ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
История политической мысли и стадии становления политической науки. Развитие политологии в Республике Беларусь.Современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, накопленных знаний, совершенствования методов анализа политической практики, преимущественно западной. Зададимся вопросом: когда же зародилась политология как наука о политике? Видимо, тогда же, когда политическая деятельность обрела право на самостоятельную жизнь. Это произошло в античной Греции приблизительно в V в. до н. э. Именно в это время два великих мыслителя, учитель и ученик, Платон и Аристотель дали начало двум основным направлениям развития политологии. Первое, нормативное направление связано с именем Платона. Он по праву считается отцом политологии, первым политическим теоретиком. Он создал модель идеального государства, где каждый гражданин играл свою роль и знал свое место в идеальном обществе. Второе, аналитическое направление в политологии связано с именем Аристотеля, ученика Платона. С позиций Аристотеля, задача политики как науки о государстве состоит в том, чтобы научить политического деятеля искусству государственного управления, показать ему, какое политическое устройство при данном состоянии общества является наиболее пригодным. Изначально политическая наука развивалась в рамках политической философии, истории и конституционного права. В дальнейшем, под влиянием растущего спроса на знания о политике, начали появляться специализированные научные и исследовательские учреждения. Академическая политическая наука возникла с открытием в 1857 г. американским профессором истории и политической экономии Френсисом Либером в Колумбийском колледже (переименованном позже в Колумбийский университет) кафедры политической теории и истории. В 1880 г на базе этой кафедры преемник Либера Джон Берлжес создал Школу политических наук. В конце XIX – начале ХХ вв. учебные и исследовательские политологические центры появились в Йельском, Гарвардском, Принстонском и других американских университетах. С 1889 г. в США начала действовать Национальная ассоциация политической и социальной науки, а в 1903 г. учреждена Американская ассоциация политической науки (ААПН). В этот же период процесс институционализации политической науки происходил и в Западной Европе. В 1871 г. в Париже создана Свободная школа политической науки (сегодня – Институт политических исследований Парижского университета), в 1895 г. открылась Лондонская школа экономической и политической науки, а в 1920 г. образована Берлинская высшая школа политической науки. Важную роль в развитии политической науки на данном этапе играло социологическое направление политических исследований, сосредоточившее внимание на взаимодействии политики с другими сферами общественной жизни. В этот период существенно приумножились научные знания о таких явлениях, как политические элиты, бюрократия, партии, проблемы демократии, власть. Завершение этого периода связано с деятельностью чикагской школы, представители которой (Ч. Мерриам, Дж. Кэтлин, Д. Истон, Г. Лассуэл, Г. Алмонд, Р. Даль, С. Верба и др.) широко внедряли эмпирические и количественные методы, тесты и лабораторные эксперименты, анкетные опросы, интервью, наблюдение, математическую статистику. После Второй мировой войны политология стала наукой, получившей мировое признание. В 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО в Париже был проведен Международный коллоквиум по проблемам политической науки с участием ведущих политологов Европы и Америки. В ходе этого мероприятия научным сообществом была достигнута договоренность об использовании термина «политическая наука» в единственном числе. Кроме того, странам – членам ООН было рекомендовано включить политическую науку в число дисциплин, обязательных для изучения в системах высшего образования. С 1949 г. действует созданная под эгидой ЮНЕСКО Международная ассоциация политической науки (МАПН), которая каждые три года проводит международные конгрессы. Основной вклад в развитие современной политической науки внесли такие теоретики, как Г. Алмонд, Р. Арон, Х. Арендт, С. Верба, Р. Даль, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Д. Истон, Г. Ласки, Г. Лассуэлл, А. Лейпхарт, Х. Линц, Т. Парсонс, Дж. Пауэлл, К. Поппер, Дж. Сартори, С. Хантингтон, Ф. Шмиттер, Й. Шумпетер и др. В советский период (1917–1991 гг.) в работах российских политологов Ф.М. Бурлацкого, А.П. Бутенко, А.А. Галкина, А.В. Дмитриева, Г.Х. Шахназарова, В.Н. Кудрявцева, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина и др. господствующими направлениями были марксизм-ленинизм в интерпретации советских партийно-государственных руководителей. В постсоветский период в России появились учреждения, ведущие фундаментальные исследования в области политической науки (Институт социально-политических исследований РАН, Институт сравнительной политологии и проблем рабочего движения РАН, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, университетские кафедры политологии). До 1989 г. в БССР как и в остальных советских республиках политология не признавалась самостоятельной наукой и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные политические исследования осуществлялись в рамках научного коммунизма, исторического материализма, истории КПСС, теории государства и права, государственного права зарубежных стран, однако их познавательные возможности были крайне ограничены. Развитию подлинной политической науки препятствовали догмы официального марксизма, идеологизация политики, изолированность советского обществоведения от мировой общественно-политической мысли. Ситуация начала меняться лишь со второй половины 80-х гг. ХХ в. по мере демократизации общества и трансформации политической системы. С 1989 г. было начато преподавание курса политологии в ряде ВУЗов БССР. В настоящее время в Республике Беларусь официально признан статус политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины, обязательной для изучения во всех высших и средних учебных заведениях. Созданы отечественные институты и центры политических исследований, ведется подготовка профессиональных политологов. С 1993 г. образована и действует Белорусская ассоциация политической науки. Таким образом, общество осознало необходимость и объективную потребность в развитии научной теории политики и ее практическом применении. Несмотря на определенные, вполне объяснимые трудности роста, политология постепенно занимает ведущее положение в системе общественных наук и оказывает все более заметное влияние на реальные политические процессы. 3. Политическая власть: понятие, структура, функции. Субъекты и объекты, ресурсы, способы и механизмы реализации власти. Легитимность и легальность власти. Функционирование политической власти в Республике Беларусь. Понятие политической власти. Одной из важнейших в политологии является проблема власти. Такая оценка определяется ее ролью в обществе и политике. Власть необходима прежде всего для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и относительной стабильности общества. Власть часто определяется как волевое отношение. Властвовать – значит налагать свою волю на волю других. Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности. Можно выделить следующие виды власти: экономическая и политическая; светская и церковная; законодательная, исполнительная и судебная; центральная, региональная, местная; государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т.д. Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важно учитывать соотношение политической и государственной власти. Ни политическая власть не сводится к государственной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и т.д., ни государственная – к политической. Государство выполняет и неполитические задачи, которые, однако, могут приобрести политический характер в силу тех или иных причин (школьное образование, язык обучения, экология и т.д.). Политическая власть – это возможность и способность политического субъекта оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства: авторитета, права, насилия. Субъект и объект – непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Субъектом власти может быть как индивидуум, так и коллективно действующее лицо: партия, комитет, совет, а также общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Обладание властью означает право действовать по своему усмотрению с использованием установившегося законодательства и организации. Это право представляет собой способность лица действовать или давать указания, после чего происходят изменения в существующем порядке вещей. Таким образом, субъектом власти может быть любой непосредственный носитель, агент власти, воплощающий активное, направляющее начало власти. С другой стороны, властные отношения, так же как и любые другие, подразумевают две действующие стороны: субъект и объект. Под объектом власти мы понимаем индивида, социальную группу, массу, класс, общество и т.д., то есть агента власти, на который направлено властное воздействие. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного повиновения. В принципе подчинение так же присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, является благоприятной питательной средой для деспотических режимов. Функции власти. К наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие: – руководство и управление, обеспечивающие выработку и проведение в жизнь единой для всего общества политической воли; – интегративно-регулятивная, связанная с организацией взаимоотношений субъектов политики, обладающих разнообразными политическими целями; – поддержание общественного порядка и стабильности; – выявление, ограничение и разрешение конфликтов; – достижение общественного согласия (консенсуса); – принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности; – управление делами общества. Разделение власти. Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов. Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную (духовную, жреческую) власти, власть государства и церкви. В самом светском государстве разделение профессиональных функций власти началось рано. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправлением), формировалась власть разных уровней с разными функциями. Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII веке. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку (сер. XVII в.), разделившему власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями. Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь. В ней отмечается, что государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Опыт истории показывает, что попытки одной из ветвей власти доминировать ослабляют государство и сводят разделение властей к чисто формальной процедуре. В таком случае реальной правящей силой может оказаться какая-либо иная сила, стоящая вне официальной структуры власти. Основания и ресурсы власти. Под основаниями власти принято понимать совокупность значимых для жизнедеятельности социальных субъектов факторов, на которые опирается правящая группа при осуществлении своего курса.Выделяют экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные основания власти и, соответственно, ее ресурсы. Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из них обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом). Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д. Государство, имея единый центр принятия решений, использует не только принуждение, но и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы. Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.). Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации. Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Механизм политической власти – это совокупность форм ее внешнего материализованного выражения. Реализация власти в различных масштабах имеет свои особенности. На микроуровне политики (в масштабах группы или межличностных отношений) власть может осуществляться через силу, принуждение, побуждение, убеждение, влияние, манипуляцию и авторитет. Механизмами осуществления власти на макроуровне политики (в масштабах всего общества) являются господство, руководство, управление, организация и контроль. Легитимность и легальность власти. По природе своей властные отношения основываются на взаимосвязи принуждения и согласия. Согласие характеризует легитимность власти. Легитимность означает такую власть, которая признается массами законной, а не просто навязанной им. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества. В политологии используется также термин «легальность власти». Легальность и легитимность – не одно и то же. Легальность власти – юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|