Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Регулирование деятельности монополий




а) для естественных монополий государство заменяет конкурентный механизм, регулируя уровень цен, тарифов, параметры объема и ассортимента товаров и услуг.

б) для предпринимательских монополий предпринимаются законодательные меры защиты конкурентного рыночного механизма, запреты для доминирующих фирм (таковыми считаются фирмы, владеющие 35% рынка) дискриминации агентов, навязывания условий сделки, изъятия товара для повышения цен. Чаще всего применяется ценовое регулирование продукта с помощью:

- установления предельных значений цен;

- установления нормативов изменения цен (повышение цен только на определенную величину);

- установления нормативов рентабельности в цене товаров (отношение прибыли к себестоимости), при нарушении которых на предприятие накладываются штрафы. Правда, этот метод приводит к завышению издержек фирмы-монополиста, поскольку, чем выше себестоимость продукции, тем выше можно назначать цены, не боясь нарушить нормативы.

 

5.3. Ценообразование и объемы производства в модели рынка монополистической конкуренции.

Рынок монополистической конкуренции - более реальная модель, чем рынки совершенной конкуренции и чистой монополии, - большинство рынков услуг и розничной торговли описываются именно моделью монополистической конкуренции.

Допущения модели монополистической конкуренции:

1. Относительно большое количество фирм на рынке. Это позволяет избежать сговора и уменьшить взаимное влияние фирм друг на друга. Если же влияние есть, то ситуация на рынке меняется (см. рис.5.9).

 
 

 

 


Кривая спроса D1 характерна для ситуации, когда изменение цены (уменьшение с Р1 до Р2) осуществляется только одной фирмой, при этом движение осуществляется по кривой спроса и приводит к увеличению объемов продаж с Q1 до Q2. Если же изменение (уменьшение) цены поддерживается всеми фирмами отрасли, то объемы продаж у отдельной фирмы будут меньше Q2, поскольку увеличение покупателей происходит только за счет прихода новых потребителей на рынок, а притока покупателей от других фирм не наблюдается (поскольку цену уменьшили все фирмы, у покупателя не создается предпочтений менять продавца). В результате по цене Р2 фирма продаст только объем товара Q3, т.е. будет иметь совершенно другую линию спроса D2. Эта линия показывает менее эластичный спрос на товар и дает возможность производителю получать больший доход от продаж при повышении цен, поскольку спрос отреагирует на это меньшим сокращением количества покупаемых товаров. Таким образом, осуществляя согласованную политику цен, поддерживая друг друга в повышении или сокращении цен, фирмы получают менее эластичный спрос на свою продукцию и могут увеличить объемы своей прибыли. Такое взаимное влияние возможно при территориальной близости фирм друг другу (например, рядом расположенные магазины всегда отслеживают цены и ассортимент конкурента, корректируя свои условия продаж).

От количества фирм на рынке зависит и степень концентрации рынка, показывающая удельный вес продукции фирмы в отрасли. Для расчета степени концентрации рынка используется индекс Херфиндаля-Хиршмана:

Iнн=S12 +S22 +S32 +…+Sn2,

где S1, S2 - удельный вес продукции фирмы от самой крупной до самой мелкой.

Если данный индекс равен 10000 (1002), то в отрасли функционирует только одна фирма, и ее выпуск - это выпуск отрасли, т.е. такая величина индекса характерна для рынка чистой монополии. Для рынка монополистической конкуренции индекс может колебаться от 50 до 1500 (в зависимости от отрасли).

2. Дифференциация продукта (приспособление продукта к потребителю). Это отличительная черта рынка монополистической конкуренции, так как благодаря ей фирма получает возможность привязать к себе покупателей, сделать спрос на свою продукцию менее эластичным и создать условия для извлечения монопольной прибыли. Для оценки степени монополизации рынка используется индекс Лернера:

  IL =   Р - МС (АС)   =    
Р Е

где Р - цена продукта, МС (АС) - предельные издержки (или средние издержки), Е - эластичность спроса по цене.

Из обратной зависимости степени монополизации рынка и эластичности спроса ясно, что уменьшение эластичности спроса - путь к монополизации рынка, к извлечению монопольной прибыли.

Выделяют две формы дифференциации продукта:

1. Реальная, действительная дифференциация, основанная на изменении качества продукта или изменении услуг и условий продажи товара.

2. Искусственная дифференциация, предполагающая изменения в упаковке, в размещении и доступности продукта, в стимулировании сбыта.

3. Относительно легкое вступление в отрасль. Рынок монополистической конкуренции не предполагает каких-либо барьеров для вступления новых фирм в отрасль, единственное ограничение состоит в степени известности и узнаваемости товарного знака. Фирма-новичок должна быть готовой к тому, что покупатель у нее будет случайный, легко переключающейся на другие товарные марки. Поэтому легкое вступление в отрасль может достаточно быстро завершиться таким же легким выходом.

4. Неценовая конкуренция (создание у покупателей предпочтений к данной марке товара). Основой неценовой конкуренции является реклама. Она увеличивает продажи и уменьшает эластичность спроса за счет приспособления потребительского спроса к продукту.

Экономические последствия неценовой конкуренции (рекламы).

В качестве положительных последствий можно выделить:

1. Снижение цен за счет расширения объема производства и действия эффекта масштаба (см. рис. 5.10). Поскольку затраты на рекламу не зависят от количества выпускаемой продукции, то можно отнести их к постоянным издержкам. При росте объемов производства эти издержки раскладываются на все большее количество товара, что приводит к уменьшению себестоимости продукции, т.е. появляется возможность продавать товар по более низкой цене. До рекламной кампании фирма имела средние издержки АС1 и объем продаж Q1. После осуществления рекламных затрат, кривая средних издержек АС2 поднялась, но при этом увеличился объем продаж до уровня Q2, в результате чего цены упали с Р1 до Р2.

 
 

 


2. Содействие рациональному выбору и оптимизация потребительского поведения, так как потребитель получает информацию о качестве и свойствах товара и может осуществить наилучший выбор.

3. Финансовая поддержка средств массовой информации.

4. Стимулирование изменения и совершенствования продукта.

5. Поддержка конкурентности рынков за счет информации о свойствах продукта и его возможных заменителях.

6. Стимулирование потребления и, тем самым, активизация экономического роста (так как рост продаж побуждает увеличивать производство).

В качестве отрицательных экономических последствий рекламы можно выделить следующие позиции:

1. Повышение цены из-за роста издержек на рекламу и нейтрализации рекламы разных фирм. На рис. 5.10 это соответствует ситуации, когда после рекламной акции объем продаж увеличился только до уровня Q3 (т.е. из-за рекламы других фирм данная реклама оказалась менее эффективной, чем ожидалось). В результате, цены на товар не упали до уровня Р2, а поднялись до уровня Р3.

2. Возникновение нерационального потребления, когда покупатель дезориентируется в соотношении "цена-качество" товара из-за недостоверной или агрессивной рекламы.

3. Отвлечение от общественного производства ресурсов и недопроизводство товаров (затраты на рекламу можно использовать на увеличение объемов производства).

4. Порождение внешних эффектов в экономике (некачественная и ложная информация СМИ, распространение вредных привычек и т.п.)

5. Усиление роста монополизма за счет снижения эластичности спроса на продукт и создания финансовых барьеров для вновь вступающих в отрасль фирм (за счет стоимости товарного знака).

6. Усугубление дисбаланса экономического развития (увеличение инфляции в условиях подъема экономики и уменьшение объемов производства в условиях экономического спада).

В краткосрочном периоде фирма в условиях монополистической конкуренции может иметь как экономическую прибыль, так и убытки. В долгосрочном периоде она ведет себя, в основном, как в условиях совершенной конкуренции и тяготеет к нулевой экономической прибыли. Но если учитывать последствия неценовой конкуренции, т.е. те затраты и доходы, которые фирма имеет при улучшении качества товара и при продвижении его на рынок, то картина издержек и прибылей фирмы значительно меняется. Для выбора оптимального объема производства фирма должна определить равновесную точку (см. рис.5.11, 5.12) своих предельных затрат и предельных доходов с учетом улучшения качества товара (MCg, MRg) и продвижения товара на рынок (MCа, MRа).

 

 

В точке пересечения предельных затрат по улучшению качества товара (продвижению товара на рынок) и предельного дохода, полученного благодаря этому улучшению (продвижению) определяется оптимальный уровень качества (продвижения товара), далее улучшать (продвигать) который не имеет экономического смысла.

 

Монополистическая конкуренция в пространстве (пространственная дифференциация рынка) позволяет определить последствия взаимодействия фирм, расположенных рядом друг с другом. Безусловно, для нескольких магазинов, располагающихся рядом, ценовая и ассортиментная политика конкурента имеет большое значение.

Пространственная дифференциация рынка возрастает при росте плотности населения и росте транспортных издержек. Она объясняет, почему в долгосрочном периоде у фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, имеется экономическая прибыль и почему новичок в отрасли всегда будет иметь издержки выше, чем у уже функционирующих на рынке фирм.

При анализе пространственной дифференциации рынка используют две основные модели:

1. Модель линейного города (пространственная дифференциация по линии). В этой модели рынок представлен как множество лавочек со своей клиентурой. Границы этих лавочек подвижны, но достаточно устойчивы, если не происходит каких-то резких изменений условий, определяющих движение покупателя. К этим условиям относят:

- различия в ценах

- различия в ассортименте товаров и их полезности

- затраченные усилия и степень комфорта покупки в разных магазинах

- неэкономические условия (религиозные, политические, этнические)

Расширение сбыта в магазине может происходить как экстенсивно (за счет притока новых покупателей), так и интенсивно (за счет увеличения покупок старыми покупателями).

В модели линейного города все магазины расположены вдоль одной улицы, плотность населения по которой размещена равномерно (см. рис.5.13).

 

А и В - это магазины, а и b - зона охвата этими магазинами территории и населения, t - затраты, которые покупатель затрачивает на 1 единицу пути к магазину (транспортные расходы).

В точке Е наблюдается граница зон обслуживания магазинов, проживающим в этом месте безразлично в какой магазин - А или В идти за покупками, транспортные расходы при этом одинаковы, т.е. наблюдается равенство:

РА + tx = РВ + ty,

где РА - цена товара в магазине А, tx - транспортные расходы до магазина А, РВ - цена товара в магазине В, ty - транспортные расходы до магазина В.

В точке Е существует возможность присоединения покупателей конкурента без потери своих. В этой точке наблюдается минимальная пространственная дифференциация, что определяет наиболее выгодную позицию фирмы.

Из этой модели делается два важных вывода. Во-первых, при желании привлечь чужих клиентов магазин должен в такой степени понизить цены на свои товары, чтобы полностью компенсировать транспортные затраты потенциальных покупателей. Во-вторых, выигрыш в прибыли будет иметь тот магазин, что будет ориентироваться на усредненного покупателя как в ценах, так и в ассортименте товара.

2. Модель города на окружности, в которой магазины располагаются вдоль кольцевой магистрали (см. рис.5.14).

N - количество равноудаленных торговых точек, L - количество равномерно распределенных домохозяйств, t - расходы по перемещению на 1 ед. расстояния.

Расстояние между двумя ближайшими магазинами 1/N

Расстояние до ближайшего магазина для покупателя не более половины N

 

 

 


Рост количества магазинов приводит к росту их общих средних затрат (для фиксации местоположения магазина необходимо понести некоторые издержки, которые быстро не окупаются). Но при росте количества магазинов снижаются транспортные расходы покупателей.

Для определения оптимального количества фирм на рынке берется минимум общих затрат C = Ct + Cg, фирмы (см. рис. 5.15)

Ct - общие транспортные расходы

Cg - общие расходы на покупку товаров

Ct = tL/2N

Cg =LC*NF

LC - предельные затраты покупателя, NF - общие постоянные затраты всех магазинов.

 

 

 
 

 


Возрастающие с ростом количества магазинов общие постоянные затраты NF определяют два важных следствия. Во-первых, вновь открывающийся магазин всегда будет находиться в худшем положении, чем уже функционирующий, поскольку его постоянные затраты раскладываются на меньшее количество покупателей. Только прирост клиентуры позволит компенсировать затраты на фиксацию своего месторасположения. Во-вторых, наличие подобных затрат определяет для стационарных магазинов экономическую необходимость борьбы с уличной и передвижной торговлей, которая практически не имеет затрат по фиксации своего местоположения и легко может его менять, поглощая покупателей стационарных точек.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных