Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взаимосвязь социально-экономического развития государства и муниципальных образований




Планомерное развитие общества – одно из основных достижений человеческой цивилизации. В странах с развитой рыночной экономикой стратегическое планирование уже давно выступает действенным инструментом государственного регулирования экономики и социального развития.

В основе социально-экономического развития СССР лежали государственные пятилетние планы, составной частью которых были планы развития макрорегионов (крупных экономических районов), отраслей народного хозяйства, территориально-производственных комплексов, республик, краев и областей и отдельных локальных территорий (нынешних муниципальных образований). Эти планы были увязаны по срокам, объемам выделяемых капитальных вложений, мощностям строительных организаций, поставкам оборудования и т.д. Основные мероприятия планов развития финансировались и осуществлялись соответствующими министерствами и ведомствами. Для городов разрабатывались и утверждались генеральные планы развития на срок до 15-20 лет. Хотя эти планы зачастую вели к неэффективному использованию ресурсов в угоду отраслевым интересам и практически никогда не выполнялись в полном объеме, они все же служили определенными ориентирами развития.

При переходе России к рыночной экономике и многообразию форм собственности прежняя система всеобщего директивного планирования социально-экономического развития страны и отдельных территорий, особенно стратегического планирования, была разрушена. В начале 1990-х гг. был выдвинут тезис о несовместимости рынка и плана. Однако вскоре стало очевидно, что необходима не отмена всякого планирования, а лишь переход от прежних методов директивного планирования к прогнозированию и индикативному планированию.

Некоторое время управление социально-экономическим развитием России регулировалось Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»[6]. В законе содержались положения о необходимости проведения на федеральном и региональном уровнях работ прогнозно-аналитического характера, формирования концепций и программ развития. Закон декларировал, что результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития РФ должны использоваться органами законодательной и исполнительной власти при принятии конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Принятый Государственной Думой 20 июня 2014 года, одобренный Советом Федерации 25 июня 2014 года Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" декларирует наличии системы стратегического планирования в РФ, понимая под системой «стратегического планирования - механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения»[7].

Таким образом, подчеркивается, что политика социально-экономического развития государства должна быть основана на взаимосвязи и взаимообусловленности развития страны в целом, отдельных регионов и муниципальных образований. Особенно важна взаимосвязь задач регионального и муниципального развития, поскольку любой хозяйственный комплекс, являющийся объектом регионального планирования, дислоцируется на территории какого-то конкретного муниципального образования. Именно здесь протекают основные процессы социально-экономического развития. Поэтому принципы региональной политики государства, регионального планирования могут служить методологической базой для планирования социально-экономического развития муниципальных образований.

Региональное прогнозирование и планирование должно предусматривать экологически обоснованное размещение производительных сил, что напрямую затрагивает интересы муниципальных образований. Без разрешения противоречия между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия говорить об устойчивом развитии муниципальных образований не приходится.

Механизмом реализации задач социально-экономического развития всей страны и отдельных территорий служат федеральные, региональные и муниципальные целевые программы. Средства на реализацию целевых программ отражаются в бюджетах всех уровней. Муниципальные образования, на территории которых реализуются мероприятия федеральных и региональных целевых программ, могут получать соответствующие инвестиции из федерального и регионального бюджетов (подробнее вопросы реализации региональных программ, как инструмента реализации стратегии развития муниципальных образований, будут рассмотрены в гл.4).

Полномочия органов власти в сфере стратегического планирования

К полномочиям органов государственной власти России в сфере стратегического планирования, согласно ст.4 ФЗ-172, относятся:

1) установление принципов организации и функционирования системы стратегического планирования;

2) определение порядка осуществления стратегического планирования;

3) определение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также способов и источников ресурсного обеспечения их достижения;

4) формирование комплекса мероприятий, направленных на достижение приоритетов социально-экономической политики и целей социально-экономического развития Российской Федерации, решение задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

5) установление общих требований к содержанию документов стратегического планирования, к последовательности и порядку их разработки, корректировки, рассмотрения и утверждения (одобрения);

6) установление порядка координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере стратегического планирования;

7) обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, включая согласованность утверждаемых ими целей и задач деятельности органов государственной власти, показателей достижения этих целей и решения этих задач;

8) разработка и утверждение (одобрение) документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

9) методическое обеспечение стратегического планирования;

10) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) федеральными органами государственной власти;

11) иные полномочия в сфере стратегического планирования, отнесенные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации в сфере стратегического планирования, согласно ст.5 ФЗ-172, относятся:

1) определение в пределах полномочий субъектов Российской Федерации приоритетов социально-экономической политики, долгосрочных целей и задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации;

2) установление требований к содержанию документов стратегического планирования, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации, порядку их разработки, рассмотрению и утверждению (одобрению) с учетом положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

3) разработка и утверждение (одобрение) документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации;

4) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации;

6) установление порядка осуществления стратегического планирования в субъектах Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона;

7) участие в формировании документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализуемых на территориях субъектов Российской Федерации;

8) иные полномочия в сфере стратегического планирования, отнесенные в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования, согласно ст.6 ФЗ-172, относятся:

1) определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

2) разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления;

3) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления;

4) иные полномочия в сфере стратегического планирования, определенные федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами.

Особую роль в социально-экономическом развитии государства и регионов играет стимулирование развития муниципалитетов, особенно, -городов, располагающих крупным экономическим, инвестиционным и научно-техническим потенциалом и могущих стать «локомотивами» и «точками роста» экономики соответствующих субъектов РФ.

 


[1] Подробнее см. Система муниципального управления. Учебник для вузов // под ред. В.Б.Зотова. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2006 - 2-е изд., доп. и перер., с. 155-199; Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. М.: Дело, 2000.

[2] Минакир П.А. Системные трансформации в экономике / П.А.Минакир. – Владивосток: Дальнаука, 2001

[3] Подробнее см. Система муниципального управления. Учебник для вузов // под ред. В.Б.Зотова. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2006 - 2-е изд., доп. и перер., с. 177-190

[4] См. сайт фонда Институт экономики города (http://www.urbaneconomics.ru)

 

[5] Ткачев С.А., Нестерова Е.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований в современных условиях (http://koet.syktsu.ru/vestnik/2009/2009-3/7/7.htm); Система муниципального управления. Учебник для вузов // под ред. В.Б.Зотова. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2006 - 2-е изд., доп. и перер., с. 419-423; Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 20 июня 2014 года. Одобрен Советом Федерации 25 июня 2014 года. Вступил в силу: 11 июля 2014 г.

[6]Федеральный закон N115-ФЗ от 20.07.1995 "О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 28.06.2014 N172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"

[7] Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", ст.3, п.9.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных