Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Результаты исследования представлений об идеальной и конфликтной семье у подростков




 

Полученные исследовательницей результаты по образу иде­альной семьи в сознании подростков представляют три услов­ные группы. Первую составили изображения, на которых струк­туру семьи можно обозначить как «Муж, жена и дети», т. е. в них достаточно четко просматривается пространственная близость супругов, можно выделить супружескую субсистему семьи.

В качественном отношении доля таких рисунков оказалась преобладающей (55%). В то же время лишь в двух вариантах появи­лась своеобразная дистанция между супру­гами и детьми, обозна­ченная соответствую­щим взаимодействием (см. рис. 1).

 

 

В большинстве же рисунков идеальная се­мья — это «все вмес­те», включая иногда бабушек и дедушек (рис. 2).

 

 

 

Интересно, что на этом рисунке дистанция между супругами, а так­же супругами и детьми приблизительно одина­кова.

Во второй группе рисунков «идеальной» семьи взаимодействие и расстояние между фигу­рами заметно различает­ся, однако в этих случа­ях объединяются не суп­руги, а родитель — ребенок, как это сделано на рис. 3.

 

 

Третью группу рисунков (20%) составили те, на которых структура семьи выглядит следующим образом: «Муж — Дети — Жена». Она получилась очень наглядной у автора рис. 4.

Стоит напомнить, что именно эта структура является для нас традиционной, нашедшей свое отражение в старинном рус­ском быте, языческих верованиях и православии, а позднее в структуре семьи советских десятилетий. В это время ее особенно­стью стало главенство женщины, на которую фактически легла и ответственность за семью. В связи с этим интересно отметить происходящие изменения.

В. Н. Дружинин, указывая на происходящие в социально-экономической жизни страны изменения, предположил, что и в ближайшей перспективе главой семьи будет оставаться жен­щина, а муж приобретет больше ответственности за семью, по­лучив, в частности, возможность обеспечивать ее материально. Однако такое разделение власти и ответственности кажется про­тиворечивым и недостаточно реалистичным.

По-видимому, передача властных функций из рук матери в руки отца не противоречит установкам, складывающимся у под­ростков. 5% десятиклассников высказались за главенство жены, 30% — за равноправие и 65% — за главенство мужа.

По-другому оценивается подростками и распределение фун­кций в семье. 60% опрощенных подростков считают, что мать в идеальной семье тоже работает, но часто указывается, что «мень­ше, чем муж». 40% подростков полагают, что жена должна вы­полнять роль домохозяйки.

Видимо, представления школьников отражают в опреде­ленной степени те изменения, которые происходят в их реаль­ных, конкретных семьях. Кроме того, они, естественно, явля­ются реакцией на накопленный семьей позитивный и негатив­ный опыт. В связи с этим интересны ответы на вопрос: «Кем хочешь быть в данной (идеальной) семье?» Оказалось, что две трети подростков выбирают взрослые роли, соответствующие полу. Одна треть — роль ребенка. В то же время другую треть, именно 1/3 старшеклассников, данная роль не устраивает. Если главой в идеальной семье не пожелали быть 10% мальчиков (ответствен­ность им не нужна), то ребенком не пожелали быть уже 35%.

Говоря об идеальном воспитании, подростки высказали следующие предпочтения: ласково, с любовью, доверять, стро­го, но не ограничивая радости жизни, уважая, проявляя пони­мание, без крика и телесных наказаний. Можно предположить, что именно этих перечисленных позитивов как раз и не хватает реальной современной семье.

Конфликтная семья отличается в представлениях школь­ников от идеальной по нескольким признакам. Во-первых, су­щественно увеличивается число изображений, на которых лишь двое взрослых, дети отсутствуют. Лишь одна идеальная семья состояла из двух взрослых, без детей. Из сорока рисунков конфликтных семей таких уже 25%. Сравним рисунки одного из ав­торов. (См. рис. 5, 6).

 

 

Существенным отличием конфликтной семьи от идеаль­ной становится увеличение дистанции между супругами. Типич­ным примером можно считать рисунки 7—8, выполненные так­же одним автором.

 

 

В представлениях о конфликтной семье изменяется мнение о главе семьи. В 40% случаев главой полагают мать. В 35% — отца. Появляются ответы «никто» и «кто хочет».

Распределение функций также становится иным. В конф­ликтной семье отца видят неработающим почти так же часто, как работающим. Мать чаще представляется как работающая, чем в роли домохозяйки.

Своя роль в конфликтующей семье также рассматривается по-другому. На вопрос: «Кем хочешь быть в данной семье?» — самый распространенный ответ «Никем». Другой частый вари­ант: «Хотел бы быть главой семьи и все поправить».

Основным средством воспитания в конфликтной семье яв­ляется, с точки зрения подростков, насилие («палка», «кулак», «ремнем», «криком», «воплем», «побои»). Могут даже «никак не воспитывать», потому что «наплевать».

Согласно представлениям подростков, в конфликтной се­мье дети ближе друг к другу, чем к родителям, часто — ни к кому или не к членам семьи. Такие дети «замкнуты», «боятся что-либо рассказать», «брошены на произвол судьбы» и в то же время «не имеют самостоятельности», отличаются плохим пове­дением, испорченными отношениями с друзьями и окружаю­щими. Таким образом, если обобщить «портрет» ребенка из кон­фликтной семьи, он является весьма реалистичным, распрост­раненным и легко узнаваемым.

Сравнивая представления подростков об идеальной и кон­фликтной семье, можно отметить следующее:

Подростки обладают достаточно дифференцированными представлениями о семье, которые отличаются от соответствую­щих представлений у взрослых.

Структура семьи в представлениях подростков в 60% случа­ев выглядит как «Муж — Жена — Дети» и лишь в 40% — более традиционно: «Муж — Дети — Жена».

Подростки склонны вопрос о главенстве в семье заменять положением о равенстве. Однако они достаточно часто прини­мают вариант главенства мужа. Представления школьников от­ражают изменяющуюся социально-экономическую реальность: в 65% случаев главой семьи, ответственным за ее дела должен, по их мнению, становиться мужчина.

В идеальной семье ее члены, как правило, пространствен­но очень близки друг к другу, дистанция не дифференцирована, слабо выделяются детская и супружеская субсистемы. В этом, по-видимому, обнаруживаются культурологические стереотипы русской семьи: отсутствие сепарации между членами семьи, семья как единая система взаимосвязанных близких людей.

Представления о внутрисемейных дистанциях связаны ско­рее с образом конфликтной семьи, что может отрицательно ска­зываться на поведении в реальной семейной жизни.

Сравнение представлений подростков о традиционной рус­ской и современной семье.

Представления о старинной русской и современной семье также изучались с помощью рисунков и стандартизованного интервью.

Изображения традиционной русской семьи отличает выра­женная однородность, одинаковость рисунков. В подавляющем большинстве четко обозначен социальный статус: это либо де­ревенская, либо дворянская семья. Важным отличительным при­знаком служит многодетность, часто гипертрофированная (см. рис. 9).

 

 

Приведенный рисунок интересен также тем, что здесь се­мья как условное целое более четко разделяется на две части — детскую и родительскую. Эта тенденция нашла отражение при­мерно в 30% рисунков и хорошо представлена пространственно на рис. 10.

 

 

На помещенных здесь рисунках может быть отмечен как интересный еще и такой момент. Школьники изображают, как правило, большую семью, лишь в шести случаях из сорока на рисунке присутствует один ребенок. В то же время лишь в двух случаях нашел отражение сложный характер традиционной рус­ской семьи, которая включала не только детей и родителей, но и старшее поколение, других родственников.

Любопытна в связи с этим идея ав­тора рисунка 11, где старшее поколение служит как бы фоном и не ясно — живые люди или портреты?

 

 

Приведенный рисунок соответствует схеме, которая, как уже отмечалось, пола­гается традиционной для русской семьи: «Муж — Дети — Жена». Однако такая схема прослеживается лишь в 15% изображений, т. е. реже, чем в представлениях об идеальной семье.

Можно предполагать, что представления подростков об ис­тории семьи, традиционной русской семье достаточно схематич­ны и опираются в основном на два содержательных признака — многодетность и высокий удельный вес бытовых функций (жена на рисунках часто готовит, дети за столом, у мужа в руках какое-либо орудие труда).

С другой стороны, представления о традиционной русской семье отличаются очень четким решением вопроса о распределе­нии властных функций. Ни один подросток не назвал главой тра­диционной семьи мать. В 15% случаев главенство отдано деду. В 85% ответов — отцу. Трудно сказать, насколько точно это отражает ис­торическую реальность. Но определенно может свидетельствовать о потребностях сегодняшнего дня, указывая направление, по кото­рому могут постепенно изменяться современные семьи.

В традиционной семье, по мнению подростков, отец не только главенствует, но и обеспечивает семью, мать ведет до­машнее хозяйство. При этом роль отца оказалась слишком слож­ной («не хотел бы быть») — 30% ответивших мальчиков, роль жены — 20% ответивших девочек, а ребенком не захотели бы быть 25% школьников.

К основным методам воспитания отнесены дисциплина, строгость и палка. Лишь в двух случаях из сорока названы противоположные средства (например, ласка). Проблемы детей, по мнению старшеклассников, также в основном связаны с мето­дами воспитания: «нет права голоса в семье», «тумаки», «роди­тели ими не занимаются». Как видим, эмоциональный оттенок представлений о традиционной семье и воспитании в ней мож­но оценивать скорее как негативный.

В рисунках подростков наиболее интересны варианты «ти­пичной современной семьи». В инструкции перед выполнением задания указывалось также, что можно изобразить в качестве современной типичной свою собственную семью.

Количественная обработка результатов показывает, что лишь в шестой части рисунков фигуры родителей приближены друг к другу, образуя особую подсистему (см. рис. 12).

 

В десятой части рисунков мать приближена к детям (см. рис. 13). Во всех остальных случаях (около 70% рисунков) дистанция между членами семьи достаточно велика (рис. 14). Кроме того, иерархия в этих семьях остается в подавляющем большинстве случаев не совсем ясной.

 

 

 

Ответы на вопросы стандартизированного интервью пока­зывают, что в 60% случаев главой семьи все же признается отец, в 20% случаев — мать и только в 10% — «равные права». В семьях школьников 10-го класса гимназии оказалось 95% работающих отцов и более 30% матерей-домохозяек.

Роль ребенка кажется предпочтительней примерно в 40% случаев, а отвергается в равной доле со взрослыми ролями — по 15% ответов «не хотел бы быть» матерью, отцом, сыном или дочерью.

Воспитание в современной семье трудно свести к одному знаменателю.

В 20% случаев отмечены строгость, но в 10% — наоборот — «не строго», с одной стороны, «полностью доверяют», с другой — «разрешают, но приглядывают», в некоторых случаях — «не балу­ют, но любят», «не распускают, но не ущемляют свободы», в иных — «ссорятся, сваливают вину».

Одной из самых серьезных проблем названо непонимание (25% ответов), далее идут непослушание (10%) и конфликты (5%). 10% старшеклассников ставят в вину родителям то, что «не научили самостоятельно жить».

В случаях затруднений, указывают подростки, чаще обра­щаются к матери. Вообще по степени близости к ребенку первой в семье идет мать (60%), затем отец (35%), бабушка занимает третью позицию (20%), и только затем отмечается близость де­тей друг к другу (15%).

Таким образом, сравнивая представления о традиционной русской семье и ее современных вариантах, можно отметить не­сколько существенных моментов.

Представления подростков о старинной русской семье достаточно схематичны и опираются в основном на два содер­жательных признака — многодетность и высокий удельный вес бытовых функций.

С другой стороны, представления о традиционной семье содержат аспект четкого разделения обязанностей и власти. Отец — глава семьи, обеспечивает ее. Мать ведет домашнее хозяйство. Дети чаше образуют отдельную группу (субсистему).

Эмоциональный оттенок представлений о традиционной семье можно оценивать как негативный, особенно в вопросах воспитания («строгость и палка», «нет права голоса в семье»).

Представления о современной семье более вариативны, и отношение к ней более позитивно.

В качестве одного из вариантов, одной из условных моде­лей можно выделить семью, соответствующую схеме «Муж и Жена — Дети» (такие рисунки составили 1/6 часть). Второй ва­риант «Муж — Жена и Дети» (около 1/10 части изображений).

Наибольшую по количеству долю (70%) составил «дистанцированный» вариант семьи (фигуры разделены пространствен­но, а взаимодействие между ними никак не обозначено). В ка­кой-то мере этот вариант изображений можно оценивать и как «хаотичный» («каждый занимается своим делом», «каждый сам по себе»). Иерархия в таких семьях остается неясной. Можно пред­полагать, что в некоторых случаях мать главенствует в доме, дети ближе к ней, но в семье более важная роль отводится отцу, ко­торый семью обеспечивает.

Воспитание в современной семье получило много проти­воположных оценок и характеристик.

Таким образом, представления об исторических и совре­менных моделях содержат как общие элементы, обеспечиваю­щие преемственность, так и специфические, позволяющие диф­ференцировать семьи, находящиеся на различных эволюцион­ных ступенях.

Понятия «семья» и «брак»

 

Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий че­ловека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславли­вают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.

Так, в терминах общей теории систем, разработанной Люд­вигом ван Берталанфи, «семья не есть простая сумма членов этой семьи, это прежде всего определенная сеть взаимоотноше­ний между всеми членами семьи. Для того чтобы понять состоя­ние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ со­стояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семенную систему как целое».

Другой взгляд на семью отражен в высказывании А. И. За­харова: «В социальной психологии существует понятие «первич­ная группа». Связи в этой группе строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела груп­пы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слия­ния ее участников. Такой первичной группой является семья — единственная группа, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приему» новых членов извне, а благодаря рождению детей».

Согласно определению Н. Я. Соловьева, «семья — малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма орга­низации личного быта, основанная на супружеском союзе и род­ственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родствен­никами, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Традиционно «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов.

Среди определений семьи, построенных по категориям се­мейных отношений, выделяется определение, данное А. Г. Хар­чевым: семья — это «исторически конкретная система взаимо­отношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родствен­ными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обус­ловлена потребностью общества в физическом и духовном вос­производстве населения».

Семья как сложное образование становится объектом вни­мания различных разделов психологии: социальной, возрастной, клинической, педагогической и др. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.

Среди семьеобразующих отношений выделяют различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширительных и кончая обширными перечнями при­знаков семьи.

А. И. Антонов утверждает, что семью создает отношение родители — дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожи­тельства или сексуального партнерства, которые сопровождают­ся рождением детей. Он обращает внимание на пространствен­ную локализацию семьи — жилище, дом, собственность — и экономическую основу семьи — общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и по­требительства.

А. И. Антонов определяет семью «как основанную на еди­ной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства, и тем самым осу­ществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержа­ние существования членов семьи». «Ядерной» структурой в этом социологическом варианте выступает нуклеарная семья, пред­ставленная в триединстве отношений супружества — родитель­ства — родства. Выпадение одного из этих звеньев, по Антонову, характеризует фрагментарность семейных групп, в полном смысле слова семьями не являющихся: это молодые супруги без детей, разведенные пары, пожилые люди, проживающие без взрослых детей, овдовевшие супруги с детьми, проживающие в фактичес­ком браке пары, имеющие детей, и пр.

Между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаи­мосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. А. Г. Харчев определяет брак «как исторически меняющуюся социальную форму отноше­ний между женщиной и мужчиной, посредством которой обще­ство упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанав­ливает их супружеские и родительские права и обязанности»*.

Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1979. С. 66.

 

В этом определении ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации и роли общества в его упо­рядочивании и санкционировании, правовом регулировании. Причем последнее обеспечивается как прямыми методами, так и косвенными (опосредованными).

Так, в разных обществах устанавливается разный возраст вступления в брак, регулируются процедуры оформления брака (например, период с момента подачи заявления до его офици­ального оформления, виды и формы брачных свидетельств) и его расторжения. Половое санкционирование также хорошо известно. Наглядным примером этого является ограничение возможностей репродуктивного поведения в Китае, численность которого пре­вышает 1 миллиард человек. В других обществах, наоборот, изыс­киваются всяческие способы стимулирования деторождения. Вли­яние государственной политики осуществляется через налоги за бездетность, выдачу пособий семьям, имеющим детей, организа­цию продажи детских и семейных товаров (сеть американских магазинов «Семейный доллар», торгующих по более доступным ценам), оказание особой медицинской помощи беременным жен­щинам, младенцам, принятие программ, способствующих соци­альной и материальной поддержке семьям.

По мнению А. Г. Харчева, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходи­мых им людей.

В истории человечества сменилось немало форм организа­ции отношений между полами, как правило соответствующих определенному уровню социально-экономического развития общества.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных