Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность стратегического подхода к муниципальному управлению




Отличие стратегического подхода от тактического подхода к развитию муниципалитета связано с рядом объективных моментов.

Самое главное при этом состоит в том, что стратегия отвечает на вопрос «что делать?» при понимании того, «зачем это делается?», тогда как тактика отвечает на вопрос, «как это сделать?».

Стратегическое управление отвечает на вопрос о том, каким способом можно строить прогнозы, как соотносить желаемое будущее состояние с сегодняшней ситуацией, как разрабатывать планы и достигать поставленные цели.

Стратегический подход к муниципальному управлению означает взаимоувязанное управление состоянием и управление изменением (развитием). Стратегический подход – антипод существующему во многих муниципалитетах приоритету решения текущих, повседневных задач.

Вопросы текущего функционирования и вопросы развития муниципального образования тесно взаимосвязаны. В то же время, между текущими и перспективными задачами, между сохранением равновесия и его нарушением существует объективное противоречие. Сложность его разрешения определяется не только ограниченностью ресурсов в каждый данный момент времени, но и сопротивлением существующих структур управления и работающих в них руководителей и специалистов любым изменениям и преобразованиям, затрагивающим их интересы. По этой причине не внедрялось и продолжает тормозиться внедрение множества ценных инициатив во всех областях человеческой деятельности, в т.ч. и в муниципальном управлении.

Сущность стратегического подхода к муниципальному управлению составляет переход от приоритета краткосрочных целей к приоритету долгосрочных целей, от ориентации на решение текущих задач к ориентации на решение перспективных проблем.

Целостная система стратегического управления муниципальной деятельностью предполагает наличие в муниципальном образовании ее важнейших компонентов, представленных на рис. 2.

  Компоненты системы стратегического управления  
   
Принята идеология (философия) стратегического управления   Преобразована организационная структура управления
     
Создана концепция перспективного развития   Распределены роли и функции между органами и уровнями управления развитием
     
Определены долгосрочные цели и ориентиры развития   Разработано методическое и информационное обеспечение
     
Определены этапы и способы достижения стратегических целей   Созданы специальные органы и структуры по координации и контролю за реализацией стратегии развития
     
Подобран, обучен и эффективно расставлен персонал управления развитием    
         

Рисунок 2. Компоненты системы

стратегического управления муниципалитетом

 

Таким образом, понятие «стратегическое управление» значительно шире понятия «стратегическое планирование». Второе является лишь одной из составных частей первого.

Схема стратегического управления муниципальной деятельностью может быть представлена в виде четырех блоков (рис.3):

1. Блок целеобразования и целеполагания

2. Блок нормативно-правового проектирования

3. Блок организационного проектирования

4. Блок планирования.

 

Блок целеобразования и целеполагания   Выработка общей стратегии развития. Разработка на ее основе частных муниципальных политик, программ и проектов
   
Блок нормативно-правового проектирования   Формирование системы нормативно-правовых актов (постановлений, решений и т.д.), гарантий и норм их реализации
   
Блок организационного проектирования   Формирование системы органов власти и управления, за которыми закрепляется определенный набор задач и функций
   
Блок планирования   Разработка плана действий по достижению стратегических целей развития муниципального образования

Рисунок 3. Схема стратегического управления

муниципальной деятельностью

 

Целеобразование и целеполагание – это выработка общей стратегии развития муниципального образования и разработка на ее основе частных муниципальных политик, программ и проектов. Иногда говорят, что целеполагание – есть опережение реальности, выход за ее рамки в желаемое будущее.

Нормативно-правовое проектирование – формирование системы нормативно-правовых актов (постановлений, распоряжений, регламентов, процедур, инструкций, предписаний и т.д.), социальных гарантий и норм их реализации. Любые замыслы и программы, не доведенные до уровня обязательных для исполнения нормативно-правовых актов, неизбежно погибают.

Организационное проектирование – формирование системы органов управления или организационных структур, за которыми закрепляется определенный набор задач и функций. Без наличия таких структур реализация стратегических задач будет невозможной.

Планирование – разработка плана действий по достижению стратегических целей развития муниципального образования, в котором должны быть обеспечены увязка деятельности всех организационных структур во времени и их взаимодействие, направленное на эффективное использование и приращение экономических, пространственных, человеческих и иных ресурсов территории

Основная проблема здесь заключается в сложности достижения баланса между этими типами работ и их синхронизации. Наиболее характерной ошибкой является разрыв между смыслом и содержанием стратегического управления (блок целеполагания) и организационным проектированием. Когда стратегическое управление осуществляется властными структурами, вопрос об организационных механизмах его реализации становится особенно важным. Структуры управления наиболее консервативны, их восприимчивость и самонастройка на новые цели и типы задач, новые методы работы довольно низки. Каждый раз при возникновении ситуации, требующей инновационных подходов, ее развитие упирается в необходимость производить серьезные изменения в организационных структурах.

Иногда создаются фиктивно-демонстрационные реорганизации структур управления. Типичная ситуация: новая функция или новая задача – новое рабочее место или новое структурное подразделение. Однако зачастую более эффективное решение состоит в изменении приоритетов в работе действующих структур, функциональных связей, организации рабочих мест, повышении квалификации сотрудников, т.е. в создании нового ресурса за счет чисто организационных изменений.

Самое простое на первый взгляд решение – создать под новую задачу новую организационную структуру без системного взгляда на всю структуру управления, не даст ожидаемого эффекта. Скорее наоборот, новое структурное подразделение как органически чуждое существующей организационной структуре отторгается ею, а сама новая задача компрометируется неспособностью руководства реализовать ее.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных