ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода
В настоящее время пренатальный период психического развития только начинает изучаться. В семидесятые годы итальянский психоаналитик Сильвио Фанти обосновал существование еще одной стадии психического развития человека — эмбриональной. Концепция С. Фанти дала возможность, во-первых, связать все последующие стадии с общим истоком и, во-вторых, выдвинуть идею о том, что женщина, забеременев, «вспоминает» и воспроизводит на органическом уровне свое состояние как плода, а на психологическом — состояние своей матери. Внутренние конфликты и тревоги, относящиеся к прошлым стадиям развития, оживают на данном кризисном этапе человеческой жизни (беременности) и влияют на образ ребенка. Процессу превращения внутреннего мира женщины во внутренний мир будущей матери наибольшее внимание уделял психоанализ. В рамках эмбриологии изучался процесс развития коммуникации между ребенком, расширяющим спектр своих движений, и матерью, которая, с одной стороны, создает совершенно новую программу реагирования, а с другой — продолжает накладывать на движения ребенка имеющиеся у нее эмоциональные и поведенческие стереотипы. Психологическому изучению процессов коммуникации во внутриутробном периоде посвящена книга Томаса Верни «Тайная жизнь нерожденного ребенка» (1981). В последние 20 лет появились исследования, свидетельствующие о диадных отношениях между ребенком и матерью в пренатальном периоде (Condon W. S., Sander L. W., Miller P. Л., Yеshida M.)*. * См.: Батуев А.С., Кащавцев А.Г., Соболева М. В. Зрительное предпочтение как проявление привязанности у детей первого года жизни.//Вопросы психологии. 1996. №4. С. 127—133.
Отечественной психологией пренатальный период развития почти не изучался, считалось, что это сфера медицины. Женская интуиция, ее личный опыт беременности никак не стыковались с медицинским толкованием этого состояния, что порождало беспомощность беременной женщины и ее страх перед родами. На будущую мать обрушивался такой поток медицинской информации, содержащей в основном трудновыполнимые в реальности ограничения, что если она и продолжала придерживаться привычного способа существования, то неминуемо оказывалась во власти чувства вины, не вполне осознавая, что полностью выполнить все медицинские рекомендации не в состоянии ни одна женщина*. * См.: Лосева В., Луньков А. Страхи вокруг беременности.//Психологическая консультация, 1998. №l. С. 21—34.
Сегодня ребенок представляется как объект манипуляций. Поведение и чувства матери, направленные на будущего ребенка, складываются в соответствии со стереотипами общественного сознания. Эти стереотипы поддерживаются законодательно. Социальная актуальность данной проблемы очевидна: беременную женщину необходимо психологически готовить к материнству. Итак, рассмотрим пренатальный период. Он длится в среднем 266 дней и состоит из трех стадий, соответствующих разным фазам развития от оплодотворения яйцеклетки до рождения ребенка*. * См.: Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т. 2. С. 8, 12, 15.
Оплодотворенное человеческое яйцо является результатом цитоплазматического и ядерного слияния гамет: яйца и сперматозоида. Яйцо является единственной человеческой клеткой, которую можно различить невооруженным глазом. Ее сферическая форма и диаметр в 120 микрон делают ее похожей на точку над i. Гаплоидные наборы хромосом женской и мужской гамет сливаются, образуя первое диплоидпое ядро. Оплодотворенное яйцо (зигота) передвигается по направлению к матке и начинает дробиться: в нем насчитываются 2 клетки тридцать часов спустя после оплодотворения, 4 — еще через двадцать часов и 8 — на шестидесятом часу. На четвертый день 16 клеток, из которых состоит зигота, напоминают маленькую ягоду тутового дерева. На пятый день 150 зародышевых клеток образуют бласто-цисту (от греческого blastos — росток, зародыш и cystos — киста, пузырь). Приблизительно на седьмой день начинается процесс имплантации яйца в матку. После имплантации (на 10—14-й день после зачатия) яйцо быстро растет и развивается и превращается в эмбрион. Таким образом, предзародышевая стадия соответствует развитию оплодотворенного яйца (зиготы) во время его перемещения в матку и внедрения в ее стенку вплоть до образования пупочного канатика, и длится она две недели*. * Там же. С.8. Зародышевая (эмбриональная) стадия охватывает период с начала 3-й недели после оплодотворения до конца 2-го месяца развития. С 14-го дня развития эмбриона начинает формироватся первичная полоска элементов нервной системы. На 21-й день после зачатия у эмбриона формируется сердце. С 30-го дня — начало дифференцировки центральной нервной системы. К концу первого месяца устанавливается циркуляция эмбриональной крови, сформировалась пуповина — связь эмбриона с будущей плацентой. Появляются глазные впадины, зачатки рук и ног. Происходит закладка и развитие внутренних органов: печени, почек, мочевыводящих путей, органов пищеварения. Первые движения плода зафиксированы на 6-й неделе развития*. Продолжается формирование конечностей. Образовалась вилочковая железа — тимус, важнейший орган иммунной системы. Также продолжается и формирование глаз, носа, верхней и нижней челюсти, возникает орган вкуса. * Курило Л. Ф. Право родиться //Человек. 1995. №4.
Первые реакции эмбриона на 8-й неделе жизни свидетельствуют о начале функционирования нервной системы: он начинает реагировать на прикосновения, на боль, отстраняется от света, направленного на живот матери. Совершенствуется строение сердца — оно становится четырехкамерным. Формируются крупные кровеносные сосуды. В печени появляются желчные протоки. Идет развитие эндокринных желез, мозга. Сформировались ушные раковины, на конечностях появились пальчики. На 8-й неделе происходит формирование мужских гонад. Они начинают продуцировать тестостерон — мужской половой гормон, что и приведет к формированию мужского пола. На 10-й неделе в нервных волокнах спинного мозга обнаруживаются первые нейромедиаторы и регистрируется активность ствола головного мозга. Эмбрион научился глотать. Заканчивается развитие полости рта, кишечника, прямой кишки, желчных протоков. Завершилось формирование глаз, носа, ушей. Полушария мозга также уже сформированы, и начинается развитие мозжечка — основного координатора движений. Развивается центральная (ЦНС) и периферическая нервная система. В 13—14 недель беременности практически завершается формирование основных органов. По внешнему виду плод напоминает маленького человечка. На основании электрофизиологических и иммуногистохимических данных исследователи делают вывод, что плод начинает чувствовать в возрасте 18—19 недель, но способность перерабатывать полученные ощущения не обнаруживается вплоть до 30-й недели развития. Эмбрион способен реагировать на настроение матери еще до появления ЦНС (до коммуникативный период), когда его клетки способны улавливать изменения в составе крови*. * Там же.
Итак, к концу зародышевой (эмбриональной) стадии практически заканчивается эмбриогенез*. * Бодяжина В.И. Акушерство. М., 1985. С. 51—66. Стадия плода начинается с 3-го месяца развития и завершается к моменту родов. В 19—20 недель масса плода равна 300—350 граммов. Научился сосать. Приоткрываются глаза. К концу четвертого месяца движения плода начинает чувствовать будущая мать. Кости и мышцы развиваются на 21—22-й неделе. В 23—24 недели масса плода составляет 500—600 г. Он имеет все органы и системы вполне сформированными. Начинают созревать легкие. За счет совершенствования структур мозга в организме плода на 25—26-й неделе развития налаживается связь с корой надпочечников и начинается продукция ими кортикоидов — гормонов, необходимых для адаптации. Гипофиз плода достигает такой степени зрелости, что начинается выработка адренокортикотропного гормона, также стимулирующего гормональную продукцию надпочечниками. В 27—28 недель плод весит до 1000 г и имеет рост до 35 см. Однако он еще самостоятельно не может жить, так как его легкие недостаточно зрелые. Отмечается интенсивный рост плода, формирование мышц. Его движения становятся более активными. При УЗИ можно видеть, что он умеет сосать палец и улыбаться. На 7-м месяце появляются многочисленные рефлексы (сосание, реакция на громкие звуки и т. п.), достигающие полного развития после рождения и способствующие выживанию новорожденного*. Плод имеет массу 1800—2100 г, рост 40—41 см, полностью развит, его шансы выжить в случае преждевременных родов значительно повысились. * См.: Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992. Т. 2. С. 8, 12, 15.
Развитие ребенка полностью завершено на 37—38-й неделе. Оставшееся время плод будет прибавлять в массе и росте. В 39—40 недель он имеет все признаки зрелости. Его масса более 3000 г, а рост более 50 см, у него светлая кожа, достаточное количество подкожножировой клетчатки, он не нуждается в специальном обогреве. У него развиты органы чувств, скоординированы движения. Процитируем слова А. Гезеля: «Дородовая организация закладывает основы последующей жизни, но она также является конечным результатом долгого процесса развития в далеком прошлом... Новорожденный — это очень старый старик, уже прошедший большую часть своего развития»*. * Цит. по: Фанти С. Микропсихоанализ. М., 1995. С. 171—194.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|