ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Политическая партия – это идеологическая и организационная общность людей, созданная в целях завоевания, удержания и использования государственной власти или влияния на нее.Политическая партия – это совокупность субъектов, которые объединены идеологией, общими интересами, общими целями – стремлением к завоеванию власти. Партии возникают: 1. При переходе к буржуазному обществу. 2. Введение всеобщего избирательного права 3. При возникновении идеологий. 4. При появлении многообразия форм собственности и многообразии интересов различных социальных групп и классов. 5. При ограничении государственного вмешательства в общественную жизнь, утверждении политических свобод (слова, собраний, союзов). 6. Усложнение управления обществом с настоятельной необходимостью требовало расширения состава политической элиты. 7. Социальные слои и классы должны осознавать свои интересы, т.е. осознавать механизм их осуществления. Типология политических партий. 1. правящие и оппозиционные 2. мягкие и жесткие. Первые не требуют согласования позиций депутата в парламенте с позицией партии. Вторые (жесткие) предписывают своим парламентариям строгое соблюдение программных требований. 3. кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются свободным членством, опираются на профессиональных политиков. Массовые партии характеризуются многочисленностью, сравнительно жесткой организацией. 4 .правые и левые, реформистские и революционные. Правые ориентируются на реформистскую идеологию, а левые – на революционную. Первыми политологами, которые изучали проблемы политических партий, были М. Я. Острогорский (1854-1919) и Роберт Михельс (1876-1936). В своем трехтомном труде «Демократия и организация политических партий» (1898) М. Острогорский пришел к выводу, что образование политических партий стало следствием демократизации общественной жизни. Вместе с тем партии подвержены антидемократическим тенденциям. В любой массовой политической партии реальная власть со временем концентрируется в руках небольшой группы людей. Постоянство состава руководства партий ведет к унификации мышления, ликвидации индивидуальных особенностей, что значительно обедняет деятельность партии, снижает ее эффективность. Бюрократизация политических партий оказывает отрицательное влияние на всю политическую систему, в первую очередь на институты государственной власти (парламент, механизм выборов). Для недопущения этого М. Острогорский предлагал заменить постоянно действующие партии временными объединениями граждан, создаваемыми для достижения какой-либо конкретной цели. Р. Михельс развивал идеи Острогорского о бюрократизации политических партий, ввел понятие «олигархизация партии». Под ней он понимал формирование оплачиваемого аппарата партии, стабилизацию состава руководства, концентрацию власти в центре, снижение роли рядовых членов партии в принятии решений. Истоки олигархизации – не только в организационных началах, но также и в психологических качествах личности. Олигархические тенденции в развитии политических партий Михельс поначалу рассматривал как отрицательное явление, угрожающее демократии. Но впоследствии он пришел к выводу, что олигархизация является положительным процессом, вытекает из исторического опыта (вожди никогда не передавали власть массам, она переходила в руки других вождей). Поскольку, по мнению Михельса, партия представляет собой малую модель общества, то олигархизация характерна и для государственной власти, все граждане не могут участвовать в управлении государством. Политические партии как особый институт выполняют ряд функций, реализация которых также позволяет определить, действительно ли является партией называющая себя так организация. К таким функциям можно отнести следующие: – определение целей, задач и путей развития общества; – выявление, обобщение и представительство социальных интересов; – участие в формировании правящей элиты; – формирование общественного мнения, мобилизация граждан для участия в политическом процессе; – участие в борьбе за власть и ее осуществление в рамках институтов и процедур демократического общества; – осуществление контроля над властью. В зависимости от места, роли, характера организации и деятельности политические партии подразделяются на ряд нижеприведенных разновидностей: – по содержанию идейно-политических доктрин – коммунистические, социалистические, социал-демократические, клерикальные, экологические, либеральные (идеологический критерий); – по социальной сущности выражаемых партиями интересов – буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские, рабочие, национальные (функциональный критерий); – по отношению к существующей политической и социально-экономической системе – революционные (выступающие за радикальные преобразования), реформистские (стремящиеся к постепенным, в рамках существующих порядков, изменениям), консервативные (отстаивающие сохранение существующего строя), реакционные, действующие в целях восстановления предшествующей политической и социально-экономической системы (революционный критерий); – по характеру членства и участия членов партии в ее деятельности – кадровые (отсутствует официальное членство, партия действует преимущественно не через массу рядовых членов, а через профессиональных партийных функционеров, основная цель – победа на выборах, парламентская работа своих представителей) и массовые (фиксированное членство с уплатой взносов и обязанностями каждого члена активно работать в своей организации, постоянные совместные действия членов партии); – по месту в политическом процессе – парламентские (действуют главным образом в ходе избирательных кампаний и в парламенте) и авангардные, осуществляющие активную внепарламентскую деятельность, имеющую своей целью качественные преобразования существующих порядков (структурный критерий). Политические партии Республики Беларусь. Формирование многопартийности в новейшей истории Беларуси началось во второй половине 1980-х гг. Тогда действовало несколько десятков так называемых неформальных объединений, часть которых имели политическую направленность. В феврале 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР и аналогичные статьи в конституциях других республик, в которых утверждалась руководящая и направляющая роль КПСС и ее место как ядра всей политической системы. В декабре 1990 г. в СССР вступил в силу закон «Об общественных объединениях», а с марта 1991 г. началась регистрация политических партий. Первой 28 марта 1991 г. была зарегистрирована Объединенная демократическая партия Беларуси, образованная в ноябре 1990 г. на основе ряда организаций демократической направленности, критически оценивавших политику КПСС – КПБ. В октябре 1994 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О политических партиях». Для основания партии было необходимо не менее 500 человек. В статье 5 действующей Конституции Республики Беларусь отмечается, что политические партии содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Сформированная правовая база многопартийности и относительно высокая политическая активность первой половины 1990-х гг. привели к быстрому росту количества политических партий. В конце 1997 г. на территории Беларуси были зарегистрированы 43 политические партии. Однако с этого времени число партий стало сокращаться, и к концу 1998 г. их было 28, а через год их осталось лишь 17. Сокращение числа политических партий обусловливалось несколькими причинами. Во-первых, многие партии были чрезвычайно малочисленными, не имели своих структур на местах и фактически не вели никакой работы, поэтому Верховный суд принял решение считать их недействующими. Во-вторых, в соответствии с декретом Президента от 26 января 1999 г. проводилась перерегистрация политических партий и иных общественных организаций. Данный декрет увеличил количество учредителей одной партии с 500 до 1000 человек от большинства областей Беларуси и г. Минска. Многие партии не соответствовали данному требованию и перерегистрацию не прошли. В-третьих, произошло объединение некоторых мелких партий в более крупные. Большинство белорусских партий малочисленны, насчитывают от одной до трех тысяч человек. Самыми многочисленными являются Либерально-демократическая партия, Партия коммунистов Белорусская, Коммунистическая партия Беларуси, Республиканская партия, Аграрная партия. Единственным отличием двух упомянутых коммунистических партий является отношение к действующей власти: первая относится к ней критически, вторая поддерживает. По характеру своих программ партии Беларуси делятся на четыре группы: правые партии либеральной направленности; демократические центристские партии; партии левого толка (коммунистической Правые партии либеральной направленности выступают за развитие Беларуси по западному образцу (ускоренное внедрение основ капитализма и приватизация, введение западных общественно-полити-ческих институтов и ценностей), включение Беларуси в мировую цивилизацию, ориентация на сотрудничество со странами Западной Европы и США. Наиболее показательными в этом плане являются находящиеся в бескомпромиссной оппозиции к действующей власти партия «Белорусский народный фронт», Консервативно-христианская партия – Белорусский Народный Фронт, Объединенная гражданская партия. За развитие социально ориентированной рыночной экономики выступают демократические центристские партии. В их числе Либерально-демократическая партия, Аграрная партия, Белорусская партия женщин «Надзея», партия «Белорусская социал-демократическая Грамада», Республиканская партия, Аграрная партия, Белорусская социально-спортивная партия, Социал-демократическая партия народного согласия. Партии левого толка (Партия коммунистов Белорусская, Коммунистическая партия Беларуси, Республиканская партия труда и справедливости, Белорусская патриотическая партия) выступают за развитие социалистических отношений на основе советской модели с исправлением ошибок прошлого. К экологическим партиям относятся находящиеся в оппозиции Белорусская партия «Зеленые» и Белорусская экологическая партия зеленых «БЭЗ». Характерными чертами политических партий Республики Беларусь являются низкий авторитет среди народа (люди не интересуются политическими партиями), идентичность политических программ подавляющего большинства организаций, увлеченность критической деятельностью (критикуют друг друга, чем еще больше дискредитируют себя в глазах народа, не предлагая четких и конкретных мероприятий). Преодоление этих недостатков возможно путем укрупнения партий, выдвижения четких, конкретных программ, понятных народу, активизации повседневной работы среди народа. 3. Политико-электоральный цикл. Представительство и выборы. Политические выборы – это способ формирования органов государственной власти и управления путем свободного выражения воли граждан в соответствии с действующим законодательством. Несмотря на то, что подбор кандидатов ограничен лицами, выдвигаемыми определенными политическими силами, в подлинно демократических системах последнее решающее слово остается за избирателями. Существует несколько разновидностей выборов. В зависимости от уровня власти выделяют президентские, парламентские, а также выборы местных органов власти, должностных лиц и представительных органов субъектов федерации. По срокам проведения бывают очередные, внеочередные и дополнительные выборы. Назначение политических выборов проявляется в их функциях, к которым относятся следующие: – смена состава органов власти мирным путем; – представление интересов различных социальных слоев и групп населения на всех политических уровнях; – стабилизация политической системы путем ее легитимации, т. е. признания большинством граждан-избирателей; – повышение степени и расширение форм политического участия граждан; – рекрутирование политической элиты, изменение ее качественного состава; – формирование эффективной оппозиции, осуществляющей действенный контроль над правящей элитой. Выборы в каждой стране регламентируются избирательным правом. В широком значении избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в формировании выборных органов власти,процедуру организации, проведения и подведения итогов выборов, порядок отзыва депутатов. В узком значении избирательное право – это право избирать и быть избранным.Это закрепленное Конституцией либо иными законодательными актами государства право гражданина избирать депутатов в представительные органы, президентов, иных высших должностных лиц (активное избирательное право) и право быть избранным в представительные органы власти или на высший пост в государстве (пассивное избирательное право). Избирательное право демократических стран основано на принципах всеобщности, равенства, прямого (либо косвенного) и тайного голосования. Принцип всеобщего избирательного права означает, что все совершеннолетние дееспособные граждане имеют право избирать и быть избранными. Однако законодательство практически всех государств ограничивает данный принцип рядом цензов (от лат. census – оценка, счет), или условий. Первоначальной целью цензов на заре демократии было отстранение как можно большего числа граждан от участия в управлении страной. Однако цензы существуют и поныне. Наиболее распространенными цензами являются следующие: – возрастной ценз – это признание избирательных прав при достижении гражданином определенного возраста. Активное избирательное право предоставляется во всех странах лицам, достигшим совершеннолетия (в большинстве стран – с 18 лет, в Финляндии и Японии – с 20 лет, в Бразилии, Иране и на Кубе – с 16 лет). Для пассивного избирательного права данный ценз выше, особенно если это касается высшего поста в государстве: в Германии главой государства может стать гражданин по достижении 40 лет, в Беларуси и США – 35 лет. Депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь может быть ее гражданин, достигший 21 года, членом Совета Республики – в возрасте не моложе 30 лет. – ценз оседлости предусматривает предоставление избирательного права лицам, прожившим в стране или данной местности определенное время. Например, Президентом Республики Беларусь может быть ее гражданин, постоянно проживающий в стране не менее десяти лет непосредственно перед выборами. На место в Совете Республики может претендовать лишь гражданин, проживший на территории одной из областей или города Минска не менее пяти лет. – ценз гражданства означает, что в выборах могут участвовать лица, являющиеся гражданами данного государства в течение определенного срока накануне голосования. – о бразовательный ценз предполагает допуск к участию в выборах лиц, обладающих определенным уровнем образования. В Бразилии, например, не допускаются к участию в выборах неграмотные граждане. 5 Ценз пола – лишение избирательного права женщин. Ныне он применяется в ряде мусульманских стран, но до недавнего времени существовал и в Западной Европе. Был отменен во Франции в 1944 г., в Италии – в 1945 г., в Греции – 1956 г., Швейцарии – 1971 г., Лихтенштейне – 1984 г. – ценз дееспособности. Практически повсюду в выборах не участвуют лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными вследствие психического заболевания (умалишенные). – моральный ценз означает соответствие избирателя определенным нравственным и правовым требованиям. В Мексике лишаются избирательных прав злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах – лица, лишенные родительских прав. Во многих странах не имеют избирательного права граждане, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда. В Республике Беларусь не принимают участие в голосовании не только те, кто был признан преступником по суду, но также лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей (в следственных изоляторах). – должностной ценз не допускает избрание в представительные органы лиц, занимающих определенные государственные должности. В Беларуси депутатом Палаты представителей и членом Совета Республики не может быть Президент, судья. Член Совета Министров не может быть одновременно членом верхней палаты Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть одновременно депутатом местного совета. Одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом двух палат Парламента. – религиозный ценз означает обязательную принадлежность к определенной религии. К примеру, членами Иранского парламента могут быть избраны лица, исповедующие ислам. В Республике Беларусь существуют следующие цензы: возрастной, оседлости, гражданства, дееспособности, моральный и должностной. Принцип равных выборов основывается на следующих условиях: – равное число голосов у каждого избирателя; – создание государством равных условий для предвыборной агитации (бесплатные выступления в государственных средствах массовой информации, равные возможности проведения предвыборных собраний); – избирательные округа должны быть примерно равны по численности избирателей (или хотя бы населения). Принцип прямых выборов означает, что избиратели прямо (без посредников) избирают депутатов представительных органов, президентов. При косвенных (непрямых) выборах граждане избирают выборщиков, которым поручают от своего имени сделать окончательный выбор. Принцип тайного голосования исключает какой-либо контроль за волеизъявлением избирателя. Каждому из них гарантируется возможность собственноручно заполнить бюллетень одинакового для всех образца и собственноручно опустить его в урну. Этот принцип распространяется и на применяющееся ныне в ряде стран голосование с помощью компьютерных технологий. Избирательные системы и их черты. Порядок практической реализации избирательного права зависит от типа избирательной системы, действующей в конкретной стране. Избирательная система – это закрепленный законом порядок определения результатов голосования и распределения депутатских мандатов. В мировой практике наиболее распространены три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная В основе мажоритарной системы (от фр. majorite – большинство) лежит принцип большинства при определении результатов выборов. Избранным считается кандидат, получивший установленное законом большинство голосов избирателей. Существует две разновидности мажоритарной системы: мажоритарная система абсолютного большинства и мажоритарная система относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, как минимум 50 % плюс один голос. В случае большого количества кандидатов, желающих получить депутатский мандат, не всегда одному кандидату удается сразу набрать свыше 50 % голосов, поэтому проводится второй тур голосования, куда допускаются два кандидата, набравшие в первом туре больше всех голосов. Победившим считается кандидат, набравший большинство голосов. Мажоритарная система абсолютного большинства применяется в Австралии, Республике Беларусь на выборах президента и парламента и т.д. Одним из вариантов этой разновидности мажоритарной системы является преференциальное (от лат. praefero – предпочитаю), или предпочтительное, голосование. Избиратель в бюллетене со списком кандидатов распределяет их по своему усмотрению по пронумерованным местам. Если кандидат, набравший больше всех первых мест, не получает абсолютного большинства голосов, ему передаются первые места менее удачливого кандидата, а этому – голоса идущего за ним. Кандидаты, набирающие меньше голосов, исключаются из избирательного списка. В ходе такого исключения выявляется кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, что позволяет избежать второго тура и связанных с этим расходов. Особой разновидностью мажоритарной системы абсолютного большинства является система квалифицированного большинства, при которой для победы на выборах необходимо набрать свыше 2/3 или более 75 % голосов. Такая система применяется в Чили. На выборах по мажоритарной системе относительного большинства выигравшим считается тот кандидат, который набрал больше голосов, чем кто-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Такой порядок существует в Великобритании, Канаде, Новой Зеландии, США, с 2006 г. – в Республике Беларусь на выборах депутатов местных советов. Главное достоинство мажоритарных систем – учет мнения большинства избирателей определенного округа. Это предопределяет господство небольшого числа крупных партий, позволяет сформировать стабильное правительство. Кроме того, такие системы позволяют избирателю учесть личные качества конкретного кандидата, наладить устойчивую взаимосвязь с ним после избрания. Основным недостатком мажоритарных систем является то, что практически не учитывается мнение меньшинства избирателей, доля которых может приближаться к 50 %. Кроме того, мажоритарные системы могут не отражать реального соотношения между поддержкой партии по стране в целом и числом ее представителей в парламенте. Представители небольшой партии могут получить большинство в нескольких округах и завоевать ряд мест в парламенте. Крупная же партия, имеющая сторонников по всей стране, может и не набрать большинства ни в одном из округов, хотя фактически за нее могло бы проголосовать гораздо больше избирателей. Преимуществом мажоритарной системы абсолютного большинства является то, что победитель на выборах пользуется поддержкой абсолютного большинства избирателей. Специфическим недостатком этой системы является ее низкая результативность и высокая затратность, поскольку нередко приходится проводить второй тур, что связано с дополнительными расходами денег и времени. Достоинством мажоритарной системы относительного большинства является ее результативность (даже при равном количестве голосов все решает жребий или предпочтение отдается старшему по возрасту). Недостатком этой системы является то, что победителя на выборах может поддерживать весьма незначительная часть избирателей (теоретически, при наличии большого количества кандидатов – несколько процентов). Указанные недостатки мажоритарных систем в определенной степени преодолеваются пропорциональной системой. В ее основе заложен принцип прямой пропорциональности (прямого соответствия) между количеством поданных за партию голосов и числом полученных ее представителями мест в парламенте. От избирательного округа избирается несколько депутатов, такой округ называется многомандатным. Число получаемых партией депутатских мандатов (мест в парламенте) прямо пропорционально числу поданных голосов. Если в округе 10 мест, а партия получила 60 % голосов, она имеет право провести в парламент 6 своих представителей. Избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за представленные партийные списки. Существует ряд вариантов избирательных партийных списков. В системе закрытых (жестких) списков избиратели имеют право голосовать лишь за список конкретной партии целиком, а не за конкретного кандидата. Последовательность расположения их в списке определяет партия, согласно этой очередности они и получают депутатские мандаты. Если, к примеру, в партийном списке 7 кандидатов, а партия получила 3 мандата, они достанутся тем кандидатам, которые указаны в списке под номерами 1–3. Система полужестких списков предполагает голосование за партийный список целиком и гарантирует кандидату, возглавляющему его, обязательное получение мандата. Остальных кандидатов избиратель вправе распределить по своему усмотрению, проставив напротив их фамилий номера их очередности. Это учитывается при последующем распределении мандатов. Система открытых (свободных) списков предполагает голосование за партийный список целиком и распределение всех депутатских мандатов в соответствии с установленной избирателями очередностью. Для точного определения количества полученных партией мандатов устанавливается квота, т. е. минимум голосов, необходимый для избрания депутата. Квота определяется путем деления общего числа принявших участие в голосовании на количество депутатских мандатов по округу. Затем количество полученных данной партией голосов делится на величину квоты. Это позволяет соблюсти принцип пропорциональности. Данная избирательная система является самой распространенной: Италия, ФРГ, Швеция, Дания, Болгария и т. д. Главное достоинство пропорциональной системы в том, что она позволяет наиболее полно представить в парламенте фактическое соотношение партийных и политических сил в стране, учесть политические симпатии населения, обеспечить допуск к осуществлению политической власти даже небольшим партиям, создать условия для максимального соблюдения интересов меньшинства. Вместе с тем и эта система не свободна от недостатков. Во-первых, при наличии в парламенте представителей многих партий затруднено формирование стабильного правительства, принятие согласованных решений большинством голосов. Примером того, как эта черта пропорциональной системы проявляла себя, является Италия, где с 1945 г. сменилось более 50 правительств. С конца 1990-х гг. в этой стране вступили в силу поправки в избирательном законодательстве, в соответствии с которыми право формирования правительства получает партия или блок, набравшие в целом по стране при голосовании 50% плюс один голос по своим партийным спискам. Это позволило стабилизировать положение правительства. Кабинет С. Берлускони, инициатора реформ, пробыл у власти весь срок между очередными парламентскими выборами – 5 лет. Во-вторых, эта система не позволяет избирателям в должной мере оценить и учесть преимущества и недостатки конкретных депутатов. В-третьих, неоправданно возрастает роль партийных элит, которые получают право определять списки и очередность кандидатов. Для преодоления указанных недостатков используется разновидность уже упомянутой системы преференций. В Швейцарии и Люксембурге применяется панаширование (от фр. panachage – смешивание). Избиратели получают право отдавать предпочтения и голоса конкретным кандидатам не одного, а нескольких партийных списков, включать в список новых кандидатов. Чтобы не допустить в парламент представителей мелких, не имеющих влияния политических партий, устанавливается необходимый для получения мандатов минимум голосов, полученных партией по всей стране (в Германии – Для использования преимуществ мажоритарной и пропорциональной систем во второй половине XX в. была создана смешанная избирательная система. Суть ее в том, что половина депутатских мандатов распределяется по мажоритарной системе, а половина – в соответствии с пропорциональной системой. Каждый избиратель имеет два голоса: один он отдает за конкретного кандидата по одномандатному избирательному округу, другой – за список кандидатов от какой-либо политической партии. Эта система применяется в Германии, Грузии, Литве, до 2005 г. – в России. Она позволяет выявить наиболее влиятельные политические силы и соблюсти интересы меньшинства. Таким образом, смешанная система позволяет избежать отмеченные выше недостатки мажоритарной и пропорциональной систем, способствует укрупнению политических партий, формированию устойчивого правительства, сохранению реальной связи между избирателями и их депутатами. Технология выборов. Референдумы. Избирательная кампания, т. е. деятельность по организации, проведению и определению результатов выборов, включает следующих важнейших участников: органы государственной власти и управления, кандидатов (от лат. candidatus – домогающийся должности, претендент на пост) на выборные должности и стоящие за ними политические партии, граждан, пользующихся избирательным правом. Каждый из этих участников обладает своими строго определенными функциями. В компетенцию государства должно входить следующее: – назначение даты выборов (парламент назначает президентские выборы и наоборот); – определение перечня и границ избирательных округов и участков для голосования; – создание избирательных комиссий, ответственных за проведение выборов; – регистрация кандидатов в депутаты и президенты; – финансовое обеспечение выборов; – утверждение формы бюллетеней и их размножение; – охрана порядка в ходе выборов; – определение результатов голосования; – извещение избирателей об итогах выборов. Для кандидатов в депутаты и президенты предвыборная кампания включает следующие основные мероприятия: – выдвижение кандидатов, создание предвыборной программы. Порядок выдвижения кандидатов отличается в разных странах. В некоторых из них необходимо внесение избирательного залога – определенной денежной суммы. Если кандидат не выигрывает выборы, залог не возвращается. Кандидатов также могут выдвигать зарегистрированные политические партии и общественные организации на своих съездах. Возможно самовыдвижение кандидата через сбор определенного количества подписей избирателей. Такой порядок существует в Республике Беларусь. Для регистрации кандидата в Президенты необходимо не менее 100 тыс. подписей граждан республики. В некоторых странах выдвижение кандидатов проводится через первичные выборы, т. е. предварительное голосование, что позволяет определить наиболее популярных кандидатов перед назначением всеобщих выборов. Первичные выборы – праймериз (от англ. primary – первичный, первоначальный) – проводятся накануне всеобщих выборов президента в США. – выработка стратегии и тактики предвыборной кампании; – агитационные мероприятия среди избирателей; Участие избирателей в избирательной кампании включает следующие действия: – ознакомление с личностями и программами кандидатов, предвыборными программами партий и общественных объединений; – определение наиболее приемлемых вариантов выбора; – участие в процедуре голосования в день выборов. Несмотря на то, что подавляющая часть совершеннолетних граждан демократических стран обладает избирательным правом, далеко не все из них стремятся им воспользоваться. В развитых странах до 50 %, а иногда и больше, избирателей не являются в день выборов на избирательные участки. Подобное поведение называется абсентеизмом (от англ. absent – отсутствующий). Причины абсентеизма те же, что и политического неучастия: непонимание значения выборов для развития общества, для судеб каждого из его граждан, неверие в возможность воздействия на власть таким путем, стремление своим неучастием в выборах выразить протест, боязнь физической расправы или иного наказания и др. Широкое распространение абсентеизма может сорвать выборы, поэтому во многих странах установлен минимальный порог явки избирателей (25 %, 50 % плюс один человек от общего количества зарегистрированных по данному округу избирателей). В ряде стран введено обязательное участие в выборах, а также административная и даже уголовная ответственность за отказ голосовать. В Австралии, Италии и Бельгии за это налагается денежный штраф, в Австрии – денежный штраф или четырехнедельное заключение. В Республике Беларусь участие в голосовании во время выборов не является обязательным, основывается на осознанном, добровольном исполнении гражданского долга. Помимо выборов, формой прямого волеизъявления граждан является референдум (от лат. refero – сообщаю, referendum – то, что следует сообщить) – особый тип всенародного голосования, в ходе которого обладающие избирательным правом граждане дают ответ на важные государственные вопросы, имеющие решающее значение для дальнейшего развития общества, и по которым политикам необходимо знать мнение всей страны или региона. Референдум – инструмент прямой демократии, где каждый избиратель лично принимает участие в решении важнейших государственных дел (вопросов). Родиной референдума считается Швейцария, где уже с XVI в. проводятся референдумы. В зависимости от предмета голосования бывают конституционные и законодательные референдумы, на которых утверждаются конституция, законопроект либо поправки к ним. В зависимости от законодательного статуса выделяют обязательные и консультативные референдумы. Решения первых приобретают силу закона, обязательного для исполнения всеми. Результаты вторых принимаются к сведению органами государственной власти и могут учитываться (или нет) при вынесении решений. Особой разновидностью референдума является плебисцит (от лат. plebs – простой народ и scitum – решение, постановление), который проводится для решения территориальных вопросов, в частности, для выяснения мнения жителей какого-либо региона о том, в составе какого государственного образования они желают жить. Глава 2 Конституции Республики Беларусь определяет порядок проведения референдумов в нашей стране. Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. Республиканский референдум может быть назначен по инициативе Президента, по предложению обеих палат Национального собрания, по требованию не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и г. Минска путем сбора подписей. Назначает референдум Президент своим указом. Местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее десяти процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. В 1990-е гг. в Беларуси было проведено 4 референдума: 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении обновленного СССР; 14 мая 1995 г. (о статусе русского языка, об установлении новых Государственного флага и герба; о возможности досрочного прекращения Президентом полномочий Верховного Совета; об интеграции с Россией); 24 ноября 1996 г. по двум альтернативным (Президента и группы депутатов Верховного Совета) проектам Конституции страны; 14 октября 2004 г. (о новой редакции ст..81 ч.1: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|