ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие, структура и функции политической системы общества. Политический режим как функциональный аспект политической системы. Сравнительный анализ типов политических режимов.Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы. Появление категории «политическая система» неразрывно связано с развитием системного анализа общества Т. Парсонсом. Впервые теория политических систем была детально разработана американским политологом Д. Истоном (р. 1911) в 50-60-е годы ХХ в. Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, К. Дойча и др. В современной науке понятие политической системы имеет два взаимосвязанных значения. В соответствии с первым, политическая система это искусственно созданная, теоретическая конструкция, позволяющая выявить и описать системные свойства различных политических явлений. Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики. Она применима к любому политическому образованию: в качестве политической системы может выступать партия, государство, профсоюз, политическая культура и т.д. Во втором, более конкретном значении, термин «политическая система» означает реальный сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе. В этом смысле политическая система – это социально-политический механизм, посредством которого принимаются и проводятся в жизнь обязательные для всех властные решения, обеспечивающие функционирование и развитие общества как единого организма, управляемого политической властью. Структура политической системы включает государство, политические партии, средства массовой информации, политические ассоциации и объединения, различных политических субъектов (группы и индивиды) и их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы. Основным элементом политической системы является институциональная подсистема, то есть совокупность институтов (государственных, партийных, общественно-политических), выражающих и представляющих различные по значимости интересы – от общезначимых до групповых и частных. Самым важным инструментом реализации общественных интересов является государство. Максимально концентрируя в своих руках власть и ресурсы, государство распределяет ценности и побуждает население к обязательному выполнению своих решений. Кроме государства в институциональную подсистему входят как политические (партии, группы давления), так и неполитические, но имеющие возможности влияния на власть и общество, организации, СМИ, церковь и др. Зрелость институциональной подсистемы определяется степенью дифференциации и специализации ролей и функций ее структур. Институты власти и влияния выполняют свои роли на основе различных норм (политических, правовых, нравственных и т.д.). Вся совокупность норм, регулирующих политические отношения, составляет нормативную подсистему. Нормы выполняют роль правил, на основе которых происходят политические взаимодействия. Нормы могут фиксироваться в форме законов, а могут передаваться из поколения в поколение в виде традиций, обычаев, символов. Следуя этим формальным и неформальным нормам, политические субъекты вступают во взаимодействия. Формы подобных взаимодействий, основанных на согласии или конфликтах, их интенсивность и направленность составляют коммуникативную подсистему. Система коммуникаций характеризует открытость власти, ее способность вступать в диалог, стремиться к согласию, реагировать на актуальные требования различных групп, обмениваться информацией с обществом. Политические взаимодействия обусловливаются характером культурно-религиозной среды, ее однородностью. Совокупность субкультур, конфессиональная система, определяющая приоритетные ценности, убеждения, стандарты политического поведения, политическая ментальность составляют культурную подсистему. Чем выше степень культурной однородности, тем выше эффективность деятельности политических институтов. Желаемые модели общества, отраженные в системе культурных ценностей и идеалов, определяют совокупность способов и методов реализации власти. Данная совокупность политических технологий составляет функциональную подсистему. Преобладание методов принуждения или согласия в реализации властных отношений определяет характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы его интеграции и достижения целостности. Все подсистемы политической системы взаимозависимы. Взаимодействуя друг с другом, они обеспечивают жизнедеятельность политической системы, способствуют эффективной реализации ее функций в обществе. Типология политических систем. Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, в зависимости от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные, считал Р. Арон (1905–1983); по характеру взаимодействия со средой – на открытые и закрытые. Марксизм делит политические системы по типу общественно-экономической формации на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и пролетарские (социалистические). Функции политической системы: целеполагание, руководство, управление политическими процессами, интеграция общества, мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей и поддержание порядка в обществе. Понятие политического режима. Политическая жизнь любого общества протекает в определенном режиме, который характеризует ее динамику. Категории «политическая система» и «политический режим» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая – как эта власть реализуется, как действуют данные институты (например, демократично либо недемократично). Политический режим характеризует содержательную сторону политического процесса, механизм политического властвования. Политический режим определяется формой государства, характером законодательства, фактическими полномочиями государственных органов власти, историческими традициями страны, международной обстановкой. Охарактеризовать политический режим, существующий в той или иной стране, это значит ответить на следующие вопросы: – кто и почему обладает властью в данном обществе? – как формируются органы государственной власти: через выборы и парламент, путем наследования или назначения сверху? – кто и как контролирует политическую власть? Являются ли носители властных полномочий практически бесконтрольными, контролируются ли только сверху или контролируются снизу? – каково положение средств массовой информации, какова степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата? – каковы юридическое и фактическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.)? – какими приемами и методами осуществляется политическая власть? – каковы степень участия и возможности для участия различных социальных слоев и групп в политической жизни общества? – как относится население к политическому участию: проявляет пассивность, индифферентность или большую активность; какие формы принимает это участие – организованные или стихийные, заорганизованные сверху или идущие естественно снизу? – каково состояние в обществе прав и свобод личности? – какими способами регулируются социальные и политические конфликты? Таким образом, политический режим – это совокупность способов, методов, средств, с помощью которых осуществляется власть в обществе. Выделяют три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Могут существовать и смешанные политические режимы: тоталитарно-авторитарный, авторитарно-демократический. Тоталитаризм. Хотя теория и практика тоталитаризма складываются лишь в середине ХХ века, идейные истоки этого явления уходят в глубокую древность. В политической мысли с античных времен весьма популярной была идея, что примирить различные интересы, сохранить целостность государства, его стабильность и тем самым достичь справедливости можно только с помощью сильного государства, мудрых правителей, которые будут управлять всеми социальными процессами. Так, для формирования нравственно совершенного человека, по Платону, необходимо правильно организованное государство, которое способно обеспечить общее благо. Государство жестко регламентирует все стороны жизни, в том числе частную жизнь, включая половую; утверждается унифицированная система воспитания (после рождения дети не остаются с матерями, а поступают в распоряжение специальных воспитателей). В более позднее время тоталитарные идеи разрабатываются в трудах Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина, Сореля и других мыслителей. Теория тоталитаризма складывается в 40 – 50-х гг. ХХ столетия. Наиболее полно она изложена в работах Т. Адорно «Авторитарная личность», Х. Арендт «История тоталитаризма», Н. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма», К. Поппера «Открытое общество и его враги», К. Фридриха и З. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия», Э. Фромма «Бегство от свободы», А. Хайека «Дорога к рабству» и др. В современной политической науке теория тоталитаризма широко используется при классификации политических структур. Что же конкретно понимается под тоталитаризмом? Тоталитаризм – это политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Исторически первой формой тоталитаризма стал политический режим, возникший в бывшем СССР после прихода к власти Сталина. Вторая форма тоталитарного строя – фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Третья разновидность тоталитаризма – национал-социализм. Как политический режим он возник в Германии в 1933 г. Современная политология выделяет следующие основные признаки тоталитарного политического режима: – монополия на политическую и все другие виды власти. Власть принадлежит политической элите во главе с всевластным и бесконтрольным лидером. Властные отношения отличаются жесткой централизацией, формирование персонального состава структур власти осуществляется через закрытые каналы, путем назначения сверху; – отсутствие узаконенного механизма смены политической власти, ротации кадров, смены лидеров; – превращение общественных организаций и движений в придатки государственных органов власти; – подавление оппозиции. Режим не признает никакой оппозиции, прав меньшинства и требует полного и беспрекословного подчинения, единогласия и единомыслия; – идеологизация всей общественной жизни. Официальная идеология признается единственно верной и носит обязательный для всех характер; – управление сознанием людей, программирование их ценностных ориентаций и образа мыслей. Для этого режима характерны монополия власти на информацию, полный контроль над СМИ; – ядро тоталитарной политической системы – партия нового, тоталитарного типа. Эта руководящая партия срастается с государством, осуществляет реальную власть в обществе; – наличие мощного аппарата социального контроля и принуждения (службы безопасности, милиция, армия и т.п.), массового террора или запугивания населения. Тоталитаризм – исторически обреченный строй. Это общество-самоед, не способное к эффективному созиданию, эффективному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счёт богатых природных ресурсов, накопленных ранее средств и сверхэксплуатации подавляющего большинства населения. Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к глубокому качественному обновлению, своевременному учету изменений, происходящих в мире. Авторитарный режим. Часто в массовом сознании авторитарный режим отождествляется с тоталитарным. И там, и здесь имеет место жесткая централизация, концентрация власти в одних руках или одном институте, преобладает односторонняя связь политико-управленческих структур и общества – она направлена сверху вниз. Выборность как таковая отсутствует, хотя выборы формально могут и проводиться. Должности в аппарате власти замещаются путем наследования, назначения либо кооптации. Законодательная, исполнительная, судебная власти фактически не разделены. Все они подчиняются единому центру. Политические противники подвергаются преследованию, вплоть до репрессий. Тем не менее авторитарный режим имеет ряд специфических черт, совокупность которых дает основание выделить его в качестве отдельного типа политического режима: – в условиях функционирования авторитаризма возможно существование ограниченного плюрализма; – правящая элита безраздельно господствует лишь в политической сфере. Политическая оппозиция запрещена. Однако авторитарный режим, как правило, не преследует инакомыслие и плюрализм мнений в неполитических сферах, например в сфере художественного творчества; – ограниченный характер репрессий, массовый физический террор, как правило, отсутствует; – если тоталитарный режим является по своей природе мобилизационным, который постоянно агитирует, сплачивает и организует население на различного рода кампании, то авторитарный режим ввиду отсутствия массовой поддержки не является таковым. Разновидности авторитаризма: партийные, военные, национальные, режимы личной власти. Демократический режим. Слово «демократия» пришло из греческого языка (kratos – власть, demos – народ) и означает «власть народа», «народовластие». Для демократии характерны следующие признаки: – признание народа первоисточником власти; – равенство всех перед законом и судом; – наличие у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод; – решение вопросов большинством путем голосования и право меньшинства на защиту своих интересов, равные возможности участия в политической жизни для всех граждан; – разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; – выборность, подотчетность, сменяемость органов государственной власти, местного самоуправления; – право беспрепятственного контроля над деятельностью органов государства со стороны народа посредством СМИ, через формы прямой демократии и др.; – политический плюрализм и многообразие мнений. Однако ценность демократии не следует абсолютизировать. У нее немало критиков. Далеко не всегда просто решить, где и какое насилие необходимо для защиты демократии. Демократия будит социальную активность масс, но эта активность может носить как конструктивный, так и деструктивный, разрушительный характер. В условиях невысокой политической культуры населения политические силы, стремящиеся к власти, могут манипулировать общественным сознанием, сеять иллюзии, увлекать за собой массы привлекательными лозунгами, ложными обещаниями. Демократия открывает возможности для реализации эгоистических и эгоцентрических устремлений человека, может использоваться сильными и ловкими популистами, демагогами, способными увлекать массу для оттеснения от власти скромных и более разумных индивидов. К власти могут придти авантюристы, не способные к ответственной государственной деятельности лица. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|