Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОБЛЕМАТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ




 

Приступая к изучению данной научной дисциплины или получая навыки практической работы с семьей, студент может столкнуться с некоторыми трудностями:

1. Представление о мистическом характере происходящего в семье (бог, судьба, гороскоп либо еще какая-то посторонняя неведомая сила ответственны за вес процессы возникновения и существования семьи).

2. Кажущаяся легкость овладения предметом, его доступ­ность и понятность, и, как следствие, обилие дилетантов в этой сфере. Стоит студентам сообщить окружающим о том, что они изучают психологию семейных отношений, как непременно най­дется «крупный специалист» в этой области, готовый поделить­ся своим «богатым багажом» знаний в этой области. Найти с ходу профессионала по криогенной технике вряд ли удастся, а вот в области семейных отношений — пожалуйста.

С точки зрения обыденного сознания для понимания се­мейных отношений вполне хватает здравого смысла и «богатого» жизненного опыта. Ю. Б. Гиппенрейтер* подчеркивает, что ис­точник житейской психологии — индивидуальный опыт — слу­чаен, интуитивен и несистематичен. Ситуативность и метафо­ричность житейского знания хорошо иллюстрируется примера­ми поговорок, крылатых фраз. Дело в том, что на каждую посло­вицу можно подобрать альтернативу, что объясняется не истин­ностью-ошибочностью самих этих распространенных утвержде­ний, а их ситуационным контекстом.

* Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

 

Например:

 

с одной стороны: с другой стороны:

насильно мил не будешь стерпится — слюбится

не плюй в колодец— что ни делается, все к лучшему

пригодится воды напиться

вода и камень точит плетью обуха не перешибешь

муж да жена — одна сатана на что и клад, коли в семье — лад

женский ум лучше всяких дум у бабы семь пятниц на неделе

старый конь борозды не портит укатали сивку крутые горки

 

Ю. Б. Гиппенрейтер указывает, что обыденные психологи­ческие знания легко доступны, но воспользоваться ими трудно.

Таким образом, существуют различия между житейской и научной психологией.

□ Объектом житейской психологии всегда выступают конкретные люди. Индивидуальный психологический опыт в основном составляется из опыта общения и вза­имоотношений с ближайшим окружением. Объект науч­ной психологии исторически изменялся и включал в себя многообразные проявления человеческой психики.

□ Знания житейской психологии связаны с конкретны­ми ситуациями и конкретными людьми и поэтому ситуа­тивны и мало обобщены. Часто они выражаются образно, метафорически. Знания научной психологии фиксируют факты и закономерности поведения, общения, взаимо­действия людей. Как правило, выражены в понятиях.

□ Житейские знания о психологии человека приобрета­ются путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Научная психология для по­лучения новых знаний и их логического структурирова­ния использует целый арсенал методов.

Итак, с одной стороны — существенные различия между житейским и научным подходами, а с другой — невозможность и ненужность замены научной психологией житейского опыта требуют взаимосвязанного исследования эволюции семейных отношений.

3. Молодость научной проблематики: в начале формировал­ся практический запрос, а потом возникали и внедрялись в эту сферу научные исследования. Не редким случаем было отноше­ние к проблемам семейных отношений как к некоей «ненауч­ной» или «полунаучной» области. Для фундаментальной науки заниматься исследованиями семейных отношений было явно несерьезно.

4. Заполнение в настоящее время терапевтического вакуума, имевшего место быть в отечественной прикладной и практичес­кой психологии в течение десятилетий, путем прямого заимство­вания зарубежных методик и техник порождает немало негатив­ных результатов. Наметившийся в 90-е годы «бум» психотерапии вызвал всплеск интереса к проблеме семейных отношений. Наря­ду с позитивными моментами такой ситуации обнаруживается пристрастность, а порой просто одержимость исследователей, следующих западной традиции, забвение исторических и кросс-культурных различий как в изучении семьи, так и в работе с ней.

5. Сложность семейных отношений как предмета изучения, сохраняющаяся отсталость психологической науки, терминоло­гии в данной области. Относительно эмоциональных отношений Л. Я. Гозман пишет: «Что же касается собственно научного ана­лиза, то ни одна из существующих социально-психологических теорий не может сейчас ассимилировать весь массив данных, накопленных по проблеме генезиса эмоциональных отношений»*. И его же: «Проведенные к настоящему моменту исследования при всей их изощренности оставляют во многих случаях чувство неудовлетворенности вследствие их недостаточной глубины»**.

* Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С. 26.

** Там же. С. 27.

 

Труднодоступность изучения семейных отношений связана а) с проблемой разработки и внедрения методического инстру­ментария, не наносящего ущерба респондентам и их семейным отношениям; б) с влиянием самого факта участия испытуемых в исследовании на их взаимоотношения и психическое состоя­ние; в) с характером воздействия экспериментатора на образ жизни в семье, близость и интимные отношения.

Вместе с тем к настоящему времени разработано большое количество вербальных и невербальных методов, позволяющих с высокой степенью достоверности изучать семейные отноше­ния.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных