Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование материнства




 

Д. Винникот пишет, что способность женщины «быть доста­точно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаи­модействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственной беременности и материнства. «Мать не может научиться тому, что от нее требуется, ни из книг, ни от патронажных сестер, ни от докторов. Ее наука — это собственный опыт младенчества. Кроме того, она наблюдает, как другие родители ухаживают за детьми, возможно, сама ухаживала за младшими сестрами или братьями, и — что очень важно – она многому научилась в раннем детстве, играя в «дочки-матери»*. Д. Рафаэль-Леф также считает, что жен­щина начинает становиться матерью с раннего детства. В Китае существует поговорка, что девочка не станет хорошей матерью, если не будет любить своего будущего ребенка с детства. Как отме­чают многие исследователи, самыми решающими считаются отно­шения с собственной матерью и семейная модель материнства (Филиппова Г. Г., Колпакова М. Ю., Захаров А. И., Брутман В. И., Северный А. А., Ениколопов С. Н. и др.). В зарубежной психологии выделилось самостоятельное направление, предметом которого являются матсринско-дочерние отношения. Авторы выделили бо­лее 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду мате­ринства, включающих историю жизни женщины, ее семейное, социальное положения, личностные качества, связь с особенно­стями развития ребенка*.

* Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери. М., 1998. С. 47.

** См.: Филиппова Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез: Учебное пособие. М., 1999.

 

В данной работе проанализированы некоторые аспекты, влияющие на формирование материнской сферы.

Родительская семья

 

Накопленные на сегодняшний день исследования свиде­тельствуют о том, что семья является первичным и необходи­мым условием формирования материнства. Зарубежные иссле­дователи подчеркивают неблагоприятное влияние нарушений межличностных взаимоотношений в родительской семье на раз­витие личности будущей матери. Известно, что большинство матерей, отказавшихся от своих детей, воспитывались в неста­бильных семьях и с раннего детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений. Б. Стил, Д. Поллок описали грубое, пренебрежительное обращение с детьми в двух и трех поколениях семей*. Личность многих «женщин, не готовых к эф­фективному материнству», формировалась в своеобразной суб­культуре агрессии (Gelles R. J.), часть из них в детстве страдали от холодного отношения со стороны своих родителей, унижаю­щего достоинство, угнетения, в большинстве семей дочерей «вос­питывали» грубостью, криком, а часто и побоями**, т. е. они находились в неблагополучной психотравмирующей среде. Только в 1/3 случаев, по данным Брутман В. И., Панкратовой М. Г., Ениколопова С. Н., женщины характеризовали отношения в роди­тельской семье как хорошие. Многие росли без отца. Развод ро­дителей пришлось пережить в детстве (до 12 лет) 18% женщин***. В целом ряде работ отчетливо продемонстрировано крайне от­рицательное влияние низкого материального достатка, куль­турного уровня воспитывающей семьи на формирование роле­вых основ личности девочки, что в итоге негативно сказывает­ся на качестве ее будущего материнства (Goldston R., McLoyd V.C.,WilsonL.)****.

* Колпакова М. Ю. Особенности психологической работы с матерями-«отказницами» //Московский психотерапевтический журнал, 1999. №1. С. 127-154.

** Цит. по: Брутман В.И., Панкратова М.Г., Епиколопов С. Н. Некото­рые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей. //Вопросы психологии, 1994. №5. С. 31—36.

*** Там же.

**** Там же.

 

В. Лосева и А. Луньков* приводят типичные установки, ко­торые будущая мать может усвоить от своих родителей: «Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и профессиональном отношении»; «Ты сама еще ребенок; как же ты можешь воспитывать детей?»; «Ты — эгоистка, а мать дол­жна уметь жертвовать всем ради детей»; «Не торопись заводить детей. Поживи в свое удовольствие»... Разумеется, все описанные директивы даются родителями своим дочерям с благими наме­рениями, не с целью нанести им вред, однако они негативно влияют на установку желания иметь детей.

* Лосева В., Луньков А.. Страхи вокруг беременности//Психологичес­кая консультация, 1998. №1. С. 21—34.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных