Послушайте мой рассказ о барсучихе и барсучатах.
Барсучиха большая, у нее жесткая серая шерсть. Морда у барсучихи вытянутая, полосатая; лапы короткие, сильные, с длинными когтями; ушки маленькие. Барсучата очень похожи на свою маму, только они еще маленькие и шерстка у них не такая жесткая.
А каких зверей вы видите на сосне?
— На сосне мы видим двух бельчат и белку.
— Что они делают?
— Один бельчонок выглядывает из дупла, другой бежит вниз по стволу, а мама-белка стоит на ветке и наблюдает за ними.
— Расскажите об этих животных поподробнее, как я рассказывала о барсуках.
— Белки — некрупные зверьки. У них короткая рыжая шерстка, длинные задние лапки и короткие передние, на ушах — кисточки. У мамы-белки хвост пушистый, а у бельчат еще не очень пушистые хвостики.
— А какие звери расположились под деревом? Что они делают?
— Под деревом мы видим лису с лисятами. Два лисенка дерутся, еще один бежит к ним, хочет принять участие в борьбе, а еще один сидит и смотрит, высунув язычок. Лиса стоит в стороне и наблюдает за своими детенышами.
— Расскажите про лису и лисят, используя уже знакомый план.
— Лиса — не очень крупный зверь. У нее красивый рыжий мех, пушистый хвост, длинная мордочка, острые ушки. Лисята похожи на лису, но они еще маленькие, мех у них не такой красивый, а хвостики не такие пушистые.
— Опишите уголок леса, который вы видите. Где устроили звери свои жилища?
— Мы видим глухой уголок леса. В лесу растут высокие деревья, кусты. Под корнями сосны устроила свою нору барсучиха. В сосне два дупла, в одном из них — гнездо белки. А нора лисы, наверное, где-то недалеко.
— А какое время года на картине? Как вы думаете?
— На картине лето, потому что кругом много зелени.
— Правильно. У диких зверей такие маленькие детеныши бывают в середине лета.
Обратите внимание на то, как ведут себя лесные мамы, как они следят за детенышами.
— Лесные мамы зорко следят за детенышами, го товы их защитить, если будет нужно.
— Вы очень хорошо ответили на мои вопросы. А теперь давайте отдохнем.
3. Физкультурная пауза. Развитие подражательности, общей моторики, координации речи с движением.
ЗВЕРИ И ЗВЕРЯТА
шагая; говорят низким голосом.
| Волки вышли из-за елки, Дети идут по кругу, широко На охоту вышли волки. Волк, волчица
и волчонок — Папа, мама и ребенок.
Приседают, сделав круглые спинки.
Двигаются по кругу вприсядку.
Стоят лицом в круг, делают из рук крышу над головой. Подкладывают руки под щеку. Идут по кругу, изображая, как плывет бобр.
| Три колючих колобка Притаились у пенька. Еж, ежиха и ежонок — Папа, мама и ребенок.
У лесной речушки хатка,
Там бобриха и бобрятки. Папа-бобр их охраняет, Возле хатки он ныряет.
На прогулку дружно вышли Идут по кругу крадучись. Три зверька в шубейках
рыжих.
Лис, лисица и лисенок — Папа, мама и ребенок.
ДИКИЕ ЗВЕРИ И ИХ ДЕТЕНЫШИ
На картине изображен уголок летнего леса: высокие деревья, кусты, зеленая трава.
Под корнями дуба устроила свою нору барсучиха. Один барсучонок вылезает из норы, два барсучонка борются, а мама-барсучиха наблюдает за ними. Барсучиха большая, у нее жесткая серая шерсть. Морда у барсучихи вытянутая, полосатая, лапы короткие, сильные, с длинными когтями, ушки маленькие. Барсучата очень похожи на свою маму, только они еще маленькие и шерстка у них не такая жесткая.
На дереве мы видим двух бельчат и белку. Один бельчонок выглядывает из дупла, другой бежит вниз по стволу, а мама-белка стоит на ветке и наблюдает за ними.
Белки — некрупные звери. У них короткая рыжая шерстка, длинные задние лапки и короткие передние, на ушах кисточки. У мамы-белки хвост пушистый, а у бельчат еще не очень пушистые хвостики.
Под деревом мы видим лису с лисятами. Два лисенка дерутся, еще один бежит к ним, хочет принять участие в борьбе, а еще один сидит и смотрит, высунув язычок. Лиса стоит в стороне и наблюдает за детенышами.
Лиса — не очень крупный зверь. У нее красивый рыжий мех, пушистый хвост, длинная мордочка, острые ушки. Лисята похожи на лису, но они еще маленькие, мех у них не такой красивый, а хвостики не такие пушистые.
Лесные мамы зорко следят за детенышами, готовы их защитить, если будет нужно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|