ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СОВРЕМЕННОМ МИРЕ1. Государство как основной институт политической системы общества. Подходы к исследованию сущности и происхождения государства. 2. Формы правления и государственного устройства в современном мире. Основные институты власти. 3. Институты государственной власти в Республике Беларусь.
1. Государство как основной институт политической системы общества. Подходы к исследованию сущности и происхождения государства. Государство является основным институтом политической системы общества. Это обусловлено той социальной ролью, которую оно выполняет в структуре политических отношений. Государство концентрирует в себе властные отношения, затрагивающие в той или иной мере интересы и потребности всех членов общества. Оно выступает ведущим субъектом социально-экономического, политического и культурного управления обществом. Государство выступает в качестве основного средства осуществления политической власти. Это обстоятельство придает ему статус основного института политической системы. В качестве такового государство само обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции, характеризуется определенными формами устройства и типологическими чертами. От степени развитости государства, условий, форм, методов его функционирования в решающей мере зависит качество политической жизни, уровень демократизма общества. Наибольшее развитие демократические формы политической жизни получают в правовом государстве и гражданском обществе. Как политический институт государство возникает на раннем этапе, в период разложения родового строя. Однако сам термин «государство» впервые появляется в Новое время в Европе. Сначала он укореняется в Испании («estado») и во Франции («etat»), позднее – в Германии («Staat»). Понятие "государство" в политической литературе чаще всего употребляется в двух значениях. Во-первых, государство рассматривается как общность людей, проживающая на определенной территории и организуемая органами государственной власти. Во-вторых, государство понимается как система организаций, учреждений и институтов, обладающих верховной властью на данной территории. В этом значении оно рассматривается как совокупность разнообразных связей между самими органами государства, между ними, политическими и общественными объединениями, между органами государства и гражданами. Государство – основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей. Это особая организация политической власти, обладающая суверенитетом и придающая своим велениям общеобязательный характер. Существуют различные подходы к исследованию государства: – политико-философский, при котором государство рассматривается как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение «общих дел», регулирование взаимоотношений правителей (власти) и народа; – классовый, согласно которому государство есть порождение общества на классы и орудие господства одного класса над другим; –юридический (правовой) подход, исследующий государство как источник права, своеобразную иерархию законов, скрепленных властным суверенитетом. Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику государства как политического института. Государство всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых общеисторических признаков. Признаки государства – это та основа, без которой государства не может быть. Необходимыми и достаточными признаками государства являются: – территория – она составляет физическую, материальную основу государства; – население – совокупность людей, проживающих на данной территории; население без государства может существовать, а государства без населения не может быть; – наличие специального государственного аппарата, с помощью которого осуществляются руководство и управление различными сферами общества; – суверенитет – независимость и верховенство государства. – власть. Государство обладает монопольным правом на издание законов, на применение принуждения, на взимание налогов, право на эмиссию денежных знаков. Место и роль государства определяются его функциями, которые отражают основные направления деятельности государства. Традиционно их подразделяют на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся: обеспечение законности и правопорядка; хозяйственно-организаторская, социальная, культурно-воспитательная, образовательная функции. Внешние функции: защита экономических и политических интересов государства на международной арене, обеспечение обороны страны, развитие сотрудничества и интеграция с другими странами, участие в международном разделении труда. Когда и почему возникло государство? В научной литературе существует ряд концепций, объясняющих причины и способы создания государства: – теологическая ( А. Августин, Ф. Аквинский и др.), в рамках которой возникновение государства объясняется как акт воплощения божественной воли. В этой концепции оно трактуется как институт, дарованный Богом для организации жизни людей, а потому священный и неприкосновенный. По мнению известного средневекового мыслителя Ф. Аквинского, процесс утверждения государственности исключительно связан с «сотворением мира богом». Государство и власть – от бога. Основная цель государства – обеспечение условий для достойной жизни всех людей. Теории, представляющие государство как эманацию (от лат. – истечение) воли Бога, служили оправданию любых форм государственности, средств и методов политического правления. – патриархальная (Р. Филмер) теория, согласно которой государство возникает в результате соединения родов в племена, племен в большие общности, вплоть до государства; – теория общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) исходит из признания государства как результата своеобразного договора, заключенного между суверенным властителем и подданными. – теория насилия (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер), согласно которой государство появляется как организация победителей над побежденными. В XIX веке в Европе была популярной «теория насилия». Е.Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и другие считали классы и государство продуктом войн и завоеваний. Сторонники этой концепции утверждали, что государство возникает в результате насилия одного племени над другим. Оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным, чужим племенем, слабого племени, как правило, уже оседлого населения. – теория заимствования и подражания. Считалось, что государство образуется в одном каком-то месте, а оттуда в порядке заимствования распространяется по всему свету; – органическая теория (Г. Спенсер). Здесь государство рассматривалось как результат постепенной эволюции общества; – классовая теория (К. Маркс, В. Ленин) связывает возникновение государства с появлением частной собственности, общественного разделения труда, расколом общества на классы с непримиримыми интересами. Общественная организация, выходящая из родоплеменных форм организации коллективной жизни, становится государством, когда ее смысл и функции сводятся к защите экономических, политических и идеологических интересов группы, владеющей основными средствами производства. Развитие производительных сил и производственных отношений, составляющих в единстве общественно-экономический базис, создают потребность в соответствующих им теоретических взглядах, идеологических и политических институтах, нормах и т.д. Совокупность этих институтов образует надстройку, основным элементом которой является государство. Таким образом, факторы, влияющие на возникновение государства, очень разнообразны. В зависимости от конкретных исторических обстоятельств мог превалировать тот или иной фактор или действовать все одновременно.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|