Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода




 

В настоящее время пренатальный период психического раз­вития только начинает изучаться. В семидесятые годы итальянс­кий психоаналитик Сильвио Фанти обосновал существование еще одной стадии психического развития человека — эмбрио­нальной. Концепция С. Фанти дала возможность, во-первых, связать все последующие стадии с общим истоком и, во-вто­рых, выдвинуть идею о том, что женщина, забеременев, «вспо­минает» и воспроизводит на органическом уровне свое состоя­ние как плода, а на психологическом — состояние своей матери. Внутренние конфликты и тревоги, относящиеся к прошлым ста­диям развития, оживают на данном кризисном этапе человечес­кой жизни (беременности) и влияют на образ ребенка. Процессу превращения внутреннего мира женщины во внутренний мир будущей матери наибольшее внимание уделял психоанализ. В рамках эмбриологии изучался процесс развития коммуникации между ребенком, расширяющим спектр своих движений, и ма­терью, которая, с одной стороны, создает совершенно новую программу реагирования, а с другой — продолжает накладывать на движения ребенка имеющиеся у нее эмоциональные и пове­денческие стереотипы.

Психологическому изучению процессов коммуникации во внутриутробном периоде посвящена книга Томаса Верни «Тай­ная жизнь нерожденного ребенка» (1981). В последние 20 лет по­явились исследования, свидетельствующие о диадных отноше­ниях между ребенком и матерью в пренатальном периоде (Condon W. S., Sander L. W., Miller P. Л., Yеshida M.)*.

* См.: Батуев А.С., Кащавцев А.Г., Соболева М. В. Зрительное предпоч­тение как проявление привязанности у детей первого года жизни.//Вопросы психологии. 1996. №4. С. 127—133.

 

Отечественной психологией пренатальный период разви­тия почти не изучался, считалось, что это сфера медицины. Жен­ская интуиция, ее личный опыт беременности никак не стыко­вались с медицинским толкованием этого состояния, что по­рождало беспомощность беременной женщины и ее страх перед родами. На будущую мать обрушивался такой поток медицин­ской информации, содержащей в основном трудновыполнимые в реальности ограничения, что если она и продолжала придер­живаться привычного способа существования, то неминуемо оказывалась во власти чувства вины, не вполне осознавая, что полностью выполнить все медицинские рекомендации не в со­стоянии ни одна женщина*.

* См.: Лосева В., Луньков А. Страхи вокруг беременности.//Психоло­гическая консультация, 1998. №l. С. 21—34.

 

Сегодня ребенок представляется как объект манипуляций. Поведение и чувства матери, направленные на будущего ребен­ка, складываются в соответствии со стереотипами общественного сознания. Эти стереотипы поддерживаются законодательно. Со­циальная актуальность данной проблемы очевидна: беременную женщину необходимо психологически готовить к материнству.

Итак, рассмотрим пренатальный период. Он длится в среднем 266 дней и состоит из трех стадий, соответствующих разным фазам развития от оплодотворения яйцеклетки до рождения ребенка*.

* См.: Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т. 2. С. 8, 12, 15.

 

Оплодотворенное человеческое яйцо является результатом цитоплазматического и ядерного слияния гамет: яйца и сперма­тозоида. Яйцо является единственной человеческой клеткой, ко­торую можно различить невооруженным глазом. Ее сферическая форма и диаметр в 120 микрон делают ее похожей на точку над i.

Гаплоидные наборы хромосом женской и мужской гамет сливаются, образуя первое диплоидпое ядро. Оплодотворенное яйцо (зигота) передвигается по направлению к матке и начина­ет дробиться: в нем насчитываются 2 клетки тридцать часов спу­стя после оплодотворения, 4 — еще через двадцать часов и 8 — на шестидесятом часу.

На четвертый день 16 клеток, из которых состоит зигота, напоминают маленькую ягоду тутового дерева.

На пятый день 150 зародышевых клеток образуют бласто-цисту (от греческого blastos — росток, зародыш и cystos — кис­та, пузырь).

Приблизительно на седьмой день начинается процесс им­плантации яйца в матку. После имплантации (на 10—14-й день после зачатия) яйцо быстро растет и развивается и превращает­ся в эмбрион.

Таким образом, предзародышевая стадия соответствует раз­витию оплодотворенного яйца (зиготы) во время его перемеще­ния в матку и внедрения в ее стенку вплоть до образования пу­почного канатика, и длится она две недели*.

* Там же. С.8.

Зародышевая (эмбриональная) стадия охватывает период с начала 3-й недели после оплодотворения до конца 2-го месяца развития.

С 14-го дня развития эмбриона начинает формироватся пер­вичная полоска элементов нервной системы.

На 21-й день после зачатия у эмбриона формируется сердце.

С 30-го дня — начало дифференцировки центральной нервной системы. К концу первого месяца устанавливается циркуляция эм­бриональной крови, сформировалась пуповина — связь эмбриона с будущей плацентой. Появляются глазные впадины, зачатки рук и ног. Происходит закладка и развитие внутренних органов: пе­чени, почек, мочевыводящих путей, органов пищеварения.

Первые движения плода зафиксированы на 6-й неделе раз­вития*. Продолжается формирование конечностей. Образовалась вилочковая железа — тимус, важнейший орган иммунной сис­темы. Также продолжается и формирование глаз, носа, верхней и нижней челюсти, возникает орган вкуса.

* Курило Л. Ф. Право родиться //Человек. 1995. №4.

 

Первые реакции эмбриона на 8-й неделе жизни свидетель­ствуют о начале функционирования нервной системы: он начи­нает реагировать на прикосновения, на боль, отстраняется от света, направленного на живот матери. Совершенствуется строение сер­дца — оно становится четырехкамерным. Формируются крупные кровеносные сосуды. В печени появляются желчные протоки. Идет развитие эндокринных желез, мозга. Сформировались ушные ра­ковины, на конечностях появились пальчики. На 8-й неделе про­исходит формирование мужских гонад. Они начинают продуциро­вать тестостерон — мужской половой гормон, что и приведет к формированию мужского пола.

На 10-й неделе в нервных волокнах спинного мозга обна­руживаются первые нейромедиаторы и регистрируется активность ствола головного мозга. Эмбрион научился глотать. Заканчивает­ся развитие полости рта, кишечника, прямой кишки, желчных протоков. Завершилось формирование глаз, носа, ушей. Полу­шария мозга также уже сформированы, и начинается развитие мозжечка — основного координатора движений. Развивается цен­тральная (ЦНС) и периферическая нервная система.

В 13—14 недель беременности практически завершается формирование основных органов. По внешнему виду плод напо­минает маленького человечка.

На основании электрофизиологических и иммуногистохимических данных исследователи делают вывод, что плод начинает чувствовать в возрасте 18—19 недель, но способность перерабаты­вать полученные ощущения не обнаруживается вплоть до 30-й не­дели развития. Эмбрион способен реагировать на настроение мате­ри еще до появления ЦНС (до коммуникативный период), когда его клетки способны улавливать изменения в составе крови*.

* Там же.

 

Итак, к концу зародышевой (эмбриональной) стадии прак­тически заканчивается эмбриогенез*.

* Бодяжина В.И. Акушерство. М., 1985. С. 51—66.

Стадия плода начинается с 3-го месяца развития и завер­шается к моменту родов.

В 19—20 недель масса плода равна 300—350 граммов. На­учился сосать. Приоткрываются глаза. К концу четвертого месяца движения плода начинает чувствовать будущая мать.

Кости и мышцы развиваются на 21—22-й неделе.

В 23—24 недели масса плода составляет 500—600 г. Он имеет все органы и системы вполне сформированными. Начинают со­зревать легкие.

За счет совершенствования структур мозга в организме плода на 25—26-й неделе развития налаживается связь с корой надпо­чечников и начинается продукция ими кортикоидов — гормо­нов, необходимых для адаптации. Гипофиз плода достигает та­кой степени зрелости, что начинается выработка адренокортикотропного гормона, также стимулирующего гормональную про­дукцию надпочечниками.

В 27—28 недель плод весит до 1000 г и имеет рост до 35 см. Однако он еще самостоятельно не может жить, так как его лег­кие недостаточно зрелые. Отмечается интенсивный рост плода, формирование мышц. Его движения становятся более активны­ми. При УЗИ можно видеть, что он умеет сосать палец и улы­баться.

На 7-м месяце появляются многочисленные рефлексы (со­сание, реакция на громкие звуки и т. п.), достигающие полного развития после рождения и способствующие выживанию ново­рожденного*. Плод имеет массу 1800—2100 г, рост 40—41 см, полностью развит, его шансы выжить в случае преждевремен­ных родов значительно повысились.

* См.: Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992. Т. 2. С. 8, 12, 15.

 

Развитие ребенка полностью завершено на 37—38-й неделе. Оставшееся время плод будет прибавлять в массе и росте.

В 39—40 недель он имеет все признаки зрелости. Его масса более 3000 г, а рост более 50 см, у него светлая кожа, достаточ­ное количество подкожножировой клетчатки, он не нуждается в специальном обогреве. У него развиты органы чувств, скоорди­нированы движения.

Процитируем слова А. Гезеля: «Дородовая организация зак­ладывает основы последующей жизни, но она также является конечным результатом долгого процесса развития в далеком про­шлом... Новорожденный — это очень старый старик, уже про­шедший большую часть своего развития»*.

* Цит. по: Фанти С. Микропсихоанализ. М., 1995. С. 171—194.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных