Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ОЛИГОПОЛЬНОМ РЫНКЕ




2-я фирма 1-я фирма Цена товара равна 3 д.е. Цена товара равна 5 д.е.
Цена товара равна 3 д.е. Прибыль 15 тыс. д.е. Прибыль 15 тыс. д.е. Прибыль 10 тыс. д.е. Прибыль 20 тыс. д.е.
Цена товара равна 5 д.е. Прибыль 20 тыс. д.е. Прибыль 10 тыс. д.е. Прибыль 20 тыс. д.е. Прибыль 20 тыс. д.е.

 

У фирм есть возможность выбора своей ценовой политики. Если первая фирма назначит цену в 3 д.е., то она будет ждать от второй фирмы или установления такой же цены (и тогда прибыль обеих фирм будет одинакова - по 15 тыс. д.е.), или же увеличения цены до 5 д.е. (и тогда за счет покупателей второй фирмы, ориентирующихся на более дешевый товар первой фирмы, та увеличит объемы своей прибыли до 20 тыс. против 10 тыс. прибыли первой фирмы). Если же первая фирма решит увеличить цены до 5 д.е. единиц, то она будет ожидать или такого же повышения цены со стороны второй фирмы (при этом их прибыль составит одинаковую сумму - по 20 тыс. ед.), или же уменьшения цены второй фирмой до 3 д.е. (и тогда первая фирма будет иметь прибыль в 10 тыс. д.е., в то время как первая фирма - 20 тыс. д.е.). Таким образом, фирма должна просчитать различные реакции на свои действия со стороны конкурента и выбрать наиболее оптимальный и вероятный вариант. При отсутствии сговора такой выбор достаточно сложно сделать. Ожидая, что вторая фирма последует примеру и повысит цены до 5 д.е., первая фирма может оказаться в проигрыше по объемам прибыли и потерять свою долю на рынке. В нашем случае, т.е. при отсутствии сговора, оптимальным будет вариант с общей ценой в 3 д.е. и объемом прибыли в 15 тыс. д.е. Если же сговор присутствует, тогда оптимальным вариантом будет совместное повышение цены до 5 д.е. и получение прибыли по 20 тыс. д.е.

2. Однородная или дифференцированная продукция. Для рынка олигополии тип продукта не имеет того определяющего значения, как для рынков свободной и монополистической конкуренции, поскольку немногочисленность фирм в отрасли и их взаимное влияние в большей степени воздействуют на ценовую и производственную политику предприятий, чем перекрестная эластичность спроса.

3. Барьеры вступления в отрасль для олигопольного рынка следующие:

- эффект масштаба (прибыльность производства достижима только при больших объемах выпуска, поэтому фирма-новичок с незначительными объемами производства обречена на убытки);

- патенты, расходы на рекламу, контроль над стратегическим сырьем;

- противодействие со стороны крупных фирм (при тайном сговоре возможно проведение политики снижения цен или заключения эксклюзивных контрактов с поставщиками сырья, в результате чего фирма-новичок не сможет начать производство и сделать его прибыльным).

Олигополии, проводящие самостоятельную ценовую и производственную политику, не вступающие в сговор друг с другом, называются некооперированными. Поведение таких олигополий при изменении ситуации на рынке может заключаться как в изменении объемов производства, так и в изменении отпускных цен на продукцию.

Некооперированные количественные олигополии реагируют на изменение конъюнктуры и поведение конкурентов только изменением количества продукции. Описывается поведение таких олигополий с помощью трех основных моделей: А.Курно, Э.Чемберлина и Г.Штакельберга. По сути, все они основаны на модели Курно и определяют равновесное состояние двух конкурирующих олигопольных фирм.

Модель Курно описывает взаимодействие двух фирм (дуополия), которые принимают решения самостоятельно, независимо и одновременно, имеют идентичные функции спроса и считают объемы производства другой фирмы постоянными (см. рис. 5.16).

 
 

 

 


Допустим, что первая фирма принимает решение о приостановке производства (Q1=0). Тогда рыночный спрос полностью обеспечивается выпуском второй фирмы (Q2=D2). Если же первая фирма начнет выпуск продукции, то вторая будет выпускать продукцию равную Q2=D2 - Q1, т.е. выпуск второй фирмы будет равняться разнице между отраслевым спросом и объемом производства первой фирмы. При объеме производства первой фирмы, равном всему отраслевому спросу (Q1=D1), производство второй фирмы будет равно нулю. В результате получится линия Q2(Q1) - линия (кривая) реакции второй фирмы на выпуск первой фирмы. Аналогично строится и линия (кривая) реакции первой фирмы на объемы производства второй фирмы Q1(Q2). В точке пересечения этих линий (точка А) наблюдается равновесие выпуска двух фирм: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, при этом ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.

Модель Чемберлина вводит поправки в модель Курно: предполагается, что фирмы делают выводы из опыта изменения объемов производства. Без сговора они приходят к объемам производства, максимизирующих прибыль при максимально возможных ценах. Первоначально события развиваются также, как в модели Курно. Первая фирма определяет свой объем производства Q1, позволяющий максимизировать прибыль (см. рис.5.17), ему соответствует определенная цена Р1. Вторая фирма предполагает, что первая фирма уже не изменит свой объем производства, и определяет свой оптимальный объем производства и цену в точке В, ориентируясь на остаточный спрос (линия спроса ниже точки А). При этом отраслевой выпуск составляет Q2, а цены складываются в районе Р2. И вот здесь первая фирма понимает, что выпуск соперника зависит от ее собственного решения. Поэтому первая фирма сокращает объемы своего производства на величину выпуска второй фирмы, производя тем самым уже не Q1, а Q3, В итоге отраслевой выпуск составляет уже не Q2, а Q1. В результате цены поднимутся с Р2 до Р1 и прибыль обеих фирм увеличится. Таким образом, без всякого сговора устанавливается максимально возможная цена и получается максимальная прибыль.

 

 

 
 

 


Модель Штакельберга (модель асимметричной дуополии) предполагает, что дуополисты могут придерживаться разных типов поведения:

1. Первая фирма - лидер, вторая - последователь

2. Первая фирма - последователь, вторая - лидер

3. Обе фирмы - последователи

4. Обе фирмы - лидеры.

Для первых трех случаев модели Курно и Чемберлина вполне применимы, но в ситуации лидерства обеих фирм определить равновесное состояние невозможно. Взаимодействие двух лидеров неизбежно ведет к ценовой войне, выход из которой возможен только через сговор или определение одного лидера.

Некооперированные ценовые олигополии реагируют на рыночную конъюнктуру изменением цен. При этом рассматриваются 4 модели: ломанной кривой спроса, ценообразования посредством наценки, модель Бертрана и модель Эджуорта.

Модель ломанной кривой спроса возникает при несогласованном изменении цен у фирм (см. рис. 5.18). Если одна фирма повышает цену выше Р1, то другие, скорее всего, этого не сделают, чтобы не потерять свою долю рынка. В результате, фирма, повысившая цену, получает снижение спроса на свою продукцию (отрезок АВ ломанной кривой спроса D), - покупатели уходят от нее к конкурентам, сокращая тем самым объемы прибыли фирмы. При понижении цены ниже Р1 вероятность того, что за фирмой последуют другие предприятия отрасли высока, поэтому объемы продаж данной фирмы возрастут незначительно, т.е. при понижении цены спрос изменится меньше, чем ожидалось (отрезок ВС). В результате, фирма теряет прибыль как при повышении цен, так и при их понижении. Кроме того, предельный доход фирмы при ломанной кривой спроса имеет разрыв (отрезок КТ), не давая возможности определить при данном объеме производства Q1 оптимальные издержки и цены. Все это создает предпочтение у фирмы-олигополиста к удержанию цены на прежнем уровне.

 

 

 


Если же возобладала тенденция к снижению цен, то вероятно возникновение ценовой войны, которая ограничивается достижением равенства цены и предельных издержек фирмы.

Модель ценообразования посредством наценки (модель издержки плюс) предполагает, что фирма назначает цену, ориентируясь на свои средние общие издержки и добавляя определенный процент наценки.

Поскольку издержки меняются с изменением объемов производства, то фирма будет ориентироваться на объем производства с 70-80% загрузкой мощностей, что позволит ей, с одной стороны, реализовать эффект масштаба (достичь прибыльных объемов производства), а с другой - увеличить объемы производства при росте спроса на рынке. При определении наценки фирма в качестве нижней границы будет рассматривать ссудный процент (поскольку при меньшей норме прибыли выгоднее вложить деньги в банк, а не вести производство), а в качестве верхней границы - среднюю норму капиталоотдачи (во избежание прихода на рынок новых фирм, привлеченных высокой нормой прибыли).

Модель Бертрана предполагает, что фирмы назначают цены независимо друг от друга и соответствующим образом реагируют на ценовую политику конкурента. Допустим, первая фирма определяет свою ценовую политику, исходя из цен второй фирмы (см. рис. 5.19). При этом в пространстве цен первой фирмы Р1 и второй фирмы Р2 строится множество изопрофит (П1, П2,,П3) - кривых равной прибыли дуополиста, представляющих собой множество точек в пространстве цен, соответствующих комбинациям цен Р1 и Р2, обеспечивающих этому дуополисту одну и ту же сумму прибыли. Чем выше расположена изопрофита, тем больший объем прибыли она представляет. Для каждой изопрофиты существует одна единственная оптимальная точка Е, которая устанавливает равновесие цен двух фирм. По этим равновесным точкам различных изопрофит (различных объемов прибыли) первой фирмы выстраивается кривая реагирования первой фирмы на изменения цен со стороны второй фирмы - R1(P2). Аналогично выстраивается кривая реагирования R2(P1) второй фирмы в зависимости от изменения цен первой фирмы (см. рис.5.20).

       
   
 
 

 


Q3

 

Пересечение кривых реагирования двух фирм в точке А определяет равновесные цены для этих фирм, т.е. цены, изменять которые не будет ни первая, ни вторая фирмы (см. рис.5.21).

 
 

 


Модель Эджуорта основана на модели Бертрана и вводит ограничение на величину производственной мощности для фирм. В этом случае одна фирма не может покрыть весь спрос отрасли и при снижении ею цен полной победы над конкурентом не происходит, - какая-то часть покупателей вынуждена обращаться к товару второй фирмы, пусть даже и по более высокой цене. В результате возникает колебание цен на рынке, вяло текущая ценовая война, приводящая к постепенному снижению прибыли обеих фирм. Таким образом, при ограниченных мощностях предприятий разумнее бороться за рынок не через снижение цен, а посредством неценовой конкуренции.

В целом, для ценового поведения олигополии характерна негибкость цен из-за неопределенности отраслевого спроса и риска потерять место на рынке, а ценовая политика имеет тенденцию к согласованию.

 

Кооперированные олигополии появляются при согласованном поведении фирм на олигопольном рынке.

Мягкий вариант соглашения - лидерство в ценах, при котором достигается молчаливое тайное соглашение, координирующее поведение фирм на олигопольном рынке. Лидером в изменении цен выступает наиболее крупное и эффективное предприятие в отрасли, все остальные фирмы следуют за ним.

Изменение цен происходит редко, только с резким изменением условий и издержек производства. Ценовой лидер заранее оповещает об изменении цен, при этом он не назначает максимально возможной цены, стремясь сохранить эффект масштаба в качестве барьера для входа в отрасль, так как слишком высокая цена может сделать выгодным и маленькие объемы производства.

При картельном соглашении олигопольный рынок становится монопольным и процессы ценообразования и определения объемов производства на нем полностью совпадают с правилами, действующими на рынке чистой монополии. Основная проблема картелей заключается в оппортунистическом поведении отдельных его членов. Ярким примером могут послужить страны ОПЕК: договариваясь об ограничении добычи нефти для повышения цен, каждый участник стремится нарушить квоты и продать как можно больше продукции по сложившейся высокой цене. Можно утверждать, что чем выше будет цена, тем больше стремление у участников картеля нарушить уговор. Более надежной формой картельных соглашений выступает договор о размежевании рынков сбыта, при котором каждому участнику определяется некоторая доля (или территория) рынка, соответствующая его производственным мощностям.

В современной экономике картельные соглашения распространены незначительно, поскольку, с одной стороны, являются законодательно запрещенными, с другой - приводят к столкновению интересов фирм-участников.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных