Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сравнительный анализ традиционного и стратегического подходов к муниципальному управлению




Традиционный подход Стратегический подход
Приоритет целей
Краткосрочные Долгосрочные
Предмет ориентации
Задачи Проблемы
Взаимоотношения с населением
Подчинение Понимание
Участие населения в решении местных проблем
Пассивное Активное
Характер деятельности местной власти
Закрытый Открытый (публичный)
Характер принятия решений
Социально-корпоративный Нормативно-правовой
Характер использования ресурсов
Акцент на распределение имеющихся ресурсов Акцент на приращение ресурсов
Мобилизационное использование Плановое приращение и использование
Тип планирования
На основе ситуационных решений Перспективное планирование с опорой на поддержку населения
Тип структуры управления
Ведомственный (линейно-функциональный) Программно-функциональный

Источник: Система муниципального управления. Учебник для вузов // под ред. В.Б.Зотова. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2006 - 2-е изд., доп. и перер., с. 196

 

В конкретных сферах управления подобный переход на рельсы стратегического управления, означает следующее.

1. В сфере взаимодействия власти и населения - переход:

· от жесткой административной иерархии к равноправию и сотрудничеству;

· от опоры на административные (принудительные) рычаги власти к опоре на авторитет и влияние власти;

· от подчинения к пониманию;

· от пассивного к активному участию населения в решении местных вопросов;

· от закрытого к открытому характеру деятельности местных органов власти;

· от социально-корпоративного (лидер и его команда на основе собственных представлений и интересов) к нормативно-правовому характеру принятия решений, к четким регламентам и процедурам.

2. В сфере использования ресурсов - переход:

· от акцента на распределение имеющихся материальных, финансовых и других ресурсов к акценту на приращение этих ресурсов на основе стратегического планирования и управления;

· от мобилизационного использования ресурсов (на сегодняшние, текущие неотложные нужды) к плановому типу приращения и использования ресурсов.

3. В сфере планирования - переход от акцента на принятие оперативных (ситуативных) решений к перспективному планированию, опирающемуся на поддержку населения.

4. В сфере организации и структуры управления - переход:

· от раздельного решения вопросов функционирования и вопросов развития к совместному, согласованному их решению;

· от ведомственного к программно-функциональному типу структуры управления.

Разделение планирования на текущее и стратегическое – одна из важнейших особенностей современной теории управления.

В отличие от текущего, стратегическое планирование предполагает учет влияния внешней среды на современное и будущее состояние муниципального образования, его сильных и слабых сторон (недостатков и преимуществ) и активное использование этой информации для определения стратегии развития. Стратегическое планирование является важнейшей составной частью общей системы стратегического управления муниципальным образованием.

Необходимость стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований все больше осознается органами местного самоуправления. В то же время ряд руководителей муниципальных образований считает, что в условиях непредсказуемости политики крупных градообразующих предприятий, острого дефицита бюджетов и постоянно меняющейся законодательной базы (в т.ч. в налоговой и бюджетной сфере) заниматься стратегическим планированием не имеет смысла. Недостаток опыта стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований приводит к тому, что разработанные концепции и стратегические планы иногда носят декларативный характер, отсутствуют механизмы их реализации.

Недоучет стратегических факторов может привести к серьезным последствиям для муниципального образования, особенно если требуется структурная перестройка экономики территории. Такая перестройка может возникнуть, например, в связи с исчерпанием запасов полезных ископаемых, снижением потребности в продукции градообразующего предприятия утрата конкурентоспособности его продукции в результате старения технологии и оборудования, сокращения государственного заказа и т.п. Следствием этого являются массовая безработица в муниципальном образовании, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности. Поэтому одна из важнейших задач стратегического планирования – предвидение грядущих перемен и своевременное принятие необходимых упреждающих решений.

Ниже подробнее будут рассмотрены особенности основных документов в сфере комплексного социально-экономического развития муниципального образования, каковы являются концепция социально-экономического развития и разрабатываемая на ее основе комплексная программа (стратегический план) социально-экономического развития. Может быть разработан и один обобщающий документ. Здесь же необходимо охарактеризовать принципы и элементы стратегического управления.


Принципы и элементы стратегического планирования. Требования к выбору показателей стратегического развития

Принципы стратегического планирования

Концепция стратегического планирования была разработана для крупных международных корпораций для создания эффективных стратегий по завоеванию новых рынков и обеспечению «сильных» конкурентных позиций. Позднее данный подход был перенесен на уровень муниципального управления.

При этом стратегическое планирование, в современном понимании, есть определение миссии и стратегических целей муниципалитета, согласование интересов основных субъектов, агентов и стейкхолдеров в отношении «будущего территории», принятие на себя обязательств и ответственности за реализацию стратегии развития.

Эффективное управление процессом стратегического планирования требует соблюдения ряда нижеследующих принципов.

1. Нацеленность и мотивация процесса стратегического планирования. Определенность целей разработки Стратегического плана, понимание для чего разрабатывается план, определенность целевых групп, на которые ориентирован Стратегический план.

2. Определенность. Наличие сформулированной, зафиксированной и одобренной методики работы над Стратегическим планом.

3. Четкость и последовательность этапов разработки Стратегического плана. Наличие и соблюдение графика выполнения работ по разработке Стратегического плана.

4. Вовлеченность стейкхолдеров. Представленность муниципальных (городских) стейкхолдеров в организационных структурах стратегического планирования и активность их участия в работе тематических комиссий.

5. Профессионализм. Участие профессиональных консультантов по стратегическому планированию; использование современных технологий групповой работы.

6. Вовлеченность местного сообщества. Учет и изучение общественного мнения при разработке Стратегического плана, информированность общественности, вовлечение различных социальных групп в обсуждение видения будущего муниципалитета, его миссии.

7. Устойчивость. Закрепление организационных структур стратегического планирования и регулярность их заседаний, наличие графика таких заседаний; наличие муниципального нормативно-правового акта «О стратегическом планировании»; участие первых лиц муниципалитета (города) в составе организационных структур стратегического планирования и их работе.

8. Воспроизводимость и нацеленность на реализацию. Наличие методики мониторинга, наличие организационных структур, ответственных за реализацию отдельных мер, программ, проектов Стратегического плана (институциональная база).

Управление процессом стратегического планирования требует сильного лидера, умения нахождения компромиссов, жесткости в соблюдении графика работы при больших масштабах вовлеченности разнородных участников.

Элементы стратегического планирования

Стратегическое планирование подразумевает управление, ориентированное на достижение желаемого состояния муниципалитета в долгосрочной перспективе. При стратегическом управлении и оперативные решения принимаются с учетом выбранной стратегии развития муниципалитета. Основой планирования являются: ориентация на перспективный облик муниципалитета, эффективное использование имеющихся потенциалов, усиление положительных тенденций и предпосылок, концентрация усилий на приоритетных направлениях деятельности.

Можно обозначить несколько элементов, используемых при формировании Стратегического плана.

а) Современный облик муниципалитета – описание (модель) муниципалитета в текущий момент времени. Чтобы его выполнить, производится анализ преимуществ и недостатков как экономики территории в целом, так и отдельных кластеров и отраслей. Понимание сравнительных преимуществ и недостатков позволяет заглянуть вперед поверх сегодняшних трудностей и критически оценить будущее.

б) Перспективный облик муниципалитета – описание (модель) муниципалитета в будущем (в долгосрочной перспективе) как результата стратегического управления развитием территории. Обычно формулируется перспективное видение муниципалитета (города) на ближайшие 10 лет и далее. Это видение включает, как правило, ряд бесспорных элементов – высокий жизненный стандарт, основанный на высокой производительности труда, рост занятости, диверсифицированная сильная экономика, хорошее качество жизни. Но при этом следует учитывать, что перспективный облик не может дать точной и детальной картины будущего вследствие нестабильности внешнего окружения и долгосрочности периода планирования.

в) Внутренняя среда муниципалитета (города) – анализ внутренней среды направлен на выделение «сильных и слабых сторон», проводится анализ имеющихся острых социально-экономических проблем и выделение порождающих их условий, анализируются имеющиеся социальные, экономические и культурные ресурсы, выделяются возможные направления и «точки» потенциального роста.

г) Внешняя среда муниципалитета (города) – анализ внешней среды направлен на выделение в окружающем мире тенденций потенциально благоприятных или угрожающих будущему муниципалитета, создающих возможные угрозы или предпосылки развития.

д) Стратегия – система действий по достижению желаемого состояния муниципалитета в долгосрочной перспективе. Стратегия учитывает имеющийся потенциал муниципалитета и существующие предпосылки для его реализации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных