Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Олигопольный рынок и типы олигополий




Олигопольные рынки составляют основу экономики любой индустриально развитой страны, поскольку присущи отраслям с максимальным инновационным и инвестиционным потенциалом: автомобилестроению, самолетостроению, химической промышленности и т.п.

Допущения модели олигополии:

1. Немногочисленность фирм на рынке. Следует отметить, что количество фирм в отрасли и степень конкуренции в ней напрямую не связаны. Например, учет международной или межотраслевой конкуренции фирм, производящих товары-заменители, значительно корректирует масштабы власти отдельной фирмы на олигопольном рынке в сторону ее уменьшения. Если же брать местные рынки, то возможны ситуации, когда олигопольный рынок из-за значительных транспортных издержек превращается в монопольный.

Олигопольный рынок достаточно многообразен. Обычно выделяют два основных его вида: жесткую олигополию (при которой 3-4 фирмы занимают весь рынок данного продукта) и мягкую, расплывчатую, неплотную олигополию (при которой в отрасли существует ядро из 6-7 крупнейших фирм, занимающих до 80% рынка, и множество остальных фирм "конкурентного окружения", которые работают с оставшимся отраслевым спросом).

Из немногочисленности фирм в условиях олигополии вытекает проблема взаимного влияния фирм друг на друга. Ожидания того, что фирма-конкурент изменит свое поведение в ответ на действия данной фирмы, делают неопределенными как цены, так и количество покупаемого товара на рынке, т.е. для олигополии функция спроса не задана заранее, как это присуще для других моделей рынка, она формируется в процессе принятия решений. Для определения поведения фирм в таких условиях применяется теоретико-игровой подход к анализу рынка на основе математической теории игр, которая позволяет определить поведение участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений.

Как правило, правила взаимодействия участников игры заранее определены. Простейший вариант теории игр предусматривает только двух участников (что позволяет избежать формирования коалиций и усложнения игры). Выделяют игры с нулевой и ненулевой суммами выигрыша. При нулевой сумме выигрыша все, что является выигрышем одной фирмы, есть проигрыш другой фирмы, т.е. в сумме результат их деятельности равняется нулю. Ненулевая сумма выигрыша предполагает суммарный выигрыш фирм больше нуля. Для анализа рынка олигополии используют модель с двумя независимыми участниками с ненулевой суммой прибыли. В упрощенном виде это можно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 5.1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных