ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ
Написание сочинения по упражнению 177. Беседа по картине. – Рассмотрите репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро». Почему она так называется? Обоснуйте. – Какое это время года? Как вы догадались? – Как вы думаете, какая погода стоит за окном: теплая или холодная, солнечная или пасмурная? Обоснуйте. – Чем занимается девочка? – Опишите ее внешность и некоторые черты характера, используя синонимы из рамок, предложенные на с. 77. Обоснуйте. Составление плана. Учитель сообщает учащимся тему сочинения «Утро на картине». Цель – описать репродукцию картины Т. Н. Яблонской «Утро»; ответить на вопрос: почему художница показала это время суток именно таким или каким я воспринял(а) это утро? В соответствии с целью выделяются задачи: 1) подготовить вступление; 2) описать погоду, девочку, элементы интерьера; 3) составить заключение. Учащиеся самостоятельно составляют план сочинения. Затем несколько работ обсуждаются коллективно. Работа с языковым материалом. Подберите по 3 прилагательных для описания комнаты, изображенной на картине, воздуха, погоды, времени года, утра. Самостоятельная работа (написание сочинения). Урок 48. Морфемный и словообразовательный разбор слова Диктант (по упражнению 176). Самостоятельная работа с теоретическим материалом (с. 78). Упражнение 180. Творческая работа. – Послушайте отрывок из произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». О чем нам говорит название города и его жителей? Докажите.
Прибывши домой, головотяпы немедленно выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. – Выделите морфемный состав в названии города и его жителей. – «Говорящие» названия встречаются не только в произведениях писателей. Посмотрите на карту России. Произведите словообразовательный разбор слов: Волгоград, Иваново, Краснодар, Новгород, Новосибирск, Приморский (край). – А по названиям улиц, районов города можно определить его историю. Сейчас мы совершим небольшое путешествие по столице России – Москве. Я прочитаю вам сведения о происхождении названий улиц, переулков и т. п. Ваша задача – указать, от каких слов они произошли, сделав их словообразовательный разбор (в скобках указать способ образования). Начнем с того, что в Москве до сих пор сохранилась память о болотах и грязи, о чем-то догородском: Болотная площадь, Полянский рынок, Девичье поле, Воронцово поле, Моховая. От Москвы шли дороги на другие города: на Тверь – Тверская, на Серпухов – Серпуховская, на Дмитров – Б. Дмитровка, на Калугу – Калужская, в Орду – Ордынка. Москву населяли всевозможные инородцы и иноземцы, переселенцы. Посадские люди из Смоленска назывались мещанами, отсюда Мещанская, псковичи дали Псковский переулок, затем Немецкая, Татарская, Армянский переулок и т. д. Но особенно прочный след оставила жизнь экономическая. Вся Москва, заселенная ремесленными цехами, занятая государственными службами, именовалась по слободам и дворам – Кожевниками, Садовниками. Гончарная – слобода гончаров. Басманная – от слова басма – тиснение по серебру и золоту. Переулки Скатертный, Чашников, Калашный, Ножовый, Столовый, Хлебный и наконец Поварская улица – все одно к одному свидетельствует о своем историческом прошлом: это слободы дворцового люда, работавшего на государевых кормовых, сытенных и других дворах. Итак, идя по современной Москве, прочитывая названия ее улиц и переулков, мы переносимся в Москву средневековую. Мы находим следы группировок в этом древнем городе: в Замоскворечье – орда и татарщина с их толмачами (Толмачевские переулки сразу за Москвой-рекой); толмачи – устные переводчики; рядом с Ордынкой – военная часть города: Казачий переулок, Лучники. В окрестностях Поварской – поварских и кухонных дел мастера. (Из книги М. А. Рыбниковой «Введение в стилистику».) Упражнение 181. Итог урока. – Что общего и различного в морфемном и словообразовательном разборах? – Для чего нужно уметь вычленять части слов? Домашнее задание: исследуйте 5–6 названий улиц, площадей и т. п. своего города, запишите их, произведите морфемный и словообразовательный разбор. По выписанным названиям составьте небольшой рассказ о своем городе. Примечание: чтобы домашнее задание было выполнено более качественно, учитель может организовать для учащихся экскурсию по городу. Урок 49. Повторение Форма: игра «Круглый стол». Класс делится на 4–5 групп. В каждой группе выбирается капитан. Игра состоит из 4 этапов. Каждый этап – из 3 уровней. 1-й уровень – обсуждение. Каждая группа с помощью учебника и наглядных пособий готовит ответ на вопрос, поставленный учителем. Затем группа, подготовившаяся первой, представляет свой ответ классу. Остальные могут делать поправки или добавлять информацию. Ответ оценивается по 5-балльной шкале. 2-й уровень – индивидуальная работа. Каждый ученик самостоятельно выполняет задание, предложенное учителем. Задания написаны на отдельных пронумерованных листочках, которые получают и раздают командам капитаны. У каждого капитана есть таблица, в которой он фиксирует номер листочка ученика на каждом этапе.
Нумерация листков нужна для того, чтобы учащиеся при взаимопроверке объективно оценивали работу своих коллег. 3-й уровень – взаимопроверка. Группы обменивают выполненными заданиями для взаимопроверки. Затем в классе проходит обсуждение, при котором выявляются правильные ответы. Подсчитывается количество правильных ответов в каждой группе и присуждается соответствующее количество баллов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|